Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Определение степени с целым отрицательным показателем.

Интегрированный урок: математика+ астрономия.

Цель урока: 1) повторить свойства степени с натуральным показателем, свойств степени; 2) ввести понятие степени с целым отрицательным показателем; 3) показать связь алгебры и астрономии; 4) формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

Оборудование: доска, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Повторение свойств степени.

Задание 1. Отгадайте ребусы. (астрономия, степень)

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.»

Так наш великий учёный и поэт Михайло Ломоносов, гениальный сын русского народа, кратко и выразительно сформулировал представление о бесконечности вселенной, являющейся перед нами в виде ночного звёздного неба. Сколько тысячелетий это звёздное небо приковывает взоры человека. В путешествии по небесным просторам среди бесчисленных звёзд и туманностей легко заблудится, если нет под рукой карты и каталога. Людей, которые измеряли координаты звёзд, в древности называли звездочётами. Сегодня таких людей называют астрометристами.



Задание 2. Вспомнив свойства степени, отгадайте автора древнего каталога звёзд, дошедшего до нашего времени.(Найдите букву, соответствующую свойству; запишите буквы в порядке номеров приведённых свойств.)

Задание 3. Выполните вычисления и определите, в каком веке он жил. Что означает в ответе знак минус?( 2 век до н. э.)

Гиппарх – древнегреческий учёный, один из основоположников астрономии. Родился в городе Никея, жил и работал на острове Родос. Гиппарху принадлежит заслуга создания первых математических теорий видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Он правильно определил размер Луны и её расстояние от Земли. Сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений своих предшественников, он с точностью до дня вычислил продолжительность солнечного года. Гиппарх и другие астрономы древности уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.

  1. Изучение нового материала ( основные понятия)

Окружающий нас мир очень разнообразен и качественно и количественно. В справочнике по физике или астрономии можно найти сведения о том, что масса Солнца равна 1,985∙1033 г, а масса атома водорода 1,674∙10-24 г. Запись 1033 означает произведение тридцати трёх множителей, каждый из которых равен 10. А каков смысл записи 10-24 ?

Выпишем последовательно степени числа 10 с показателями 0, 1, 2 и т. д. Получим строку 100, 101, 102, 103,… В этой строке каждое число меньше следующего за ним в 10 раз. Продолжая строку по тому же закону влево, перед числом 100 следует написать 1/10=1/101, перед числом 1/101 – число 1/100=1/102, перед числом 1/102 – число 1/103 и т. д. Получим: …, 1/103, 1/102, 1/101, 100, 101, 102, 103,… В строке справа от числа 100 показатель каждой степени на 1 меньше показателя следующей за ней степени. Распространяя этот закон на числа, стоящие слева от числа 100, их записывают в виде степени числа 10 с отрицательным показателем. Вместо 1/101 пишут 10-1, вместо 1/102 пишут 10-2, вместо 1/103 пишут 10-3 и т. д. Получают: …, 10-3,10-2, 10-1, 100, 101, 102, 103,… Итак 10-1=1/101, 10-2=1/102, 10-3=1/103 и т. д. Такое соглашение принимается для степеней с любыми основаниями, отличными от нуля.



Определение: если а ≠ 0 и n- целое отрицательное число, то аn = 1/a-n.

Пользуясь этим определением, найдём, что: а) 2-4=1/24=1/16; б) (1/3)-2=1/(1/3)2=1/1/9=9; в) а-3=1/а3.

Отметим, что выражение 0n при целом отрицательном n и при n=0 не имеет смысла. При натуральном n выражение 0n имеет смысл, и его значение равно нулю.

Вернёмся к примеру, рассмотренному в начале пункта. Теперь вы знаете, что запись 1,674∙10-24 г, выражающая массу атома водорода, означает: 1,674∙10-24 г=1,674∙1/1024 г=1,674:1024 г= 0,00….01674г

24 нуля



  1. Работа с учебником.

Решим следующие номера №903, 904,905.

  1. Самостоятельная работа.

Задание 4. Движение Солнца происходит по кругу. Как называли круг астрономы древности?

Выберите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Они позволяют прочитать слово (зодиак).

Солнце и Луна, перемещаясь по небу, движутся среди одних и тех же звёзд. Эта полоса на небе, этот, так сказать, звездный пояс, охватывающий по кругу весь небесный свод, назвали зодиакальным поясом и разделили его на двенадцать частей, причем каждую часть назвали знаком зодиака. Обходя все звездное небо по кругу в течение года, Солнце оказывается то в одном, то в другом знаке зодиака. Когда Солнце входит в одни знаки зодиака, на земле настает лето; когда оно входит в другие знаки зодиака - наступает зима, и т.д. Каждый сезон года, всякое время земледельческих работ оказывается связанным с положением Солнца в поясе зодиака. Слово «зодиак» в переводе с древнегреческого на русский язык означает «пояс зверей». Происхождение этого названия таково. В соответствии с полевой работой, в соответствии с изменением времени года знаки зодиака получили названия, большинство которых, так сказать, звериные. Эти знаки зодиака называются так: Овен(ягненок), Телец(бык), Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог(подобие козла), Водолей, Рыбы. Знаки зодиака есть проявление древнейших астрономических знаний. Их изображения можно найти высеченными из камня на гробницах, памятниках и других сооружениях. Найдены изображения знаков зодиака, сделанные древнейшими народами – египтянами, индусами, китайцами и ацтеками. Многие из рисунков имеют давность в две-три тысячи лет.

Задание 5. Выполните вычисления и выберите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Получите слово, которым называют участок неба в пределах некоторых границ (созвездие).

Звёзды в небе объединены в группы – созвездия. Вы любите смотреть на звёздное небо? Что вы там наблюдаете? (лучистость и мерцание)

Глядя на звёзды невооружённым глазом, мы видим их лучистыми. Причина лучистого вида звёзд кроется в нашем глазу, в недостаточной прозрачности хрусталика, имеющего не однородное строение, как хорошее стекло, а волокнистое. Существует способ освободиться от влияния этого недостатка нашего хрусталика и видеть звёзды без лучей, не обращаясь притом к услугам телескопа. Способ этот ещё 400 лет назад был указан Леонардо да Винчи. «Посмотри,- писал он,- на звёзды без лучей. Этого можно достигнуть, наблюдая их сквозь малое отверстие, сделанное концом тонкой иглы и помещённое вплотную к глазу. Ты увидишь звёзды столь малыми, что ничто другое не может казаться меньше».

Как и лучистость, мерцание не есть свойство, присущее самим звёздам; оно придаётся им земной атмосферой, через которую лучи звёзд должны пройти, прежде чем достигнуть глаза.

В каждом созвездии есть звёзды разной яркости, в том числе самая яркая звезда. До изобретения компаса звёзды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звёздам) сохранила своё значение и в наш век спутников и атомной энергии. Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звёзд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и т. д. Самая известная группа звёзд в северном полушарии – Большая Медведица. Созвездие Большой Медведицы может служить хорошим помощником для запоминания ярчайших звёзд Северного полушария. По ковшу Большой Медведицы легко определить северное направление: прямая дорога от двух крайних его звёзд приведёт вас к Полярной звезде. Полярная звезда и есть настоящая звезда – компас. Когда смотришь на неё, то перед тобой – Север, а сзади – Юг.

Названия созвездий (общим числом около восьмидесяти на всём небе) в большинстве своём перешли к нам от древних народов без изменений, и до сих пор в научных астрономических книгах упоминаются имена таких созвездий, как Большая и Малая Медведицы, Большой Пёс и Малый Пёс, Рысь, Гончие Псы, Лисица, Лебедь, Орёл, Кит, Ворон, Волк, Ящерица, Змея и др.

Часть созвездий получила название в соответствии с теми сказаниями о богах или героях (мифами), которые существовали у разных народов. Так появились созвездия «великого охотника Ориона», «силача и героя Геркулеса», «красавицы Андромеды» и другие.


  1. Итог урока. Контрольные вопросы. 1) Дайте определение степени с целым отрицательным показателем. 2) На примерах поясните данное определение. 3) Представьте в виде дроби выражение 8х3 у-2 z0.

  2. Задание на дом. Прочитать п. 33; решить № 906, 909, 916.

Урок по теме «Определение степени с целым отрицательным показателем».

Задание 1. Отгадайте ребусы.

Задание 2. Вспомнив свойства степени, отгадайте автора древнего каталога звёзд, дошедшего до нашего времени.(Найдите букву, соответствующую свойству; запишите буквы в порядке номеров приведённых свойств.)

Автором древнего каталога был…



  1. an=a∙a∙a∙a∙…∙a, n множителей;

  2. an ∙am =an+m ;

  3. an : am = an+m ;

  4. (an )m = anm ;

  5. (a∙ b)n = an ∙bn ;

  6. a0=1;

  7. 1∙ a=a; Ответ:

Задание 3. Выполните вычисления и определите, в каком веке он жил:

-2∙22 :42=

Что означает в ответе знак минус? Ответ:

Задание 4. Движение Солнца происходит по кругу. Как называли круг астрономы древности?

Выберите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Они позволяют прочитать слово.



  1. 10 ∙ 2-1 =

  2. 100 ∙ 5-2 =

  3. 8 ∙ 2-2 =

  4. 100 ∙ 10-1 =

  5. 10-2 =

  6. 10-1 =

Ответ:

Задание 5. Выполните вычисления и выберите в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Получите слово, которым называют участок неба в пределах некоторых границ.

  1. 4-2 =

  2. (-3)-3 =

  3. (-1)-9 =

  4. (1/7)-2 =

  5. (-2/3)-3 =

  6. (1/2)-5 =

  7. 8 ∙ 4-3 =

  8. 18 ∙(-9)-1 =

  9. 10 ∙ (-1/5)-1 = Ответ:

Задание 6. Представьте в виде дроби выражение 8х3у-2z0 =

Варианты ответов: а) 8x3/ y2z; б) 8x3z/ y2; в) 8x3/ y2.



Итог урока:

  1. Определение степени с целым отрицательным показателем – если а ≠ 0 и n – целое отрицательное число, то аn =1/a-n .

  2. Зодиак – круг, состоящий из 12 созвездий, по которому в течение года совершается видимое движение Солнца;

  3. Созвездие – участок неба в пределах некоторых границ;

  4. Астронавигация – ориентирование по звёздам;

  5. Астрометрист – учёный, определяющий и измеряющий координаты звёзд.

Задание на дом. Прочитать п. 33; решить № 906, 909, 916.

Таблица 1.

Р

Степень с нулевым показателем



Х

Свойство единицы



Г

Определение степени



П

Деление степеней с одинаковыми основаниями.

Возведение степени в степень


А

Возведение произведения в степень



И

Умножение степеней с одинаковыми основаниями



Таблица 2.

50

5

24

4

0,2

2

10

1

0,01

0,1

Н

З

П

О

Г

Д

И

Р

А

К

Таблица 3.

В

Д

Е

З

И

З

О

Е

С

49

1/8

-27/8

-1

-2

32

-1/27

-50

1/16


Космическая сказка( фрагмент).

Окрашен космос в чёрный цвет.

Поскольку атмосферы нет.

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны.

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надёжный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Невдалеке притих Дракон.

Косится на Медведиц он.

Жуёт концы усов.

И долго наблюдал Орёл,

Как тощий Волк куда-то брёл

И стороною обошёл

Созвездье Гончих псов.



Легенда о созвездиях.

Большая Медведица. Юпитер влюбился в нимфу Калисто, но из-за гнева богини Дианы ему пришлось превратить её в Большую Медведицу, а её любимую собаку – в Малую Медведицу. У Калисто был сын Аркад, который вырос и стал страстным охотником. Во время охоты, встретив медведицу и не узнав в ней мать, он чуть не убил её. Появившийся вовремя Юпитер перенёс их обоих на небо в виде созвездий Большой Медведицы и Волопаса. Рядом с ним его собаки – созвездие Гончих псов.

Интегрированный урок: математика+ астрономия

В путешествии по небесным просторам среди бесчисленных звёзд и туманностей легко заблудится, если нет под рукой карты и каталога. Людей, которые измеряли координаты звёзд, в древно

85.86kb.

10 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»

Интегрированный урок-путешествие (география – математика – информатика), 2 урока, 5 класс

297.37kb.

16 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок «Математика- информатика»

Закрепить знания, умения, навыки по теме «Координатная плоскость»

100.29kb.

15 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок «Многоликая симметрия»

Азванных курсах. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в химии, математ

89.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Интегрированный урок

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления

103.91kb.

08 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки» Белки жизнь Интегрированный урок биологии и химии. Учебно-воспитательные

Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии

75.29kb.

18 12 2014
1 стр.


«Математика в деревообработке»

Сегодня у нас необычный урок «Математика в деревообработке», урок связи математики и производственного обучения

91.71kb.

24 09 2014
1 стр.


Интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района монохиной и. Н. Тема урока: «Портрет в изобразительном искусстве и музыке» Цель урока: познакомить учащихся с жанром портрета

Открытый интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района

34.74kb.

30 09 2014
1 стр.