Введение
Исходя из современных реальностей, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей следует считать формирование и развитие личности преподавателя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это предполагает, прежде всего, освоение будущими преподавателями системы профессиональных и этических взглядов, формирование у них основных общедидактических умений (аналитико-диагностических, конструктивно-организационных, прогностических, коммуникативных, рефлексивных), развитие важнейших профессионально-личностных качеств, становление на этой основе профессиональной культуры, которую следует рассматривать как составляющую общечеловеческой культуры, всецело связанной с человеком и обществом, в котором он живет. Решение этой проблемы во многом определяется постановкой цикла психолого-педагогических дисциплин, особое место среди которых занимает «Педагогическая антропология».
Исходя из требований ГОС, студенты должны:
– усвоить на междисциплинарной основе важнейшие педагогические явления, их связи, систему педагогических понятий и теорий;
– выработать готовность к описанию, объяснению, анализу эмпирических и научных фактов, их интерпретации в терминах науки;
– выработать собственные профессиональные взгляды, ценности, мировоззрение;
– приобрести практические профессиональные умения диагностирования, информирования, организации, общения, проектирования и др.;
– приобрести умения самостоятельной работы с педагогической литературой;
– овладеть алгоритмом решения педагогических задач;
– развивать педагогическую рефлексию, эмпатию;
– стремиться к установлению отношений сотрудничества в организации учебно-воспитательного процесса;
– стремиться к педагогическому мастерству т творчеству.
Данная дисциплина имеет межпредметные связи с педагогической антропологией и методикой обучения иностранному языку, «Педагогическая антропология» изучается на 2 курсе (3-й и 4-ый семестры), включает лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу студентов. Контроль знаний осуществляется через зачет (3-й семестр) и экзамен (4-ый семестр).
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Цель курса «Педагогическая антропология» – обеспечить теоретико-практическую подготовку к самостоятельной педагогической деятельности. Ценностными ориентирами курса являются: научно-педагогические знания как теоретико-методический фундамент практической деятельности, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности, образование как основа общей культуры индивида, обучение как непрерывный и целостный процесс развития личности, целостность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, взаимодействие Образовательных учреждений, семьи и общественности, связь педагогической науки с практикой образования.
В процессе изучения данного курса решаются следующие задачи:
– методологическая подготовка будущих преподавателей, результатом которой является формирование исследовательских умений в области педагогических дисциплин;
– теоретическая подготовка будущих преподавателей, целью которой является усвоение научных знаний в рамках предмета;
– методическая подготовка будущих преподавателей, предполагающая овладение педагогическими методами, формами, средствами, педагогическими технологиями учебно-воспитательного процесса;
– практическая подготовка будущих преподавателей, нацеленная на применение педагогических методов, форм, средств и технологий на практике;
– креативная подготовка будущих преподавателей, предполагающая творческий подход в примени имеющихся знаний и сформированных умений.
Изучение курса «Педагогическая антропология» будет проходить в рамках разных форм организации учебной деятельности, основными среди них являются: лекции, семинарски занятия, самостоятельная работа, педагогический практикум, система внеаудиторной работы: проблемные группы по педагогике, конференции, конкурс педмастерства, а также зачет, экзамен.
Методы обучения – традиционные (словесные, наглядные, репродуктивные, проблемные и др.), контекстные (метод конкретной ситуации, метод конфликтной ситуации, тренировка чувствительности, мозговой штурм, деловая игра и др.), методы обучения в сотрудничестве (разноуровневое обучение, метод проектов и др.), методы нейролингвистического программирования (НЛП).
Самостоятельная работа студентов
Номер раздела
|
Наименование и содержание тем
|
Виды самостоятельной работы
|
Количество часов на одного студента
|
1
|
Педагогическая антропология
|
Письменная работа с проблемными вопросами по теме; подготовка характеристики ученика (студента) с описанием возрастных особенностей его обучения и воспитания
|
6
|
1
|
Целеполагание в педагогике и педагогической антропологии
|
Письменная работа с проблемными вопросами по теме, заполнение таблицы; составление фрагмента плана воспитательной работы в школе или вузе
|
6
|
2
|
Методологическая культура педагога, методы и логика педагогического исследования
|
Написание модели «введения» курсовой работы с определением актуальности проблемы исследования, объекта, предмета, целей, задач, гипотезы исследования
|
6
|
2
|
Содержание общего образования
|
Письменная работа с базовыми понятиями темы
|
7
|
2
|
Методы и средства обучения
|
Подготовка фрагмента занятия (в школе или вузе) с использованием тех или иных групп методов
|
7
|
2
|
Формы организации учебного процесса
|
Подготовка фрагмента одного из этапов занятия по иностранному языку
|
7
|
2
|
Программированное и проблемное обучение
|
Подготовка этапа урока с использованием элементов программированного и проблемного обучения
|
7
|
2
|
Личностно ориентированный подход в организации учебного процесса в школе и вузе
|
Письменная работа с проблемными вопросами по теме
|
7
|
2
|
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
|
Самостоятельная работа с периодической литературой по проблеме
|
7
|
2
|
Общие методы воспитания
|
Подготовка фрагмента урока и воспитательного мероприятия с использованием методов воспитательного воздействия
|
7
|
2
|
Средства и формы воспитания
|
Подготовка одной из новых форм воспитательной работы
|
7
|
2
|
Технология проектировочной деятельности учителя и преподавателя
|
Создание педагогического проекта урока или воспитательного мероприятия по заданным темам; разработка содержания деятельности учителя в разделе «Работа с родителями»
|
7
|
3
|
Технология педагогического общения
|
Выбор анкет для определения уровня общительности
|
7
|
3
|
Технология разрешения педагогического конфликта
|
Описание конфликтных ситуаций, наблюдаемых в современной школе и вузе, определение методов погашения конфликта; работа с «Конвенцией о правах ребенка»
|
7
|
3
|
Технология развития индивидуальности и формирования готовности к творческому саморазвитию
|
Составление примерного плана самовоспитания
|
7
|
4
|
Система школьного и вузовского самообразования в США, Англии, Франции, Германии, Японии. Реформа школьного образования
|
Сравнение структуры системы школьного и вузовского образования в России и за рубежом
|
7
|
4
|
Особенности методов обучения за рубежом
|
Составление фрагмента урока, в котором бы применялись зарубежные методы обучения
|
7
|
4
|
Активные (контекстные) методы обучения и обучение в сотрудничестве
|
Составление фрагмента урока, в котором бы применялись контекстные методы обучения
|
7
|
4
|
Особенности организации воспитательной работы за рубежом
|
Сравнение российской и зарубежных воспитательных систем
|
7
|
Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
1. Гитман, М. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса / М. Гитман, Е. Гитман, В. Столбов // Альма матер. – 2006. – № 8. – С. 36-41.
2. Исаев, И.Ф. Из опыта разработки региональной программы модернизации педагогического образования / И.Ф. Исаев // Начальная школа. – 2006. – № 11. – С. 13-16.
3. Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей /
Д. Карнеги; пер. с англ. – Киев: Наумова думка, 2009. – 221 с.
4. Леви, В. Искусство быть другим. Нестандартный ребенок. Часть П / В. Леви. – М.: Знание, 2007. – 285 с.
5. Леви, В. Искусство быть собой / В. Леви. – М.: Знание, 2007. – 254 с.
6. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Ле Шан Э. – М.: Педагогика, 2007. – 272 с.
7. Лещинский, В.М. Учимся управлять собою и детьми: пед. практикум /
В.М. Лещинский, С.В. Кульневич. – М.: Просвещение: Владос, 2005. –240 с.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 240 с.
9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с.