Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
педагогическая антропология


Введение

Исходя из современных реальностей, ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей следует считать формирование и развитие личности преподавателя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это предполагает, прежде всего, освоение будущими преподавателями системы профессиональных и этических взглядов, формирование у них основных общедидактических умений (аналитико-диагностических, конструктивно-организационных, прогностических, коммуникативных, рефлексивных), развитие важнейших профессионально-личностных качеств, становление на этой основе профессиональной культуры, которую следует рассматривать как составляющую общечеловеческой культуры, всецело связанной с человеком и обществом, в котором он живет. Решение этой проблемы во многом определяется постановкой цикла психолого-педагогических дисциплин, особое место среди которых занимает «Педагогическая антропология».

Исходя из требований ГОС, студенты должны:

– усвоить на междисциплинарной основе важнейшие педагогические явления, их связи, систему педагогических понятий и теорий;

– выработать готовность к описанию, объяснению, анализу эмпирических и научных фактов, их интерпретации в терминах науки;

– выработать собственные профессиональные взгляды, ценности, мировоззрение;

– приобрести практические профессиональные умения диагностирования, информирования, организации, общения, проектирования и др.;

– приобрести умения самостоятельной работы с педагогической литературой;

– овладеть алгоритмом решения педагогических задач;

– развивать педагогическую рефлексию, эмпатию;

– стремиться к установлению отношений сотрудничества в организации учебно-воспитательного процесса;

– стремиться к педагогическому мастерству т творчеству.

Данная дисциплина имеет межпредметные связи с педагогической антропологией и методикой обучения иностранному языку, «Педагогическая антропология» изучается на 2 курсе (3-й и 4-ый семестры), включает лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу студентов. Контроль знаний осуществляется через зачет (3-й семестр) и экзамен (4-ый семестр).

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


Цель курса «Педагогическая антропология» – обеспечить теоретико-практическую подготовку к самостоятельной педагогической деятельности. Ценностными ориентирами курса являются: научно-педагогические знания как теоретико-методический фундамент практической деятельности, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности, образование как основа общей культуры индивида, обучение как непрерывный и целостный процесс развития личности, целостность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, взаимодействие Образовательных учреждений, семьи и общественности, связь педагогической науки с практикой образования.

В процессе изучения данного курса решаются следующие задачи:

– методологическая подготовка будущих преподавателей, результатом которой является формирование исследовательских умений в области педагогических дисциплин;

– теоретическая подготовка будущих преподавателей, целью которой является усвоение научных знаний в рамках предмета;

– методическая подготовка будущих преподавателей, предполагающая овладение педагогическими методами, формами, средствами, педагогическими технологиями учебно-воспитательного процесса;

– практическая подготовка будущих преподавателей, нацеленная на применение педагогических методов, форм, средств и технологий на практике;

– креативная подготовка будущих преподавателей, предполагающая творческий подход в примени имеющихся знаний и сформированных умений.

Изучение курса «Педагогическая антропология» будет проходить в рамках разных форм организации учебной деятельности, основными среди них являются: лекции, семинарски занятия, самостоятельная работа, педагогический практикум, система внеаудиторной работы: проблемные группы по педагогике, конференции, конкурс педмастерства, а также зачет, экзамен.



Методы обучения – традиционные (словесные, наглядные, репродуктивные, проблемные и др.), контекстные (метод конкретной ситуации, метод конфликтной ситуации, тренировка чувствительности, мозговой штурм, деловая игра и др.), методы обучения в сотрудничестве (разноуровневое обучение, метод проектов и др.), методы нейролингвистического программирования (НЛП).

Самостоятельная работа студентов





Номер раздела

Наименование и содержание тем

Виды самостоятельной работы

Количество часов на одного студента

1

Педагогическая антропология

Письменная работа с проблемными вопросами по теме; подготовка характеристики ученика (студента) с описанием возрастных особенностей его обучения и воспитания

6

1

Целеполагание в педагогике и педагогической антропологии

Письменная работа с проблемными вопросами по теме, заполнение таблицы; составление фрагмента плана воспитательной работы в школе или вузе

6

2

Методологическая культура педагога, методы и логика педагогического исследования

Написание модели «введения» курсовой работы с определением актуальности проблемы исследования, объекта, предмета, целей, задач, гипотезы исследования

6

2

Содержание общего образования

Письменная работа с базовыми понятиями темы

7

2

Методы и средства обучения

Подготовка фрагмента занятия (в школе или вузе) с использованием тех или иных групп методов

7

2

Формы организации учебного процесса

Подготовка фрагмента одного из этапов занятия по иностранному языку

7

2

Программированное и проблемное обучение

Подготовка этапа урока с использованием элементов программированного и проблемного обучения

7

2

Личностно ориентированный подход в организации учебного процесса в школе и вузе

Письменная работа с проблемными вопросами по теме

7

2

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Самостоятельная работа с периодической литературой по проблеме

7

2

Общие методы воспитания

Подготовка фрагмента урока и воспитательного мероприятия с использованием методов воспитательного воздействия

7

2

Средства и формы воспитания

Подготовка одной из новых форм воспитательной работы

7

2

Технология проектировочной деятельности учителя и преподавателя

Создание педагогического проекта урока или воспитательного мероприятия по заданным темам; разработка содержания деятельности учителя в разделе «Работа с родителями»

7

3

Технология педагогического общения

Выбор анкет для определения уровня общительности

7

3

Технология разрешения педагогического конфликта

Описание конфликтных ситуаций, наблюдаемых в современной школе и вузе, определение методов погашения конфликта; работа с «Конвенцией о правах ребенка»

7

3

Технология развития индивидуальности и формирования готовности к творческому саморазвитию

Составление примерного плана самовоспитания

7

4

Система школьного и вузовского самообразования в США, Англии, Франции, Германии, Японии. Реформа школьного образования

Сравнение структуры системы школьного и вузовского образования в России и за рубежом

7

4

Особенности методов обучения за рубежом

Составление фрагмента урока, в котором бы применялись зарубежные методы обучения

7

4

Активные (контекстные) методы обучения и обучение в сотрудничестве

Составление фрагмента урока, в котором бы применялись контекстные методы обучения

7

4

Особенности организации воспитательной работы за рубежом

Сравнение российской и зарубежных воспитательных систем

7


Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины




Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:


а) основная литература:

б) дополнительная литература:

1. Гитман, М. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса / М. Гитман, Е. Гитман, В. Столбов // Альма матер. – 2006. – № 8. – С. 36-41.

2. Исаев, И.Ф. Из опыта разработки региональной программы модернизации педагогического образования / И.Ф. Исаев // Начальная школа. – 2006. – № 11. – С. 13-16.

3. Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей /

Д. Карнеги; пер. с англ. – Киев: Наумова думка, 2009. – 221 с.

4. Леви, В. Искусство быть другим. Нестандартный ребенок. Часть П / В. Леви. – М.: Знание, 2007. – 285 с.

5. Леви, В. Искусство быть собой / В. Леви. – М.: Знание, 2007. – 254 с.

6. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Ле Шан Э. – М.: Педагогика, 2007. – 272 с.

7. Лещинский, В.М. Учимся управлять собою и детьми: пед. практикум /

В.М. Лещинский, С.В. Кульневич. – М.: Просвещение: Владос, 2005. –240 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 240 с.



9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512 с.

Исходя из требований гос, студенты должны

Решение этой проблемы во многом определяется постановкой цикла психолого-педагогических дисциплин, особое место среди которых занимает «Педагогическая антропология»

66.6kb.

18 12 2014
1 стр.


1. Понятие гос-во. Признаки гос-ва

Результатом общества явл гос-во. Единой точки зрения понятия гос-ва нет. В разные исторические периоды давалось свое понятие гос-ва с учетом места и времени

576.78kb.

11 10 2014
2 стр.


Подбор счётчиков тепла

Подбор счётчика тепла осуществляется исходя из технических условий теплоснабжающей организации и требований нормативных документов. Как правило, требования предъявляются к

43.67kb.

13 10 2014
1 стр.


Ландшафтоведение Курс составлен на основе требований гос

Докучаев, Высоцкий, Шлютер, Видаль); формирование (Пассарге, Берг); морфологическое ландшафтоведение (Солнцев, Исаченко, Мильков); динамическое ландшафтоведение

105.59kb.

09 10 2014
1 стр.


История автоматизированных систем управления предприятиями (асуп)

Именно исходя из потребности решения таких задач для нужд народного хозяйства определялось, сколько машин надо выпускать, каковы должны быть архитектура и программное обеспечение Э

53.36kb.

25 09 2014
1 стр.


Трансформация функций библиотечного работника в современной библиотеке

Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют. Сегодня студенты должны самостоятельно понимать достоинства и недостатки источников информации в глобальных ком

99.2kb.

12 10 2014
1 стр.


Рограмма «Введение в историю современного искусства» Целью

По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств

86.41kb.

06 10 2014
1 стр.


Учебная программа дисциплина История немецкого языка Специальность 033200. 32 Иностранный язык 2004 г

По окончании курса студенты должны уметь: научно обосновать то или иное языковое явление и правильно объяснить его учащимся средней школы

88.24kb.

15 10 2014
1 стр.