Теоретическое исследование
Алгоритм работы над проектом (дедукция)
1. Формулировка учителем темы проекта
«Золотое сечение» (в рамках предмета «Геометрия»)
2. Выбор возрастной категории учащихся
Разновозрастная группа (9-11 классы) учащихся.
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Где можно найти «золотое сечение»?
4. Формулировка дидактических целей проекта
«Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде».
5. Формулировка методических задач
«Освоить понятие «золотое сечение»; «Научиться проводить измерения человеческого тела»; «Научиться находить отношение длин отрезков, сравнивать их, на основе сравнения делать выводы»; «Научиться пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов» (информатика); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (русский язык, литература).
6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
7. Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Гипотезой может служить следующее размышление: «золотое сечение» – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
8. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающих форму представления результатов - в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др.
9. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, измерение, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
10. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
11. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Учитель консультирует, следит за ходом обсуждения. Задания каждого участника должны привести, например, к ответу на вопрос: Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение». Задача: узнать, верно ли это».
12.
Защита полученных результатов и выводов
13. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.
Алгоритм работы над проектом (акиоматика)
1. Формулировка учителем темы проекта
«Софизмы в математике»
2. Выбор возрастной категории учащихся
Разновозрастная группа (9 -11 классы) учащихся.
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Где можно встретить софизмы, какими они могут быть?
4. Формулировка дидактических целей проекта
«Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде».
5. Формулировка методических задач
«Выяснить что это такое «софизм», где можно встретить софизмы, кто являлся основоположниками этой теории, какие ошибки прячутся в софизмах»; («Арифметика», «Алгебра», «Геометрия); «Научиться пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов» (информатика); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (русский язык, литература).
6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
7. Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Гипотезой может служить следующее размышление: «Актуальны ли софизмы в наше время?»
8. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающих форму представления результатов - в виде презентации, буклета, выпуска газеты и др.
9. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
10. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
11. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
Учитель консультирует, следит за ходом обсуждения. Задания каждого участника должны привести, например, к ответу на вопрос: «Равен ли полный стакан пустому?», «Два умножить на два будет пять», «Пять равно шести»,«Единица равна нулю» и т.д.
Задача: узнать, верно ли это».
12.
Защита полученных результатов и выводов
13. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.