Практическая часть сетевого проекта
«Современный урок – кейс метод»
Класс - 4
Время занятия – 1 учебный час
Тип кейса – Аналитический (Case-incident method)
Вид кейса – обучающий.
Максимальная польза из работы над кейсом будет извлечена в том случае, если обучающиеся при предварительном знакомстве будут придерживаться систематического подхода к анализу. Ниже представлен алгоритм работы:
1. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.
3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.
4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
5. Прикиньте, какие идеи соотносятся с проблемами, которые вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.
Организация обсуждения кейса основывается на двух методах: открытая дискуссия либо индивидуальный или групповой опрос, в ходе которого обучающиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации. Метод развивает коммуникативные навыки, учит четко выражать свои мысли.
Ситуация. Что является ценностью для человека?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Тема: Наша Родина - Россия.
Задачей данного урока является то, чтобы донести до обучающихся смысл понятия «духовные ценности», «духовные традиции», «отличие духовных ценностей от материальных ценностей».
Работа с кейсом.
За несколько дней обучающимся озвучивается тема следующего занятия «Наша Родина - Россия». Также проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода.
Сам кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. На его изучение, ознакомление с ним отводится около 10 минут времени занятия.
Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Этот этап занятия имеет длительность около 25 минут.
Итоговая часть занятия занимает около 25 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит преподаватель.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о том, откуда происходит слово «Родина»; смысл слова «Отечество».
Вопросы для обсуждения по материалам кейса.
-
Всегда ли человек свободен в своем выборе?
-
В чем заключается понятие «ценности»?
-
Как вы думаете, отличаются ли представления верующего человека и человека, который не придерживается определенной религии, о происхождении ценностей?
-
Назовите источники ценностей.
-
Обсудите, что могло бы произойти, если бы для людей существовали бы только материальные ценности?
-
В чем вы видите духовное богатство нашей Родины?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В зависимости от познавательных интересов, обучающимся предлагается выбрать любой из вариантов домашнего задания:
-
Подберите примеры, которые иллюстрируют духовный и физический труд.
-
Объясните смысл фразы «Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо понимать».
-
Составьте рассказ о традициях своей семьи.
Содержание кейса
Часть 1.
Константин Дмитриевич Ушинский
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, и, когда мы уснём навеки, то она же прикроет и кости наши.
Велика наша родина – мать – свята – Русская земля.
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Юрий Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
… Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботиться о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
В. Боков
РОДИНА
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
C. Васильев
РОССИЯ
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
Часть 2
Мультимедийный курс «Основы православной культуры»