В данном пособии «В помощь учителю» представлена система ключевых задач по теме «Исследование линейных уравнений, содержащих параметр», составленная учителем математики высшей категории МОУ лицей №17, Почётным работником общего образования Российской Федерации Сорокиной Светланы Анатольевны, работающей на классах углублённого изучения математики.
Задания расположены в порядке возрастания сложности, что даёт возможность учащимся преодолевать возникшие затруднения. Так, если в заданиях 1-2 уравнения имеют вид ах=в, то уравнения 3-5 необходимо сначала привести к этому виду, и только потом исследовать. В заданиях 6-11 учащимся предлагается исследовать дробно-рациональные уравнения,- это случай равенства двух дробей с равными знаменателями, случай равенства дроби нулю, случаи равенства дробей с разными знаменателями. Наконец, решения уравнений 12-16 требуют знаний свойств модуля.
Важно, что предложенный в пособии алгоритм решения является универсальным для данного класса задач.
Задания можно использовать в 7-11 классах, в зависимости от математической подготовки учащихся. Это могут быть урок- практикум, занятия факультатива, кружка, элективных курсов.
Тема «Исследование линейных уравнений, содержащих параметр» является фундаментом всей системы решения задач с параметрами и входит в содержание ЕГЭ.
Методист ГМЦ г. Костромы Борткевич Л. К.
Тема: Исследование линейных уравнений, содержащих параметр.
Справочный материал
Решение линейного уравнения a∙x=b, где a и b – параметры,
a ∙ x = b
а ≠ 0
а = 0


b – любое число (Почему?)

b ≠ 0
b = 0
0 ∙ x = 0
x – любое число
0 ∙ x = b

один корень
нет корней
бесконечно много корней
Для каждого значения параметра а найдите число корней уравнений (1 - 8)
-
-
-
-
-
-
-
-
9) Сколько корней имеет уравнение

в зависимости от значений параметра b?
10) Сколько корней имеет уравнение
в зависимости от значений параметра а?
11) При каких значениях параметра с уравнение

не имеет корней?
Сколько корней при различных значениях параметра а имеет уравнение?
12)
13)
14)
15)
16)
Решения и ответы.
-
Решение
В этом уравнении на самом деле 2 переменные, но считают
– неизвестным, а
– параметром. Требуется решить уравнение относительно переменной
при любом значении параметра
.
Если
= 0, то уравнение примет вид
и не будет иметь корней
Если
≠ 0, то уравнение имеет единственное решение 
Существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это важно, когда решение разбивается на несколько случаев. При этом составление ответа – это сбор ранее полученных результатов в отдельных частях решения. Необходимо отразить в ответе все этапы решения.
Ответ: при
= 0 корней нет;
при
≠ 0
.
2.
Решение
При
= 2 уравнение примет вид
и не будет иметь корней.
При
≠ 2 уравнение имеет единственный корень
Ответ: если
= 2, то решений нет;
если
≠ 2, то
.
3. 
Решение
Приведем уравнение к виду 
При
= 0 уравнение примет вид
и не имеет корней.
При
= -1 получаем
, и очевидно
– любое.
При
≠ 0 и
≠ -1 имеем
.
Ответ: если
= 0, то корней нет;
если
= -1, то
– любое число;
если
≠ 0 и
≠ -1, то
.
4. 
Решение
Приведем уравнение к виду 
При
= 0 уравнение примет вид
и не имеет корней.
При
= 2 получаем
, и очевидно
– любое.
При
≠ 0 и
≠ 2 имеем
.
Ответ: если
=0, то нет корней;
если
= 2, то
– любое число;
если
≠ 0 и
≠ 2, то
.
5. 
Решение
Приведем уравнение к виду
.
При
= 2 получаем
, и очевидно
– любое.
При
= -2 получаем
, и уравнение не имеет корней.
При
≠ 2 и
≠ -2 имеем
.
Ответ: при

= 2,

– любое число;
при
= -2, нет решений;
при
≠ 2,
≠ -2,
.
6.
(1)
Решение
Так как знаменатель не должен быть равен нулю, то
+7≠0,
≠ -7
Знаменатели алгебраических дробей равны, следовательно, для того, чтобы выполнилось равенство (1), должны быть равны и числители:
-5=
-
; 2
=
+5;
,5
Мы выразили неизвестное
через параметр
, но для
есть ограничение
≠ -7, т.е.

,5≠-7 , откуда

≠ -19
При
= - 19 исходное уравнение корней не имеет, так как при подстановке данного значения
в исходное уравнение получаем для
значение -7. которое не входит в область допустимых значений.
Ответ: при
≠ -19 ,
,5;
при
= -19, нет корней.
7. 
Р
ешение
Решение этого уравнения равносильно системе
-
=0

+2≠0
Имеем
= 

≠ -2
Условие

≠ -2 влечет за собой требование

≠ -2
Ответ: при
≠ -2,
=
;
при
= -2, нет корней.
8. 
Ответ: при
≠ -2,
= 2;
при
= -2 нет корней.
9.
Решение
Очевидно, что
≠ 2, а 2
-
= 0, т.е.
, но
≠2, т.е. 2≠
,
≠4.
Ответ: при
≠4 ,
;
при
=4 нет корней.
10.
Р
ешение
Это уравнение равносильно системе 2(
-
) =
(
-3) Имеем (
-2)
= 

-3 ≠ 0

≠ 3
Система имеет единственное решение, если

-2 ≠0,

≠ 2,
и
≠3, т.е. 3≠
,
≠ 3.
Если
= 2,
= 3 корней нет.
Ответ: при
= 2,
= 3 нет корней;
при
≠ 2,
≠ 3
.
11. При каких значениях параметра
уравнение
не имеет корней?
Р
ешение
Это уравнение равносильно системе 8(
+
) =
(1-
)
1-
≠ 0
Решим уравнение системы
8(
+
) =
(1-
)
При
= -8 получим
∙ 0 = 56, уравнение не имеет корней.
При
≠ -8,
. Условие
≠1 влечет за собой требование
≠1 ,
≠ -1
Ответ не имеет корней при
= -8;
= -1.
12.
Ответ:
< 0 , то нет корней;

> 0 , то

=

,

= -

;

= 0, то

= 0.
13.
Р

ешение.
Это уравнение равносильно системе │
-2│= 0 Имеем
-2 = 0 Имеем
= 2
│
+
│= 0
+
= 0
= -
Ответ: если
= -2, то
= 2
если
≠ -2, нет корней.
14. 
Ответ: если
= 0, то
= -2;
если
≠ 0, нет корней.
15.
Р

ешение
Это уравнение равносильно системе │
+2│= 0 Имеем
+2 = 0 Имеем
= - 2
П


ри

=0

= -2 Имеем

= -2 Имеем

= -2

- любое
Ответ: если

= 0, то

= -2;
если
≠ 0, нет корней.
16.
Р
ешение
Это уравнение равносильно системе │
-1│= 0 Имеем 
-1 = 0
│
∙(
-1)│= 0
∙(
-1) = 0
При
≠ 0 второе уравнение системы, а значит и сама система, имеет единственный корень
= 1. Если же
= 0, то из второго уравнения получаем
– любое.
Следовательно, в этом случае система имеет два корня:
= 1 или
= -1.
Ответ: если
≠ 0, то
= 1;
если

= 0, то

= 1,

= -1.