Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 города Белово»
Исследовательская работа
Изображение в произведениях художественной литературы
советского периода
подвигов пионеров-героев
Выполнила: Бойцова Мария Сергеевна,
обучающаяся 9 «А» класса
Руководитель: Белова Оксана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Белово 2010
Содержание
Введение
|
3
|
Изображение подвигов пионеров-героев в художественной литературе
|
5
|
Улица младшего сына
|
5
|
Босоногий гарнизон
|
6
|
Дети на войне
|
8
|
Ушедшие в историю
|
10
|
Источники
|
12
|
Приложения
|
13
|
|
|
|
|
|
|
Введение
И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепкосплочённая армия советских детей.
К. Чуковский, 1942 г.
Я был и пионером и солдатом,
Но галстук заменяли мне бинты.
Ревела смерть над нашим медсанбатом
И с визгом обрывались с высоты.
А я страдал отважно и упрямо,
Срывал повязки в яростном бреду.
Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»
Так было в 41-м том году.
И, как бы с того света возвратившись,
От непосильной раны оживал,
И, воздуха свинцового напившись,
Шинель свою я браво надевал.
Я был и пионером, и солдатом,
А комсомольцем стал уже потом,
Когда рейхстаг под знаменем крылатым,
Курился прахом на ветру крутом.
Когда началась Великая Отечественная война, в боевой строй встали не только взрослые, но и тысячи мальчишек и девочонок, наших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что заставляло их покидать свои дома, уходить от матерей и выполнять отнюдь не детскую работу? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к врагу? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг.
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, и любой ученик мог назвать несколько имен отважных мальчишек и девчонок. Почему? Каким образом государство, советская школа добились этого? Ответ прост: в честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы и улицы. О них писали книжки и снимали фильмы. Потом в стране начался период, когда развенчивались идеалы, ставились под сомнение ценности. Теперь нашему поколению приходится многое переосмысливать, что-то узнавать заново, особенно то, что касается страниц истории. Книги о пионерах-героях теперь и не в каждой библиотеке можно найти. Проведя опрос среди учащихся школы и их родителей, мы установили, что только 15% опрошенных школьников знает о пионерах-героях, но не их имен, ни, тем более, их подвигов назвать не может. (Приложение 1, 2). Поэтому и возникает необходимость изучения произведений художественной литературы, изображающих подвиги детей на войне.
Цель исследования: Изучение произведений советской литературы, изображающей подвиги пионеров-героев.
Задачи: 1. Установить, как пропагандировались подвиги пионеров-героев в советское время.
2.Изучить произведения советских писателей о пионерах-героях.
3. Сформировать свою позицию относительно роли детей в Великой Отечественной войне.
Изображение подвигов пионеров-героев
в художественной литературе
Триумфальное шествие пионеров-героев началось с конца 1950-х - накануне юбилея пионерской организации. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. С конца 50-х начали появляться книги о пионерах-героях. В 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Пионеры-герои массово вошли в советскую жизнь в 1960-х годах.
Улица младшего сына
В 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы вышла главная "пионерская" книга - "Улица младшего сына". Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский, за что были удостоены Сталинской премии. Эта книга рассказывает о том, как тринадцатилетний партизан Володя Дубинин стал глазами партизанского отряда, скрывавшегося от фашистов в подземных каменоломнях. Пятьдесят дней и пятьдесят ночей провел партизанский отряд под землей. Пятьдесят дней и пятьдесят ночей пробыл с партизанами в подземной крепости Володя Дубинин. Узнав, что в каменоломнях скрываются партизаны, немцы всеми способами старались уничтожить маленький отряд. Партизаны отразили все попытки фашистов пробиться в каменоломни, уничтожили полтораста гитлеровцев. Немцы бросали в каменоломни бомбы, пытались отравить партизан удушливыми газами, замуровать их заживо: все входы, все щели были залиты бетоном и заминированы снаружи. Но партизаны не сдавались. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин выходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. От него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени.
Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года Володя добровольно вызвался помочь саперам, взявшимся за расчистку заминированных фашистами подступов к каменоломням. Здесь бесстрашного мальчика настигла смерть. Вместе с одним из саперов он подорвался на мине.
Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.
Вот чье имя носят школа в городе Керчи и улица, ведущая от горы Митридат к морю. О нем рассказывают и страницы книги Почета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
Босоногий гарнизон
Подвиг пионерского отряда Ляпичевской семилетней школы, действовавшего нелегально в придонских хуторах, описан в книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон». Все мальчишки учились в начальной школе. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир «гарнизона» Аксён.
Юный командир любил военное дело. У него были деревянные ружья. Мальчики в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе, мишенью был потрет Гитлера. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Четверо из них ( Аксён Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин ) знали о раненом офицере, спрятанном в займище. Не раз пробирались к амбарам, где фашисты хранили посылки. Добытые продукты переправляли офицеру.
Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасывая из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Мальчики всё-же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое. Ваню схватили, стали бить, не выдержав истязаний, он назвал несколько имён. В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму. «Мы плакали, - вспоминал Филипп Дмитриевич, отец Аксёна и Тимона Тимониных, - сердца наши разрывались от горя и невозможности помочь нашим сынкам». А тем временем мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали.
Один из очевидцев, житель хутора М.Д. Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи «Аверинская драма».
Слушайте, люди, печальный рассказ.
Были фашисты когда-то у нас.
Грабили жителей, мучили, били.
В наших домах кровопийцы те жили.
Там, где в колхозе силосная яма,
Днём разыгралась кровавая драма.
Драма кровавая, жуткая драма:
Стала могилой силосная яма.
Десять мальчишек бандиты убили.
В яму, как кошек, бедняжек зарыли.
Десять мальчишек: Ивана, Семёна,
Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.
Руки пред казнью бандиты связали,
Пули фашистов сердца пронизали.
Горько рыдали их мамы.
Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, причем на регулярной основе, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.
Дети на войне
Участие детей в Великой Отечественной войне в советское время представлялось в героическом духе. Все, что не вписывалось в официальную версию, просто замалчивалось. С точки зрения воспитания подрастающего поколения, это, наверное, было правильно. Но пропаганда и реальная жизнь не всегда соответствуют друг другу.
Много детей воевало на фронте, в составе действующих армий. В 1944 году Валентином Катаевым была написана повесть об одном из таких ребят «Сын полка». Катаевский Ваня Солнцев вряд ли был придуман автором – иначе название книги не стало бы именем нарицательным, а сама книга не получила бы такого резонанса. В составе частей находились и 13-ти, и 14-ти летние, а уж о тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам, и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 было 13 лет, он "играл в реальную войну". "Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много", - вспоминает ветеран.
Только один раз в литературе того времени возник юный герой, который абсолютно не укладывался в канон, и поэтому про него пионерам обычно не рассказывали. Это "Иван" из одноименного рассказа Владимира Богомолова. Юнец, у которого война перечеркнула детство, а вместо игрушек дала десяток ножей-финок и выжгла ему душу. Маленький старичок, про которого подполковник из разведки устало говорил: "Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя...". Не вязался он с образами юных героев, которые любили папу с мамой, помогали сестре делать уроки, а как пришла война - ушли в партизаны и пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины.
Ушедшие в историю
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что наше поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий битв - и это в лучшем случае. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.
Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Как пишет журналист Сергей Карамаев, «истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли подростков того времени мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания, но с хорошо узнаваемой формой, нечто вроде "старых песен о главном"».
В последние десятилетия журналисты, жаждущие разоблачений и сенсаций, поднимали архивы и доказывали, что большая часть подвигов пионеров-героев была выдумана писателями после войны по заказу идеологического отдела ЦК КПСС. «Можно и вовсе утверждать, что сами пионеры-герои - это миф, рожденный советской пропагандой. И в принципе это верно, но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина", являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения», - так пишет С. Карамаев, и с его мнением нельзя не согласиться.
Источники
1. «Дети-герои». Составители И. К. Гончаренко, Н. Б. Махлин.-2-е изд.- К.: Рад.шк., 1985. − 608 с.
2. URL: https://vip.lenta.ru/topic/victory/pioneers.htm
3. https://gazeta.aif.ru/online/kids/143/22_01?print
4. memorial185.htm
Приложение 1
Приложение 2
Анкета
«Знаете ли Вы пионеров-героев?»
Анкетирование проводится с целью установления уровня осведомленности обучающихся и их родителей о пионерах-героях.
-
Знаете ли Вы, кто такие пионеры-герои? («да», «нет»)
-
Можете ли назвать имена пионеров-героев? («да», «нет»)
Сообщите, пожалуйста, Ваш возраст _____________________________
Благодарим за содействие.