Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

Раздел II. АНТИЧНОСТЬ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Вопросы, упражнения по нормативно-правовым источникам

Древней Греции.

1. На основании изучения и анализа законов государственных образований античного периода, ответьте на вопрос: какими мерами обеспечивалось «народное единство»?

2. На основании норм права Древней Греции опишите процедуру усыновления. Дайте пояснения.

3. Докажите неразрывную связанность лица и его имущества в обязательственных отношениях. (Др.Гр.)

4. Ограничения межсистемного обмена приводит к стагнации хозяйственной деятельности и к упадку.

а). – Докажите это на примере Спарты эпохи Ликурга.

в). – Какой точки зрения придерживались в оценке Спарты античные

авторы.


с). – Сравните а) и в) – сделайте вывод.

5. Составьте и опишите поэтапную процедуру формирования:

– Народного собрания;

– коллегии архонтов;

– суда.

6. Какие меры применялись афинянами в борьбе с взяточниками?



(использовать нормативно-правовые материалы)

7. Известен ли был в Афинах суд присяжных?

8. В каких случаях в Древних Афинах оправдывалось убийство?

9. На основании нормативно-правовых материалов–

а) – опишите процедуру внесения изменения в закон, либо отмены закона;

в) – на какие критерии опирались в данных процедурах;

с) – какие постановления Народного собрания не имели силы?

10. За что лишали гражданской чести в Древних Афинах?

11. На основании законов греческого мира, опишите судебный процесс.

12. Как известно, в Древних Афинах происходили смены политических

режимов. На основании нормативно-правовых материалов ответьте:

– сохраняют силу судебные решения принятые предшествующим

политическим режимом?

– Сделайте вывод и завершите ответ, начав с фразы: «Таким

образом, можно сказать, что…»

13. Какое наказание за кражу афиняне считали более эффективным, чем

штраф или возмещение ущерба? Выскажите свой взгляд о принципах, которым следовали афиняне.

14. С древнегреческих времен известна клятва Гиппократа, а клятва лиц,

осуществляющих правосудие существовала?

15. Каким образом в Древних Афинах обеспечивалась продовольственная безопасность? Какое влияние оказывала продовольственная безопасность на политические процессы в Афинах?

16. По нормативно-правовым материалам определите сроки исковой

давности, которые существовали в Древних Афинах.

17. Имела ли место в Древних Афинах социальная защита населения?

«Да», «Нет», – дайте пояснение.

18. На основании законодательства выясните: допускались в древних

Афинах неравные браки? Прокомментируйте.

19. В статье Нововавилонских законов говорится:

«Если человек захватит человека со своей женой, уличит ее клятвенным показанием и докажет против него, то обоих можно убить, вины его в том не будет».

Закон Древних Афин гласит:

«Если человек захватит с поличным прелюбодея, захвативший не должен более сожительствовать со своей женой. Если же станет сожительствовать, то должен быть лишен гражданской чести. Женщине, застигнутой за прелюбодеянием, не дозволяется приходить на публичные жертвоприношения. Если же она придет, ее можно подвергнуть любому наказанию, кроме смерти, и наказавший ее не несет при этом никакой ответственности.»

Сравните эти две статьи законов, прокомментируйте.

20. При каких обстоятельствах в Древней Греции сыновья приобретают право имущественного распоряжения?

21. Что собой представляет имущество, не подлежащее наследственному разделу?

22. При повторном браке, может вдовец распоряжаться имуществом умершей жены?

23. На что влияет правовой статус детей, рожденных в неравном браке?

24. На основании Гортинских законов выявите, к какой цели стремились древние греки, определяя нормы брачных отношений для дочери-наследницы?

25. Какой срок исковой давности по обязательствам существовал в Древней Греции?

26. Может ли сын быть поручителем отца, если у него нет своего имущества?

27. На основании древнегреческих законов выявите основные способы доказательств.

28. Известно, что в Древних государствах сыновья были ограничены в

правоспособности, если их отец был жив. Могли ли сыновья при этом быть поручителями?

29. На основании древнегреческих законов определите юридические

процедуры заключения сделок и обязательств.

30. На основании древнегреческого права выясните, имел ли индивид

сам по себе политико-правовое значение? «Да», «Нет» – докажите.

31.В чем причина того, что демократический режим в Афинах смог

обеспечить как Афинам, так и ее союзникам достижения взаимовыгодных интересов:

а) описать процесс;

в) раскрыть содержание.

32. «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за

тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав»:

а) какому политическому деятелю Греции принадлежат эти слова?

в) какие события они отражают?

с) каковы последствия деятельности этого политика?

33. «Сын не обязан содержать отца, не отдавшего его в учение ремеслу».

Какой политический деятель произнес эти слова?

С какими событиями в Др. Греции эти слова связаны?

34. «Что же касается так называемых «лучших людей», то союзники уверены, что те доставят им не меньше неприятностей, чем демократы; ведь они зачинщики, соблазняющие народ на злые дела ради собственной выгоды. Быть под властью таких людей означало бы для союзников подвергаться казням и насилиям без суда, тогда как демократия является прибежищем для них и держит олигархов в узде». (Фукидид).

О каких событиях истории греческих государств идет речь в данной цитате.

35. «Ведя борьбу с деспотизмом, мы оказывали помощь народу, мы считали вопиющей несправедливостью, чтобы большинство было в подчинении у меньшинства, а людей, менее состоятельных, но во всем остальном ничуть не хуже других, отстраняли от власти; и чтобы, кроме того, в общем для всех отечестве одни становились тиранами, другие метеками, а граждане по природе лишались бы гражданских прав на основании закона. Имея право упрекать олигархию в таких и еще более серьезных недостатках, мы

устанавливали у других тот же политический строй, как и у себя».

Опираясь на данную цитату, раскройте содержание происходивших событий.

36. «Каждый из нас может рассказать юношам о множестве прекрасных дел наших отцов – и об их ратных трудах, и о мирных, когда они ведали делами и союзников и своего государства; о своих же собственных делах нам обоим нечего сказать. Мы устыдились этого перед нашими сыновьями и обвинили наших отцов в том, что они позволили нам бездельничать в роскоши, когда мы были подростками, сами же занимались чужими делами. Мы объяснили

это и нашим юношам (…) Они же говорят, что будут нас слушаться;

а мы думаем о том, чему они должны научиться и о чем позаботиться, чтобы стать возможно более достойными людьми».

Какая фаза развития Афинского государства отражена в данной цитате?

37. «Так как я, граждане афинские, видел, что корабельное дело у вас приходит в расстройство, что богатые люди уклоняются от несения повинностей, отделываясь ничтожными затратами, тогда как люди со средним и милым достатком совсем разоряются, и что от этого государство пропускает благоприятные условия, то ввиду этого я провел закон, по которому одних – именно богатых – заставил исполнять их обязанности, бедных освободил от притеснений…». (Демосфен).

Каким историческим событиям соответствует этот отрывок из речи Демосфена?

38. «…По-моему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания. Стараясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними возвыситься, страшась этого возвышения, они утверждают, что быть выше других постыдно и несправедливо, что в этом как раз и состоит несправедливость – в стремлении подняться выше прочих. Сами же они по своей ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею, равною для всех. Вот почему обычай объявляет несправедливым и постыдным стремление подняться над толпою, и это зовется у людей несправедливостью. Но сама природа, я думаю, провозглашает, что это справедливо – когда лучший выше худшего и сильный выше слабого».

Какие политические процессы отражены в данной цитате, и в каком государстве античного мира они происходили?
Решите казусы, используя Гортинские законы
Казус 1. (А.Г.)

Некий Афон ссудил деньгами Ксифанта, и в оговоренное время надеялся получить долг с процентами. Однако вскоре он узнает, что Ксифант работает на поле в соседней деревне у лица, должником которого он также является.

Разгневанный Афон пришел на поле где работал его должник и силой увел его в свое имение. При этом он сказал: «Отработай сначала свой долг в моем имении».Владелец соседнего имения не стал спорить, а обратился к судье.

Какие аспекты отношений должен учесть судья, чтобы вынести безошибочное решение? К какому решению придет судья?


Казус 2. (А.Г.)

Некая молодая женщина задумала женить на себе весьма состоятельного мужчину, несмотря на то, что он уже был женат. Его жена Таис была женщиной гордой. Она решила, не дожидаясь развода, взять то, во что она вложила собственный труд, (чтобы не досталось другой женщине) и вернулась в дом своего отца.

Ее муж решил обратиться к знатоку законов за советом: есть ли основания у него оспорить действия Таис? И что же Вы ему посоветуете?
Казус 3. (А.Г.)

После смерти мужа и жены их имущество было передано подразделению филы, к которой они ранее относились. Однако, спустя некоторое время, все-таки нашелся претендент на наследство. Он обратился к правоведу за консультацией: «Могу я рассчитывать на это имущество?»

Что ответил правовед?
Казус 4. (А.Г.)

Леонтий кредитору заложил дом своей матери на сумму необходимую для погашения проигранного долга. Кредитор, не дождавшись возврата своего долга, потребовал освободить дом (мать Леонтия жила в нем). В поисках защиты мать Леонтия обратилась к судье.

Правильно ли она поступила?

На каком основании, и каким будет судебное решение?



Казус 5. (А.Г.)

На рынке рабов Эратосфен купил раба, необходимого ему в хозяйстве. Но раб оказался ленивым и неспособным к тому, чтобы быть помощником в хозяйстве, и характер имел необузданный. Эратосфен попросту выставил его на улицу. Однажды Эратосфена призвали в суд как ответчика за противоправные действия его раба.

Что послужило основанием к предъявлению иска к Эратосфену?

В ходе судебного разбирательства ответственность с Эратосфена была снята.

Как Вы думаете, какие были к этому основания?
Казус 6. (А.Г.)

Единственная наследница Ксифанта Лидия должна была выйти замуж за своего двоюродного брата Энея. Но т.к. она еще не достигла брачного возраста, Эней решил отправиться в морскую экспедицию «за удачей».

Путешествие его затянулось, и когда он вернулся, девушка уже вышла замуж за другого юношу.

Вправе он потребовать развода на основании нормы закона: «Дочь-наследница пусть выдается замуж…за первого из сыновей от самого старшего брата»?

Какую цель преследовал законодатель, формулируя данную норму?
Казус 7. (А.Г.)

Наследница своего отца Клея вчинила иск к родственнику своей матери с требованием возврата ее наследственного имущества, которое он (родственник) растратил и распродал в то время, когда она была малолетней. Родственник же доказывал, что он действовал на законных основаниях.

Действительно ли у ответчика было законное основание распоряжаться наследственным имуществом Клеи?

Подтвердит ли судья правомерность действий родственника?

Каким будет судебное решение?
Казус 8. (А.Г.)

Лисий занял некую сумму денег у Архипа. Поручителем стал его сосед по имению. Вскоре Лисий был призван на войну и там погиб. Спустя полтора года Архип узнал о гибели своего должника и стал требовать возврата занятой суммы у поручителя. Поручитель ему ответил: «Я не предполагал, что Лисий не возвратит долга, т.к. знал его как честного человека, поэтому и поручился за него. Своих денег у меня нет и отдавать долг Лисия не из чего». Архип вынужден был обратиться в суд с иском о взыскании долга с поручителя.

Дайте характеристику правовым действиям поручителя?

Удовлетворит суд требование кредитора?



Казус 9. (А.Г.)

Гарпий, женатый вторым браком, будучи должником Энея, чтобы не утратить свое прекрасное имение, подарил его молодой жене. Известие об этом взволновало немалый круг родственников, надеющихся на наследство. Иск вчинили его сыновья от первого брака.

Сформулируйте содержание иска.

Какое решение примет суд по данному иску?

Имел ли кто еще основание к иску?
Казус 10. (А.Г.)

Клиент усыновил малолетнего наследника богатого имения (не без корысти). Однако, отношения с усыновленным и его новыми родственниками не сложились, т. е. были конфликтными.

Есть ли правовой выход из сложившейся ситуации?
Казус 11. (А.Г.)

Софокл, прогуливаясь в окрестностях города, увидел на поле некоего имения своего раба, которого он оставлял в залог и о котором ему кредитор сказал, что он (раб) умер от какой-то тяжелой болезни. Теперь, увидев его живым и здоровым, Софокл обратился в суд.

Сформулируйте исковое требование Софокла и судебное решение по данному иску.
Казус 12. (А.Г.)

При проверке финансовой отчетности выявили недостачу казенных денег, которые были выделены на украшение храма к празднику. Как выяснилось, эти средства были использованы Фемистоклом для личных целей.

Какое наказание ожидает Фемистокла по афинским законам?
Казус 13. (А.Г.)

Деметрий, чье имущество конфисковали за долги, обратился в суд о пересмотре дела, т.к. у него появились дополнительные, неопровержимые данные о стоимости его конфискованного имущества. Эти данные указывают на то, что имущество конфисковали на сумму, превышающую его долги.

Являются эти данные основанием к пересмотру дела?

Будет возвращено имущество Деметрия, составляющее разницу между долгом и стоимостью конфискованного имущества?


Казус 14. (А.Г.)

Филипп, не дождавшись возврата долга, обратился в суд с иском. Вызванный должник, в свою защиту представил сведения о том, что Филипп во время пира в честь Аполлона Пифийского освободил его от обязательства.

Являются данные сведения основанием для вынесения судебного решения в пользу должника?
Казус 15. (А.Г.)

В Афинах олигархическое правление сменилось демократическим. Воспользовавшись хаосом при смене режима, Ахелой захватил рудник Павсания, который тот приобрел еще во времена Евклида.

Примет ли суд иск Павсания, если тот обратится в суд?

Если иск будет принят, то в чью пользу будет вынесено судебное решение?


Казус 16. (А.Г.)

Смерть главы семьи наступила, когда его сын (Диодор) находился в плавании. Владельцем наследственного имущества стал Кратер, дальний родственник умершего, который в последние годы жизни наследодателя был управляющим его имуществом. Вернувшись, Диодор добился присуждения наследства себе и выгнал Кратера из имения. Однако Кратер не смирился с таким решением и опротестовал его. Присуждение имущества Диодору было признано недействительным.

На каком основании Кратеру удалось отстоять свое право на наследство?
Казус 17. (А.Г.)

Гелия подала иск в суд о разводе и разделе имущества. В иске она указала на то, что ее муж, в силу своего авантюрного склада характера, постоянно отсутствует, ввязывается в скандальные истории и не желает создавать полноценную семью. Что касается имущества, то она требует присуждения ей двух третей всего имеющегося имуществ, т.к. все, что есть у них в имении, есть дело ее упорного труда и заботы.

Какое решение примет суд? На основании судебного решения сформулируйте правовые принципы брачно-семейных отношений античного периода.


<предыдущая страница | следующая страница>


Лекции по курсу История Отечественного государства и права Тема «История отечественного права и государства» как наука и учебный курс

История отечественного права и государства, как и история государства и права зарубежных стран, является фундаментальной научной дисциплиной, которая наряду с теорией права и госуд

372.24kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция

Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, Азии и Африки; основные тенденции разви

4316.11kb.

11 10 2014
18 стр.


История государства и права зарубежных стран

Изучение истории государства и права способствует формированию широкой правовой культуры, выработке навыков юридического мышления, творческого мышления, интерпретации юридически зн

841.77kb.

25 09 2014
7 стр.


История государства и права зарубежных стран

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор предисло­вие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18 21

9203.83kb.

12 09 2014
36 стр.


История государства и права зарубежных стран

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16, 21, 24, 30

7698.92kb.

14 12 2014
35 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

Охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом

13313.36kb.

11 10 2014
63 стр.


«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі

Пререквизиты дисциплины: Для изучения курса студенты должны быть ознакомлены с такими дисциплинами как основы государства и права, философия, всеобщая история государства и права,

373.71kb.

25 12 2014
2 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов по специальности 030501 «Юриспруденция»

«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического профиля

4465.13kb.

12 09 2014
36 стр.