Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

Литературная композиция
В марте 1937 года в районном посёлке Усть-Уда, затерявшемся на таёжном берегу Ангары, почти на полпути между Иркутском и Братском, родился Валентин Распутин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Его детство прошло неподалёку от этих мест – в деревне с красивым названием Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаённых глубинах его сердца, души, сознания и памяти. Именно эта деревня явилась прообразом Матёры в его замечательной повести «Прощание с Матёрой», и также отразилась в «Последнем сроке» и в «Живи и помни».

Местечко у берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счёту Валентин научился с малых лет – уж очень жадно он тянулся к знаниям. Смышленый паренек читал все, что попадалось: книги, журналы, обрывки газет. В первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь все равно была трудной, полуголодной, и только любовь к чтению спасала мальчика и от физического голода, и от однообразия бытия.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом 1954 года, он блестяще сдает вступительные экзамены в Иркутский государственный университет и становится студентом историко-филологического факультета. Там он увлекается Ремарком, Хемингуэем, приобщается к творчеству Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина, которые и по сей день остаются его любимыми писателями.

После окончания педагогического университета работал корреспондентом в газете Красноярска «Советская молодежь». Эта работа дала ему богатый жизненный материал для будущих повестей и рассказов. Жанр журналистики, конечно, не вписывался в рамки классической словесности, но позволил Валентину приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. О чем только не пришлось писать в своих статьях и заметках молодому журналисту, где только не довелось побывать по долгу службы. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. У Валентина появляется желание писать….

Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки…» был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара», и затем несколько раз перепечатывался. В это же время Валентин Григорьевич пишет очерки, которые публикуются в альманахе «Енисей», в журналах «Смена» и «Молодая гвардия», но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления стали ждать люди, стали проявлять интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина. С этого рассказа начинается новый этап творчества Распутина как серьезного, талантливого прозаика.

В первых своих рассказах Распутин, как и большинство начинающих авторов, отдавал щедрую дань экзотике и декоративности, порой грешил словесными излишествами. Так, в рассказе «Я забыл спросить у Лешки…» небо у Распутина напоминает «халат фокусника», а день уходит, «свернувшись шариком», луна сияет, «вытаращив свой единственный глаз». Эпитеты и сравнения броские, неожиданные и в то же время какие-то «нездешние», неуместные в данной ситуации. Поскольку люди, на глазах которых умирает друг, вряд ли способны любоваться красотами природы, способны вообще на какие-либо сугубо «эстетические» переживания. Его первый рассказ несовершенен по форме, но пронзителен по содержанию, искренен до слез.

Постепенно в рассказах рядом с изысканными, книжными сравнениями и метафорами стали встречаться фразы необыкновенной точности. В дальнейшем Распутин станет писать только так – просто и ясно, избегая всяческих красивостей, освобождая фразу от всяких посторонних примесей.

Есть немало книг, которые удерживают читателя, прежде всего, занимательным сюжетом. Но повести Валентина Распутина совсем иные. Главное в них - это движение души автора, в которую умещается весь огромный мир русской деревни. Подобно Ф. М. Достоевскому, Распутин держит в центре внимания актуальные, наболевшие общечеловеческие проблемы своей эпохи.

В 1967 году, после публикации новой повести «Деньги для Марии», Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. О молодом авторе заговорили всерьез – его новая работа становится предметом обсуждения. Что же такого написал автор, чем привлекла, чем взяла за живое эта повесть?

Внешне повесть очень проста, бесхитростна, как по композиции, так и по главной своей мысли. Сюжет ее вполне укладывается в одной фразе: малограмотная сельская продавщица допустила растрату, и ее муж пошел в полном смысле слова с протянутой рукой по деревне, чтобы добыть денег для спасения своей Марии. Что может быть проще этой истории? Люди по-разному отозвались на горе Марии и Кузьмы. Одни без лишних слов отдали все, чем располагали, другие повздыхали, поохали, но не дали не гроша…

Самое обидное и нелепое в повести то, что пострадала Мария от собственной доброты. Жалостливое сердце ее дрогнуло, когда ее вызвали в сельсовет, и стали упрашивать стать за прилавок, потому что «надо кому-то выручать деревню», в которой несколько месяцев был закрыт магазин, так как не могли найти продавца, и «люди маялись, ездили за двадцать верст в Александровское». И она согласилась, пошла на заведомо опасное, рискованное дело.

Ее страх понятен: продавцы долго не задерживались в магазине, там всегда были недостачи, «магазин был как проклятый – уж сколько народу пострадало из-за него!». В честности Марии сомнений не возникает, живут они с мужем своим трудом, хозяйством, огородом. «Я с тобой буду как на духу – не таскали мы оттуда ни одной крупинки. Сам видишь, живем небогато, но чужого нам не надо! – говорит Кузьма ревизору. – Тысяча, ведь это сумасшедшие деньги. Я столько и в руках не держал. Мы ссуду в колхозе брали, семьсот рублей на дом, когда ставили, и то много было, до сегодняшнего дня не расплатились. Ты на этой работе давно, скажи, как такое могло быть?

-Не знаю, - покачал головой ревизор.

-А не могли ее сельповские с фактурой нагреть?

-Не знаю. Все могло быть. Я вижу, образование у нее не большое.

-Какое там образование – грамотешка! С таким образованием только получку считать, а не казенные деньги.

-Товары она всегда сама получала или нет? – спросил ревизор.

-Нет. Кто поедет, с тем и заказывала.

-Тоже плохо. Так нельзя. А самое главное: целый год учета не было.»

По сути, этот шаг равен самопожертвованию, и здесь сполна раскрылась самая привлекательная черта Марии: привычка во всем поступать по совести, готовность взвалить себе на плечи любую работу и заботу, если это надо «миру», если так просят люди.

Беда настолько сломила и подавила Марию, что она даже не в состоянии выйти за порог дома. Малоподвижной, бездыханной остается она и внутренне, потому что ум ее сосредоточен только на одном – достанет ли Кузьма денег, чтобы спасти ее от тюрьмы. И этот страх вполне понятен и простителен, ведь Мария думает не только о себе, но и о четверых своих сыновьях.

Недаром повесть названа «Деньги для Марии». Автор, называя повесть именно так, хотел подчеркнуть два предмета – неодушевленный и одушевленный, и в названии повести они как бы сливаются в одно целое. Тысяча рублей потому и выглядит такой пугающе огромной, что от нее зависит судьба живого человека.

В роли главного спасителя Марии выступает ее муж Кузьма. Он весь охвачен страхом за судьбу жены, мысль, что если за пять дней он не соберет нужной суммы, то Мария пойдет под суд – пронзает его, точно шальная пуля. Волнуются и плачут дети. Но отец обещает им: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас же пятеро мужиков, у нас получится!». Кузьма размышлял, что делать. Корову и сено продать нельзя, останутся дети без молока, больше продавать-то нечего. Своих денег ни копейки, значит, все придется занимать. Но ему, труженику, привыкшему всю жизнь получать деньги по платежной ведомости, стыдно идти по дворам, просить и унижаться. Человек попал в жесточайшие обстоятельства, на каждом шагу он вынужден ломать и бороть себя. Тяжко, совестно, непривычно Кузьме выступать в роли просителя, но он идет на это ради своей Марии. «Кузьма, - задыхаясь, шептала Мария, - Кузьма, спаси меня, сделай что-нибудь! Родной мой! Спаси меня, Кузьма, не отдавай им меня!» Не собрав у себя в деревне нужной суммы, Кузьма едет в город к брату в надежде, что тот сможет ему помочь.

Эта горькая, поучительная история заканчивается на полуслове, но стойкость Кузьмы, умение самостоятельно переносить свое горе рождает в нас уверенность, что даже в случае отказа со стороны брата Кузьма спасет свою Марию и не допустит, чтобы она пошла под суд…

Эта повесть сделала Распутину литературное имя. Если до «Денег для Марии» молодой иркутский прозаик был просто автором трех книжек очерков и рассказов, то теперь в советской литературе появилось новое писательское имя – Валентин Распутин. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью и оставил журналистику.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хочется погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. Здесь молодой автор блестяще подтвердил свою репутацию сложившегося прозаика. Это уже был поистине триумф Распутина. Это повесть принадлежит к тем произведениям, которые не уходят из памяти, которые хочется перечитывать, думать над ними.

Старуха Анна лежит на кровати и думает о смерти, которая именно сегодня ночью должна к ней прийти. «За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью: сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой». Она не боится смерти, и даже ждет ее. Старуха верит, «что у каждого человека своя, собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него». Про себя старуха знала, что смерть у нее будет легкая.

В этой повести писатель бесстрашно погружается в самую «сатанинскую глубину» человеческого сознания и даже подсознания. «Последний срок» явился вершиной творчества Валентина Григорьевича, у него появилась масса новых почитателей его таланта. Все были поражены, как это сумел Распутин, человек еще совсем молодой, так вжиться в образ, так проникнуться думами и переживаниями своей восьмидесятилетней героини. Интересно знать о том, что прототипом старухи Анны была бабушка писателя Мария Герасимовна. Конечно, у Марии Герасимовны не было той же предсмертной ситуации, что была у старухи Анны, и все «внутренние монологи», все видения старухи – это бесспорно чистый вымысел Распутина. С бабушки он «списал» образ старой русской женщины, помнящей еще жизнь «до революции». Пережившей несколько войн, отдавшей им нескольких своих детей, а им, детям, отдавшей всю себя. А потому, что фантазия автора работала в «синхронной плоскости» с действительностью, мы видим в старухе Анне не вымысел, не придумку, а живую плоть и кровь. Старуха Анна – полнокровный и так много вобравший в себя образ русской женщины-крестьянки.

Однако повесть «Последний срок», кроме размышлений старухи, ее видений и кроме вечных, «нетленных» проблем содержит в себе и элемент злободневности. Этим элементом являются неглавные герои повести – дети старухи Анны. Образы детей получились у автора беднее, по сравнению с ней, автор, обрисовывая характеры Ильи, Михаила, Варвары и Люси, сгустил краски, и поэтому получилась дисгармония. Этакая пропасть между старухой и детьми - выпивоха Илья, мелкий самодур Михаил, глупая, скопидомная Варвара, черствая, высокомерная Люся – прямо скажем, симпатии не вызывают. Порочность, нравственная неполноценность этих людей, их неприкаянность – все высветил автор на страницах повести.

Эта неприкаянность с наибольшей полнотой проявилась в последней главе. И Люся, и Илья, и Варвара срочно, сославшись на неотложные дела, уезжают. А на самом деле просто потому, что им надоели и деревня, и родительский дом. Не покаялись, не пали ниц дети у смертного одра своей матери, а наоборот, предстали еще в более неприглядном свете. У старухи Анны в жизни была единственная забота: вырастить детей, создать новое звено в круговороте жизни. А их так и не посетила догадка, что мать их «выглянула оттуда», где была уже почти вся, только ради них, и вся эта «добавка» жизни держится на материнской любви и боли. Единственная радость выпала старухе перед кончиной: повидать своих ребят; и как мучается она тем, что «не оправдала их ожиданий, подвела, задержавшись со смертью». И еще очень страшно то, что их к матери собрала не любовь, не естественное желание проводить ее в последний путь, а обязанность, неписаный закон, боязнь – а что потом люди скажут! Вдруг и их так же осудят, как осуждают они Таньчору, самую любимую дочь старухи Анны, которая так и не приехала к умирающей матери. Не смогла, или не сочла нужным, не так уж и важно. Важен факт. Не приехала…а мать в неизмеримой любви своей так «перетасовывает» причины и следствия, что в конечном итоге готова винить в этом не дочь, а себя.

Так кто же они, эти люди, связанные единой кровью, и разделенные невидимыми стенами равнодушия и безразличия; кто эти братья и сестры, о которых даже мать, любящая их больше себя, вспоминает как о чужих: «Старуха так и подумала: «люди», не делая разницы для своих и чужих»?

Но старуха Анна прощает их всех. И не только потому, что она - их мать, и все они - ее дети, какие они бы ни были. Она их понимает и жалеет, и в этом сострадании кроется глубокий, почти символический смысл повести. А ночью, после отъезда детей, старуха умерла.

Одна из основных тем всей мировой литературы – тема жизни и смерти, становится у Распутина самостоятельным сюжетом. И всегда смерть человека в его произведениях побуждает других людей задуматься о том, достойно ли они живут, не зря ли будет прожита их собственная жизнь, не погрязли ли они в ненужной суете мелких и эгоистических желаний.

Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность, и была переведена на десятки иностранных языков.

В 1973 году впервые опубликован дивный, при всей горечи сюжета, но полный света и любви, рассказ «Уроки французского». В рассказе описано послевоенное время, безотцовщина, полуголодное существование. Писатель почти не скрывает от нас автобиографичности произведения. Детали быта, окружающего героя рассказа – их не придумаешь, не изобретешь, это надо прочувствовать и пережить. Чего стоят, к примеру, только нарисованные с детской непосредственностью и дотошностью сцены игры на деньги… Причем здесь речь не идет о развлечении или баловстве, не об азарте – герой наш играет на деньги, чтобы иметь возможность каждый день купить баночку молока – «от малокровия». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, от родной деревни, вырван из обычного окружения, и внедрен в новое, неведомое. Неудивительна его тоска и тяга домой; странно ли, что он однажды не выдержав, «срывается» - и «с ревом» бежит за машиной, на которой уезжает навещавшая его мать?... Эта сцена – одна из многих в рассказе, которые заставляют в жалости и сочувствии сжиматься наше «взрослое» сердце.

Учительница, Лидия Михайловна, идет на рискованный шаг. Тайком, у себя дома, играет с учеником на деньги. На такой поступок ее толкнуло человеческое сострадание: мальчик крайне истощен. Под предлогом занятий французским языком учительница пригласила мальчика домой, решив после занятий его как следует накормить. Но, несмотря на голод, мальчик есть отказался. Учительница предложила одолжить ему денег, но гордость не позволяла ему их взять. Тогда Лидия Михайловна решила послать ему посылку с макаронами, немыслимым богатством, по тем временам. Но маленький упрямец быстро понял, кто прислал ему эту посылку, и тут же отнес их назад. Иного выхода у учительницы не было, и на свой страх и риск, она предлагает игру на деньги в «замеряшки». Позанимавшись языком, они начинали с азартом играть, причем почти всегда выигрывал мальчик. У него появились деньги, он снова покупал на базаре молоко. И вот однажды, увлекшись игрой, они не заметили появления директора школы. Он был в бешенстве. Лидию Михайловну на другой же день уволили. Директор ни на миг не задумался, «что же побудило» учительницу пойти на такие непедагогические методы? Она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности, и готова любыми – дозволенными и недозволенными способами - помочь им развиться. И даже после всех неприятностей на работе, и вынужденного отъезда, сердце молодой женщины продолжает болеть, зная, что ее любимый ученик опять голодает. И через несколько месяцев, в январе, мальчик опять получил посылку с макаронами, а на дне этого ящика, в толстой ватной обертке, лежали еще и три яблока. Яблоки он видел только на картинках, но догадался, что это они.

Не озлобиться, не потерять веру в людей, мальчику помогает учительница. Ценой своей репутации, ценой увольнения с работы. Ты не один в мире, рядом есть кто-нибудь, кто пожалеет тебя и поможет – вот главный урок, полученный маленьким героем рассказа от учительницы французского языка. На всю жизнь он запомнил этот урок, но он один способен перевесить ту меру страданий, которые выпали на долю этого мальчика.

Год 1976 подарил поклонникам творчества Распутина новую радость. Писатель пишет повесть «Прощание с Матёрой». Индустрия прибирает к рукам один из отдаленных сибирских уголков. Строится ГЭС, которая мощным светом озарит этот уголок, даст людям тепло, энергию, благоустроит их быт. Но ощущения праздника у людей нет. Маленькая деревенька Матёра, попадает в русло искусственного водохранилища. Большинство местных жителей скорбит по своей Матёре, обреченной стать дном водохранилища. Да, строится громадина ГЭС, и какая-то Матёра в сравнении с этим чудом 20 века и с теми благами, какие она дает стране – пустяк, мелочь. Но только могут ли быть мелочью и пустяком вещи, касающиеся судеб живых людей, пусть даже горстки людей.

И вот русский человек поглядел на одну эту, ничем не выделяющуюся среди других, деревеньку, как бывало, русская литература глядит на «маленького человека», и открылось ему, что с каждой деревней уходит Родина, и сиротеет русское сердце.

В повести «Прощание с Матёрой» изображена жизнь сельских старух. Глубоко передаются читателю тяжелые, мрачные настроения этих женщин, которые знают, что скоро их деревня будет затоплена, и им придется переселяться в город. Повествование идет на одной пронзительной ноте – прощания с русской деревней, национальной культурой. Распутин горестно и бережно подробен в оглядывании каждого дня своих старых героинь, оставшихся в обреченной на затопление деревне, чтобы «доглядеть огороды», да и просто дотянуть до последнего. Не зря писатель и выбрал имя деревне – Матёра. Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что так в Сибири зовется коренное, срединное течение, стержень реки, так определяется первородная живая сила, и все вместе имеет великим началом слово – мать. Автор этого символизма нигде не подчеркивает, но мы видим это сами. И не зря он выбирает в героини сильную характером старуху Дарью, из тех, на ком стоит всякая деревня, да и сама наша Родина.

Старуха Дарья – несомненно, один из самых дорогих автору образов, выразительница многих его заветных дум и помыслов. Создав этот образ, Распутин призвал на помощь все свое мастерство. Когда Дарья произносит свои монологи, воочию представляешь себе эту умудренную жизненным образом крестьянку, с ее склонностью порассуждать, посетовать на житье-бытье, щедро уснащая при этом свою речь местными, истинно сибирскими поговорками и прибаутками. К этой старой и мудрой женщине тянутся люди. В ее избе всегда многолюдно. Все важные монологи и диалоги повести происходят в доме этой пожилой женщины. «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней…».

Высокой поэзии исполнены сцены прощания старухи с могилами близких, с родной избой, которую она обряжает накануне пожога, как обряжают покойника перед похоронами. Ее переживания, раздумья о пережитом, о происходящем, никак не назовешь отрицанием нового, того, что мы громко именуем прогрессом. Богатый житейский опыт и чувство справедливости не позволяют ей закрывать глаза на устремления молодости. Она понимает, что Матёра, ставшая для нее всем миром, не может быть таковой для остальных людей.

Но ведь и прошлое забывать нельзя. Без прошлого у человека нет будущего. А прошлое – это не только воспоминания, но и кладбища, где похоронены родители, деды, прадеды. И природа, с которой люди дышат одним воздухом; и народ, односельчане, как симпатичные, так и не очень, как добрые, так и злые. Все это вместе для распутинских старух называется словом «жизнь», и лишиться этого – значит для них перечеркнуть себя, оторваться от корней, от всего, что их хранило и питало.

Удивительны и неповторимы распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина – особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы – из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля – матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу.

Всю повесть, все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает, скликает родную материнскую историю, торопиться обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по человечески, не уронив себя. Чтобы весь опыт ее не канул без внимания, потому что всем веками наработанным и хранимым ею умом, она знает главное: «Правда в памяти .У кого нет памяти, у того нет и жизни!».

Завидно удаются Валентину Распутину женские образы! Иногда, когда читаешь его произведения, в голову приходит мысль, что именно из-за них, и ради них, и написаны все вещи Распутина, что мужчины играют в них лишь служебную, «оттеняющую» роль. Удивительна, достойна глубокого уважения та сыновняя, чистейшая любовь, с которой он пишет Марию в «Деньгах для Марии», старуху Анну в «Последнем сроке», старуху Дарью в «Прощании с Матёрой», Настену в «Живи и помни».

Год 1977-й для писателя оказался знаковым. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. Об этой повести написано много и в России и за рубежом. Она издавалась более 40 раз и у нас, и в других странах.

В чем же сила «Живи и помни»? И почему это произведение вызвало такой интерес? На первый взгляд, читателя привлекает дезертирство солдата с фронта, и последствия этого поступка. Но после прочтения повести, и размышлений над ней, становится ясно, что в сущности, это рассказ о судьбе русской женщины.

И тема, и сам главный персонаж повести Андрей Гуськов, на первый взгляд, необычны для автора, писавшего до этого преимущественно о современности, о людях сегодняшнего села. Но произведение это к военной тематике отнести нельзя, потому что главным героем его является персонаж, нарушивший свой воинский долг, сбежавший с войны. Человек стал предателем, потерял буквально все. Но дезертир у Распутина не совсем обычный, не традиционный. Проступок совершил человек, провоевавший три года, перенесший тяжелое ранение. И дезертировал-то Гуськов не по злому умыслу. Из госпиталя после лечения его обещали отпустить повидаться с семьей. Он настроился на встречу с близкими, и после выздоровления вдруг узнает, что его отправляют на фронт, он горячится, бегает по врачам, думая, что произошла какая-то ошибка, но нет: можешь воевать – на фронт. И решил Гуськов рискнуть, самовольно съездить домой, наивно думая, что до родной Иркутской области рукой подать. Все время пути уговаривал он себя, что увидит жену, мать - и сразу на фронт, назад. И сладко ныло сердце в предвкушении этой встречи. Но все вышло не так, после трех суток пути в противоположную от фронта сторону Гуськов испугался. Двигаться дальше – дня не хватит, возвращаться назад – зачем все это затевал? Так незначительное нарушение воинской дисциплины обернулось тяжелым проступком. Самовольщик стал дезертиром, оказался вне закона на положении преступника. Добравшись до родных мест, Гуськов поселился в лесу, неподалеку от деревни, в заброшенном зимовье, постепенно теряя человеческий облик. За время своего лесного затворничества Гуськов пережил ад душевных мук. Проступок Андрея оказался не только его «личным делом», и пострадал не только он сам. Буквально по известной пословице «мертвый хватает живого», он потащил с собой и другого человека, и на горе, человек этот, связанный с Гуськовым узами супружества, оказался полной ему противоположностью.

Гуськова Настена – человек удивительно цельный, гармоничный, истинно русский, не способный ни на какие сделки с совестью. Безусловно, и то, что именно эта цельность, стремление везде и всегда оставаться собой и привели ее впоследствии к гибели. И в этом кроется ключ к ее характеру. Сиротство, бедное девичество, неудачно начатое замужество выучили ее терпению, смирению и покорности. Поэтому предчувствием угадав присутствие мужа, а потом и увидев его, Настена принимает его судьбу без оговорок, со всем самозабвением женщины, и весь мучительный груз этой судьбы сразу перекладывает на свои плечи.

Узнав о дезертирстве мужа, Настена встает перед жестоким выбором: или быть с ним, или нет. С ним – значит покрыть Андрея, не с ним – значит предать его. Третьего тут не дано. И она выбирает первое, становится с Андреем заодно, берет его вину и на себя, и на протяжении всей повести мужественно и героически несет этот крест. Именно этот шаг стал для нее роковым, именно здесь и завязался тот узел, развязать который Настена смогла лишь ценой собственной жизни.

Итогом их встреч становится ребенок, которого Настя понесла под своим сердцем. Но совсем в неурочный час взошло семя жизни. С первой минуты встречи с мужем понимала Настена свою вину перед односельчанами, перед обществом, но не поддержать мужа не смогла. Это может быть черта только русской женщины – делить с мужем и светлый час победы, и последнюю тяжесть его падения. Настена сама вынесла себе приговор, и сама привела его в исполнение. И вот – заплатила Настена за свой поступок двумя жизнями: своей и не рожденного ребенка своего. Потому что жить могла Настена, только помня о тех вечных нравственных заветах, на которых держится мир, и благодаря которым человек остается человеком. Настена не была на передовой, не слышала даже отдаленных взрывов бомб – и погибла, причем уже через несколько дней после победы. Погибла, так и не познав радость материнства, так и не пожив нормальной супружеской жизнью.

А Андрей Гуськов, предавший родных, и друзей, и Родину ради жены и будущего ребенка, ставший врагом в родных местах и зверем среди людей, - Андрей Гуськов уполз глубже в нору, чтобы пережить и жену, и сына, продолжателя рода Гуськовых…

В рассказе «Женский разговор», написанном в девяностые годы, как и в большинстве его произведений, героини - женщины. Шестнадцатилетняя Вика, бросившая школу, связавшаяся с дурной компанией, и, по своей неразумности, успевшая сделать аборт. И ее деревенская бабушка Наталья, к которой родители Вики привезли ее на перевоспитание, надеясь, что в деревне она возьмется за ум. И вот второй месяц девочка живет у бабушки.

В бабушке Наталье легко угадываются все прежние бабушки Распутина, с их целомудренной ясностью и полнотой понимания мира. А вот Вика – уже новость, она следствие той жадной поспешности жизни, которая явилась сегодня. На первый же укор бабушки и напоминание, что жизнь надо бы начинать почище, Вика обрывает ее:

-Что ты мне свою старину? Проходили!

-Куда проходили, -не поняла бабушка.

-В первом классе проходили. Все теперь не так!

Именно так, в первом классе теперь проходят эти науки. Если телевизор не будешь смотреть – одноклассники покажут и расскажут. Ждать некогда, надо в «лидеры» выходить, «целеустремленность» демонстрировать, убеждает бабушку юная акселератка. Бабушка, как может, объясняет Вике прописные истины, которые сейчас ничего для молодежи и не значат, отвечает на вопросы, как умеет, просто и доходчиво:

-А почему говорят: целомудрие? – спросила вдруг она. – Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка?

-Слышу. Это не про вас.

-А ты скажи.

-Само мудрие, - сердито начала Наталья. – С умом штанишки не скидывают. –она умолкла, продолжать, не продолжать, но совсем рядом было то, что надо сказать, долго искать не надо.

Долгим, бережным рассказом о своей любви бабушка пытается вернуть Вику в «себя», вправить этот безумный вывих. И на протяжении всего рассказа мы не знаем, достучится ли. Девочку уже ничего не смущает, - она у бабушки «способы» выпытывает, и , кажется, не понимает бабушкиного языка, когда та с чудной чистотой и застенчивостью вспоминает самое интимное: «….угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит. Тяготенье такое…Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет…»

Доскажет бабушка Наталья свою историю, и Вика уснет, - поняла ли, разгладилась ли душой – Бог весть. Писатель не торопит с моралью в надежде, что не эта девочка, так другая, повнимательнее, поймет и услышит, не даст победить себя поспешному знанию «с первого класса».

Вот такие характеры и образы создает Валентин Григорьевич. Его героини захватывающе интересны, есть – тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры. Сюжеты притягивают жизненной правдой. Состояние души его героев – особый мир, глубина души которых подвластна только таланту мастера.

«В человеке многое зависит от его отношения к окружающим, - говорит в одном интервью Валентин Григорьевич. - Отчуждение – самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия. Как часто приходится, увы, сталкиваться с тем, что один не слышит, или не желает слышать другого…

Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде…

В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами, им верят односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки… »

Действительно, все они, героини Валентина Распутина, - сильные и цельные натуры. Даже Мария, растерявшаяся и сникшая в своей не такой уж и страшной беде. Даже Настена, не устоявшая, не выдержавшая нахлынувшего на нее несчастья… И, пожалуй, правильно будет сказать, что все эти женщины суть составные одного образа, одного исторического характера, ибо они представляют в нашей литературе целую эпоху.

Но, почему же именно женщины, а не мужчины, стоят всегда в центре повествований Распутина? Потому что только на русской женщине держится сегодня наша духовность и вера. Мужчины перестреляны друг – другом в Гражданской войне, перемолоты в Великой Отечественной, погублены сталинскими «чистками», искалечены духовно и физически Афганистаном и Чечней. Женщинам есть чему служить: традициям, русскому укладу, идее жертвенности и самоотдачи, без которой женщину вообще невозможно представить. Русской женщине есть что хранить: корни, исторические и культурные связи, землю, на которой бедствовали и радовались короткому бабьему счастью, родной край, к которому прикипели сердцем и душой.

С уважением и сердечным теплом обрисовывает писатель деревенских женщин. Проста и скромна их речь, светлы и не заносчивы мысли. Инстинктивное ощущение внутреннего нравственного закона, светлой веры в неизбежную победу добра над злом, в то, что наступят на Руси добрые времена - характерно для всех его героинь. Его женщины не могут жить без любви, без самоотверженного служения родным и близким. Русская женщина всех простит, спасет от беды, всех приголубит и пожалеет.

Для нас, читателей и поклонников таланта Валентина Григорьевича Распутина, самым важным является то, что писатель всегда находится в гуще сегодняшней жизни, близко к сердцу принимает ее боли и злобы дня, чутко улавливает запросы и веяния времени, воплощает их в живых человеческих судьбах и характерах. Многие герои его произведений надолго и прочно вошли в галерею лучших образов, созданных современной прозой.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством», стал почетным гражданином Иркутска. Валентин Григорьевич пишет статьи и очерки в защиту оскверняемого Байкала, работает в многочисленных комиссиях во благо людей, передает свой опыт молодому поколению.

«За пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал» - такие слова написаны в дипломе, который получил Валентин Григорьевич в 2000 году, вместе с премией имени Александра Солженицына.



Одной из последних наград писателя является Международная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую он получил в 2010 году из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Литература.

  1. Адамович, Алесь. Додумывать до конца [Текст]: Лит. и тревоги века : [Сборник] / Алесь Адамович. - Москва: Сов. писатель, 1988. - 493 с., [1] л. портр.

  2. Апухтина, Вера Александровна. Современная советская проза, 60-70-е гг. [Текст]: [Учеб. пособие для вузов по спец. "Рус. яз. и лит."] / В. А. Апухтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высш. шк., 1984. - 272 с.

  3. Вся русская литература [Текст]: учеб. пособие / авт.-сост. И. Л. Копылова. - Минск: Современный литератор, 2003.

  4. Гладкова, Ирина Борисовна. Курс лекций по литературе Западной Сибири [Текст]: учеб. пособие для студентов / И.Б. Гладкова; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Ом. гос. аграр. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. - 150 с.

  5. Голубков, М. М. Русская литература XX в. [Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов / М.М. Голубков. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 288 с.

  6. Дырдин, А.А. В. Распутин: Национально-художественный стиль мышления [Текст] // Литература в школе. - 2007. - №11. - С.12-15. - (Наши духовные ценности).

  7. Котенко, Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества [Текст] / Н.Н. Котенко. – Москва: Современник, 1988. – 188 с., портр.

  8. Котенко, Николай Николаевич. Валентин Распутин [Текст]: очерк творчества / Н. Н. Котенко. - Москва: Современник, 1988. - 188 с.: портр. - (Литературные портреты).

  9. Ланщиков, А. Ищу собеседника: о прозе 70-80-х годов [Текст] / А. Ланщиков. – Москва: Советский писатель, 1988. – 368 с.

  10. Лейдерман, Наум Лазаревич. Современная русская литература, 1950-1990-е годы [Текст]: В 2 т. : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий. - Москва: Акад., 2003. - 22 см.

  11. Литвинов, Василий Матвеевич. Плата за талант [Текст] : идущим в лит. посвящается / В. Литвинов. - Москва: Сов. писатель, 1988. - 367 с. : портр.

  12. Литература и современность [Текст]: [сборник / редкол.: А. Бочаров и др.]. - Москва: Худож. лит., 1960-1986. - 21 см.

  13. Овчаренко, А. Большая литература [Текст]: основные тенденции развития совет. худож. прозы 1945-1985 годов. Семидесятые годы / А. Овчаренко. – Москва: Современник. – 1988. – 621 с.

  14. Панкин, Борис. Строгая литература [Текст]: литературно-критические статьи и очерки / Б. Панкин. – Москва: Советский писатель, 1982. – 398 с.

  15. Шапошников, Владимир. Валентин Распутин [Текст] / В. Шапошников. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. – 67 с.

  16. Яновский, Н. Писатели Сибири [Текст]: избранные статьи / Н. Яновский. – Москва: Современник, 1988. – 494 с.




Женские образы в творчестве валентина распутина

Именно эта деревня явилась прообразом Матёры в его замечательной повести «Прощание с Матёрой», и также отразилась в «Последнем сроке» и в «Живи и помни»

221.9kb.

17 12 2014
1 стр.


Бунин и а. Гимн женской красоте в творчестве и а. бунина

Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”. Женщины играют здесь гл

47.79kb.

15 12 2014
1 стр.


3. Концепты времени и пространства в поэзии М

Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33

1472.76kb.

16 12 2014
17 стр.


Блок а а. А. блок —символист

Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в

43.82kb.

10 10 2014
1 стр.


«Образы России в творчестве С. В. Рахманинова»

Задачи: формирование слушательской культуры учащихся и их эмоционального восприятия на примере музыки русского композитора С. В. Рахманинова, выявление общности истоков и особеннос

24.12kb.

06 10 2014
1 стр.


Метафора греч metaphora перенос

Метафора придает речи исключительную выразительность. Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые мета

112.27kb.

10 10 2014
1 стр.


Античные мотивы в творчестве ЯннисаГрипариса

На мой взгляд, стоит выделить в лирике поэта художественные образы античных героев, Богов, исторических фигур. В работе будет предпринята попытка определить, из каких античных прои

33.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Участники IV викторины «Знаем всё о малой родине»

Консультанты: Поварницына Валентина Николаевна, Касаткина Светлана Ивановна, Миронова Валентина Александровна

396.42kb.

09 10 2014
1 стр.