Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
IV класс

Урок№1.

Тема: «Образы России в творчестве С.В.Рахманинова»



Тип урока: введение в тему.

Жанр урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок-диалог.

Цель: познакомить детей с творчеством С.В.Рахманинова

Задачи: формирование слушательской культуры учащихся и их эмоционального восприятия на примере музыки русского композитора С.В.Рахманинова, выявление общности истоков и особенности народной и профессиональной музыки, воспитание интереса к музыкальной культуре России.

Материалы к уроку: 1 часть III концерта для фортепиано с оркестром, «Песня о России» В.Локтева

Ход урока

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня вы познакомитесь с творчеством известного на весь мир русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. (Слайд с портретом).

По праву можно сказать, что это один из немногих композиторов, чья музыка целиком наполнена любовью к России. Для Рахманинова Россия была главной и единственной темой его творчества. Образ Родины, мощь богатырских сил, раздольность русских пейзажей, величавость русского характера – вот что можно услышать в его музыке. И сам композитор писал: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка».

Послушайте главную мелодию 1-й части III концерта для фортепиано с оркестром и подумайте, почему русский поэт А.Блок назвал её «тихим гимном» красоте русской природы? (Дети слушают. Слайд с концертом).

Так почему эту дивную мелодию так называют?



Дети отвечают, что мелодия напевная, широкая, спокойная, напоминает народную песню.

Учитель: - Правильно. Современники С.Рахманинова предполагали, что в Третьем концерте для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3-го концерта ни из народных… ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и всё!», - так писал С.Рахманинов. (Слайд: Рахманинов за работой над Третьим концертом)

Хочется обратить ваше внимание, что Сергей Васильевич Рахманинов был ещё и замечательным пианистом-виртуозом, обладал отличной памятью и потрясающей фортепианной техникой. Свои произведения он писал «себе по душе» и «себе по руке». (Слайд: руки Рахманинова). Поэтому только немногим, по-настоящему выдающимся пианистам удаётся передать характер, яркость, глубину и эмоциональность его произведений. И фрагмент концерта, который вы сегодня послушали, звучал в исполнении самого автора.

Созвучна теме нашего урока и песня современного композитора В.Локтева «Песня о России». Послушайте её и скажите, какой характер мелодии песни и что роднит её с мелодией Рахманинова из концерта.

(Учитель исполняет песню)

Так в чём же проявляется родство?



Дети приходят к выводу, что мелодия песни тоже спокойная, протяжная, и, как мелодия из концерта Рахманинова, напоминает русские народные песни.

Учитель: - Перед тем как начать разучивать песню, давайте проведём дыхательную гимнастику и распоёмся.

(Далее дети делают отдельные дыхательные упражнения из гимнастики А.Н.Стрельниковой, упражнения на артикуляцию и вокально-хоровые упражнения-распевания. Разучивается 1 куплет и припев. Учитель обращает внимание детей, что мелодию нужно исполнять негромко, но артикуляционно выразительно, петь длинные фразы на одном дыхании).

Итог урока.

Учитель: - Музыку какого композитора вы сегодня слушали? (С.В.Рахманинова). Какая тема была главной в его творчестве? (Тема Родины, России).

Ребята, я думаю, что вы заинтересовались творчеством С.В.Рахманинова и вам будет любопытно самостоятельно найти к следующим занятиям интересные факты о жизни и творчестве этого композитора.

«Образы России в творчестве С. В. Рахманинова»

Задачи: формирование слушательской культуры учащихся и их эмоционального восприятия на примере музыки русского композитора С. В. Рахманинова, выявление общности истоков и особеннос

24.12kb.

06 10 2014
1 стр.


Женские образы в творчестве валентина распутина

Именно эта деревня явилась прообразом Матёры в его замечательной повести «Прощание с Матёрой», и также отразилась в «Последнем сроке» и в «Живи и помни»

221.9kb.

17 12 2014
1 стр.


3. Концепты времени и пространства в поэзии М

Образы пространства и времени в творчестве М. Цветаевой борисоглебского периода (1914 – 1922) 33

1472.76kb.

16 12 2014
17 стр.


Блок а а. А. блок —символист

Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в

43.82kb.

10 10 2014
1 стр.


Метафора греч metaphora перенос

Метафора придает речи исключительную выразительность. Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые мета

112.27kb.

10 10 2014
1 стр.


Античные мотивы в творчестве ЯннисаГрипариса

На мой взгляд, стоит выделить в лирике поэта художественные образы античных героев, Богов, исторических фигур. В работе будет предпринята попытка определить, из каких античных прои

33.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Бунин и а. Гимн женской красоте в творчестве и а. бунина

Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”. Женщины играют здесь гл

47.79kb.

15 12 2014
1 стр.


Образы россии

Ю. С. Пивоваров Русская власть и исторические типы ее осмысления, или Два века русской мысли

50.62kb.

12 10 2014
1 стр.