Перейти на главную страницу
На правах рукописи
доктора философских наук
Москва ─ 2009
СУВОРОВА О.С.
ПОНОМАРЕВА Г.М.
БЛАУБЕРГ И.И.
СЕМАЕВА И.И.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
диссертационного совета В.В.Михайлов
Любое историко-философское исследование предполагает выявление традиции, в рамках которой развивались те или иные философские учения. При этом историю философии можно рассматривать и как историю развития учений, и как историю развития понятий. Данная работа посвящена анализу развития концепции единого сущего и базового для нее принципа всеединства в рамках традиции европейского античного и христианского неоплатонизма и отечественной метафизики всеединства.
Центральной категорией философии всеединства является понятие абсолютного единого (всеединого), которое обозначает начало всякого множества, причину бытия вещей. Начиная с мыслителей элейской и пифагорейской школ, наметилось противопоставление единого многому, однако, уже в учениях Платона и неоплатоников единое стало рассматриваться в отношении с не-единым (многим). Концепция абсолютного единого как сверхбытийного первоначала, которое есть то, что есть, а не иное, начинает формироваться в философии Платона, разрабатывается в последующем в учениях Плотина, Ямвлиха, Прокла, а далее в христианской теологии (Евсевий Кесарийский), ареопагитиках, в концепции Николая Кузанского, философских системах Б.Спинозы, Ф.В.Й.Шеллинга, русских философов (В.С.Соловьева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка и др.).
Существенно, что статус отечественной метафизики всеединства в рамках анализируемой философской традиции все еще не определен, и сам вопрос о нем остается дискуссионным, что подчеркивает актуальность темы исследования. Проблему, во многом, создали сами представители русской школы всеединства, подчеркивавшие, что метафизика всеединства вообще является отличительной чертой национально-русской философии.1 Стоит ли удивляться, что это порождает у западных исследователей определенные иллюзии и идеологизированные штампы по поводу развития философии в России.2
С точки зрения диссертанта, изучение отечественной метафизики всеединства целесообразно проводить в сопоставлении со следующими учениями: 1) платонизмом и неоплатонизмом (античным и христианским), 2) европейской мистикой XVI─XVII вв., 3) философией Нового времени (Б.Спиноза, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель). Для автора работы представляется очевидным, что в настоящее время необходимо исследовать тенденции и закономерности развития отечественной философии всеединства в рамках европейской философской мысли. Однако полностью и всеобъемлюще осуществить это в одном диссертационном исследовании не представляется возможным. Поэтому правомерно обратиться именно к истокам формирования философской традиции всеединства, а именно, к творческому наследию Платона, Плотина, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского, чьи идеи, по мнению диссертанта, оказали влияние на формирование взглядов не только западных философов Нового времени, но и отечественных мыслителей «школы» всеединства. Выбор авторов, чье творческое наследие стало предметом специального анализа, был обусловлен полнотой, репрезентативностью, преемственностью и новизной идей о едином (всеедином) сущем, которое разрабатывал тот или иной философ.
Отечественная философия всеединства представлена целой плеядой выдающихся имен (В.С.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн, Л.П.Карсавин), на изучение философского творчества которых долгие десятилетия ХХ в. существовало своеобразное табу. Однако, начиная с конца 80-х годов прошлого столетия, философские воззрения русских мыслителей стали предметом фундаментальных монографических и диссертационных исследований. При этом в большей части из них анализу подвергается философское творчество либо одного из русских философов, либо отдельного аспекта их учений, либо же проводится их сравнительный анализ.3 Однако, как совершенно справедливо отметила П.П.Гайденко, сегодня необходим «проблемный анализ творчества русских мыслителей, который мог бы дать нам ключ к решению сегодняшних вопросов, возникающих в сфере онтологии, теории познания, логики, философии науки, социологии и психологии».4
Исследование развития концепции всеединства, с точки зрения диссертанта, будет способствовать решению целого комплекса историко-философских проблем. Прежде всего, оно позволит предложить современное видение соотношения и взаимосвязей западных и отечественных идейных поисков, места русской философии в мировом историко-философском процессе. Весьма важной, далее, представляется возможность уточнения представлений о тенденциях развития и трансформациях внутри самой отечественной философии всеединства: последователи В.С.Соловьева, несмотря на общность многих идей, привносили новые идеи в концепцию всеединства, существенно расширяли ее проблематику. Выявление мировоззренческого содержания и методологического значения разработанного ими понимания всеединства представляется важным для реконструкции целостного мировидения выдающихся отечественных мыслителей. Наконец, проведение такого анализа значимо для понимания развития русской философии в целом, для экспликации оснований и значения дискуссий и споров в ее истории.
Степень разработанности проблемы.
Различные аспекты философии Платона рассмотрены в работах отечественных и зарубежных авторов (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой. Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, П.П.Гайденко, Н.В.Мотрошилова А.Л.Доброхотов, А.И.Абрамов, В.Ф.Асмус, Дж.Энтон, Ф.Корнфорд, Р.Робинсон, А.Тэйлор, У.Росс, Г.Властос и многих других). В исследованиях данных авторов освещены онтологические, гносеологические, этические, политические проблемы в философии Платона, а также теория идей, диалектика, философия искусства.
Философия неоплатонизма в целом и учение Плотина, в частности, вызвали наибольший интерес у философов XIX века, причем как западных, так и отечественных (Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Крейцер, Э.Целлер, Х.Ф.Мюллер, Э.Гартман, А.Древс, М.И.Владиславлев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, А.Л.Тихомиров). В начале ХХ века активный интерес к творчеству Плотина проявляют романтики, а также представители маргбургской школы Когена─Наторпа (Э.Кассирер и др.). Среди отечественных исследований данной проблематики следует назвать работы А.Ф.Лосева, А.Н.Чанышева, А.Л.Доброхотова.
В работах прошлого столетия, посвященных творчеству Николая Кузанского, четко прослеживаются две линии: представители одной из них акцентируют внимание на ортодоксальности Кузанца (М.Ф.Токарский)5, подчеркивая теистический характер его философии. Сторонники другой линии, напротив, делают акцент на пантеистическом характере философского учения Кузанца, в тоже время, отмечая его непоследовательность. Соотношение двух тенденций в философии Николая Кузанского ─ христианско-дуалистической и пантеистической - отражено в работе Р.Фалькенберга6. На рациональную ориентацию философии Кузанца обращает внимание Э.Кассирер («Индивидуум и космос в философии Ренессанса»).7 Следует заметить, что пантеистическая трактовка философии Николая Кузанского является доминирующей как в зарубежной, так и в отечественной историографии.8
Среди обобщающих работ по истории русской философии следует назвать труды В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, Б.В.Яковенко, А.А.Галактионова, П.Ф.Никандрова и др.
Устойчивый интерес как к русской метафизике всеединства в целом, так и к отдельным ее представителям, наметившийся в последнее десятилетие прошлого столетия, не ослабевает и по сей день. Об этом свидетельствуют не только многочисленные диссертационные исследования, но и фундаментальные работы В.Н.Акулинина, П.П.Гайденко, Е.И.Евлампиева, А.Ф.Замалеева, Б.В.Емельянова, А.П.Козырева, В.А.Кувакина, В.И.Моисеева, Г.М.Пономаревой, И.И.Семаевой, В.В.Сербиненко, С.Б.Роцинского, С.С.Хоружего, Л.Е.Шапошникова и др. Без преувеличения, можно сказать, что наибольший интерес ─ и это вполне оправдано ─ как у зарубежных, так и отечественных современных исследователей, вызывает творчество В.С.Соловьева. Весьма подробный историографический обзор литературы о В.С.Соловьеве и восприятии его творчества на Западе представлен в работах М.В.Максимова. Гностическим мотивам в философии В.С.Соловьева посвящена работа А.П.Козырева, в которой систематизированы упоминания о гностиках в опубликованных текстах русского мыслителя.
Отечественные идейно-теоретические истоки русской метафизики всеединства проанализированы В.Н.Акулининым, который убедительно показал, что наибольшее влияние на становление концепции всеединства в России оказали П.Д.Юркевич, А.М.Иванцов-Платонов, В.Д.Кудрявцев-Платонов, Ф.М.Достоевский.9
Современные исследователи стремятся не только реконструировать взгляды отечественных мыслителей, но и предпринимают попытки самоидентификации русской философии, определения ее статуса. Однако, наряду с позитивными тенденциями в изучении русской философии, специалисты отмечают и негативные, деструктивные моменты, прежде всего, противопоставление России и Европы, резкое усиление мистических установок (данные обстоятельства проанализированы М.А.Маслиным).
Действительно, оценки, например, русской метафизики всеединства далеко неоднозначны ─ от признания и восторженности, до резкого неприятия и отрицания ее в качестве «национальной философии». Так, Н.П.Ильин (Мальчевский) пытается провести весьма четкую грань между русской «национальной философией» и «ее двойником» русской религиозной философией.10
С точки зрения диссертанта, методологически верно изучать русскую религиозную философию не с позиций национального изоляционизма, а рассматривать ее в контексте европейской философской традиции. В этом плане существенного внимания заслуживает осуществленное В.В.Зеньковским сопоставление христианской метафизики и философии всеединства, позволившее ему четко обозначить преемственность между идеями Платона, Плотина, Николая Кузанского и построениями представителей русской «школы» всеединства.11 Зеньковский акцентирует внимание на том, что В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк продолжают развивать метафизическую идею единосущия Абсолюта и мира (однако, с его точки зрения, метафизика, построенная на этой идее, в корне противоречит христианской метафизике, утверждающей онтологический дуализм Бога и мира).
Мысль о том, что русская религиозная философия самоопределилась как некая новая школа в рамках классической европейской философии, была высказана С.С.Хоружим, подчеркивающим, что в рамках одной традиции вполне возможно многообразие различных школ; при этом статус русской философии оказалось возможным определить как статус отдельной школы в рамках традиции.12 В целом же тезис о том, что отечественная метафизика всеединства является самостоятельной школой в рамках европейской философской традиции, не отрицается современными исследователями, но, как правило, это ограничивается только констатацией.
Цель диссертационного исследования заключается в следующем: провести компаративный анализ и выявить основные тенденции развития концепции единого сущего в европейской неоплатонической (античной, христианской) и отечественной философской традиции.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
− раскрыть диалектику понятий единого и многого в контексте проблемы бытия и иного в философском учении Платона, уделяя специальное внимание проблемам статичности и динамичности, целостности, сущности в понимании единого и бытия;
− раскрыть специфику «динамического» пантеизма Плотина, выявляя системность, связь абстрактного с конкретным, идеального с реальным, общего с единичным в учении о Первоедином;
− исследовать специфику понимания единого как сущего в философском учении Дионисия Ареопагита, делая акцент на разработке принципа единства как триединства;
− проанализировать философскую концепцию единого как абсолютного максимума в учении Николая Кузанского, выявить значение его понимания категорий формы и материи, бытия в возможности, движения и становления, принципа единства как триединства;
− выявить специфику концепции всеединого сущего и принципа всеединства в отечественной метафизике всеединства, раскрыть новизну её идей в рамках европейской философской традиции;
− проанализировать онтологический аспект концепции абсолютного (всеединого) сущего, сделав акцент на разработке отечественными мыслителями новой «критической метафизики» (В.С.Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н.Трубецкой);
− исследовать гносеологический аспект учения о всеедином сущем и реализацию принципа всеединства в концепциях познания отечественных мыслителей, в таком контексте проанализировать понятия соборного сознания (С.Н.Трубецкой) и абсолютного – безусловного ─ сознания (Е.Н.Трубецкой);
− рассмотреть софиологический аспект учения о всеедином сущем, выделяя общее и особенное в метафизике русских философов (В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков);
– проанализировать философско-антропологический аспект учения о всеедином сущем, в связи с этим выявить специфику трактовки принципа всеединства как триединства в контексте метафизики личности Л.П.Карсавина, акцентируя внимание на анализе понятий индивидуальной, социальной, симфонической и всеединой личности.
Диссертационная работа базируется на историко-философском методе исследования, который сочетается с диалектическими принципами объективности, закономерности, историзма, взаимосвязи и развития.
Использовался метод текстологического анализа, а также герменевтические приемы интерпретации и понимания, которые помогают не только глубже проникнуть в смысл изучаемого текста, но и вступить во временной диалог с его автором, учитывая при этом аксеологические и культурно-исторические предпосылки.
Задачи диссертационного исследования обусловили необходимость использования проблемного подхода, который существенно дополняет исторический. С принципом историзма сочетаются общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, что позволяет выявлять общее и особенное, специфичность и новизну философских идей того или иного мыслителя.
В работе представлена комплексная реконструкция учений о всеединстве на материале творчества наиболее ярких мыслителей, стоявших у ее истоков в европейской философской мысли (Платона, Плотина, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского) и отечественных авторов (В.С.Соловьева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина) ─ продолжателей данной философской традиции. Полученные результаты позволяют выйти на новый теоретический уровень исследования отечественной философии всеединства, предполагающий выявление общих тенденций ее развития. Предложенный подход позволяет, с одной стороны, определить специфику отечественной метафизики всеединства, а с другой ─ рассматривать ее в контексте развития идей европейской философии.
Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении историко-философской проблематики, для разработки вопросов о путях развития и трансформациях русской религиозной философии. Кроме того, материалы диссертации могут использоваться в ходе разработки собственно онтологических, гносеологических, антропологических, историософских и других проблем.
Предлагаемые в диссертации материалы могу найти применение в процессе преподавания курсов философии, онтологии и теории познания, истории философии, при чтении специальных курсов по истории русской философии.
Работа выполнена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета
14 12 2014
4 стр.
15 12 2014
4 стр.
Античная философия – философия Древней Греции и Рима, которая охватывает период с VI в до н э по VI в н э
18 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Сканирование по приложению к журналу "Вопросы философии", серия "Из истории отечественной философской мысли". Сочинения в двух томах. Том II. Изд. "Наука". Москва, 1993, с с. 15-45
10 10 2014
4 стр.
Поскольку сила притяжения ничтожна, я могу передвигаться большими прыжками. Я легко выделываю пируэты, падаю на спину, снова взлетаю вверх
25 12 2014
1 стр.
Интерес к этнокультурным аспектам российской ментальности был всегда велик в отечественной философской и общественной мысли. По-видимому, это определялось как многонациональностью,
05 09 2014
1 стр.
Конгресс был организован Европейской Конфедерацией Психоаналитических Психотерапий (екпп), Европейской Ассоциацией Психотерапии (еап), Национальной Федерацией Психоанализа (Россия)
14 12 2014
10 стр.