Перейти на главную страницу
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №38»
Номинация 4.8:
Обновление традиционных способов организации урока:
Урок-полилог по литературе, 11 класс по теме
«Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку»
(по пьесе М. Горького «На дне»)
Выполнила:
Рубанова Зоя Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей № 38»
Г. Белгород
2012г.
Вводный урок в 11 классе по теме:
«Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку».
(По пьесе М. Горького «На дне»)
Цели урока:
образовательные: способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; при знакомстве с героями пьесы воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации через синквейны; организовать деятельность учащихся по определению конфликта и проблематики произведения.
развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности в создании презентаций, схем, опорных конспектов; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;
воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; развивать умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия; способствовать формированию личности гибко реагировать на изменение потребностей общества, уметь трудиться и уважать труд других людей, заботиться о своём духовном и физическом здоровье.
Оборудование:
- проектор (презентация к уроку, слайды);
- портрет М. Горького;
- иллюстрации к роману;
- таблица: характеристика героев;
Тип урока: урок-полилог.
- работа с эпиграфами;
- ассоциативное мышление;
- исследование афиши: (значение имён, профессий, возрастов героев);
- информация о прототипах героев;
- осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;
- заполнение таблицы: выписка цитат о героях, особенности языка;
- выразительное чтение по ролям 1-го действия.
Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого
Основной вопрос, который
я хотел поставить в пьесе
«На дне», - это что лучше:
Истина или сострадание?
М Горький
Горький нагромоздил гору
величайших страданий...
и объединил жгучим стремлением
к правде и справедливости.
Л. Андреев о пьесе «На дне»
Ход урока
Драма (греч. - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
Ученики: в девяностые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Заводы и фабрики закрывались. Массы разорившихся крестьян в поисках заработка бродили по стране. Тысячи рабочих и крестьян оказались без средств к существованию. Появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли возможность извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.
- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)
- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").
- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
Клещ – слесарь.
Квашня - торговка пельменями.
Алёшка – сапожник.
Кривой Зоб и Татарин - ключники.
Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».
№ |
Предыстория героя, как попал на «дно» |
Чем занимается в ночлежке? |
К чему стремится, о чём мечтает? |
Особенности речи, афоризмы |
Вывод. Чего достиг. |
Угрюмый, мрачный.
Работает, молчит, страдает.
Стремится вырваться со «дна» жизни.
Безысходность.
Актёр.
Синквейн:
Добрый, интеллигентный.
Мучится, страдает, погибает.
Его мечта – вылечиться и начать новую жизнь
Трагичность.
Бубнов.
Равнодушный, циничный..
Грубит, бранится, ленится.
Ни к чему не стремится в этой жизни.
Безразличие.
Барон
Молодой, бездушный.
Ленится, грубит, обижает.
Потерял человеческое достоинство.
Циник.
Васька Пепел.
Добрый, щедрый.
Ворует, протестует, страдает.
Всей душой хочет жить иначе..
Сибирь.
Сатин.
Гордый, образованный.
Пьёт, мечтает, протестует.
В его монологе звучит горьковская мечта о свободном человеке.
Правда.
Лука.
Ласковый, добрый.
Сострадает, обещает, советует
Для каждого находит ласковое слово, утешение.
Милосердие.
Учитель. Итак, мы познакомились с обитателями ночлежки. Увидели, что попасть на «дно» - значит стать бесправным, бездомным, выброшенным из общественной жизни. Таковы босяки ночлежки. А каковы же её обитатели?
Сообщение учащегося: Костылев - «54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой жильцов за ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят. Вместе с женой Василисой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.
Учитель. В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью,
отброшенных обществом. Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею, над которыми нам предстоит еще ни один раз поразмышлять.
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя, мимикой и жестами выразить наболевшее, то, что волнует героя.
IX Выводы после чтения. Работа со словом ПОЛИЛОГ.
Учащиеся отмечают, кому роль «удалась», кто не совсем справился с задачей.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?
X Домашнее задание.
1)Ответить устно, опираясь на текст, что лучше: истина или сострадание?
2) образы Сатина и Луки – индивидуальные задания.
3) Продолжить заполнение таблицы. Отметить особенности речи. Сделать вывод, т.е. чего достиг герой к концу пьесы.
«Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку»
28 09 2014
1 стр.
Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год
16 12 2014
1 стр.
В. М. Шукшина «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Крепкий мужик» посмотреть фильм В. Шукшина «Калина красная» и выступить с отзывом о фильме
30 09 2014
1 стр.
Курской битвы, Прохоровского танкового сражения; показать роль солдат, полководцев в победе над фашистской Германией
12 10 2014
1 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
Участие в городском конкурсе методических разработок «Разговор о правильном питании»
17 12 2014
1 стр.