МОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №2»
Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год.
Тема урока: В каком пространстве мы обитаем. Дом в котором мы живем.
Ф.И.О. авторов: Папирная Валентина Алексеевна -учитель истории и обществознания, Муртазина Наталья Ксенофонтовна- учитель географии.
Интегрированный урок-экскурсия: обществознание, география, история Татарстана, экология.
Учебный год: 2008-2009.
Оборудование:
-
План местности.
-
Цифровой фотоаппарат.
-
Компьютер.
-
Интерактивная доска.
Слайды.
-
По пути маршрута: (ЧСОШ №2, детская площадка, ДЮСШ, родник, мост, юбилейная площадь (фонтан), ДШИ, Караван-сарай, ФОК , Ледовый дворец, стадион, Святой источник.).
-
Эволюция жилища (родные дома)
-
Личное пространство в квартире.
Эпиграф: « Мой дом -моя крепость» ( английское изречение).
Цель урока:
Развивающая: развить у учащихся навыки общения в социальном пространстве, на территории которого обитает человек.
Обучающая: обучить практическим навыки работы с картой местности и умением ориентироваться в пространстве.
Воспитывающая: воспитывать чувство любви и гордости за родное село, экологическое мышление и рациональное природопользование.
План урока.
1 Общественная территория
2 Домашняя территория
3 Личное пространство
4 Закрепление
Ход урока.
Учительгеографии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного о нашем селе, совершим небольшую видео экскурсию.
-
Совершаем экскурсию по общественным местам нашего села:
Слайды:
-
Школа – ЧСОШ №2
-
Детская площадка
-
ДЮСШ
-
Родник
-
Юбилейная площадь (фонтан)
6) Школа искусств
-
Караван-сарай
-
ФОК (бассейн)
-
Ледовый дворец
-
Стадион
-
Родник «Святой источник»
На партах ребят лежит топографический план местности.
Давайте отметим на топографическом плане местности эти территории и объекты.
Сначала определите направление север-юг.
Дети отмечают географические объекты, в том числе и родники.
Вопрос: Какие экологические объекты вы встретили по ходу нашей экскурсии?
Ответ учащихся: Родники, река.
Вопрос: Какие экологические мероприятия мы проводим по охране этих объектов?
Ответ: мы проводим экологические субботники по очистке родника, т.к. он закреплен за нашей школой.
Учитель проводит небольшую беседу о родниках. Родник-это место, где вода вытекает из-под земли на поверхность. Вы знаете в нашем селе много родников, по пути нашего маршрута нам встретились два: «Чишмэ»и «Святой источник». Ключевая вода очень чистая, прозрачная и вкусная. Родники благоустроены, люди бережно к ним относятся , это хорошее место для отдыха в летнюю жару. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родник ненужные бумажки, консервные банки и другой мусор. Из такого источника воду пить нельзя, даже просто сидеть около него неприятно.
Обобщение по I вопросу.
Итак, мы познакомились с общественными местами нашего села, поработали с топографическим планом местности.
Учитель истории:
Вопрос: Что такое общественная территория?
Ответ: Это место в городской или сельской среде, доступное всем жителям.
-
Домашняя территория.
Учитель зачитывает стихотворение Л. Сусловой, которое они должны внимательно прослушать.
Дом
А дом заставленный добром, - ещё не дом.
И даже с люстрой над столом - ещё не дом.
И на окне с живым цветком - ещё не дом.
И даже с чайником баском - ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната бездонна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой - ты, и дом мой ты…
А дом заставленный добром, ещё не дом.
И даже с люстрой над столом - ещё не дом.
И на окне с живым цветком - ещё не дом.
И даже с чайником баском - ещё не дом.
Вопрос учителя: Что есть дом, по мнению автора этого стихотворения?
Учитель истории резюмирует ответы учеников.
Вопрос: Как вы понимаете, что такое домашняя территория:
Ответ: Это дом, где ты живешь, проводишь свое свободное время, отдыхаешь, работаешь.
Использование интерактивной доски: Эволюция жилища.

Вопрос: Есть ли такие объекты в нашем селе?
Ответ: есть, наносим на карту.
Вопрос: А какой дом у вас?
Ответ: (варианты ответов детей).
Вопрос: А какова экологическая обстановка в районе вашего дома? Насколько это важно?
Ответ: (варианты ответов детей).
Вывод: С течением времени меняется облик дома, выделяются помещения, имеющие бытовое значение (спальня, кухня и т.д.)
Дома предпочитают строить из камня или кирпича, так как они служат дольше дерева.
Вопрос: А какие исторические объекты вы знаете в нашем селе?
Ответ: Здание Молодёжного центра (бывшая церковь), здание Госстраха (Дом Чухаева), Пугачёвский вал.
Нанесите их на топографическую карту.
Обобщение по вопросу делают учащиеся: Дом, в котором мы живем - это не просто 4 стены и крыша над головой. Это, прежде всего среда обитания и среда общения людей - это место, где находится твое личное пространство.
-
Личное пространство.
Вопрос: Как вы понимаете, что такое личное пространство?
Ответ: Это область, где человек может находиться один. Личное пространство в квартире это кабинет отца, спальня родителей, твое рабочее место (слайды на интерактивной доске).
Вывод учеников: у каждого должно быть свое личное пространство, где ты можешь удобно устроиться, приготовить уроки и отдохнуть.
Обобщение: Дом, в котором мы живем - это не просто 4 стены и крыша над головой. Это прежде всего среда обитания и среда общения людей -это место, где находится твое личное пространство.
-
Закрепление:
Итак, ребята на сегодняшним, уроке мы с вами познакомились с очень важной темой давайте повторим основные понятия: общественная территория, домашняя территория, личное пространство.
Ответы учеников……
Учитель: К какой территории относятся:
А) школа
Б) прихожая в квартире
В) комната в общежитии
Г) кинотеатр
Д) автобус
Е) детская комната дома
Ж) рабочий кабинет дома
З) улица
Ответы учеников…..
Вопрос: Вспомните из истории, когда появились первые жилища и как они выглядели?
Ответ учеников….
Вопрос: Что вам нравиться и что не нравится в современных домах?
Ответы учеников…
Обобщение учителя: вы правильно поняли сегодняшний материал урока и верно ответили на поставленные вопросы.
Мы также применили практические навыки работы с картой местности и умение ориентироваться в пространстве, которые пригодятся вам в жизни.
Д/З: По выбору
1. Подготовить рассказ об эволюции жилища.
2. Проект жилища будущего.
3. Составить экологический кроссворд.
Всем: §28-29
САМООНАЛИЗ УРОКА.
Мы считаем, что все поставленные цели урока достигнуты.
Интегрированный урок-экскурсия, где обобщались, применялись и развивались знания по обществознанию, географии, экологии, истории родного края.
Основные положения нового материала закреплены.
Урок прошёл по плану.
Класс достаточно привлекался к самостоятельной работе, которая была посильна и интересна учащимся и охватывала индивидуальные способности
Удачные стороны урока:
- интеграция урока - что вызывает интерес у учащихся
- использование интерактивной доски, где показывались слайды
- практическая работа с топографическим планом местности.
- это позволило провести урок продуктивно, необычно, а, следовательно, способствовало лучшему усвоению материала и активизации познавательных способностей учащихся.
- все практические задания были связаны с нашим селом, с его историческими достопримечательностями и социальными объектами
- были подняты экологические проблемы нашего села
- обозначенная воспитательная задача (любовь и гордость родным селом проходившая красной нитью по всему уроку) была достигнута.
Использованная литература.
-
Начальный курс географии - 6 кл. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Москва, «Дрофа», 2003 г.
-
Методические рекомендации для учителей естественнонаучных дисциплин общеобразовательных школ РТ «Хартия земли», ИРО-РТ, г. Казань-2007г
-
Журнал «География в школе» №2 2004 г, статья: Л.Л.Розанов. Программа курса «Геокология».
-
Обществознание – 7 кл. Кравченко АИ, Певцова ЕА. Москва «Русское слово» - 2007 г.
-
Поурочные планы по обществознанию - 7 кл. Волгоград «Учитель» - 2007 г.
-
Журналы «История и обществознание в школе» 2005 - 2008 уч. год.