Здравствуйте! Вас приветствует команда «Грамотеи» Андреевской СОШ Судогодского района Владимирской области. Выполняя задания проекта «Мы сохраним тебя, русская речь?», мы решили рассказать о нашем выступлении на районном конкурсе агитбригад «Мы говорим на русском языке». Это был настоящий праздник русского языка, во время которого участники агитбригад из школ района рассказали о своём отношении к родной речи. Выступление нашей команды понравилось и ученикам нашей школы, именно они нам и посоветовали опубликовать текст выступления на страничке проекта.
Готовя наше выступление, мы перечитали много дополнительной литературы.
Думаем, что этот материал окажется полезным и ребятам из других школ.
1 ученик.
О, русский язык!
Ты богат и могуч!
Родной наш язык!
Ты прекрасен, певуч!
2 ученик.
Тебя изучать, уважать
Мы должны,
Беречь, защищать –
Достоянье страны!
Вместе: Вас приветствует команда «Чистое слово»!
3 ученик.
Мы живём под девизом:
Вместе: Давайте говорить на русском языке!
4 ученик. Слово – дело великое.
5 ученик. Говорите правильно, красиво, грамотно.
6 ученик. Мы, участники агитбригады, предлагаем задуматься: как сделать так, чтобы вокруг нас стало светлее, пристойнее и чище.
7 ученик. Во имя сохранения родной речи мы все должны объединиться, чтобы сообща бороться за её культуру.
1 ученик. Мы, участники агитбригады, предлагаем:
Вместе: Сказать «да» правильной речи!!!
2 ученик. Без правильной родной речи, без языка не станет народа!
3 ученик. Не забывайте о том, что по речи человека складывается общее впечатление о нём.
4 ученик. Давайте предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».
5 ученик. Наверняка кто-то в этих персонажах узнает себя.
(Ученики разыгрывают сценку «Двоечник»).
Случилось это на первом уроке.
Новенький стоял возле стола Анны Николаевны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
— Ребята! А у нас в классе новенький! Его зовут Серёжа Ёлкин. Где же ты учился, Серёжа? – спросила Анна Николаевна.
— Теперя? В этом году?
— Ну, разумеется.
— Теперя в 35-й школе.
— А раньше?
— Раньше? Начал в 147-ой, а ещё первее – в 549-й.
В классе сделалось совсем тихо.
— Сначала садись с Олей Булочкиной.
— Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Оля.
6 ученик. Да, подвела речь мальчика, что и говорить.
7 ученик. Ещё один недостаток речи наших школьников – это употребление прозвищ. И хотя многие прозвища кажутся на первый взгляд безобидными, но это явление языка заставляет о многом задуматься.
1 ученик.
Мальчишка круглолицый
Хитро прищурил глаз:
-Слыхали, я тупица,
Тупица я у нас!
А если я тупица,
Что в школу торопиться?
Шестьсот гусей на тридцать
Помножить я не мог.
"Петров, не будь тупицей!" -
Сказал мне педагог.
Все стали веселиться:
"Тупица он, тупица!"
Прилипло, словно пластырь,
Ко мне это словцо!
"Привет, тупица, здравствуй!"
Мне все кричат в лицо.
Смеются все: тупица!
А матери не спится...
Во двор бы приходила -
Нет, там я не тупой,
Я первый заводила,
И все за мной толпой.
А в школе я тупица.
Ну что ж мне - утопиться?
Нет, я не унываю,
Я прицеплюсь к трамваю
И еду, напеваю.
Тот - мямля, тот - тупица,
А этот бестолков.
Нельзя ли обходиться,
Друзья, без ярлыков?
2 ученик. Хорошая речь – это уместная, удачная речь.
3 ученик. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово.
Ученики разыгрывают сценку «На уроке».
Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое-что изобретаться, как вдруг послышался голос:
— Пончиков, к доске. Скажи-ка нам, сколько будет десять отнять ноль?
Тут надо было ответить: «Так и будет десять». А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, Бобка хотел было промямлить: «Не знаю», — как вдруг у него будто что-то щелкнуло в голове, и он выпалил: «О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая Ольга, дочь Николая, что ответа я не знаю».
У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления.
4 ученик. Красота и разнообразие речи зависят и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
5 ученик. Мне кажется, что современные «эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных из рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка «разговор по телефону».
-
Алло, можно Эллу?
-
Привет, мочалка! Это я.
-
Ты выйдешь гулять?
-
Не могу: шнурки в стакане.
-
Ты фейерверк видела? Ну как?
-
Ну, кайф! Классно! Потрясно!
-
Знаешь, Дима Билан приезжает?
-
Да, я от него торчу!
-
Будешь смотреть его концерт?
-
Без базара, я же не лох какой-нибудь!
-
До свидания, Элла!
-
Чао, бамбино!
Переводчик.
Здравствуй, дорогая подруга!
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво! Зрелище потрясает!
Да, я восхищена его пением!
Конечно, я же современная девушка!
Пока, подружка!
6 ученик. Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью.
7 ученик. Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.
Ученики читают стихи.
Ученик 1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по »01»,
Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться...
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело...
Ученица: Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
Ученик 2. — Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче...
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Ученица: Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Ученик 3. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного...
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану...
Ученица: Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
4 ученик. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русской речи.
5 ученик. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.
6 ученик. Мы всегда должны помнить, что речь человека — это его визитная карточка.
7 ученик. Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал...»
1 ученик. В нашем языке есть много слов, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давайте же вместе вспомним их!
2 ученик.
Какое прекрасное слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ»!
Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит «будь здоров»!
3 ученик.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра -
Значит, слово «здравствуй» говорить пора!
4 ученик.
«Будьте добры» или «будьте любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому!
5 ученик. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
6 ученик. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! …Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Вместе: Давайте говорить на русском языке!
7 ученик. Будем беречь и любить наше русское слово!
1 ученик. Ведь с него начинается наш родной язык.
Вместе: Наша Родина!