Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ

2011 г.


  1. Фонетическая структура слога в позднем праславянском языке. Изменения монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Исторические чередования гласных в русском языке.

  2. Тенденция к сингармонизму и звуковые процессы, происходившие в системе согласных позднего праславянского языка. Исторические чередования согласных в русском языке.

  3. Результаты падения редуцированных (беглые гласные, ассимиляция по глухости/звучности, твердости/мягкости, диссимиляция, упрощение групп согласных, изменения в конце слова, появление /ф/ и др.).

  4. Система морфологических категорий имени существительного в период старейших древнерусских памятников. Принципы классификации существительных по типам склонения. Утрата категории двойственного числа и звательной формы. История категорий одушевленности и собирательности.

  5. Унификация типов склонения в русском языке как результат начавшегося в дописьменную эпоху процесса разрушения праславянских именных основ. Значение категории рода в перегруппировке именных парадигм в единственном числе; нейтрализация родовых различий в формах множественного числа. История "исключений" в современном склонении существительных.

  6. История именных форм прилагательных разных разрядов; закрепление этих форм преимущественно в предикативной функции и утрата ими форм косвенных падежей. История местоименных форм прилагательных. История форм сравнительной степени.

  7. Система местоименных слов в период старейших памятников. Противопоставленность личных и неличных местоимений. История лично-указательных местоимений в русском языке.

  8. Система глагольных категорий и форм в древнерусском языке, ее общеславянский характер. Глагольное формообразование, типы формообразующих основ. Принципы классификации глаголов. Преобразование развернутой системы форм изъявительного наклонения. История форм ирреальных наклонений.

  9. История именных форм глагола (инфинитив, супин, причастие, формирование деепричастий).

  10. Источники и методы исторического изучения языка. Проблема периодизации истории русского литературного языка. Концепции происхождения русского литературного языка: теории А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова. Современное понимание вопроса.

  11. Языковая ситуация в Киевской Руси. Роль церковнославянского языка в истории русского литературного языка. Язык древнерусской проповеднической и житийной литературы, светской и деловой письменности.

  12. Языковая ситуация в Московской и Юго-Западной Руси. «Второе южнославянское влияние»; стиль «плетение словес». Развитие московского приказного языка.

  13. Языковая ситуация во второй половине XVII – начале XVIII вв. Русский язык в Петровскую эпоху.

  14. Языковая программа М.В. Ломоносова. Корреляция форм высокого и низкого стилей в "Российской грамматике" М.В. Ломоносова. Теория трех стилей.

  15. Литературно-языковая практика второй половины XVIII века и ее роль в формировании норм литературного языка нового типа. Полемика о «старом» и «новом» слоге. Языковые программы Н.М. Карамзина и А.С. Шишкова.

  16. А.С. Пушкин – основоположник нового литературного языка. Синтез церковнославянской и русской языковых стихий.

  17. Современный русский литературный язык и другие разновидности общенародного русского языка.

  18. Фонема как минимальная сегментная единица языка. Различные трактовки понятия «фонема» в концепциях МФШ и СПФШ (ЛФШ).

  19. Артикуляционная классификация гласных и согласных фонем; позиционные и комбинированные изменения гласных и согласных фонем в потоке речи.

  20. Системный характер лексического уровня языка. Слово как единица лексического уровня. Закон С.О. Карцевского об асимметричном дуализме языкового знака.

  21. Лексическое значение слова. В.В. Виноградов о типах лексического значения.

  22. Парадигматические отношения в лексике. Категории полисемии, омонимии и синонимии. Лексико-семантические и тематические группы слов.

  23. Морфема и морф. Классификация морфем по разным основаниям. Синонимия, омонимия и антонимия морфем.

  24. Основная и комплексные единицы системы словообразования. Словообразовательное значение. Словообразовательные типы и модели. Способы синхронического словообразования.

  25. Грамматическое значение и средства его выражения. Грамматическая форма. Понятие парадигмы. Система частей речи в современном русском языке.

  26. Имя существительное и имя прилагательное в современном русском языке: категориальное грамматическое значение, морфологические категории, лексико-грамматические разряды, типы склонения.

  27. Имя числительное: лексико-грамматические разряды, специфика морфологических категорий. Местоимение: семантические разряды, специфика морфологических категорий.

  28. Глагол: категориальное грамматическое значение, морфологические категории, формообразующие основы глагола. Статус причастия и деепричастия в русском языке.

  29. Проблема лингвистического статуса словосочетания в синтаксической традиции и в трудах современных ученых. Основные виды и средства выражения синтаксической связи в словосочетаниях.

  30. Конструктивно-синтаксическая организация простого предложения.

  31. Сущность и средства актуального членения простого предложения. Основные направления изучения семантической структуры предложения.

  32. Конструктивно-синтаксическая организация сложного предложения.

  33. Коммуникативная и смысловая организация сложного предложения.

  34. Понятие стиля. Теория функциональных стилей современного русского языка М.Н. Кожиной.

  35. Понятие стилистического значения. Особенности выражения стилистических значений на разных уровнях языка.

Каждый билет междисциплинарного экзамена включает практическое задание по русскому языку в соответствии с программой дисциплин исторического или современного циклов.


Перечень вопросов для междисциплинарного государственного экзамена утвержден на заседаниях кафедры русского языка (протокол №____ от ________________) и кафедры литературы, издательского дела и литературного творчества (протокол № ____ от _______________).



Зав. кафедрой русского языка

профессор Н.А. Тупикова



Зав. кафедрой литературы, издательского дела и литературного творчества

профессор О.А. Прохватилова



Государственному экзамену по истории русского языка и современному русскому языку для студентов-специалистов

Фонетическая структура слога в позднем праславянском языке. Изменения монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Исторические чередования гласных в русском языке

42.5kb.

14 12 2014
1 стр.


Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку.

Рецензия на Сборник заданий и упражнений для самостоятельной подготовки к олимпиадам по русскому языку учителя русского языка моу «Гимназия№1» г. Новотроицка

239.83kb.

15 09 2014
1 стр.


Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
424.34kb.

10 09 2014
2 стр.


Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 5 9 классов

Составитель: М. Л. Глинкина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

641.83kb.

14 09 2014
4 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

120.21kb.

07 10 2014
1 стр.


Занятие по русскому языку. Квн. Цель: выявить лучшего знатока русского языка, научить видеть и понимать красоту русского языка

Цель: выявить лучшего знатока русского языка, научить видеть и понимать красоту русского языка

72.03kb.

09 09 2014
1 стр.


Ресурсы, посвященные русскому языку

Задание по информатике №2. Системно-функциональные особенности русского языка в Интернете

64.63kb.

11 10 2014
1 стр.


Лингвистический квн

Цели: развивать интерес к русскому языку как учебному предмету; в занимательной форме выяснить, расширить и дополнить языковые знания, умения и навыки, полученные учащимися на урок

74.94kb.

15 12 2014
1 стр.