Перейти на главную страницу
Самостоятельная работа учащихся представляет собой индивидуальную или групповую учебную (научную) деятельность по достижению конкретных результатов, осуществляемую под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельной работой студенты могут заниматься в аудиторное и во внеаудиторное время.
Основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, ориентированный на востребованность знаний, умений и навыков в сложившейся реальной или съимитированной ситуации.
Эффективная самостоятельная работа должна строиться осознанно, с позиции целенаправленной деятельности. Другими словами, изучать материал и осваивать умения и навыки нужно не ради знания и понимания, а для получения практических результатов (возможно, в реальных ситуациях), чтобы обеспечить движение по образовательной траектории от уровней «знаю о …», «знаю, как действовать» до уровней «умею применять свое знание как действовать в зависимости от ситуации» и «могу изменить ситуацию и знаю, к чему это приведет». Поэтому учащимся всегда нужно четко обосновывать необходимость и практическую значимость самостоятельной работы, которой им предстоит заниматься в учебном курсе. Учитывая, что самостоятельное освоение учебного материала предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности, формирование мотивации студентов приобретает особую актуальность.
Все разнообразие форм, в которых проводится самостоятельная работа, можно свести к наиболее общим:
Виды аудиторной самостоятельной работы студентов
Виды участия студентов в научно-исследовательской работе:
Преподавателю, организующему самостоятельную работу учащихся в курсе, нужно обеспечить студентов всем спектром информационной и методической поддержки, при этом возрастает его стимулирующая и консультационно-методическая роль.
Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит
Эффективной и выполненной в срок может быть только оперативно контролируемая самостоятельная работа. Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется, как правило, в ходе семинарских и практических занятий (проверка выполнения заданий - составления эссе, статей, отчетов, решения задач; проверка контрольных работ, проверка и защита рефератов, заслушивание и обсуждение докладов и сообщений, проведение групповых дискуссий и деловых игр, обсуждение и защита проектов), отдельных мероприятий (защита курсовых и дипломных работ), с помощью тестирования.
Любой вид задания для самостоятельного освоения учебного материала должен быть оценен после представления результатов его выполнения на экзамене, на коллоквиуме, на занятии, при тестировании. При этом шкала оценивания результатов самостоятельной работы должна быть составлена таким образом, чтобы ранжировать задания в зависимости от уровня их сложности, и обязательно соответствовать принятым критериям оценивания.
Организация самостоятельной работы учащихся в учебных курсах
В учебно-игровом курсе "Основы социальной коммуникации" учащиеся осваивают азы осуществления коммуникационных действий, включаясь в имитируемые социальные ситуации: искусственно создается поле для целенаправленной деятельности конкурирующих между собой студенческих сообществ.
В учебно-тренинговом курсе "Основы самоорганизации" основной целью для учащихся является научиться рациональной организации персональной деятельности. Для этого, кроме представления о том, что такое персональная цель, результат, задачи деятельности и т. д., и знания того, как грамотно распределять нагрузку с учетом особенностей работоспособности человека, нужно освоить способы их выделения и процедуры планирования работ.
Рассмотрим, как организуются, сопровождаются и оцениваются некоторые виды самостоятельной работы в данных курсах.
Самостоятельная работа с учебной и справочной литературой не самоцель и необходима учащимся не только для закрепления и более подробного изучения тематических вопросов, чем на аудиторном занятии, а также для организации целенаправленной деятельности студентов в учебном курсе. В ходе работы с тематической литературой формируются навыки сравнивать, обобщать, выделять главное, связывать изучаемый материал со сложившейся ситуацией и умение использовать его в этой ситуации.
В каком ключе изучать материалы по теме, на что обратить внимание, указывается в задании для самостоятельного освоения учебного материала (в задании содержится список вопросов для самопроверки), которое выдается студентам на занятии после рассмотрения темы. Каждое задание связано с выполнением учебного задания (например, в курсе ОСК задание по самостоятельному освоению учебного материала "Поиск близких по духу людей" выдается учащимся вместе с учебным заданием "Формирование сообщества"), проясняя понятие, ситуацию, либо способ деятельности, потому что предназначено обеспечивать осознанное выполнение действий участниками курса, исходя из сложившейся ситуации и целей деятельности. Учащимся, которые пожелают ознакомиться с темой более глубоко, нужно предложить список дополнительной литературы. Выполнение каждого задания рассчитано на одну неделю, до следующего аудиторного занятия.
Утверждение, что хорошо выполнить учебное задание можно лишь при условии проработки учебной литературы, будет являться стимулом далеко не для всех студентов. Чтобы поощрить их за проведенную самостоятельную работу, тем самым стимулируя включение учащихся в такую форму учебной работы, студентам предоставляется возможность получить дополнительные баллы за ответы на вопросы по теме, размещаемые в форуме учебного курса. Разумеется, не все учащиеся смогут самостоятельно разобраться с вопросами темы, поэтому в форуме курса предусмотрена нить, где можно получить консультацию преподавателя по непонятным моментам. На аудиторных занятиях преподаватель организует тематическое семинарские обсуждения или опрос, за участие в которых учащиеся получают дополнительные баллы.
Таким образом, чтобы организовать работу с тематической литературой в курсе ОСК, преподавателю необходимо подготовиться:
а) подобрать к теме каждого аудиторного занятия тематическую и справочную литературу;
б) составить вопросы по теме, на которые можно ответить, изучив подборку литературы;
в) составить задание, потребующее применить сформированные в результате изучения темы представления в конкретной ситуации;
г) включить в состав аудиторного занятия семинарское обсуждение по данной теме или подведение итогов выполнения учебного задания, связанного с изучением материалов темы.
Работу учащихся с тематической литературой обеспечит следующий комплекс мер:
Процесс самостоятельного усвоения учебного материала учащимися контролируется в ходе следующих видов учебной деятельности:
- семинарское обсуждение;
- ответы на вопросы преподавателя на аудиторном занятии и в форуме;
- тестирование;
- выполнение учебного задания (косвенно).
Результаты самостоятельной работы преподаватель обязательно оценивает, руководствуясь разработанными критериями оценивания:
В курсе ОСК студенты осваивают организацию коммуникационной работы, направленной на изменение студенческой среды ТГУ. Научиться умению разворачивать коммуникационный процесс –задача сложная, ее невозможно решить только на аудиторных занятиях и за короткое время, для этого потребуется организация длительной самостоятельной работы учащихся.
Ситуация необходимости выполнения каждого последующего учебного задания задается сценарно (развитие событий в курсе определяется сценарием, причем постепенно: вначале идет подготовка, дающая возможность обосновать такой вид деятельности участников коммуникационной игры, затем – непосредственное выполнение задания. Т.е. сначала формируются студенческие сообщества, составляют свою самохарактеристику, выбирают голову сообщества, а затем разворачивают деятельность – составляют информационные материалы). В курсе ОСО каждое последующее задание является ступенькой для завершения работы (выбор пути – анализ пути – планирование).
Для организации самостоятельной работы по выполнению учебных заданий преподавателю необходимо
Для сопровождения самостоятельной работы по выполнению учебных заданий преподавателю необходимо
Чтобы обеспечить выполнение самостоятельной работы учащихся по составлению информационных материалов, преподавателю следует подготовить:
Так как выполненные задания учащиеся в курсах ОСО и ОСК пересылают по электронной почте; работа в форуме – неотъемлемая часть работы в курсе, результаты учебной деятельности (оценки за выполнение учебных заданий, за работу на занятиях, участие в голосованиях, результаты тестирования, посещаемость) можно просмотреть на образовательном портале ТГУ, практически все учебные материалы размещены на сайте, иметь необходимый минимум информационной культуры студентам обязательно.
Для работы студентов в образовательном портале ТГУ и обучения процедурам публикации материалов на сайты, находящиеся в электронной оболочке курса ОСК, разработан тестово-тренинговый модуль «Основы компьютерных телекоммуникаций». В обучающем модуле предусмотрены консультации по вопросам подготовки текстового и графического материалов для размещения на web-сайте, задания-упражнения для выполнения на занятии и учебные задания для внеаудиторного выполнения. Учебно-тренинговый модуль имеет свою программу с описанием целей и задач, организации учебного процесса (распределения учебных мероприятий) и тематического содержания; тематические материалы к занятиям; учебные задания и подборку тематической литературы.
Организация самостоятельной работы студентов по заполнению презентационных сайтов студенческих сообществ предусматривает следующую подготовку:
- выделить виды технической работы, которой должны заняться студенты в курсе;
- подобрать тематическое содержание, тематическую литературу для обеспечения формирования умения учащихся работать в электронной среде курсов;
- распределить консультации по занятиям в соответствии с учебными заданиями в курсе
Приложение
Пример задания для самостоятельного освоения учебного материала.
Познакомиться с литературой по теме: манипуляция людьми и пропаганда |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ |
При ознакомлении с материалом (Тема 8) учащимся необходимо выяснить следующее: - чем отличается манипуляционное воздействие от коммуникационного; - какие цели преследует манипулятор; - какие способы и приемы используются для манипулирования. Руководствуясь представлениями, сформированными на основании тематического материала, учащимся необходимо определить, какие манипулятивные технологии применяют студенческие сообщества для осуществления целевого воздействия, если такой факт имеет место.
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ |
|
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ |
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с. Шиллер Г. Манипуляторы Сознанием / Пер. с англ. – М., 1980.
|
Задание выполняется всеми участниками учебно-тренингового курса, с целью протестировать каждого на способность работать со средствами электронного сообщения Образовательного портала ТГУ, которые используются в учебном курсе (форум и пересылка заданий в электронном виде).
Каждый учащийся должен получить в соответствующем подразделении ВУЗа данные, необходимые для пользования локальной сетью ТГУ, а также пройти регистрацию в учебном курсе «Основы самоорганизации», оставив сообщение в форуме Образовательного портала ТГУ и продублировав его в сообщении, пересланном в электронном виде.
1. Единичное сообщение в нити «Регистрация в курсе» на форуме учебного курса «Основы самоорганизации» с ответом на вопрос: «После первых занятий стало ли Вам понятно, что такое самоорганизация, и что будет требоваться от Вас во время прохождения учебного курса?». Сообщение составляется в свободной форме. Допускается и негативный ответ, но ответ должен быть опубликован на форуме учебного курса в установленный срок.
2. Продублированный ответ на тот же вопрос, переданный тьютору учебной группы в электронном сообщении через электронную почту. Сообщение должно быть подписано: Ф.И. студента, группа, номер задания.
Критерии оценки
Учебное задание считается выполненным, если выполнены все вышеуказанные действия. За выполнение задания баллы не начисляются, проставляется лишь факт сдачи задания. В случае, если студент не выполняет задание, ему будет назначен штраф в размере 5 баллов.
Пример учебного задания курса ОСК
Учебное задание 08
Составление информационных материалов для web-сайта сообщества
Задание выполняется всеми членами сообщества сообща.
Модуль 3 «Самостоятельная работа студентов в новых образовательных технологиях. Формы контроля и способы оценки в современных образовательных технологиях»
10 10 2014
1 стр.
09 10 2014
5 стр.
Цель занятия: закрепление умения анализировать звуки с – ш, делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов
02 10 2014
1 стр.
Ученики отвечают на часть заданных ими на прошлом занятии вопросов
10 10 2014
1 стр.
Работа на практических занятиях (решение задач с использованием компьютеров, доклады, обсуждения)
09 10 2014
1 стр.
Конспект учебного занятия с использованием цор
30 09 2014
1 стр.
Конспект учебного занятия с использованием цор
01 09 2014
1 стр.
Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры
10 10 2014
1 стр.