Конспект урока в 9 классе
Вводное слово учителя: Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходится играть различные роли. Одна из главных ролей – это роль человека, занятого трудовой деятельностью. Роль человека определенной профессии.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.
Учитель: Ребята ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
- Что же такое профессия? (Слайд с понятием профессия)
-С понятием «профессия» тесно связано понятие «специальность», что же такое специальность? (Слайд с понятием специальность)
- А что такое «должность»? (Слайд с понятием Должность)
(Ответы учащихся)
Ученица: Профессия – это род трудовой деятельности, требующей определённых знаний и опыта. Специальность – вид деятельности в рамках одной профессии.
Учитель: Изучая классификацию профессий, мы выяснили, что существует 5 типов профессии. Что это за типы профессий?
Ученица: “Человек - природа” (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;
“Человек - техника” (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой;
“Человек - человек” (учитель, врач, следователь) – связь с человеком;
“Человек - знаковая система” (чертёжник, корректор) - связь со знаками;
“Человек - художественный образ” (писатель, музыкант, актёр)- связь с художеством.
(Слайд с типами профессий)
Учитель: На прошлом занятии выполняя тест диагностического опросника, каждый для себя определил – к какому типу профессий вы относитесь.
Учитель: Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.
Учитель: Ребята, а как называется наука, которая занимается описанием профессии?
(Слайд Профессиография)
(Слайд) Профессиограмма – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Схема профессиограммы: (ребятам раздаются листочки со схемой)
(Слайд) Все профессиограммы построены примерно по одной схеме:
-
название профессии;
-
вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный и т. д.);
-
предмет труда и продукт труда;
-
знания и умения, необходимые для выполнения работы;
-
условия работы;
-
медицинские противопоказания;
-
психограмма профессии (психологические качества человека);
-
пути получения профессии.
Учащиеся совместно с учителем разбирают пример профессиограммы профессии ПСИХОЛОГ
Учитель: Ну, что устали? Для того, чтобы немного отдохнуть мы проведем физминутку:
(Слайд) Физминутка: Игра-разминка: типы профессий (слайд)
Я буду называть вам профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить следующие действия:
-
Ч-Т два раза нагнуться вперед
-
Ч-Ч пожать руки соседу справа и слева
-
Ч-П встать
-
Ч-ЗС два раза сделать приседание
-
Ч-ХО поаплодировать.
Из профессиограммы мы видим, что каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и др. Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.
Ребята давайте вместе постараемся их (правила) определить: В группах постарайтесь составить эти правила.
Во-первых, выбор необходимо строить исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.
Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.
В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.
(Слайд с правилами)
Конечно, что-то будет зависеть и от других факторов, но без этих трех правил профессиональных достижений просто не будет. Если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию и тип профессиональной карьеры, которые:
а) интересны и привлекательны для Вас,
б) соответствуют Вашим способностям,
в) пользуются спросом на рынке труда.
Существует целая теория сочетания донных областей, с этой теорией мы познакомимся на одном из наших следующих занятий.
А пока ознакомьтесь, пожалуйста с памятками, которые я вам раздала.
(2 урок)
Ребята, давайте сделаем краткий анализ нашего прошлого урока, о чем мы беседовали, с какими новыми понятиями познакомились?
На прошлом занятии в качестве инструкции для выполнения домашнего задания была дана схема профессиограммы. Класс был поделен на три группы. Каждая группа получила следующие профессии “Учитель”, «Юрист» и «Медицинская сестра». Данные профессии были даны вам не просто так. Наши сегодняшние гости являются представителями этих профессий.
Я рада вам представить представителя профессии УЧИТЕЛЬ, директора школы Дмитриева А.А.
Представитель профессии МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА Редькина М.И.
Поприветствуйте, пожалуйста, представителя профессии ЮРИСТ Ильина А.В.
Пожалуйста, представьте ваши профессиограммы нашим гостям, а они, как профессионалы в своей деятельности, проанализируют, правильно ли вы осуществили выбор требований к профессиям.
1 группа: профессия Юрист
2 группа: профессия Медицинская сестра
3 группа: профессия Учитель
После выступления каждой группы заслушиваем рассказ о своей профессии гостя.
Большое спасибо нашим гостям. Ребята задайте интересующие вопросы.
Вам еще предстоит задача выбора профессии, а сейчас командам дается возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя.
(Слайд) А сейчас сделайте свой выбор, назовите цветок, который больше нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована под этим названием. В ней 5 блоков информации. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда уверены в ответе. Отвечаете на 1 блок – 5 баллов, на 2 блок – 4 балла, на 3 блок – 3 балла, на 4 блок – 2 балла, на 5 блок – 1 балл. За полученные баллы группам раздаются жетоны.
(Команды по очереди делают выбор цветка – это код профессиограммы, описание особенностей профессии).
Рефлексия: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, я попрошу вас на цветочках написать ваши пожелания или советы в выборе будущей профессии друг другу, пожелания нашим гостям и наблюдателям, и приклеить их на нашу солнечную поляну.
Большое спасибо, ребята, Я желаю сделать вам правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.