Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 «а» классе, учителя начальных классов
Фантокиной Е. П. МОУ Алексеевская СОШ .
Тема: «Согласные звуки [ п ] ,[ п’], буквы П, п (обобщающий урок).
Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся
-
распознавать звуки [п],[п’] в словах; читать слоги, слова, предложения с новой буквой; классифицировать слова в соответствии с их значением; обобщать знания о речи ,предложении, словах, слогах, звуках;
получат возможность
-
развития фонематического слуха; речи;
-
воспитания любознательности; интереса к чтению; самооценки.
Учебные материалы: картинки кукол( Пятачок, Винни-Пух); картинки (слова с буквой П); схемы-модели слов(у уч-ся, демонстрац-й образцы);учебники «Азбука»; слоговая схема с буквой П; плакат (чтение слов);индивидуальные карточки-задания; цветные карандаши; блокнот, ручка, пенал; книга А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»; фонохрестоматия с записью весёлой музыки; плакат «на что похожа буква П».
1. Мобилизирующая часть урока.
-
Приветствие.
-
Проверка готовности к уроку
-
- Ребята, оцените своё рабочее место. На столе должно лежать: учебник, пенал, схемы-модели слов, пиктограмма самооценки. Если вы готовы к уроку, то можно сесть.
2. Мотивация учебной деятельности.
-
Создание игровой ситуации:
Начинается урок
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно всё выполнять.
- Сегодня утром в почтовом ящике я обнаружила конверт.
-Кому? – Ребятам 1-А класса.
- Откроем?
- Да здесь приглашение на День рождения. Здорово!
-От кого?
Чок-чок, Пятачок
Сзади розовый крючок.
Голос тонок, звонок
Кто же это, угадай,
Это … (поросёнок)
Наш поросёнок необычный, он герой книги Алана Милн «Винни-Пух и все- все –все».
2)
Постановка целей урока
-Кто ,ребята, догадался, почему именно Пятачок пригласил нас на День рождения? / В имени есть буква П, которую мы изучаем/
- Правильно, молодцы! Сегодня, путешествуя, мы будем закреплять знания о букве П; будем учиться распознавать звуки [п], [п’] в речи; учиться читать по слогам и ,целыми словами, а приготовил вам задания друг Пятачка… , угадайте, о ком речь?
Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…
Ух! …Забавный медвежонок… /Винни-Пух/
(Винни-Пух прикрепляется на доску)
3. Актуализация опорных знаний.
-Итак,
1-е задание, расскажите Винни-Пуху, чему научились.
-
Какая бывает речь?
-
Из чего она состоит?
-
Из чего состоит предложение?
-
На какие части делим слова?
-
Как определить количество слогов в слове?
-
Какие бывают звуки?
-
Чем гласные отличить от согласных?
-
Где в ленте букв живут буквы, обозначающие гласные звуки?
-
Где в ленте букв живут буквы, обозначающие согласные звуки?
-
Какие особенности гласных –и ,е-, живущих на 1-м этаже?
-
Какие особненности гласных –а,о,у,ы-,живущих на 2-м этаже?
-
Чем звонкие согласные отличаются от глухих? Место в ленте букв.
-Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание на доске будут появляться птички, которые сделают наш путь веселее. Как только соберём 5 птичек – окажемся у Пятачка!
4. Работа по теме.
1. Выделение звука [п], [п’] из слов- отгадок.
-Винни-Пух приготовил вам загадки, просит их отгадать:
1.Низкорослой он породы
2. Наткёт, наплетёт
Не боиться непогоды Сядет и добычи ждёт.(паук)
Высотою метр в холке
Пышный хвост, крутая чёлка, 3. Хвост раскрылся сам собой
Резв, активен он в забеге – Словно веер расписной
Под седлом или в телеге. У хвоста есть властелин
Долькой яблока с ладони А зовут его….(павлин)
Угостите крошку …(пони)
4. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я,
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (парта) (даны три схемы под картинками)

-Чем похожи эти слова? (Все слова начинаются с буквы П)
- Какое слово лишнее? Почему?(Паук, павлин, пони- животные, а парта- мебель)
- Произнесите 1-й звук в словах ([п]). Дайте характеристику этого звука.( [п]- согласный, твёрдый, глухой.)
-Какой ещё звук может обозначать буква П? ([п’])
2.Соотнесение слов-отгадок и схем.
-Ребята, соотнесите схемы и слова- отгадки. (………)
- К какому звуку нет схемы? (парта)
-Сколько слогов в слове парта? (2)
-Какой слог ударный? (1-й) Сколько букв в этом слове? (5)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живое слово»
К доске выходят 5 учеников.
- Я раздам вам карточки с буквами, из которых состоит это слово, но они перемешаны, вы должны найти место буквы в слове. Приготовьтесь, начали!
П а р т а
-Ребята, прочтите, какое слово получилось? (парта)
А теперь дайте характеристику каждого звука, а ребята на местах составят схему этого слова (работа со схемами слов на местах)
[п]-согласный,твёрдый, глухой
[а] –гласный, ударный
[р]- согласный, твёрдый, звонкий
[т]- cогласный, твёрдый, глухой
[а]- гласный ,безударный
-Поднимите мостик рук для букв, чьи звуки образуют слоги-слияния.
Сравните вашу схему слова парта, со схемой на доске(вывешивается под картинкой на доску).
-Спасибо, ребята, вы справились и к нам прилетела 2-я птичка. 
5.Работа по выделению звуков [п], [п’]. (групповая работа)
А сейчас поиграем в игру «Твёрдый- мягкий»
-Ребята 1, 2, 3 –го рядов ,поднимите схему твёрдого согласного звука.
Ребята 4,5,6 –го рядов –схему мягкого согласного звуков.
-Работая в группе, вы должны поднять нужную схему звука, назвать слово и определить место звука в слове. Приготовились, начали!
Пылесос пила
Топор петух
пароход апельсин
почтальон Печкин
-Вот и справились вы со 2-м заданием и к нам прилетела ещё одна птичка
6..Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
7.Работа по теме. Чтение слогов, слов с буквой П.
1)
-Ребята, Винни-Пух любит сочинять всякие стихи, послушай, что он сочинил:
«Вышел Винни погулять, грибов ягодов набрать,
А за ним малыши первоклашки-крепыши.
-Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл!».
П – па –по – пы – пи – пу - пе
Прибежала весёлая а – прочитали дети – па
Прибежал задорный о –прочитали дети - пы
Прибежал пузатый ы – прочитали дети – пы
Прибежал игривый и – прочитали дети – пи
Прибежал упрямый у – прочитали дети - пу
Прибежал звонкий е – прочитали дети - пе.
2) -А сейчас класс разделится на 2 группы.
Одним детям я раздам карточки с таким заданием: вы должны прочитать и закончить предложение словом с буквой п.
Воду нужно…(пить)
Деньги нужно …(копить)
Продукты нужно…(купить)
Печку нужно …(топить)
Из пластилина нужно …(лепить)
Все остальные ребята прочтут слова , которые записаны в кружках на плакате; читаем первое слово в направлении стрелочки. (Какое слово получилось?)… Следующее слово прочтёт… и т.д. Сколько слов получилось?.. (4)
п- ли –та - ки – пи – т –по –ва – р – су – п
А теперь возьмите цветные карандаши (красный, синий, зелёный, жёлтый) и раскрасьте кружки со словами. (дети раскрашивают на индивидуальных карточках)
Проверим ,как справилась с заданием другая группа (проверка чтения предложений).
-Вот и 4-я птичка заняла своё место. Скоро мы попадём на праздник.
8. Работа по учебнику.
1) - Винни-Пух просит вас, ребята, показать, как вы умеете работать
по учебнику «Азбука».
-Откройте закладку на странице 83. Рассмотрите верхнюю картинку.
- Кого вы видите в центре? (Повара)
- Что делает повар? (Повар готовит обед)
- Давайте прочтем название текста под иллюстрацией. Читаем хором…..
( - По-вар.)
-А теперь приготовьтесь следить. 1-е предложение читает… ( и т.д)
-Посчитайте, сколько предложений в тексте? (4) Ещё раз прочтёт текст …
Приготовьтесь к ответу на вопросы к тексту.
1. Как зовут повара?
2.Чем занимается повар?
3.Какое блюдо готовит Елена Петровна?
-Ребята, кем работают ваши родители?
-Кем мечтаете стать вы?
Резерв времени: 2) -Молодцы! -А теперь , не закрывая книгу, посмотрите на доску. Давайте прочтём хором слово, которое здесь написано. Какое слово зашифровано?
(плитка) 132 456
ПИЛОТКА
- Посмотрите на стр. 82. Внизу страницы изображены рисунки плиток.
Какие бывают плитки?(электрическая, кафельная, шоколадная)
Составьте предложения, используя слово плитка в разных значениях. (….)
!!! – Слово плитка употребляется в нескольких значениях, такие слова называются
многозначными.
- Вот и прилетела к вам последняя птичка,так как вы успешно справились с заданиями Винни- Пуха!
9. Рефлексия
- Подходит к концу наше путешествие. Мы ничего не забыли? (подарок )
Вот у меня подарки:
блокнот, карандаши, ручка, пенал. Какой выберем? (пенал, т. к. в этом слове есть буква
п)
Давайте ещё раз вспомним всё про букву П.
-
На что похожа буква П?
-
Сколько обозначает звуков?
-
Какие это звуки? (согласные, глухие, парные)
- А вот и наш Пятачок! Он радостно вас встречает. (показ куклы- Пятачок) Как нужно вести себя на празднике? (весело)
(звучит весёлая музыка)
-Давайте поздравим Пятачка.
С Днём рожденья!
С Днём варенья!
С Днём печенья и конфет!
Лучше дня, чем День Рожденья
В мире не было и нет!
Поздравляем!
- Урок заканчивается. Приготовьте пиктограмму самооценки.
1)Тем, кому понравился урок, поднимите пиктограмму лица человечка с улыбкой.
2)Тем, кому урок понравился, но он в чём-то испытывал затруднения –с лицом человечка без улыбки.
3)Тем, кому урок не понравился – с лицом грустного человечка.
- Поделитесь, ребята,своими впечатлениями.(……..)
-Спасибо за урок! Вы были внимательными, старательными и прекрасно работали! Вам подарок от Винни-Пуха.