Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №56 г. Петров Вал
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Ш К О Л А
ДЛЯ
ВЗРОСЛЫХ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ПО И С Т О Р И И Древней Греции.
Разработан учителем истории
Лютиковой Татьяной
Владимировной
2009
Цели проведения:
- при помощи ролевой игры «оживить» один из аспектов древнегреческой культуры - театр, расширить и углубить представления детей об этом культурном явлении, их знания о пьесах и авторах, о проблемах жизни древних греков;
- развивать творческие способности детей, умение прослеживать связь между прошлым и настоящим;
- воспитывать уважительное отношение к достижениям мировой культуры, к театру как важнейшему элементу современного искусства.
Оборудование: 1. плакаты и учебные картины по истории культуры Древней Греции; 2. портреты Эсхила, Аристофана, Софокла; 3. плакаты ( наподобие театральных афиш ) : Эсхил «Прометей прикованный», Аристофан «Птицы» .Софокл «Антигона» 4. различные предметы, необходимые для игры «Что вы взяли бы с собой в театр?» 5. костюмы и маски для ролевых игр.
I Вступительное слово учителя:
Искусство на протяжении тысячелетий является «автобиографией человеческого рода» (А.В.Луначарский) Это особенно относится к театру. Театральное искусство позволяет проследить «времён связующую нить», оно даёт нам возможность вести диалог с теми, кто жил задолго до нас и воплотил в слове, в звуке свои надежды и разочарования, свои чувства и представления.
Кто из вас был в театре? Понравилось ли вам там?
Сегодня мы всех вас приглашаем в театр!
Ведущий:
Перед тем, как отправиться в театр, мы должны кое - что с собой взять. Вот перед вами различные предметы. Что вы взяли бы собой в театр?
Два человека из зрителей должны выбрать предметы и объяснить свой выбор. Один из них идёт в древнегреческий театр, а другой в современный.
Предметы: небольшая подушечка, кувшин, узелок с лепёшками, свинцовый ромбик с буквой на нём, цветы, программа, театральный бинокль.
Ведущий: После просмотра пьес вы должны будете ответить на вопрос: Почему древние греки называли театр «школой для взрослых»?
Ведущий: На основе мифов возникли пьесы, называвшиеся трагедиями. Слово «трагедия» значило «песнь козлов», т.е. сатиров.
Действующими лицами трагедий были обычно герои мифов. В трагедиях изображалась острая борьба между ними, их подвиги, страдания и часто гибель. Первым выдающимся автором трагедий был афинский писатель Эсхил.
Эсхил – 525- 456 г. до н.э., «отец трагедии», именно он разработал законы этого жанра, главный его герой- борец, сознательно принимающий страдания ради других людей
Ведущий: Эсхил «Прометей прикованный»
Вопросы к пьесе :1 Кто является главными героями пьесы?
2. За что Зевс разгневан на Прометея?
3. Кто из героев пьесы вызывает у вас симпатию
и почему?
4. Почему Прометея можно с полным правом
назвать героем?
Ролевая игра – адаптированный отрывок из пьесы Эсхила «Прометей прикованный»
Зевс : О, как разгневан я на Прометея!
Божественный огонь унёс он людям, дома их строить на-
учил, а также грамоте и числам. Но главное – великую он
знает тайну обо мне.
Гефест : Прометей! По приказанью Зевса – громовержца тебя я
должен приковать к скале и грудь пробить гвоздём
железным.
Гермес : За твоё упрямство муки страшные грозят тебе, о Проме-
тей! Ведь если не откроешь тайну, кто в будущем за
власть бороться будет с Зевсом, орёл могучий каждый
день твою клевать явится печень!
Хор : О, боги! Вы сильны, вы всемогущи! Негоже вам
жестокость проявлять. Смотрите: Прометей наказан и
унижен, так будьте снисходительны к нему!
А ты, о, Прометей, не спорь с богами, усмири гордыню!
Прометей : Ни казни нет, ни хитрости, какой меня заставит
Зевс сказать о тайне. Так пусть же молнией разит,
поземным громом пусть гремит, смешает небо
в белокрылую метель и всё до основанья уничто-
жит, меня не сломит он, и не скажу я от чьей руки
он потеряет власть.
Хор : Сбылось проклятье Зевса – и гордый Прометей погиб!
Беседа с учащимися по вопросам к данной пьесе.
Ведущий : Софокл – 496 – 406 г.до н.э.- древнегреческий
поэт , один из трёх великих авторов трагедий (Эсхил,
Софокл, Еврипид). Он славил мощь свободного
Человека, но призывал не нарушать и божеских зако-
нов. Его произведения – «Эдип», «Антигона»,
«Электра»- есть в репертуаре современных театров.
Ролевая игра – отрывок из пьесы Софокла «Антигона»
( адаптированный текст)
Слепой мудрец : О, эллины! Великое несчастье посетило нашу
землю : два брата затеяли кровавый спор,
из них один убил другого.
Царь : Убитый грех великий совершил – врагов привёл
он на родную землю. Вот мой приказ : не хоронить
его под страхом смерти.
Антигона : Да, виновен брат мой , нет ему прощенья за преда-
тельство. Но он уже наказан – убит на поединке
кровным братом, и я должна исполнить долг свой-
предать его земле, как требует обычай.
Царь : Как смела Антигона нарушить мой запрет?
Жестоко накажу её за это : в гробницу заживо
пусть погребут её!
Слепой мудрец : О, царь! Излишне ты жесток, обычай предков
нарушая, и боги не простят тебя за это!
Царь : Богами не хочу я быть наказан и посему – освобо-
дите Антигону!
Хор : Ты опоздал, жестокий царь, уж нет в живых
прекрасной Антигоны!
Вопрос к пьесе : Какие поступки осуждаются в
пьесе, а какие восхваляются?
Ведущий : Из насмешливых сценок произошли комедии – забавные
пьесы.Слово комедия означает «песни весёлых поселян»
Остроумием и злой насмешливостью отличались
комедии Аристофана.
Аристофан – 445- 385 г. до н.э., древнегреческий поэт,
«отец комедии». В любой его комедии – «Всадники»,
«Облака», «Птицы»- обязательно есть отклик на
события, происходившие в Древней Греции,
несмотря на фантастические ситуации.
Ролевая игра по пьесе Аристофана «Птицы» (адаптированный
вариант)
Афинянин: Ах, птицы вольные, завидую я вам : летаете, щебечете –
и никаких забот!
Птицы : Как ты не прав, о, добрый человек! Мы пищу добываем
с большим трудом.
Афинянин: Я вас могу избавить от этого труда – постройте город
между небом и землёй – и будете питаться дымом от
жертв, которые приносят люди.
Птицы : Но этим дымом до сих пор питались боги!
Афинянин : Не смешите, боги быстро справятся с таким несчастьем!
Прометей : О, птицы вольные, что вы натворили! Боги голодают,
им смерть грозит.
Посейдон и Геракл : Прислушайтесь к словам, что молвил Проме-
тей, не то вам худо будет.
Афинянин : Знатные послы богов! Я вот что предлагаю : пусть
Зевс великий дочь свою отдаст мне в жёны, а птицам
пожалует он власть над миром. Тогда устроим мы
роскошный пир, какого свет ещё не видел.
Геракл : Согласны мы на все твои условия, лишь угости нас
хорошенько!
Афинянин : Вот так удача! Мне хитрость удалась и я доволен!
Вопросы к пьесе : 1 Кто в этой пьесе хитрее – боги или человек?
2 В чём проявилась смекалка и хитрость афиня-
нина?
Ведущий : В Древней Греции после представлений особая комис-
сия присуждала победу авторам лучших пьес и лучшим
актёрам. Их награждали венками и подарками.
Обсуждение вопросов :
1 Почему древние греки называли театр «школой для
взрослых»?
2 Чем современный театр отличается от древнегречес-
кого?
3 Можно ли современный театр назвать «школой для
взрослых»?
Подведение итогов, заключительное слово учителя или
приглашённого театроведа.