КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
(экзамен)
1. Возрастная периодизация по Маркосяну.
2. Педагогическая периодизация возрастов.
3. Основные закономерности роста и развития.
неравномерность роста;
гетерохрония;
акселерация и ретардация;
обусловленность роста и развития полом;
обусловленность роста и развития наследственностью и средой;
биологическая надежность органов и систем.
4. Нервная ткань, возрастные особенности.
5. Нервная клетка, особенности внутреннего и внешнего строения.
6. Синапсы, медиаторы, возрастные особенности.
7. Аксон, нервное волокно, виды нервных волокон. Возрастные особенности.
8. Нервы и их виды. Рефлекс и рефлекторная дуга.
9. Безусловные рефлексы, их классификация.
10. Характеристика условных рефлексов, их классификация.
11. Динамический стереотип, его развитие с возрастом.
12. Безусловные торможение. Значение охранительного торможения.
13. Внутреннее торможение, его виды и значение в воспитательном процессе (привыкание, угасание, запаздывание).
14. Распространение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий (иррадиация, индукция, доминанта, координация).
15. Возрастные особенности развития мозга у детей.
16. Значение различных участков коры больших полушарий (зоны сенсорные, моторные, ассоциативные).
17. Асимметрия мозга и проблемы леворукости.
18. Альфа-ритм и его развитие с возрастом.
19. Онтогенез первой и второй сигнальных систем.
20. Типы высшей нервной деятельности (классификация Павлова), возрастные особенности.
21. Сон: быстрый и медленный, его значение.
22. Физиологический механизм развития эмоций и их развитие с возрастом.
23. Физиологический механизм памяти и её развитие с возрастом.
24. Физиологический механизм внимания и его развитие с возрастом.
25. Половое развитие детей и подростков.
26. Возрастные особенности развития скелета у детей.
27. Возрастные особенности развития мышечной системы у детей.
28. Возрастные особенности развития дыхательной системы у детей.
29. Возрастные особенности развития сердечно-сосудистой системы у детей.
30. Возрастные особенности развития пищеварительной системы у детей.
31. Возрастные особенности зрения у детей.
32. Возрастные особенности слуха у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М. Просвещение, 1974 г.
2. Хрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена М. Просвещение,1990 г.
3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. М Просвещение, 1970 г.
4. Санитарные правила и нормативы (СанПин) для школьных учреждений.
5. Использование интернет-ресурсов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Курс лекций. М., МГОУ, 2002. 154с.
2. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Курс лекций, М., МГОУ, 2003г.
3. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н., и др. Контрольный тест к курсу лекций по дисциплине «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». М., МГОУ, 2003г.
4. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. «Физиология человека» Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом, М., САНВИТА, 2007.
5. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная анатомия и физиология» учебное пособие для студентов. М., ИЦ Академия, 2008.
6. Леонтьева Н.Н. и др. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.