Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации обучающихся 8-х классов.
1 вариант.
-
В каком предложении его члены связаны сочинительной связью?
-
Дно тут густо поросло водорослями.
-
Горевшие тут и там на склонах гор костры напоминали звездное небо.
-
Неожиданно прорвавшийся из-за густых облаков лучик яркого света чиркнул по шоссе.
-
И ни одно из окон не было освещено изнутри.
-
В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
-
Снова что-то зашумело в лесу.
-
Эта новая неудача меня обескуражила.
-
Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек.
-
Отчего ты такая, земля моя родная?
-
В каком предложении сказуемое составное глагольное?
-
Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
-
Я долго буду гнать велосипед.
-
Выражение его лица становилось строгим.
-
Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.
4.
В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки?
А. Боец – это еще не воин.
Б. Ноябрь – не зима, а предзимье.
В. Речи как мед, а дела как полынь.
Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел.
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
5. Найдите предложение с несогласованным определением.
1. Пенистый след парохода уплывал в синюю даль.
2. Железо тверже стекла.
3. Странным казался этот мужчина с одутловатыми щеками и нависшими бровями.
4. Вспененные волны казались издали рябью.
6. Найдите безличное предложение.
1. Вот и материнский дом.
2. Весело кататься по звонкому льду.
3. Вдалеке туман стоит сплошной стеной.
4. Вскоре преодолели горный перевал.
7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).
А. Они остановились перед входом на веранду и отряхнули снег с одежды.
Б. Воздух чист и в предзакатном свете отчетливо выделяется каждая тропинка.
В. Река пенится на камнях и сверкает в лучах вечернего солнца.
Г. Двинулись рать и как будто огнем вся земля запылала.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
8. Выберите правильный ответ, объясняющий, где допущена ошибка в постановке запятой в предложении.
Под корягой в мутном свете движется окунек удивленно выпучив глаза и тихо-тихо, словно веером, обмахивается широко раскрытыми на спине плавниками.
1) Все запятые расставлены правильно.
2) Не выделено обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
3) Оборот словно веером не выделяется, так как имеет значение «в качестве».
4) Не обособлено определение, выраженное причастным оборотом.
2. вариант.
1. В каком предложении его члены связаны сочинительной связью?
1. Слабый ветерок забавлялся шелестом выгоревшей травы.
2. Дождь начался неожиданно, однако быстро закончился.
3. Какие –то неясные тени скользили в сумерках.
4. Золотой огонь запрыгал за чугунной решеткой камина.
2. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
1. Это спасает волков от поголовного истребления.
2. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
3. В абсолютной тишине прошло несколько минут.
4. Уже на лестнице нам в нос ударяет тяжелый запах лекарств.
3. В каком предложении сказуемое составное именное?
1.Петр рад был встретиться с другом.
2. Книги могут рассказать о многом.
3. Он готов был с нами согласиться.
4. Спектакль был признан лучшей постановкой сезона.
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки?
А. Отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума.
Б. Небольшой снегопад – не помеха для охотников.
В. Семь – нечетное число.
Г. В камень стрелять только порох терять.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
5. Найдите предложение с несогласованным определением.
1. По двору метелица ковром шелковым стелется.
2. У меня было желание отправиться в город.
3. Гроза, нахлынувшая тучей, вдруг на дубраву набежит.
4. За калиткой смолкшего сада позвонит и замрет бубенец.
6. Найдите безличное предложение.
1) Нам посоветовали побывать в этом музее.
2) У нас не оставалось времени побывать в этом музее.
3) Останавливаюсь возле калитки и смотрю на окна дома.
4) Дым от костра поднимается в небо.
7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).
А. Они погрузились на плот и вскоре река вынесла их на цветущую равнину.
Б. Машина тронулась вперед и въехала в старый сосновый лес.
В. Бойцы быстро распределили между собой нехитрый груз и зашагали к лесу.
Г. Тяжелая дверь парадного с громким скрипом отворилась и пронизывающий ветер ворвался в гулкую пустоту подъезда.
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, Б
8. Выберите правильный ответ, объясняющий, где допущена ошибка в постановке запятой в предложении.
Из–под толстого снежника вырывался бурный ручей и, журча, играя на солнце, сбегал вниз, очевидно к озеру.
1. Все запятые расставлены верно.
2. Нужна запятая перед союзом и, так как он связывает части сложного предложения.
3. Вводное слово очевидно должно выделяться запятыми с двух сторон.
4. Не нужна запятая после союза и , так как он связывает однородные сказуемые.
Текст для сжатого изложения.
«Я сам по себе. Что мне за дело до остальных?» Кому не приходилось слышать подобные фразы! Ими обычно стараются обозначить свою независимость, свою самоценность. За этими фразами всегда стоит стремление доказать, что я – это не просто один из многих, а особенный, не такой, как все. Подразумевается, конечно, что я лучше, способнее, достойнее всех. Я сам хозяин собственной жизни, а потому и оглядываться на других нечего. Мне и одному под силу справиться со всем, что встретиться на жизненном пути.
Обыкновенно острее всего такая позиция проявляется лет в 14 – 16. Именно в этом возрасте человек осознает себя как индивидуальность и пытается утвердить свое право на самостоятельные поступки и решения. Все это бывает нелегко для окружающих, тяжело для самого человека, но закономерно и естественно, поскольку через такое отношение к миру происходит процесс взросления личности.
Однако этот процесс не бесконечен. Во всяком случае, не должен быть бесконечным. В 20 веке человек, как правило, уже лет в 17 – 18 переставал болезненно отстаивать свою независимость, переходя к более зрелому отношению к окружающему. И то, что в наше время процесс взросления затягивается, беспокоит не только психологов, но и социологов. Беспокоит потому, что основа развития общества – зрелое отношение к нему молодых людей.
В чем же заключается это отношение? Прежде всего в осознании своей причастности ко всему, что происходит вокруг, своей ответственности за происходящее. В готовности подставить свое плечо там, где того требует жизнь. И еще взрослое отношение к миру – это спокойное понимание собственной личности как продолжения своего рода, семьи, понимание себя как необходимого звена в бесконечной цепи общей жизни человечества.
(По Д. Лукьянову)
Ключи к тестам.
1 вариант: 1- 2; 2 -3, 3 – 4; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 2
2 вариант: 1 - 2; 2 - 3; 3 – 4; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 2; 8 - 1