Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 7»

_________________________________________________

Краеведение в образовательном учреждении как средство воспитания патриотизма обучающихся

Н. А. Поздняков

Новиково

2012

Краеведение в образовательном учреждении как средство воспитания патриотизма обучающихся

Патриотизм является глубоким человеческим чувством, которое закреплялось веками. В  немалой степени это касается и патриотического воспитания подрастающего поколения. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач образовательного учреждения и является формирование понятий  Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя всё многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребёнок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, образовательному учреждению, народу.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из обучающегося, изучающего историю Родины только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, с людьми, которые для наших детей сами становятся «историей». 

Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. 

 Любить всю страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своём образовательном учреждении, в своём месте проживания.



За последние три года  краеведческая деятельность в нашем профессиональном училище позволила обучающимся познакомиться со своим краем, познать  духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. 

Наше учреждение было и остаётся сельским. И началом можно считать 2009 год, когда на территории учебно-производственных мастерских мы установили памятник конному плугу. Плуг прекрасно сохранился, имеет свою столетнюю историю.

Теперь ежегодно в апреле полевые работы в учебном хозяйстве училища, в которых принимают участие и наши обучающиеся, начинаются с концерта у конного плуга. Это стало традицией.

Тема защиты Отечества, Великой Отечественной войны должна быть одной из главных в воспитании подрастающего поколения. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.

В 2010 г. нами была открыта памятная доска нашему земляку, родившемуся в селе Новиково, учившемуся в Новиковском педагогическом техникуме в здании, в котором в настоящее время располагается профессиональное училище, талантливому химику, лауреату Сталинской премии, изобретателю кирзовых сапог, практически обувшему армию в 1941 году Ивану Васильевичу Плотникову. В настоящее время готовится экспозиция в музее училища и о других участниках войны.

В 2011 году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Новикова – основателя школ для крестьянских детей в конце XIX века в Козловском уезде.

В 1891 году А. И. Новиков поступил на службу земским начальником 9-го участка Козловского уезда и развил кипучую деятельность. Он считал, что «только школа может спасти народ от нравственного падения и от экономического разорения». В своём имении в Новой Александровке (в 1917 г. переименовано в Новиково) Александр Иванович построил церковь, две школы – мужскую церковно-учительскую и женскую второклассную с разветвлённой инфраструктурой: общежитиями, где дети находились на полном обеспечении, больницей, баней, земельным участком с садом и огородом, метеостанцией, домами для учителей, водопроводом с устройством для нагревания воды, приобрёл мебель, учебники, письменные принадлежности, пособия и книги для библиотеки. Учителя получали зарплату в два раза больше, чем по Козловскому уезду.

Новиков открыл класс иконописи, пользовавшийся успехом за пределами Тамбовской губернии, а также музыкальный класс для обучения игре на скрипке. Были приобретены музыкальные инструменты: скрипки, рояль, пианино, фисгармонию, виолончели и альты с пюпитрами, метроном, нотные сборники.

К концу XIX века усадьба Новиковых стараниями Александра Ивановича фактически превратилась в крупнейший центр народного образования и художественной культуры центральной России. Более 90 % учащихся были из крестьян. Обучались не только дети Тамбовской губернии, но и соседних.

А. И. Новиков поставил целью покрыть весь север Козловского уезда школами, что и было сделано. Не осталось ни одного села или деревни, где к началу ХХ века не было какой-нибудь школы.

К 150-летию со дня рождения А. И. Новикова проведена акция по сбору добровольных пожертвований на изготовление памятной доски и реконструкцию могилы на сайте села Новиково. Не остались в стороне и откликнулись на призыв принять участие в этом благом деле не только жители Староюрьевского района, но и городов Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Ижевск, Самара и других. Солидный взнос прислали из Америки.

Всего было собрано около 183 000 рублей. Автором проектов памятной доски и надгробного монумента является известный тамбовский художник, скульптор А. В. Климков. Этих средств хватило на поставленные цели и было положено начало музею – закуплены экспозиционные витрины и изготовлены стенды.

Наша попытка найти потомков Новикова увенчалась успехом. За две недели до юбилея благодаря Министерству культуры мы познакомились с правнучкой А. И. Новикова Хелен Мюррей-Трипленд Молчановой, проживающей в Шотландии.

Елена Молчанова перечислила 1 000 фунтов стерлингов. На эти средства установлен Поклонный крест на месте бывшего храма.

Член Совета Федерации Е. Г. Тарло перечислил на создание Новиковского музея 100 000 рублей.

Всего в 2011 году на возрождение культуры в Новиково было собрано 332 000 рублей.

Наши планы на 2012 г.:

1. Установка памятных табличек бывшим учащимся и работникам училища, погибшим в Чечне и Афганистане;

2. Пополнение фондов музея;

3. Проведение раскопок фамильного склепа Новиковых, осквернённого и засыпанного при разрушении церкви. Перезахоронение находящихся в склепе останков А. В. Алябьевой (первой русской красавицы, которой посвящали стихи Пушкин, Лермонтов и др.), А. А. Киреева (славянофила, генерала от кавалерии), И. П. Новикова (генерал-лейтенанта, отца А. И. Новикова);

4. Перезахоронение О. А. Новиковой из Лондона в Новиково.

 Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы  историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. (Под термином «музей» мы понимаем также и понятие «музей под открытым небом»).

Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание обучающихся строить на примерах истории родного края, а через неё — и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение к опыту предшествующих поколений.



Поэтому одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение в образовательном учреждении. Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие — гордость за это.

Краеведение в образовательном учреждении как сред
69.99kb.

25 09 2014
1 стр.


Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» обеспечение социально-личностного развития детей одна из задач дошкольного образования

50.03kb.

17 12 2014
1 стр.


Информационно-техническое оснащение образовательного процесса в образовательном учреждении Перечень компьютеров, имеющихся в оу

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса в образовательном учреждении

34.01kb.

14 12 2014
1 стр.


Информация об образовательном учреждении
915.46kb.

09 09 2014
5 стр.


Реализация гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении

Как известно, гендер это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения

68.69kb.

25 12 2014
1 стр.


Информационно-техническое оснащение образовательного процесса в образовательном учреждении
76.59kb.

01 10 2014
1 стр.


Модуль правовые основы государственно-общественного управления в образовательном учреждении
84.89kb.

02 10 2014
1 стр.


1. Введение в биологическое краеведение. (4 часа)

Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на орга

91.34kb.

14 12 2014
1 стр.