МОДУЛЬ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ФИО слушателя -Фукалова Светлана Алексеевна
Район - Пыщугский муниципальный район
Образовательное учреждение - МБОУ ДДДМШВ Крутовская начальная школа- детский сад
Должность – заведующий
Дидактическая задача модуля: формирование представления о нормативно-правовых основах, компетенциях и ответственности участия общественных институтов в управлении образовательным учреждением; определение принципов и нормативно-правовых основ государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Изучите материалы Хрестоматии по курсу по проблеме нормативно-правового обеспечения государственно-общественного управления и выполните Практическую работу № 2.
Практическая работа № 2.
Как вы полагаете, в чем заключается основные различия в интересах общества и государства в области образования? Зафиксируйте свои размышления в таблице
№
|
Интересы в области образования
|
Общества
|
Государства
|
1
|
Доступность, бесплатность образования.
Трудоустройство молодых специалистов.
|
Вариативность образования ((государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения
|
2
|
Открытость , качество предоставляемых образовательных услуг.
|
Модернизация.
оптимизация образования.
|
3
|
Создание и укрепление МТБ учреждений
за счет финансовых поступлений из государственной казны.
|
Привлечение различных источников финансирования (бюджетных, внебюджетных)
|
Внимательно изучив положения Закона РФ «Об образовании» (см. Хрестоматию по курсу), разработайте несколько конкретных предложений, которые, с Вашей точки зрения, могут существенно усилить (уточнить) возможности для реализации принципа государственно-общественного управления образованием. Для этой работы используйте таблицу.
№
|
Действующая статья Закона «Об образовании»
|
Предложения по редактированию данной статьи
|
1
|
Ст 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
4. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации.
2) копии:
документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельств о государственной аккредитации (с приложениями);
утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения.
|
Ст 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
4. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации.
2) копии:
документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельств о государственной аккредитации (с приложениями);
утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;
устава образовательного учреждения;
договора между ОУ и родителями ( законными представителями).
|
2
|
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
|
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, Ф.И.О. руководителя ( студии, кружка, секции и т.д.), его квалификации, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
|
3
|
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
|
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, иметь доступ к информационным и информационно-телекоммуникационным сетям, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
|
Как, с Вашей точки зрения, письмо Минобрнауки РФ от 27 апреля 2004 года № АФ-144 «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели Управляющих советов общеобразовательных учреждений» (см. Хрестоматию по курсу) помогла (или может помочь) в работе над созданием системы государственно-общественного управления образованием. Свои предложения аргументируйте:
Считаю, что привлекая к управлению образовательным учреждением представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) о выпускников образовательного учреждения и представителей местной общественности по апробации ими модели управляющего совета общеобразовательного учреждения дает возможность руководителю установить в учреждении демократический и государственно- общественный характер управления. Создание в образовательном учреждении Управляющего совета дает возможность участникам образовательного процесса реализовать свои права на участие в управлении учреждением, повысит престиж учреждения, качество образования, определит основные пути развития учреждения, укрепит материально-техническую базу, способствует созданию безопасных условий пребывания воспитанников, родителей , сотрудников в образовательном учреждении.
Задание 4. Представьте в виде схемы иерархию нормативных правовых актов, регулирующих государственно-общественное управление образованием:
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
-Закон РФ « Об образовании».
- Указы и распоряжения Президента РФ, Правительства РФ.
- Нормативно - правовые акты Министерства образования РФ.
Задание 5. Выделите особенности правового регулирования разных форм органов, обеспечивающих государственно-общественное управление образованием (Совет образовательного учреждения, Управляющий совет, Попечительский совет). Заполните таблицу.
Органы государственно-общественного управления
|
Особенности правового регулирования
|
Совет образовательного учреждения
|
- разрабатывает план развития ОУ;
- участвует в создании условий для организации образовательного процесс;
-осуществляет контроль за охраной жизни и здоровья воспитанников;
- согласовывает локальные акты учреждения,
- оказывает помощь в организации и предоставлении дополнительных образовательных услуг
|
Управляющий совет
|
Решает вопросы функционирования и развития ОУ:
-принимает участие в утверждении программы ОУ;
-устанавливает режим работы ОУ;
-привлекает внебюджетные средства;
-заслушивает отчеты руководителя о работу учреждения за год: и др.
|
Попечительский совет
|
Форма самоуправления ОУ:
- содействует развитию и укреплению МТБ Учреждения;
- поддерживает инновационную и научно-исследовательскую деятельность ОУ;
- принимает участие в организации образовательного процесса ОУ:
- пропагандирует деятельность ОУ и т.д.
|
Задание 6. На основании выдержки из Письма Министерства образования Российской Федерации (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64) Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях) (см. Хрестоматию по курсу), которым регламентируется документация управленческая деятельность общеобразовательного учреждения, выполните следующие задания:
1.Проанализируйте методические рекомендации на предмет возможности их использования в деятельности Управляющего совета общеобразовательного учреждения.
2. Представьте Ваши предложения по организации делопроизводства Управляющего совета
3. Сравните полученные материалы для того, чтобы уточнить и «унифицировать», насколько это возможно, формат данного документа.
Ссылаясь на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2004 г. N 14-51-131/13 «О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений» , можно использовать в организации работы Управляющего совета учреждения. В данном документе четко определены :
- основные функции Управляющего совета;
- его состав, формирование и начала работы Управляющего совета;
- организация работы Управляющего совета,
- права и ответственность членов Совета.
Делопроизводство Управляющего совета учреждения.
В состав локальных актов детского сада включаются:
- Положение о порядке выборов членов Управляющего совета ДОУ;
- Положение об Управляющем совете ДОУ;
- решения Управляющего совета ДОУ.
В номенклатуру дел учреждения включаются:
-план работы Управляющего совета;
- протоколы собраний Управляющего совета.
В Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2004 г. N 14-51-131/13 «О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений» следует добавить раздел делопроизводство Управляющего совета Учреждения.
Задание 7. Используя тексты Положений (приложения к практикуму Положение о родительском комитете, Положение о Попечительском совете, Положение об Управляющем совете и др.) (см. Хрестоматию по курсу), которые сегодня используется в большинстве российских школ, укажите статьи и положения, которые подтверждают принцип государственно-общественного управления образовательным учреждением:
- Пункт 2. пункт 5. статьи 35 закона РФ « Об образовании»;
- Указ Президента РФ №1134 от31.08.1999 « О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ»;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Постановление администрации Костромской области от 28.09.2009 №333-а « Об областной целевой программе « Развитие системы образования Костромской области в 2011-2012 годах»»
-Птисьмо Министерства образования и науки РФ от 14.05.04 №14-51-131/13 «О методических рекомендациях по функциям организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений».