Перейти на главную страницу
Очевидно, что если музыка отражает явления действительности, выражает эмоции, моделирует их, то ее средства (или, по крайней мере, некоторые из них) призваны быть именно средствами выражения (отражения) и в этом смысле — они содержательны. Но природа этой содержательности, далеко не одинаковая у различных средств и в различных условиях, еще не раскрыта с необходимой полнотой и представляет собой одну из центральных проблем в той их совокупности, которая издавна ощущается и обозначается как «тайна воздействия» музыки.
Автор настоящей книги неоднократно выдвигал и обосновывал в этой связи следующий ряд положений:
Отдельные музыкальные средства, связанные с элементами музыки, то есть те или иные мелодические рисунки, ритмы, ладовые обороты, гармонии и т. д., не имеют раз навсегда заданных, фиксированных выразительно-смысловых значений: одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру произведениях и содействовать весьма различным — даже противоположным — выразительным эффектам.
Однако каждое средство обладает своим кругом выразительных возможностей. Они обусловлены объективными свойствами и жизненными связями средства, в число которых включается не только то, что базируется на более или менее элементарных предпосылках (акустических, биологических, психологических), но и сложившаяся в ходе музыкально-исторического процесса способность этого средства вызывать определенные представления и ассоциации.
Реализация же какой-либо из возможностей зависит всякий раз от того конкретного контекста, в котором данное средство выступает [См., например: Мазель Л. О мелодии. М., 1952, с. 32—34; он же. О путях развития языка современной музыки. — «Советская музыка», 1965, № 6, с. 19—20].
Эти положения, как нам представляется, облегчают подход к проблеме. Но для ее решения их необходимо существенно развить, предварительно уточнив некоторые понятия и термины.
Сначала — о термине «выразительные возможности». Поскольку имеются в виду возможности выражения того или иного содержания, их было бы естественно называть также содержательными. При таком понимании выразительные возможности не противопоставляются изобразительным, а включают эти последние (в тех же случаях, когда речь пойдет о выразительных функциях средств в более тесном смысле, не включающем изобразительность, это будет видно из контекста). Сказанное находится в согласии с тем, что большинство авторов, писавших о музыке, называло выразительностью именно ее свойство выражать (воплощать, отражать, моделировать) как эмоции, так и всевозможные явления внешнего мира [Есть и другое понимание выразительности. Оно ясно выступает в словах «речь оратора была хотя и содержательной, но маловыразительной». Соответственно такому пониманию, в работах А. Жолковского и Ю. Щеглова по структурной поэтике (они упомянуты во введении) приемами художественной выразительности называются способы, при помощи которых отражение действительности делается художественно ярким, убедительным, заразительным. Аналогичным образом и «выразительные возможности». какого-либо средства тоже было бы естественно понимать не как содержательную сферу его применения, а как его способность воплощать явления, чувства, идеи выразительно, с должной художественной силой, экспрессией. Автор этой книги придерживается, однако, традиционно-музыковедческого понимания, которое разъяснено выше. Способности же музыкальных средств передавать содержание доходчиво, логично, интересно, увлекательно отнесены к числу коммуникативных (им посвящен следующий раздел книги). В то же время термин «приемы художественной выразительности» трактуется, как и у А. Жолковского и Ю. Щеглова, в смысле, близком к понятию «принципы художественного воздействия», введенному еще в 1964 году автором настоящего исследования. Наконец, чтобы избежать недоразумений и уточнить значение слова «выразительный» в том или ином контексте, автор нередко прибегает к сочетаниям «выразительно-содержательный», «выразительно-смысловой», «эмоционально-выразительный» и т. п., различающимся лишь оттенками.].
Далее разъяснений требует понятие контекста. В широком смысле он предполагает не одни лишь «горизонтальные» связи — с предыдущим и последующим, — но и «вертикальные», то есть со всем, что действует одновременно с данным средством. При этом имеются в виду отнюдь не только разные слои многоголосной музыкальной ткани. Нет, и в пределах одного голоса выразительный смысл, например, мелодического рисунка в огромной степени зависит от метроритма, темпа, ладового значения тонов, регистра, тембра, динамики, способа извлечения звука, то есть от всего комплекса, в который включено данное средство. Однако в дальнейшем понятие контекста применяется автором иногда и в более узком значении, то есть как именно «горизонтальные» связи средства («вертикальные» же относятся к комплексу).
И наконец, весьма важно, что контекст отдельного произведения сам находится в контексте соответствующего стиля и жанра, в конечном же счете — в контексте некоторой широко понимаемой системы музыкального языка [К области музыкального языка принято относить все средства музыки, за исключением общей композиции произведения (подобно тому, как композиция не входит и в понятие языка литературного произведения). Применяется понятие музыкального языка в более широких и в более узких значениях: говорят, например, о языке европейской тональной музыки последних столетий, о языке венских классиков, представителей «Могучей кучки», отдельного композитора, одного произведения, группы произведений какого-либо жанра и исторического периода (например, советской массовой песни 30-х годов). Неоднократно отмечалась метафоричность термина «музыкальный язык». Однако пользоваться им удобно и целесообразно, если, конечно, помнить не только о чертах, сближающих музыкальный язык со словесным, но и о существенных различиях между ними (речь об этом пойдет в разделе «О системе музыкальных средств»).]. И когда выше (а также в упомянутой работе автора «О путях развития языка современной музыки») говорилось о сложившейся в ходе музыкально-исторического процесса способности того или иного средства вызывать определенные представления и ассоциации, следовало бы подчеркнуть, что способность эта складывается в пределах какой-либо музыкальной системы. Ибо даже круг выразительных возможностей отдельного средства, вообще говоря, различен в разных системах [Нам уже приходилось указывать, например, что интервал малой терции от нижнего устоя лада способен производить впечатление минорности (а большой терции — мажорности) лишь в системе, содержащей противопоставление соответствующих ладовых наклонений. В иных системах (а таковы музыкальные языки многих внеевропейских народов) эта возможность не только не реализуется, но попросту отсутствует (см.: Мазел ь Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972, с. 112—113; в общей форме о роли системы для выразительных значений средств упоминается там же, с. 513). Точно так же мы уже отмечали (и еще вернемся к этому), что значение пентатонических оборотов в системе мажора и минора совсем не то, что в системах, всецело основывающихся на пентатоническом звукоряде (см. упомянутую статью автора «О путях развития языка современной музыки» — «Советская музыка», 1965, № 6, с. 21).].
Таким образом, выразительные возможности средства обусловлены как непосредственно его объективными свойствами (физико-акустическими) и жизненными связями (преимущественно ассоциативными), так и его местом в соответствующей системе. В той или иной зависимости от места средства в системе происходит и реализация какой-либо из его возможностей в конкретном контексте.
Ниже мы еще остановимся на различной природе музыкальных средств и на неодинаковом характере их выразительных возможностей.
Но изучение этих возможностей само по себе еще не дает ответа на основной вопрос: как же все-таки создается вполне определенная выразительность музыкальной темы или фразы, если отдельные элементы музыки обладают лишь возможностями (но не значениями), а целостный комплекс не содержит ничего, кроме этих элементов и их связей, и не существует до них и независимо от них?
Известное положение о диалектическом соотношении целого и элементов отвечает на поставленный вопрос в общей форме. Необходимо раскрыть данное положение применительно к интересующему нас случаю, то есть выяснить самый механизм реализации возможностей музыкальных средств в конкретном контексте-комплексе. В этом и будет заключаться дальнейшее развитие теории выразительных возможностей.
Заметим прежде всего, что природа механизма, о котором идет речь, не совсем одинакова в различных случаях. Сочетание элементов бывает и простой суммой слагаемых, и сложным соединением, подобным химическому. Но даже в первом случае комплекс нередко обладает свойствами, каких нет ни у одного из слагаемых. Достаточно напомнить, например, что оригинальным часто оказывается сочетание двух стандартных слагаемых. Так, стандартная сама по себе гармоническая последовательность иногда сопровождает стандартный же (сам по себе) мелодический оборот, а в целом возникает необычная гармонизация этого оборота, звучащая очень свежо. Несомненно лишь, что в любом случае для глубокого понимания характера и воздействия комплекса надо знать его состав. Мы подробно остановимся здесь на том типе формирования выразительности целостного и конкретного комплекса, который играет, в европейской музыке последних столетий особенно большую роль.
Решающее значение имеет для этого типа музыкально-исторический процесс и тесно связанная с его закономерностями общая логика творческой работы композитора.
Этот процесс кристаллизует в общественном музыкально-слуховом сознании типичные интонационно-ритмические обороты и другие средства, несущие — в пределах соответствующей музыкальной системы — тот или иной эмоционально-выразительный смысл, хотя бы очень общий. Такие обороты и средства живут в общественном сознании также и вне конкретных музыкальных контекстов. При этом каждый из этих оборотов не принадлежит какому-либо одному элементу музыки (звуковысотному рисунку, соотношению длительностей тонов и т. п.), а всегда охватывает несколько элементов, представляя собой некоторый простейший, как бы первичный комплекс. Примером может служить интонация нисходящего задержания, ставшая в европейской музыке последних столетий центральным моментом многих лирических и лирико-драматических мотивов и оказавшаяся способной вносить долю лирической выразительности в мотивы и темы иного рода. Эта интонация предполагает даже с чисто формальной точки зрения комплекс нескольких свойств: и определенное мелодическое соотношение (нисходящая секунда), и соотношение метроритмическое (движение от метрически более сильного звука к более слабому), и, наконец, гармоническое (переход неаккордового тона в аккордовый). А как средство лирической выразительности она, кроме того, подразумевает не слишком краткие длительности звуков, а также — что очень важно — исполнение legato.
Вместе с тем первичные комплексы существуют в общественном музыкальном сознании как комплексы частичные, неполные. Вне контекста каждый из них охватывает не все элементы музыки, а лишь некоторые, оставаясь в отношении других сторон и элементов свободным, нефиксированным. Так, лирическая интонация нисходящего задержания, определяемая несколькими названными факторами, может реализоваться в разных ладовых, тембровых, регистровых, громкостных условиях, в сочетании с различными гармониями и т. д. С этой неполнотой первичных комплексов связаны, как увидим ниже, важные их свойства.
Назовем еще некоторые из такого рода комплексов. К их числу относится, например, — в пределах той же системы европейской музыки — движение по тонам трезвучия, лежащее в основе многих классических тем активного, мужественного характера. Здесь тоже необходимо подразумевается ряд условий: метрическая акцентированность и весомость звуков, связанные с соответствующей артикуляцией, известные темповые границы, обычно и достаточная громкость (в иных условиях, например при спокойном темпе и ритме, умеренной динамике, такие ходы по трезвучию лежат иногда в основе мотивов пасторальных, созерцательных).
Аналогичным образом столь знакомое европейскому музыкальному сознанию средство, как маршевый пунктированный ритм, острый и активный, мыслится в определенном темпе, двухдольном метре при подчеркнутых акцентах и преимущественной направленности пунктированной фигуры
Во всех перечисленных случаях ясна как сама комплексность средства, так и ее неполнота, то есть отсутствие в общем представлении о комплексе охвата всех элементов музыки (наличие «свободных параметров»).
Некоторые первичные комплексы получили в музыковедческой литературе специальные названия. Широко известный пример — описанный Э. Куртом «мотив вопроса» — с — h — d, (в тональности С; тут существенно, в частности, что второй звук мотива — метрически слабый, а третий — ладово неустойчив или не вполне устойчив).
И наконец, иногда первичный комплекс основан на каком-либо более общем свойстве. Такова подмеченная Б. Асафьевым секстовость многих лирических мелодий XIX века. Под ней подразумеваются не только секстовые интонации, преимущественно между V и III ступенями лада (конечно, вместе с рядом сопутствующих темповых, ритмических и динамических условий лирической мелодики), но и мотивы, заключенные в секстовый диапазон или на него опирающиеся (см. пример 24, а также начальные фразы романсов Глинки «Венецианская ночь», «Где наша роза», «Мери»). Этого рода мотивам присуща и гармоническая наполненность, и выделенность характерного терцового тона лада или аккорда, и легкость вокального интонирования, и достаточная широта диапазона, и, наконец, возможность (не только в инструментальной, но и в вокальной мелодии) дальнейшего расширения диапазона в последующем развитии [Подробно об этом см.: Мазель Л. Роль «секстовости» в лирической мелодике (о наблюдении Б. В. Асафьева). — В кн.: Вопросы музыкознания, т. 2. М., 1956].
Складываются первичные комплексы в тесной связи с социальными (в частности, социально-прикладными, социально-бытовыми) функциями музыки, с ее назначением, условиями ее исполнения и восприятия, со свойствами музыкальных инструментов и жанров. Так, энергичные мотивы, основанные на движении по тонам трезвучия, коренятся в военных и охотничьих фанфарах, в оборотах призывного, сигнального характера. Некоторая зависимость этих оборотов от особенностей натуральных духовых инструментов очевидна (теми же особенностями в большой мере обусловлено и движение по тонам трезвучия во многих мотивах пасторального характера). Упомянутая интонация нисходящего задержания сформировалась как типичное выражение чувствительно-лирического или скорбного вздоха в оперных ариях XVII— XVIII веков. Ясны жанровые истоки и других названных выше средств.
Весьма существенно, что семантика (выразительно-смысловые возможности и значения) многих средств инструментальной непрограммной музыки сперва сложилась в музыке вокальной, сценической, обрядовой и лишь затем была перенесена на музыку чисто инструментальную [Относящийся сюда круг проблем подробно освещен в кн.: Конен В. Театр и симфония. М., 1968; изд. 2-е, 1975].
Само изначальное формирование первичных комплексов происходило, конечно, с опорой на те или иные объективные (в частности, материальные, физические) свойства и связи соответствующих звуковых соотношений и способов их извлечения, а также на особенности их восприятия. Но, откристаллизовавшись в общественном слуховом сознании и почему-либо закрепившись в определенной музыкальной системе, эти комплексы приобрели значение неразложимых «слов» или «фразеологических сочетаний» некоторого музыкального языка. При этом в одних первичных комплексах на переднем плане находятся одни стороны и элементы музыки, в других — другие (например, такие комплексы, как лирическое нисходящее задержание, маршевый пунктированный ритм, хоральная фактура, вальсовый аккомпанемент, в указанном отношении различны). Но все же можно утверждать, что эти комплексы имеют преимущественно жанрово-интонационную выразительную природу, если придерживаться достаточно широкого понимания интонации и жанра (так, маршевый пунктированный ритм определенным образом интонируется, а выражение «лирическая мелодия» содержит обобщенную жанровую характеристику музыки). Это лишний раз подчеркивает, как важно при анализе выяснять жанровые истоки произведений.
Упомянутая особенность первичных комплексов (их своеобразная неполнота) как раз и связана с тем, что любой из них существует в общественном музыкальном сознании не только в виде множества его конкретных воплощений, но и в качестве более или менее обобщенного представления. Так, рядовой слушатель, воспитанный на европейской музыке, может не знать самого термина «нисходящее задержание», но соответствующая интонация со свойственным ей сильным тяготением первого звука ко второму, несомненно, присутствует в его внутреннем слухе, и притом также независимо от какой-либо определенной гармонии, от тембра и других условий, иначе говоря, независимо от всевозможных конкретных контекстов, а в обобщенном виде (опять-таки подобно некоторому слову). Именно поэтому слушатель и способен воспринять и понять такую интонацию (и вообще всякий первичный комплекс) даже при ее появлении в сравнительно новом для него варианте или контексте, в сочетании с непривычными для него средствами. Более того, по справедливому замечанию Б. В. Асафьева, интонации, находящиеся в данную эпоху на слуху (фактически и другие средства, то есть первичные комплексы), помогают слушателю усваивать разного рода новые элементы контекста, новые средства, служат для них проводниками [Здесь необходимо оговорить следующее. Музыкальная речь не отличается той же степенью дискретности, что вербальная, — не расчленяется на «слова». Характерный музыкальный оборот — мотив, интонация, первичный комплекс — далеко не всегда представляет собой некоторую синтаксическую единицу, отделимую в данном контексте от предыдущего и последующего. Но такие характерные обороты все же ясно воспринимаются, запоминаются и узнаются слушателями при повторении (в том же произведении или в других). Поэтому в общественном музыкально-слуховом сознании первичные комплексы существуют как такие данности, уподобление которых словам в известных пределах допустимо. Когда в дальнейшем изложении говорится, что какое-либо средство (аккорд, интонация) выделяется в том или ином контексте, то обычно имеется в виду, что данное средство обращает на себя внимание, впечатляет, но не обязательно представляет собой синтаксическую цельность.].
Естественно, что при сочинении музыки — прежде всего при создании тематического материала — композитор может преобразовывать, сплавлять и переосмысливать сложившиеся первичные комплексы с очень разной степенью творческой активности. Но даже самый смелый новатор вынужден считаться с фактом их существования, не проходить мимо них, а так или иначе их учитывать и использовать,. пусть иногда совершенно неожиданным образом, в необычном контексте, в новом значении.
Если бы содержательно-выразительный замысел композитора был абстрактным (внемузыкальным) и, сочиняя тематический материал, автор подбирал бы — для реализации задуманной им общей выразительности — отдельные элементы музыки (мелодический рисунок, ритм и т. д.), то творческий процесс, разумеется, не мог бы состояться— хотя бы уже из-за неизбежно возникающего логического порочного круга: элементы сами по себе не имеют выразительных значений, а представлений о контексте, о целостном комплексе нет, пока замысел остается внемузыкальным.
На самом же деле логика творческого процесса иная. Уже на самых ранних его стадиях (нередко даже до ясной кристаллизации сколько-нибудь определенного общего замысла) композитор мыслит на родном для него музыкальном языке, оперирует музыкальными представлениями (тембрами, видами фактуры и т. д.), исторически сложившимися содержательными музыкальными «выражениями» — мотивами, ритмами, интонациями, гармониями. А они, как мы уже знаем, обладают некоторой минимально необходимой комплексностью.
Допустим, например, что в сознании композитора возникла всего лишь какая-то ритмическая фигура, которая преследует его, не дает ему покоя (так иногда бывает в действительности). Но он ощущает ее не как абстрактное соотношение длительностей, выключенное из всех связей, а как живой импульс, имеющий определенные акценты, определенный темп, предполагающий ту или иную манеру произнесения (например, плавную или отрывистую). Словом, даже, казалось бы, чистый ритм непременно предстает перед творческим сознанием как обладающий известной комплексностью. То же самое можно сказать о рождающемся во внутреннем слухе композитора мелодическом или гармоническом обороте и других средствах. А в том случае, когда автор с самого начала задумал использовать в своем сочинении разные возможности, разные облики того или иного средства, каждый из них все равно мыслится до некоторой степени комплексно.
Подобные возникающие и проносящиеся в сознании композитора комплексы — более полно и ясно очерченные или более смутные и неопределенные — весьма индивидуальны, как правило, неуловимы для внешнего наблюдателя и лишь частично фиксируются (и то далеко не всегда) в эскизах. Но за этими индивидуальными и субъективными комплексами кроются какие-либо из тех типичных, исторически сложившихся и объективно существующих в общественном музыкальном сознании комплексных представлений, которые мы назвали первичными. Ибо вне связей с этими последними собственные мотивно-тематические образования композитора не могли бы быть понятны ему самому, не были бы для него чем-то значащим и тем более не могли бы иметь смысл для воспринимающего. Опора на те или иные исторически сложившиеся первичные интонационно-жанровые комплексы, сколь бы сильно они, ни были трансформированы в новом произведении, служит, таким образом, необходимым условием как реального воплощения композитором его творческих намерений — воплощения, удовлетворяющего его самого, — так и более или менее адекватного восприятия композиторского замысла слушателями [Тот факт, что не только в композиторском, но и в слушательском мышлении содержательно-выразительный смысл музыки неотрывен от исторически сложившихся средств, хорошо иллюстрируется характером обычного рассказа одного музыкально развитого лица другому о прослушанном новом произведении. Такой рассказ чаще-всего исходит из сочетания общей характеристики музыки с указанием на некоторый комплекс средств. Например: «Вначале—медленное вступление, мрачное, величественное; выдержанные хоральные аккорды струнных в низком регистре...» Существенно, что указание на средства уточняет и конкретизирует здесь представления о самом содержании музыки. Речь идет не просто о мрачности и величественности вообще, но именно о той мрачности и величественности, о тех специфических свойствах этих явлении и ощущений, которые обычно полнее всего передаются названными средствами (медленный темп, хоральные звучания струнных в низком регистре). И при всей элементарности такого рода эмпирического описания, схватывающего лишь основной характер и простейшие средства музыки, оно находится в глубоком соответствии с самой природой художественного мышления и творческого процесса, а потому является зародышем объективного научного анализа произведения.].
Теперь уже можно сделать определенный вывод относительно механизма реализации выразительных возможностей отдельных средств и элементов музыки в небольшом, но конкретном и целостном комплексе — например, в мотиве или фразе. Эти средства, элементы и их свойства в каждом отдельном случае неравноправны. Сочетание немногих из них образует основное ядро выразительности всего комплекса, как бы некоторую его закваску — тот существующий в общественном слуховом представлении обобщенный и неразложимый первичный комплекс (изредка — в сложных случаях — два или даже три таких комплекса), который определяет образно-интонационную и жанрово-стилистическую основу данного мотивного образования, его общий характер, его род или вид. Поскольку же этот общий характер выявлен с достаточной ясностью, остальные средства приобретают тенденцию в той или иной степени ориентироваться на него, идти ему навстречу, то есть реализовать преимущественно такие свои возможности, какие соответствуют первичному комплексу, поддерживают и усиливают его выразительность или, по крайней мере, не противоречат ей. И происходит это, разумеется, при участии слушательского восприятия: узнав первичный комплекс, оно стремится понять и истолковать остальные средства (в той мере, в какой это возможно) в соответствии с ним.
В то же время эти остальные средства, не входящие в первичный комплекс, подчиняются ему, как правило, отнюдь не пассивно: они взаимодействуют с ни.м, конкретизируют, обогащают его выразительность, облекают ее в плоть и кровь, вносят в нее свою лепту, свои особые акценты и оттенки. Этому в некотором смысле соответствует и общая логика самого творческого процесса: обычно в нем тоже происходит своего рода взаимодействие между целью и средством — между первоначальным жанрово-интонационным замыслом и его конкретным воплощением во всей совокупности разнообразных средств; в частности, самый замысел при его реализации более четко кристаллизуется, уточняется, а иногда и заметно изменяется.
Мы сформулировали сейчас лишь ту принципиальную основу, которая обусловливает механизм реализации в конкретном и целостном контексте-комплексе определенных (тех, а не иных) выразительных возможностей отдельных средств. Важнейшее значение для этого механизма имеет очерченное здесь явление и понятие первичного комплекса, то есть некоторого неполного комплекса, существующего в общественном музыкальном сознании и составляющего ядро выразительности данного целостного и конкретного мотивно-тематического образования [Такого рода ядро выразительности как первичный комплекс не следует путать с ядром темы (тематическим ядром) в обычном смысле, которое представляет собой ее начальный мотив (или фразу), содержащий ее основные ритмоинтонационные элементы.].
Умение находить это ядро важно не только для понимания самой структуры выразительности (она же и механизм выразительности) анализируемого построения, но и для выяснения индивидуального своеобразия музыки, ее связей с традицией, ее новаторских черт, содержащегося в ней художественного открытия. Правда, первичные комплексы сами по себе обычно еще не определяют индивидуального своеобразия музыки, так как связаны, как упомянуто, прежде всего с ее родом и видом, с ее общим характером. Но неповторимо индивидуальное всегда представляет собой то или иное претворение, преломление, обновление или особое сочетание каких-либо типичных черт — родовых, видовых. Поэтому выяснение индивидуального характера не может проходить мимо этих последних, а, наоборот, требует их полного понимания и учета. Чаще всего индивидуальный характер мотивно-тематического образования состоит в конкретном проявлении первичного комплекса (или комплексов), а оно обусловлено прежде всего совокупностью остальных средств в их взаимодействии с первичным комплексом и между собой. Однако, как мы еще увидим, наиболее яркое и радикальное новаторство в области тематизма заключается как раз в изменении существенных свойств самих первичных комплексов, в обновлении самого ядра выразительности темы какого-либо рода, что иногда приводит к созданию таких мотивных образований, которые могут затем закрепиться в общественном музыкальном сознании в качестве новых первичных комплексов.
Практически определить первичный комплекс (или комплексы) в конкретном музыкальном построении не всегда легко. И прежде всего потому, что он обычно является не какой-либо частицей построения, которую можно было бы из него выделить, а его основой, представляющей собой некоторую совокупность его свойств. Правда, поскольку первичные комплексы являются достоянием общественного слуха, знание музыкального «словаря» соответствующей эпохи могло бы в принципе позволить в каждом отдельном случае эти комплексы распознать. Вопрос, однако, осложняется тем, что работа по составлению — на должном методологическом уровне — такого рода словарей не проведена (к этому мы еще вернемся) и успех зависит всякий раз от эрудиции, опыта и интуиции анализирующего. Тем не менее здесь можно рекомендовать и некоторую общую методику.
Действительно, коль скоро первичный комплекс связан с общим жанрово-интонационным характером фразы или темы, ее родом, один и тот же первичный комплекс неизбежно лежит в основе многих тем того же рода. Надо, следовательно, сопоставить рассматриваемое мотивно-тематическое образование с рядом аналогичных, то есть имеющих ту же (или максимально близкую) стилевую и образно-жанровую основу, и выяснить то общее в музыкальных средствах, что имеется между всеми этими образованиями. Совокупность таких общих средств и свойств, то есть инвариант (или инвариантное ядро) всех сравниваемых образований, естественно, окажется первичным комплексом (ядром выразительности) и для каждого из них в отдельности (индивидуальные же различия проявятся, как уже упомянуто, в остальных средствах, конкретизирующих общие свойства, образующие ядро) [Понятие инварианта применяется, конечно, и в более широких значениях: можно говорить, например, об инвариантных чертах стиля композитора, его художественных концепций, его мелодики и т. д., причем даже в последнем случае имеются в виду отнюдь не только первичные комплексы, но и общий характер мелодий, их ладовые особенности, свойства их мелодических линий и т. д. (см., в частности, сноску на с. 49).].
Если же новаторский или неповторимо индивидуальный характер рассматриваемой темы заострен настолько, что о какой-либо группе тем того же рода говорить не приходится, следует обратиться к историческому генезису темы. Ибо, будучи совершенно уникальной, она в то же время неизбежно связана по своему происхождению с темами какого-либо вида, имеющими свое инвариантное ядро. Тогда в первичный комплекс рассматриваемой темы войдет и то общее, что объединяет ее с ее предшественницами, и то уникальное и радикально новое, что ее от них отличает.
Здесь уже необходимо проиллюстрировать все высказанные соображения разбором тематического материала конкретных музыкальных произведений. Подробный анализ позволит уяснить способ обнаружения в целостном мотивно-тематическом образовании его первичного комплекса, равно как и взаимодействие с этим комплексом других средств, то есть механизм реализации их выразительных возможностей. Анализ этот потребует от читателя внимания и терпения.
Обратимся к темам определенного типа, начинающим многие сонатно-симфонические произведения эпохи венских классиков — прежде всего Моцарта. Речь пойдет о тех контрастных темах главных партий сонатных аллегро, которые начинают цикл без медленного вступления и содержат сопоставление более активного, веского, решительного элемента и элемента более легкого или мягкого. Хрестоматийным примером может служить тема симфонии «Юпитер»:
Поставим вопрос о средствах, с помощью которых здесь воплощается самый контраст двух мотивов или фраз, оставляя пока в стороне все то, что обусловливает их единство (например, единый темп, метр, лад). Таких средств можно насчитать много: динамические (f и р), оркестровые (tutti и струнная группа), регистровые (охват разных регистров и концентрация в пределах одного), фактурные (октавно-унисонное изложение и гармоническое); далее, метрические (мужские, сильные окончания мотивов и интонаций и женские, слабые); синтаксические (короткие, отделенные паузами импульсы и более слитная и протяженная фраза); ритмические (мелкие единицы и сравнительно более крупные); мелодические (устремленные фигуры в узком диапазоне кварты и более волнистая линия, охватывающая диапазон сексты).
Все перечисленные пары противоположных средств действительно так или иначе участвуют здесь в формировании контраста энергичного (сильного) и более мягкого (слабого) элементов. И пока мы не провели среди этих пар необходимую дифференциацию, может показаться, что любая из них способна служить воплощению контраста данного типа в различных других темах лишь при таком противопоставлении двух ее членов, какое имеется в только что рассмотренной теме. Иными словами, легко возникает представление, что разделенные паузами короткие восходящие мотивы узкого диапазона «подходят» для воплощения именно активного элемента контраста («носят энергичный характер»), слитная же и протяженная волнистая фраза более широкого диапазона — для воплощения элемента мягкого («носит характер более лиричный и мелодичный, закругляющий и смягчающий»), а отнюдь не наоборот.
Но это — иллюзия. И она быстро рассеивается при ознакомлении с другими контрастными темами того же типа:
А так как основой музыки не служит изображение или словесное описание, ответ на этот вопрос оказывается достаточно сложным и в то же время приобретает особенно большое значение: он
13 10 2014
3 стр.
Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США
04 09 2014
1 стр.
«Учитель музыки,- писал Д. Б. Кабалевский,- всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды она нетерпима на уроке музыки»
27 09 2014
1 стр.
История, о которой пойдет речь далее, прошла путь от книги к кинокартине, по которой затем был написан сценарий театральной постановки, вновь вернувшейся на экран, чтобы, под назва
04 09 2014
1 стр.
Первый день XIV российских педагогических ассамблей искусств в городе Магнитогорске завершился концертом хоровой музыки
10 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
М. Г. Харлапа (1913—1994) обсуждаются вопросы о границе между стихом и прозой, о природе стихотворного ритма и его отличия от ритма музыкального, а с другой стороны, о взаимном тяг
13 10 2014
1 стр.
«тотального произведения искусства будущего». Концепция «мультимедиа». Русский и итальянский футуризм, «Свободная Музыка» Николая Кульбина и «художники свободной музыки» (1909). Фу
14 12 2014
1 стр.