Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ландшафтный дизайн, 2002, № 2, с. 10-15.
Н.К.Гаврюшин
СУХАНОВО: ПРИКОСНОВЕНИЕ ДВУХ МИРОВ
Долина речушки Гвоздни - название которой припомнит далеко не
каждый местный житель - одна из живописнейших в ближнем Подмосковье. Сосновые боры, дубравы, высокие холмы, пересекаемые причудливыми оврагами, притягивают взор и пробуждают творческое воображение.

Здесь, еще в конце XVII века возникло поместье, которым владели видные государственные мужи. Первым среди них был боярин Тихон Никитич Стрешнев. Его Петр I в 1697 г. на время своей заграничной поездки оставил первым правителем. Затем имение перешло


к Дмитриевым-Мамоновым - Ивану Ильичу-старшему (женатому на сестре
императрицы Анны Иоанновны Прасковье), его дочери Анастасии, а потом к племяннику Федору Ивановичу - писателю, автору оригинального
аллегорического сочинения «Дворянин-философ» (1769) и поэмы "Любовь
(1771).

Несколько позднее Суханово приобрел известный масон, сенатор


Алексей Петрович Мельгунов, также нечуждый литературных интересов.
Eго дочь Екатерина Алексеевна (1770-1853), вышедшая замуж за князя
Волконского (1764-1812), на целое столетие связала усадьбу с фамилией своего супруга и в значительной мере определила ее неповторимый облик.

Конечно, и главный господский дом, неоднократно перестраивавшийся, и большой пруд наметили основные оси парка задолго до того, как им начала распоряжаться княгиня. Ландшафт формировали не только утонченные фантазии, но прежде всего простые хозяйственные нужды.

Одним из первых сооружений Суханова, возможно, была мельница.
Ради движения ее колеса преградили путь Гвоздне и создали большой
пруд. Мельница давно отжила свой век, а основательно укрепленная плотина надежно связала два берега, на которых раскинулся пейзажный
парк со своими павильонами.

Поднимаясь от плотины вверх в центральную часть усадьбы мы непременно пройдем под каменным мостом, сооруженным около 1816 г. Связывает он отнюдь не главные аллеи парка, и, на первый взгляд, без


него вполне можно было обойтись, хотя в чисто эстетической привлекательности ему никак не откажешь. На самом деле его смысловая нагрузка невероятно велика, ибо он - без преувеличения - соединяет
два таинственных мира...

В 1813 или 1814 г. в дальней части парка, примыкающей к Завлянскому оврагу, по замыслу Екатерины Алексеевны был построен необычный храм-мавзолей, освященный во имя св. Димитрия Ростовского. Видимо, он считался небесным покровителем ее почившего супруга. Изначально храм не был соединен галереями со стоящими по обе стороны от


него флигелями. В них размещались мужская и женская богадельни. Небольшую колокольню перед мавзолеем окружала колоннада.

Чем особенно изумляла Дмитровская церковь, так это своего рода


белокаменной короной, четко выделявшейся на фоне красно-кирпичных
стен. Круглый в плане, храм-мавзолей имел три входа. К центральному,
с дорическим портиком, вела каменная лестница. На ней размещались
чугунные жертвенники-треножники, в которых замерли кованые языки
пламени. Нижняя часть храма стала местом упокоения нескольких поколений князей Волконских.
Обычай прав, усопших важный сон

Нам почитать издревле повелевший


сказал как-то Е.А.Боратынский. Но такого выражения любви к памяти
близкого человека, которое избрала владелица Суханова, русская усадьба, пожалуй, еще не знала...

Тропинка от мавзолея через уже знакомый нам мостик ведет к


"храму Венеры" в вице беседки-ротонды, расположившейся над обрывом
в центральной части парки. Рассказывают, что когда-то в ней находилась мраморная статуя богини Любви.

Мавзолей и беседку объединяет целый ряд черт. Оба сооружения


круглые в плане, их своды поддерживаются колоннами, а куполы внутри
расписаны так называемыми кессонами, имитирующими квадратные углубления с розетками посредине. Как противоположны и как неразделимы
царства любви и смерти! Мост, стоящий на дорожке, соединяющей два
храма, имеет глубокий мистический смысл...

Сегодня эти символические сооружения заметно поблекли. Столовая


в храме-усыпальнице и два теннисных корта рядом с ним располагают
не к почитанию сна усопших, а разговорам о "радикальном продлении
жизни" и "ювенологии" - науке вечной молодости...

П.М.Волконский и Александр I

Еще при жизни княгиня Е.А.Волконская передала бразды правления


усадьбой своему любимому племяннику князю Петру Михайловичу Волконскому (1776-1852) - генерал-фельдмаршалу, министру Императорского
двора.

Князь П.М.Волконский пользовался по сути цела безграничным доверием Александра I. Он был адъютантом государя, сопровождал его во


время заграничного похода 1805 г., отличился в битве при Аустерлице,
был организатором и первым начальником Главного штаба. Князь находился при императоре и во время поездки в Таганрог, когда внезапная
болезнь прервала жизнь монарха.

В память о почившем государе Волконский привез в свой сухановский дом диван, на котором лежал в Таганроге смертельно больной Александр I, и снабдил реликвию мемориальной надписью.

Этим не ограничилось выражение его чувств к почившему императору. В дальнем западном углу парка, за нижним каскадным прудом,
князь установил памятник Александру I - высокий, около семи метров,
чугунный обелиск на кубическом основании, увенчанный двуглавым
орлом.

Рядом с памятником находился детский чайный домик. Обитатели Суханова, несомненно, очень любили чаевничать в нижней части


парка, глядя на игру лучей заходящего солнца в зеркале
большого пруда. Взрослые пили чай в так называемом "птичнике" -
деревянном домике, с виду похожем на каменный, находившемся чуть
выше, на пригорке, где изгибается тропинка, ведущая к нижнему
каскадному пруду.

Своим фасадом, выполненным в вице полукруглой террасы с четырьмя колоннами, "птичник" был обращен к большому пруду. В домике было три комнаты. В двух летали "райские птицы", а в третьей


подавали чай...

Перед "птичником" тоже стоял памятник. Это был выполненный из


гранита четырехгранный столб с урною наверху, - дань памяти
супруги Александра I, императрицы Елизаветы Алексеевны, скончавшейся в 1826 г.

Два мемориальных сооружения, посвященных августейшей чете,


еще теснее связывали старшее и младшее поколение князей Волконских, для которых чайная церемония была не только праздником утонченного вкуса и предчувствием "райских блаженств", но и неизменным
напоминанием о таинственном единстве живых и усопших.

Летняя катальная горка

Но непосредственной радости, игре и потехе Суханово оставляло достаточно простора.

От причала, украшенного мраморными скульптурами сфинксов, в плавание по большому пруду отправлялись лодки или небольшие яхты.
На них можно было совершить веселое путешествие к стоявшей на другое
берегу беседке.

Поднимаясь далее к вершине холма, трудно было удержаться от искушения совершить захватывающий дух спуск в Олехвинский овраг по


желобу летней катальной горки, устроенной в 1810-11 гг. на манер
аналогичного сооружения в Ораниенбауме. Внизу жарким летним днем
манил своей прохладой и тишиной грот.

Полюбовавшись видом усадьбы с правого берега запруженной Гвоздни, вернемся мысленно назад к причалу и пройдем от него чуть повыше, к роднику. Когда-то здесь находилась чугунная статуя девушки с


разбитым кувшином, повторяющая известную скульптуру П.Соколова в
Царском Селе.

Надо ли говорить, что родник и статуя представляли собой нерасторжимое смысловое единство? Но, поскольку уже в начале XX века от


неумных прикосновений стал страдать не только кувшин, скульптуру
перенесли поближе к мавзолею.

О ней сложено немало стихов. Кто-то из литературных кумиров даже утверждал, что ей «весело грустить», «поджав незябнущие ноги».

Но обычный посетитель, преодолевая сочувственным вздохом тяжесть
металла, проникается к этой фигурке состраданием и симпатией...

Выше родника расположено несколько красивых каскадных прудов,


обрамленных густой зеленью парка. Называли их обычно по прямому хозяйственному назначению просто рыбными. К верхнему пруду от главного дома вела дорожка мимо несохранившегося здания оранжереи, а также расположенная чуть ниже прямая липовая аллея.

С востока и со стороны Завлянского оврага также прячутся в деревьях зарастающие пруды, и потому можно сказать, что Суханово находится в центре своеобразного водного ожерелья...



Господский дом

История сухановского дворца началась в XVIII веке и связана


со столь многочисленными перестройками, что их так запросто и не проследишь. К тому же, вскоре после революции 1917 г. дворец сгорел, и
здание, которое мы видим сейчас, основательно перепланировано в 1945-
46 гг. архитектором В.Д.Кокориным.

Когда-то в нем были комнаты фельдмаршальская, турецкая, египетская, кабинет княгини, биллиардная. С участием академика Ф.Г.Солнцева сооружалась и комната китайская. Дом, как и усадьба в целом, мыслился тогда маленьким космосом - зерцалом вселенной; в ней по возможности стремились отразить все многообразие мира.

Сухановская библиотека насчитывала более 4000 книг, преимущественно на французском языке. Для них имелись алфавитный и систематический каталоги.

Восточный фасад здания украшает полуротонда с чугунными лестницами, на запад смотрит портик с ионическими капителями колонн. Вид отсюда на "храм Венеры" и противоположный берег большого пруда нельзя не назвать величественным. Живое дыхание природы здесь не сковано никакими выдуманными в кабинетах чертежами, но деликатное,


осмысляющее пейзаж воздействие руки зодчего ощутимо и в просторной изумрудной эспланаде, и в вазонах, и в силуэтах вековых деревьев.

Церковь

Можно вполне уверенно предполагать, что со строительством своей усадебной церкви хозяева Суханова не торопились. Дало в том, что


всего лишь в версте от дома с конца XVII века находилась знаменитая
Екатерининская пустынь, основанная по велению царя Алексея Михайловича. Согласно преданию, охотясь в здешних лесах, царь заснул и
увидел св. великомученицу Екатерину, которая предсказала ему рождение дочери.

Усадебная церковь Суханова была предположительно возведена


еще при А.П.Мельгунове (возможно, не случайно назвавшего свою дочь
Екатериной) и в архитектурном отношении ничем не выделялась. Стояла она вблизи правого крыла господского дома. Престольный праздник
в ней приходился на 31 августа старого стиля - последний день церковного года, когда вспоминается Положение честного пояса Пресвятой
Богородицы. Пристроенный к ней позднее придел был освящен во имя
св. апостола Петра - небесного покровителя П.М.Волконского.

Сухановский священник жил в собственном доме, построенном местными зодчими в неоготическом стиле. Если он и не особенно красив


то, во всяком случае, незауряден. Дом этот стоит рядом с домом приказчика и зодчего по левую сторону современной дороги, ведущей
к плотине, и вместе с другими хозяйственными постройками образует
маленький готический поселок.

Хозяева Суханова долгое время вынашивали замысел строительства


еще одного своеобразного храма, предназначенного, разумеется, не
для литургического служения, а для уединенных размышлений. Проект
этого "храма уединения" составил в 1824 г. известный архитектор
К.Росси. Внешне он должен был представлять собой павильон с дорическими портиками, внутри планировались три комнаты. Поста-
вить его предполагали за липовой аллеей, ведущей в деревню Лопатино, но до строительства дело так и не дошло.

Среди известных архитекторов, предположительно участвовавших


в формировании сухановского ансамбля, называют имена Д.Жилярди,
А.Григорьева, В.Стасова. Но каких-либо достоверных свидетельств
о деятельности здесь того или иного зодчего нет. Так что не исключено,
что роль местных, крепостных мастеров тоже была достаточно значимой.

Еще с большим основанием можно усматривать проявления их сноровки и вкуса в многочисленных изделиях художественной ковки и литья. В самом деле, если вспомнить о чугунной ограде, лестнице господского дома, треножниках перец мавзолеем, скульптуре девушки с кувшином, не говоря уме о многих утраченных элементах декора, станет очевидным, что без местных умельцев дело не могло обойтись.



* * *

На гербе князей Волконских, несколько поколений которых неустанно заботились о процветании усадьбы Суханово, читается девиз: In Deo spes mea. - На Бога упование мое. Они умели верно служить в этом мире и наслаждаться им, имея непоколебимую надежду и опору - в другом.

Ландшафтный дизайн, 2002, №2, с. 10-15. Н. К. Гаврюшин суханово: прикосновение двух миров

Подмосковье. Сосновые боры, дубравы, высокие холмы, пересекаемые причудливыми оврагами, притягивают взор и пробуждают творческое воображение

80.97kb.

12 10 2014
1 стр.


Ландшафтный дизайн

Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна

30.17kb.

11 09 2014
1 стр.


Публикации в федеральных и региональных средствах массовой информации по направлению «Разумный город». Спиридонов И. Н., Гаврюшин С. С евгеньев Г. Б «Многоагентная биометрическая система»

Спиридонов И. Н., Гаврюшин С. С евгеньев Г. Б «Многоагентная биометрическая система» Известия высших учебных заведений, вып.№5, 2012г

29.53kb.

02 10 2014
1 стр.


Цели: расширить знания о видах дизайна, познакомиться с основными этапами создания дизайн-проекта, представить основные требования к дизайнерской работе

Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (10 класс)

155.79kb.

13 10 2014
1 стр.


-

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир тому, кто был направлен к людям как милость для миров, его семейству и всем его сподвижникам

787.79kb.

15 12 2014
5 стр.


Основная тематика сайта

Необходимо разработать дизайн сайта (вёрстка + дизайн + арт) + базовые страницы (с примерным текстом) + contact us + панель навигации

29.8kb.

11 10 2014
1 стр.


«Всеми забытые деревни. Суханово»

Прусаков Илья Владимирович, учитель русского языка и литературы мбоу сош №47 с. Озерное

222.1kb.

12 10 2014
1 стр.


Задача редизайна упаковки

Текущий дизайн упаковки «Московский картофель» был разработан в 2003 году и с тех пор не претерпевал никаких изменений. Дизайн/элементы дизайна морально устарели

39.17kb.

16 12 2014
1 стр.