Перейти на главную страницу
Свойство причастий (по определению М.В.Ломоносова) заключать ״в себе имени и глагола силу״ широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Там, где нужны пафос, торжественность, там мы всегда встретим причастия.
Причастия характеризуют признак предмета по действию, которое совершает этот предмет или которое совершается над этим предметом. Именно поэтому причастия имеют только две временные формы – настоящего времени и прошедшего времени. Форм будущего времени у них нет! Попытка образовать такие формы приводит к нарушению норм.
Например:
В современном русском литературном языке в подобных случаях употребляются придаточные определительные:
Действие, по которому характеризуется предмет, должно быть реальным. Поэтому нельзя употреблять причастие с частицей бы, т.к. у причастия нет условного (сослагательного) наклонения.
Неверно:
Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит слово.
Планы, нашедшие бы поддержку…
Такие формы следует заменить придаточной частью:
Причастный оборот не может включать в себя определяемое существительное. Неверно построено предложение:
Причастный оборот должен либо предшествовать определяемому существительному (лежащий на столе портфель), либо следовать за ним (портфель, лежащий на столе).
Один и тот же предлог, употребляясь с одним и тем же падежом, может выражать в разных контекстах разные отношения.
Ср.: работать над статьей (объектн.)
висеть над столом (простр.)
Замена одного предлога другим в контексте значительно изменяет смысл.
Ср.: уход за ребенком – уход от ребенка.
Наибольшее количество предлогов употребляется с родительным падежом. Объясняется это тем, что предлоги чаще пополняются за счет имен существительных. Став предлогом, бывшее существительное сохраняет управление родительным падежом: в целях обороны, во время занятия и т.п.
Например: благодаря сестре, он выучил английский язык;
Недопустимо: поезд потерпел крушение, благодаря небрежности стрелочника;
(согласно вашему совету, вопреки предсказанию, согласно вашему желанию).
(относительно нашего разговора, во избежание наказания, ввиду недостатка времени).
Предлог по употребляется с дательным падежом (скучать по сыну, по отцу), но в отдельных случаях он может употребляться с предложным падежом:
В форме единственного числа сочетается с обоими падежами:
Подобные выражения имеют книжный характер (ср.: после окончания школы, после истечения срока – нейтр.).
Предлог в синонимичен предлогу на при указании на место, пространство: корабли в море – корабли на море, слезы в глазах – слезы на глазах, прибежал в кухню – приходила на кухню.
Предлог в указывает на ограничение, замкнутое пространство. При названии транспортных средств чаще употребляется предлог на: на поезде, на пароходе, на трамвае, на автобусе, на метро. Употребление предлога в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находиться в поезде, сидеть в трамвае, обедать в самолете.
Мы говорим:
в театре, в кино, в цирке (имеются в виду закрытые помещения),
но: на концерте, на опере, на спектакле (имеется в виду представление, исполнение).
Во многих случаях употребление предлогов в и на закреплено традицией и смысловых отличий не имеет:
учиться в университете/на курсах, работать в учреждении /на заводе.
Предлоги в и на имеют свои антонимы, которые соотносятся с ними в зависимости от направления:
Например: отличать книгу от тетради (но: различать книгу и тетрадь).
В настоящее время русская речь засорена многочисленными частицами, которые лишены всякого смысла:
Их наличие свидетельствует о неопределенности коммуникативных намерений, об отсутствии навыков общения, об отсутствии определенной позиции. Следует стремиться к тому, чтобы изгнать из своей речи слова, лишенные смысла.
2. Что значит избыточные глаголы? Какие отличия могут быть между формами?
3. Можно ли выразить просьбу глаголами в форме изъявительного и сослагательного наклонения? Если да, то приведите примеры.
4. Почему употребление возвратных глаголов часто приводит к неясности (двузначности)?
5. Какие предлоги не могут быть приставками?
6. С каким падежом больше всего употребляется предлогов и почему?
Синтаксис позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.
Освоить синтаксические нормы – значит освоить нормы употребления в речи словосочетаний, простых и сложных предложений.
Словосочетание.
Словосочетание отличается от слова более сложной структурой. Оно образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из которых главное (стержневое), другое – зависимое:
Знамя полка, боевой дух, добиться победы.
Справка
В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:
1) именные:
3) глагольные (самая большая группа):
Словосочетания с главным словом – глаголом, конкретизируют действие в отношении места, времени, объекта и т.п.: гулять в лесу, гулять перед сном, гулять с товарищем.
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи – согласование, управление и примыкание.
Согласование – зависимое слово (определение) ставится в тех же формах, что и главное (любимая книга, прочитанные книги, любимой книги).
Управление – зависимое слово (дополнение) ставится при главном слове в определенном падеже (написать письмо – В.п., написать матери – Д.п., резать ножом – Т.п.). Управление бывает беспредложное и предложное.
Примыкание – зависимое слово неизменяемое и связано с главным только по смыслу и интонационно (очень ценить, уехал учиться, сказал волнуясь).
Нарушение норм согласования и управления очень часто приводит к появлению речевых ошибок. Остановимся на этом подробнее и рассмотрим наиболее трудные случаи.
а) в форме родительного падежа, если относится к словам мужского и среднего рода:
б) в форме именительного падежа, если относится к словам женского рода:
Если же определение предшествует числительному, то ставится в форме именительного падежа независимо от грамматического рода существительного:
В отдельных случаях ставится в форме родительного падежа (прилагательные целый, добрый, полный, лишний):
а) употребляется в форме единственного числа, если ясно, что определение относится не только к ближнему существительному, но и к последующему:
б) употребляется в форме множественного числа, если может возникнуть неясность:
Существительное ставится во множественном числе, если подчеркивается наличие нескольких предметов:
Однако в двух случаях ставится в форме родительного падежа:
а). При глаголах с отрицанием –
не читал вчерашней газеты; не любил этого города;
До вас еще никто этого браслета не надевал (А.Куприн).
В подобных предложениях употребляется винительный падеж:
- чтобы подчеркнуть конкретный, определенный предмет:
не читал эту книгу, не прочитал присланную ему повесть;
- чтобы избежать неясности, двузначности:
- при инверсии дополнения:
Как правило, беспредложные конструкции общеупотребительны, конструкции с предлогом по свойственны официально-деловому стилю, обе считаются литературными.
Однако употребление предлога является обязательным, если его отсутствие приводит к двоякому пониманию фразы.
Например: письмо матери (это может быть письмо к матери и письмо от матери).
Выбор предлога может быть связан со стремлением подчеркнуть какой-то оттенок мысли:
Встретиться в трамвае (внутри) – ехать на трамвае (указание на транспортное средство)
3. Неудачными являются фразы, в которых употребляются одинаковые падежные формы существительных (с предлогами или без предлога):
Приступили к подготовке к соревнованию (Д.п.)
Для решения задачи ускорения подъема сельского хозяйства…(Р.п.).
Такие предложения стилистически неприемлемы.
Нужно: Начали готовиться к соревнованию.
Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства...
Подобные стилистически неверные конструкции часто приводят к неясности, двусмысленности:
Ошибка в данном случае заключается в том, что рядом оказались два родительных падежа: родительный субъекта (обозначает производителя действия; ср.: приезд брата) и родительный объекта (обозначает объект действия; ср.: чтение книги). В подобных случаях рекомендуется заменить родительный субъекта творительным падежом:
Например: отзыв о кинофильме, рецензия на книгу, забота о ребенке, тревога за сына, озабоченность качеством и т.п.
Неверно: рецензия о книге, тревога о ребенке; озабоченность о качестве уборки.
Запомните!
идентичный (чему?) данному случаю - сходный (с чем?) с данным случаем;
обращать внимание (на что?) на мелочи – уделять внимание (чему?) мелочам;
опираться (на что?) на факты – базироваться (на чем?) на фактах;
полный (чего?) воды – наполненный (чем?) водой;
превосходство (над чем?) новой техники над старой – преимущество (перед чем?) новой техники перед старой;
различать (что и что) книги и тетради – отличать (что от чего) книги от тетрадей;
уверенность (в чем?) в успехе – вера (во что?) в успех;
уплатить (за что?) за проезд – оплатить (что?) проезд;
обидеться (на что?) на его слова – обижен (чем?) его словами;
обрадоваться (чему?) приезду сына – обрадован (чем?) приездом сына.
В вопросительном предложении – подлежащее находится после сказуемого:
В ответе – подлежащее предшествует сказуемому:
Ср.: Совхозы области выполнили план поставок к 10 октября (прям. порядок).
Однако следует помнить, что свобода порядка слов в русском предложении относительна. Неоправданное изменение порядка слов воспринимается как речевая ошибка. Нарушенный порядок слов затрудняет восприятие фразы, иногда создает возможность ее двоякого понимания.
Неверно: Возобновление игры производится после остановки ударом по мячу по команде судьи.
Надо: Возобновление игры после ее остановки производится по команде судьи ударом по мячу.
Неверно: Учащиеся школы охотно помогали взрослым во время каникул на полях и фермах колхоза (→ каникулы в работе на полях и фермах).
Надо: Во время каникул учащиеся школы охотно помогали взрослым на полях и фермах колхоза.
Неверно: Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым.
Надо: Женщина с потным лицом, красным и злым, стучала в пол рогами ухвата.
1) то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи – основа высказывания, или тема;
2) то, что сообщается нового, то ради чего строится предложение – ядро высказывания, или рема.
Само деление предложений на эти 2 части называется актуальным членением. Правильное логическое построение стилистически нейтрального высказывания в русском языке требует, чтобы тема предшествовала реме, т.е. актуально важная информация тяготеет к концу высказывания. Значение актуального членения для порядка слов в предложении можно проиллюстрировать следующими примерами:
Основа высказывания (тема) – указание на дату, а ядро (рема) – остальная часть (что именно случилось в этот день).
Основа высказывания – сообщение об историческом полете (этот факт широко известен во всем мире), а ядро – указание на дату этого события.
Если подлежащее выражено одним словом, то обычно затруднений не возникает.
Трудности согласования сказуемого с подлежащим возникают в тех случаях, когда подлежащее выражено не одним словом, а сочетанием слов. Отметим некоторые (часто встречающиеся) случаи.
1. Если подлежащее включает числительное один, то сказуемое употребляется в форме единственного числа:
Двадцать один студент нашего университета входит в сборную команду города.
Сорок один боец был награжден…
Форма множественного числа в подобных предложениях является разговорной.
3. Подлежащее с числительными от 5 (5, 10, 17, 100) позволяет употреблять сказуемое в форме и единственного и множественного числа:
Но: Большинство студентов и преподавателей уже побывали на выставке.
При сочетании указанных слов с одушевленным существительным в родительном падеже допускается употребление сказуемого в форме множественного числа, чтобы подчеркнуть активное (раздельное) действие каждого участника:
Большинство студентов хорошо сдали сессию
5. Если при подлежащем есть приложение (типа женщина-хирург, вагон-мастерская, газета "Известия") сказуемое согласуется с главным словом сочетания:
Газета "Известия" опубликовала…
Женщина-хирург выразила…
Торт-мороженое разрезан...
Плащ-палатка лежала в свернутом виде (палатка в виде плаща, а не наоборот).
6. Если подлежащее выражено существительным типа врач, доцент, то нормой считается согласование по смыслу:
Врач Иванова пришла…
Референт Петрова помогла составить отчет (есть фамилия)
Но: Врач пришел…
Охватывает все языковые уровни
10 10 2014
8 стр.
Сатина Т. В. Методические рекомендации и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-заочников технических специальностей
25 12 2014
8 стр.
Современный русский язык. Национальный язык. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературная норма
23 09 2014
1 стр.
Охватывает болезнейшее чувство одиночества
12 10 2014
1 стр.
Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Право, Политология, Философия, Деловой иностранный язык, Русский язык и культура речи, Правовые аспекты предпринимател
10 10 2014
1 стр.
Дисциплина «русский язык и культура речи»
14 10 2014
1 стр.
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
25 12 2014
1 стр.
Данное пособие предназначено для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 050303 «Иностранный язык (Английский)» и освещает одну из наиболее трудных тем из кур
14 10 2014
1 стр.