Перейти на главную страницу
Финансирование осуществляется на принципах:
По поводу предложенного содержания понятия финансирова- ние“ можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.
Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями купли-продажи“ , где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.
Сметное финансирование — выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее — должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Смета бюджетного учреждения —документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.
Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
Основным источником финансирования образовательной деятельности являлись средства государства, т. е. средства бюджета. Считается, что бюджетное устройство и бюджетный процесс в
России начали формироваться с момента составления общих сводных ведомостей государства в 1652 г. Первой ведомостью о доходах и расходах за истекший год и предложениях на будущий стала ведомость 1680-1681 гг. по всем приказам3. Но собственно бюджетный процесс как элемент составления планов государственного хозяйства возник существенно позднее — в начале XIX в., вследствие принятия бюджетного законодательства, предложенного М.М. Сперанским в 1810-1811 гг. Вместо старинных табелей, рассчитанных на несколько лет, прочно установилась ежегодная периодичность росписей. Роспись получила значение государственной, сконцентрировав все доходы и расходы [32].
Подготовленный в 1809 г. „План финансов“, прообраз современного государственного бюджета, состоял из двух частей.
Распределение финансовых ресурсов по государственным учебным заведениям осуществлялось на основе сметы доходов и расходов, составлявшейся на очередной финансовый год. В основу сметы были положены так называемые штаты, утверждаемые верховной властью и отображающие все основные виды расходов по содержанию учебных заведений и органов управления ими за счет государственных средств. По сути дела, штаты представляли собой сметы расходов государственных средств на содержание учебных заведений. Например, в 1892 г. был утвержден Штат округов Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного Дома и находящихся при них сельских лазаретов. Штат предусматривал для каждого округа расходы на содержание 38 штатных единиц личного состава округа (чиновники и медицинские работники с помощниками), работающих при Правлении округа. Вся территория, на которой были размещены питомцы Воспитательного дома, охватывающая Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии, была разделена на 31 сельский округ, обслуживаемый лазаретами с типовым штатом врачей, а также служащих, расходы на содержание которых также были предусмотрены Штатом [125, с. 20].
Штат сельских школ и приютов4 Воспитательного дома представлял собой, по сути, сборник норм и нормативов расходов на содержание учебных заведений, разделенный на три части: расходы на одну школу, расходы на содержание учителей-наблюдателей (прообраз методистов), а также общие расходы на все школы в округе, связанные с обеспечением отдельных категорий выпускников школ и некоторыми другими нуждами. Примечательно, что в штатах устанавливалось число школ соответствующих разрядов. Так, в округе полагалось иметь 15 школ 1-го разряда, 25 школ 2-го разряда, все остальные школы относились к 3-му разряду. В зависимости от разряда школы учителя получали жалование соответственно 240, 180 и 132 руб. в год.
Расходы по содержанию школы включали:
Аналогичный порядок финансирования был установлен и для высших учебных заведений при существенно большей их самостоятельности. Так, Общим уставом императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. [86] для университетов была установлена коллегиальная форма управления, в том числе и в финансовой сфере. Устав относил решения по осуществлению расходов на обеспечение деятельности университета к ведению Совета, Правления5 и попечителя6 университета.
К ведению Совета в части финансирования было отнесено только рассмотрение финансовой сметы университета, а равно рассмотрение и утверждение ежегодной сметы доходов и расходов специальных средств, составляющих собственность университета.
На утверждение Правления, в частности, были отнесены вопросы производства “в границах сметного на каждый предмет назначения сверхштатного на один предмет расхода, не свыше 300 руб. сер. (серебром.—Примеч. авт.)“ и заключения контрактов на подряды и поставки до 5 тыс. руб.
На утверждение попечителя представлялись следующие вопросы:
Основные же решения по расходованию средств принимались Правлением университета, которое в соответствии с Общим уставом под председательством ректора составляли деканы всех факультетов и проректор, т. е. все административные руководители высшего учебного заведения. В тех университетах, где проректора заменял инспектор , последний участвовал в заседаниях правления с правом голоса только по студенческим делам. В составе правления Московского университета полагался сверх того советник по хозяйственной части, избиравшийся и утверждавшийся попечителем учебного округа из посторонних лиц.
Именно Правление получало сумму, определенную на содержание университета, в сроки, назначенные по ежегодному расписанию, а также принимало деньги, вносимые в виде платы за обучение, и другие доходы университета, отвечало за сохранность денег, распоряжалось ими согласно со штатом и сметой. Правление выдавало стипендии и пособия, заключало договора на подряды и производило выплаты, наблюдая за расходованием сумм и за отчетностью по ним в соответствии с порядком, предписанным общими законами и особыми распоряжениями Министра народного просвещения. Правление имело в своем „ заведовании “ университетскую собственность, наблюдало за порядком в зданиях университета, за содержанием их в чистоте и исправности и за предохранением их от порчи и пожара. Правление заседало, по крайней мере, один раз в неделю и обязано было ежемесячно сообщать Совету и представлять попечителю краткую ведомость о состоянии наличных средств университета. В ведении правления состояли казначей, архитектор, экзекутор7 и его помощник (только в Московском университете).
Ситуация с выполнением установленных университетам штатов в XIX — начале XX вв., по оценкам современников, немногим отличалась от нынешнего состояния финансирования высшего образования. На протяжении 1900-1917 гг. государственные ассигнования на содержание университетов застыли на уровне 1863 г., не покрывая даже половины их действительных расходов. Остальные средства университеты должны были добывать из других источников (доходы от различных предприятий, плата за обучение, частные пожертвования и др.). Во многом только наличие большого числа не предусмотренных штатами приват-доцентов8 давало университетам возможность обеспечить проведение учебных занятий. Запросы об увеличении ассигнований на университеты неоднократно вносились в правительство и Государственную Думу, но их упорно отклоняли.
Министерство народного просвещения было самым обойден- ным“ в части финансирования. В 1912 г. для двадцати восьми подведомственных ему казенных высших учебных заведений с контингентом студентов в 55,5 тыс. человек (или 74% учащихся государственных университетов и институтов) выделялось 65% правительственных ассигнований на высшее образование. Остальные суммы распределялись между учебными заведениями прочих ведомств, в которых обучалось 26% контингента правительственной высшей школы. В то же время Министерство торговли и промышленности, например, в политехникумах и горных институтах которого обучалось 8582 человека, или 11,4% контингента студентов государственной системы высшей школы, получало 18% субсидий [31, с. 246-248].
Суммы, отпускаемые правительством по штатам 1884 г., признанные недостаточными еще в момент введения этих штатов, увеличивались в крайне ограниченном размере, неравномерно и не соответствовали ни естественному росту и развитию учреждений, ни чрезвычайному увеличению числа учащихся в последние годы (написано в 1913 г. —Примеч. авт.), ни общему вздорожанию жизни. Одновременно университеты получали в специальные средства суммы в виде платы за правоучение, что позволяло увеличивать гонорары профессорам. Несмотря на неравномерность поступления этих средств, в 1903-1912 гг. общая динамика показывала рост специальных средств в университетах в целом и некоторое снижение в провинциальных университетах. Основными денежными ресурсами университетов в этот период являлись: штатные суммы, отпускаемые на их содержание из средств государственного казначейства по смете министерства народного просвещения; специальные средства, идущие для той же цели; суммы, ассигнованные из государственного казначейства на строительные нужды. При разработке новых повышенных штатов университетов (1906 г.) предполагалось получаемый профессорами гонорар (от платы за посещение лекций) обратить в доход казначейства для равномерного распределения. Для компенсации недостатка штатных средств приходится использовать специальные средства, которые по своей природе являются прибавочным ресурсом, дополняющим штатные ассигнования и удовлетворяющим новые потребности, не предусмотренные штатами“ [10].
Поступления средств в учебные заведения делились на два потока: общие доходы и специальные доходы. К общим доходам относились средства из государственного казначейства, доходы от предоставленных привилегий, плата за содержание пансионеров10, проценты с неприкосновенных капиталов, доходы от продажи имущества, пособия. К специальным доходам относились, в основном, проценты с капиталов.
В качестве примера можно привести структуру общих доходов ведомства императрицы Марии9 [130, 131], которое можно рассматривать как фонд, аккумулирующий финансовые ресурсы и осуществляющий содержание из них воспитательных домов и учебных заведений (табл. 5.5).
|
1881 г. |
1886 г. | ||
Вид дохода |
Сумма, руб. |
% к итогу |
Сумма, руб. |
% к итогу |
Всего |
11498 995,0 |
100,0 |
11788 849,0 |
100,0 |
из них: Ассигнования из Казначейства |
2 647 928,0 |
23,0 |
2 648 430,0 |
22,5 |
Доходы от привилегий |
1769 265,0 |
15,4 |
1917400,0 |
16,3 |
Проценты с капиталов |
2 627346,0 |
22,8 |
3 289 682,0 |
27,9 |
Плата за пансионеров |
2 161966,0 |
18,8 |
2 604 736,0 |
22,1 |
Доходы от продажи и сдачи в аренду имущества |
225152,0 |
2,0 |
234 551,0 |
2,0 |
По официальным данным, в 1912 г. финансы государственных, общественных и частных высших учебных заведений составляли сумму 32 548 690 руб., основная часть которых формировалась за счет ассигнований из государственного казначейства (61%), а остальные составлялись дополнительными приходными статьями, основной из которых выступала плата за обучение и содержание в интернатах (табл. 5.6).
Ежегодная стоимость обучения одного студента университета, например, равнялась 228 руб., из которых 98 руб. погашалось самими обучавшимися. Следует отметить, что плата за обучение в университетах впервые появилась в 1817 г. и несколько раз изменялась.
Таблица 5.6. Структура доходов высших учебных заведений в России в 1912 г.
Источник дохода |
Сумма, руб. |
% к итогу |
Всего доходов в том числе: Ассигнования из государственного каз- |
32 548 690,0 |
100,0 |
начейства Плата за обучение и содержание в ин- |
19 900 056,0 |
61,1 |
тернате Земские, городские, общественные |
7 960 259,0 |
24,5 |
средства Проценты с капитала и специальных |
169349,0 |
0,5 |
средств Прочие источники и частные пожертво- |
1858150,0 |
5,7 |
вания |
2 660 876,0 |
8,2 |
В 1877 г. в столичных университетах плата была 28 руб. 57 коп., в провинциальных—14 руб. 28 коп. В 1845 г. она была повышена до 40 и 20 руб. Кроме студентов к лекциям и практическим занятиям с согласия преподавателя и администрации института могли допускаться посторонние лица“ . За каждый прослушанный ими курс взималась плата 10 руб. в семестр.
В институтах имелись стипендии, причем получавшие государственные и частные стипендии обязывались нести государственную службу по году за каждый год получения стипендий в том случае, если по окончании этими стипендиатами курса в институте им будет заявлено, что правительство имеет надобность воспользоваться их познаниями. Стипендии предоставлялись отличнейшим по успехам и поведению из недостаточных студентов“. В начале XX в. в Петербургском технологическом институте из 2000 студентов бесплатно обучалось 100 студентов, в Харьковском технологическом институте из 1000 студентов — 50 и т.д. [31, с. 246-248].
В советское время учебные заведения финансировались на принципах плановой экономики, отраженных, например, в постановлении СНК СССР от 6 августа 1930 г. [30, с. 523-524]:
Основным плановым документом, определяющим объем и структуру бюджетных ассигнований, являлась смета. Сметы бюджетных учреждений составлялись в два этапа. На первом этапе формировались проекты смет на основе устанавливаемых соответствующим городским или районным отделом народного образования (ГОРОНО или РОНО) контрольных цифр финансирования по местному бюджету — включаемых в проект бюджета объемов финансирования образования. Контрольные цифры определялись исходя из двух показателей:
На втором этапе, уже после принятия бюджета, в составленные ранее для проекта бюджета сметы вносились поправки в соответствии с установленными объемами и структурой бюджетных ассигнований. После этого сметы утверждались.
При составлении бюджетно-кассовых планов на предстоящий квартал и месяц в рамках утвержденного бюджета и смет расходов финансовые органы обязаны были предусматривать расходование средств с учетом выплаты заработной платы за отпускной период, мероприятий по подготовке к новому учебному году, закупок учебного оборудования, учебников, заготовки топлива и пр.
Органы управления образованием выделяли кредиты каждой школе (распорядителю кредитов) и рассылали извещения об открытии кредитов на предстоящий месяц. Для сельских школ сельсоветы рассылали выписки из местного кассового плана в качестве документов, подтверждающих открытие кредитов. Бюджетные средства распределялись на текущие счета соответствующих учреждений и школ.
Численность и штаты административного и обслуживающего персонала начальных и средних школ устанавливались на расчетную величину класса в 40 учащихся (за исключением школ с численностью учащихся до 80 человек). В школах с 320 и более учащимися предусматривалась штатная должность счетовода-делопроиз- водителя [155, с. 6].
При составлении смет образовательных учреждений применялась бюджетная классификация, как, например, приведенная в приложении № 2 к приказу НКФ СССР от 30 сентября 1942 г. № 615 и содержащая применительно к образованию 16 статей расходов. При изменении классификации в 1955 г. число статей для отнесения к ним расходов учреждений, состоящих на государственном бюджете, было сокращено до 13 [155, с. 179-186]. Перечень статей и краткое содержание относимых к ним расходов приведены в табл. 5.7.
Данная классификация успешно использовалась практически без изменений при бюджетном финансировании образовательных учреждений вплоть до начала 1990-х гг.
Таблица 5.7. Статьи расходов для учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР
№ст.
Наименование
Включаемые расходы
1
Заработная плата
Все выплаты работникам штатного состава
2
Начисления на заработную плату
Расходы на уплату взносов на государственное социальное страхование с заработной платы (ст. 1)
3
Канцелярские и хозяйственные расходы
Собственно расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и материалов, расходы, связанные с осуществлением деятельности учебного заведения как функционирующей организации (без расходов на осуществление образовательного процесса), включая расходы на содержание и эксплуатацию помещений
Продолжение таблицы 5.7
№ст. |
Наименование |
Включаемые расходы |
4 |
Командировки и служебные разъезды |
Собственно командировочные расходы в пределах установленных норм, за исключением командировок, связанных с научными поездками, и поездок преподавателей для осуществления образовательного процесса |
5 |
Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек |
Все расходы, необходимые для осуществления образовательного процесса, проведения научно-исследовательских работ, приобретения книг для библиотек |
8 |
Стипендии |
Выплаты стипендий всем категориями учащихся |
9 |
Расходы на питание (в лечебных, детских и других социальнокультурных учреждениях) |
Расходы на питание в учреждениях, в которых осуществляется содержание обучающихся, воспитанников, а также, если это предусмотрено решениями правительства |
10 |
Приобретение медикаментов и перевязочных средств |
Оплата соответствующих расходов лечебнопрофилактических и лечебно-ветеринарных учреждений |
12 |
Капитальные вложения на приобретение оборудования и инвентаря |
Затраты на приобретение оборудования, инвентаря и транспортных средств в пределах лимитов капитальных вложений, предусмотренных в государственном плане развития народного хозяйства |
14 |
Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования |
Расходы на приобретение и изготовление белья, одежды, обуви, обмундирования и постельных принадлежностей, а также специальной (защитной) одежды |
15 |
Капитальные вложения по строительству |
Расходы на строительство (в соответствии с народнохозяйственным планом) и оборудование вновь строящихся помещений |
16 |
Капитальный ремонт зданий и сооружений |
Расходы по производству капитального ремонта |
18 |
Прочие расходы |
Все остальные расходы, не отнесенные к вышеуказанным статьям |
Планирование бюджетных расходов на содержание образовательных учреждений осуществлялось в соответствии с методическими материалами, последние из которых были изданы в 1968 г. для вузов, в 1976 г. —для средних специальных учебных заведений и в 1977 г.—для начальных, восьмилетних и средних школ [157, 158]. Эти методические материалы в основных своих чертах повторяли содержание предыдущих документов аналогичной направленности.
Основу расчета потребности в средствах на заработную плату составляли показатели численности учащихся и установленные нормативы учебной нагрузки на учащегося и преподавателя, а для высших учебных заведений — установленные количественные соотношения преподавателей и студентов. Большое внимание в расчетах также уделялось вопросам определения фонда оплаты труда работников, расходов на социальное обеспечение учащихся, а все остальные расходы предлагалось определять от базы“ , т. е. от достигнутого уровня. Этот подход в бюджетном планировании сохранился и в настоящее время успешно применяется в рамках уже нового бюджетного процесса.
Порядок рассмотрения и утверждения смет также в основных чертах повторял аналогичный порядок, сформировавшийся еще в 30-40-е гг. XX в., и в общем виде может быть проиллюстрирован схемой на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы образовательного учреждения
Как бы ни оценивался в настоящее время такой подход к планированию расходов на образование, он в полной мере соответствовал условиям стабильной плановой экономики, в которых все изменения в условиях функционирования образовательных учреждений можно было учесть, поскольку они также осуществлялись на плановой основе. Насколько он применим в условиях рыночной экономики и могут ли быть предложены более эффективные модели финансирования — это вопросы, нуждающиеся в дополнительном серьезном изучении.
Дальнейшее развитие системы бюджетного финансирования пошло по пути усложнения не только процедуры бюджетного процесса, но и существенного расширения бюджетной классификации, в том числе и применительно к финансированию образования.
Общая характеристика финансирования образования. Из истории финансирования образования. Определение финансирования
13 10 2014
4 стр.
Ключевые слова: Методы финансирования инвестиционного проекта, проектное финансирование, денежные потоки по проекту
30 09 2014
1 стр.
Финансирование из федерального бюджета по модернизации системы общего образования (тыс руб.)
11 10 2014
1 стр.
Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования
25 12 2014
12 стр.
Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования
10 09 2014
11 стр.
Распределение бюджетам муниципальных образований Красноярского края субсидий на финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности орга
12 10 2014
1 стр.
В проекте областного бюджета на 2013 год на финансирование системы образования предусмотрено
16 12 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.