Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:



  • плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

  • целевой направленности — использование средств допускает­ся только на предусмотренные планом объекты и цели;

  • безвозвратности — у получателей средств не возникает обяза­тельств по их возврату;

  • выделения средств по мере их расходования;

  • экономии — рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий совре­менной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджет­ный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия финансирова- ние“ можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недоста­точно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует сме­шивать с отношениями купли-продажи“ , где есть встречное дви­жение финансовых ресурсов и их материального или нематери­ального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование — выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия рас­ходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансиро­вание осуществляется (точнее — должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами за­трат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом про­филя и особенностей деятельности бюджетных учреждений. За­траты группируются в соответствии с бюджетной классификаци­ей, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответ­ствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо дру­гих источников.

Смета бюджетного учреждения —документ, определяю­щий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнова­ний на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установлен­ными требованиями.

Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.



  1. Из истории финансирования образования

Никто не сомневается, что образование в России финансирова­лось и раньше, причем из различных источников и в определен­ном порядке. Изучение материалов, посвященных вопросам фи­нансирования учебных заведений в XIX — начале XX вв., пока­зывает, что источниками поступления средств в учебные заведе­ния были ассигнования государственного казначейства (бюджет­ные средства), проценты с капиталов, принадлежащих (передан­ных, пожертвованных) учебным заведениям, частные пожертвова­ния, плата за обучение и содержание учащихся (воспитанников)1, доходы от привилегий“ , предоставленных в пользу учебных заве­дений и воспитательных домов2, освобождений от налогов и иных платежей, доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений.

Основным источником финансирования образовательной дея­тельности являлись средства государства, т. е. средства бюдже­та. Считается, что бюджетное устройство и бюджетный процесс в

России начали формироваться с момента составления общих свод­ных ведомостей государства в 1652 г. Первой ведомостью о до­ходах и расходах за истекший год и предложениях на будущий стала ведомость 1680-1681 гг. по всем приказам3. Но собствен­но бюджетный процесс как элемент составления планов государ­ственного хозяйства возник существенно позднее — в начале XIX в., вследствие принятия бюджетного законодательства, предложенно­го М.М. Сперанским в 1810-1811 гг. Вместо старинных табелей, рассчитанных на несколько лет, прочно установилась ежегодная периодичность росписей. Роспись получила значение государствен­ной, сконцентрировав все доходы и расходы [32].

Подготовленный в 1809 г. „План финансов“, прообраз со­временного государственного бюджета, состоял из двух частей.



  1. Устройство финансов на 1810 г.

  2. Устройство их с 1810 г. на будущее время.

Первая часть включала два раздела: в одном описывались при­чины, определяющие принятие мер, предлагаемых в Плане“ ; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Вто­рой раздел содержал четыре отделения: расходы, приходы, систему монетную (кассовую) и кредитную, управление. Определение рас­ходов — первая и самая существенная операция в финансах. Все источники государственных доходов и все расходы должны бы­ли соединяться в одном управлении. Чтобы оно было эффектив­ным, все доходы и расходы должны были утверждаться ежегодной сметой (бюджетом) в специально установленном порядке. Где не было сметы или годового финансового закона или где этот за­кон не исполнялся, подобное состояние дел не могло считаться, по мнению М.М. Сперанского, „истинным управлением финансами“. В бюджетной системе страны не должно было существовать ника­ких налогов и расходов без утверждения и отчета [8, с. 99].

Распределение финансовых ресурсов по государственным учебным заведениям осуществлялось на основе сметы доходов и расходов, составлявшейся на очередной финансовый год. В осно­ву сметы были положены так называемые штаты, утверждаемые верховной властью и отображающие все основные виды расходов по содержанию учебных заведений и органов управления ими за счет государственных средств. По сути дела, штаты представля­ли собой сметы расходов государственных средств на содержание учебных заведений. Например, в 1892 г. был утвержден Штат окру­гов Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного Дома и находящихся при них сельских лазаретов. Штат предусматри­вал для каждого округа расходы на содержание 38 штатных еди­ниц личного состава округа (чиновники и медицинские работники с помощниками), работающих при Правлении округа. Вся террито­рия, на которой были размещены питомцы Воспитательного дома, охватывающая Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псков­скую губернии, была разделена на 31 сельский округ, обслужива­емый лазаретами с типовым штатом врачей, а также служащих, расходы на содержание которых также были предусмотрены Шта­том [125, с. 20].

Штат сельских школ и приютов4 Воспитательного дома пред­ставлял собой, по сути, сборник норм и нормативов расходов на содержание учебных заведений, разделенный на три части: расхо­ды на одну школу, расходы на содержание учителей-наблюдателей (прообраз методистов), а также общие расходы на все школы в округе, связанные с обеспечением отдельных категорий выпускни­ков школ и некоторыми другими нуждами. Примечательно, что в штатах устанавливалось число школ соответствующих разрядов. Так, в округе полагалось иметь 15 школ 1-го разряда, 25 школ 2-го разряда, все остальные школы относились к 3-му разряду. В за­висимости от разряда школы учителя получали жалование соот­ветственно 240, 180 и 132 руб. в год.

Расходы по содержанию школы включали:



  • наем помещения с отоплением из расчета 8 учебных месяцев по 9 руб. в месяц и 4 неучебных месяца по 3 руб. в месяц — 84 руб. в год;

  • освещение школы — 9 руб.;

  • библиотека для учителей и учащихся — 12 руб.;

  • приобретение и доставка в школу книг и учебных пособий для учащихся — 32 руб.;

  • обзаведение вновь открываемых школ необходимым инвен­тарем и ремонт инвентаря в существующих школах —10 руб.

Очень подробные штаты (сметы) были утверждены, например, для сельских приютов, по содержанию питомцев в детских домах. Расходы классифицировались по видам затрат, причем по неко­торым из них предусматривалось определение размера расходов в пределах ежегодных сметных назначений, без установления нор­мативов, т. е. с ежегодным уточнением. Иными словами, некоторые расходы не нормировались ввиду, очевидно, невозможности или за­труднительности установления таких нормативов. Таким образом, в штатах школ и других учебных и воспитательных заведений пла­нировались основные расходы по их содержанию, в чем виден пря­мой аналог современной сметы бюджетных расходов на содержание образовательного учреждения с классифицированными расходами, а также и нормативной базы финансового планирования в образо­вании.

Аналогичный порядок финансирования был установлен и для высших учебных заведений при существенно большей их самосто­ятельности. Так, Общим уставом императорских российских уни­верситетов от 18 июня 1863 г. [86] для университетов была уста­новлена коллегиальная форма управления, в том числе и в финан­совой сфере. Устав относил решения по осуществлению расходов на обеспечение деятельности университета к ведению Совета, Правления5 и попечителя6 университета.

К ведению Совета в части финансирования было отнесено толь­ко рассмотрение финансовой сметы университета, а равно рассмот­рение и утверждение ежегодной сметы доходов и расходов специ­альных средств, составляющих собственность университета.

На утверждение Правления, в частности, были отнесены вопро­сы производства “в границах сметного на каждый предмет назна­чения сверхштатного на один предмет расхода, не свыше 300 руб. сер. (серебром.—Примеч. авт.)“ и заключения контрактов на под­ряды и поставки до 5 тыс. руб.

На утверждение попечителя представлялись следующие во­просы:


  • назначение пособий бедным студентам;

  • ходатайство правления об освобождении от платы за учение достойных, но бедных студентов, об отсрочке или об умень­шении оной“;

  • разрешение осуществления из специальных средств универ­ситета сверхштатных расходов на один предмет свыше 300 руб. серебром в год;

  • заключение контрактов на подряды и поставки свыше 5 тыс. руб.;

  • предложения, касающиеся улучшений по хозяйственной части.

Через попечителя представлялись на утверждение министра за­ключение контрактов на подряды и поставки свыше 7 тыс. руб. и разрешение сверхштатных расходов из специальных средств уни­верситета на один предмет свыше 1 тыс. руб. в год.

Основные же решения по расходованию средств принимались Правлением университета, которое в соответствии с Общим уста­вом под председательством ректора составляли деканы всех фа­культетов и проректор, т. е. все административные руководители высшего учебного заведения. В тех университетах, где проректора заменял инспектор , последний участвовал в заседаниях правления с правом голоса только по студенческим делам. В составе правле­ния Московского университета полагался сверх того советник по хозяйственной части, избиравшийся и утверждавшийся попечите­лем учебного округа из посторонних лиц.

Именно Правление получало сумму, определенную на содержа­ние университета, в сроки, назначенные по ежегодному расписа­нию, а также принимало деньги, вносимые в виде платы за обуче­ние, и другие доходы университета, отвечало за сохранность денег, распоряжалось ими согласно со штатом и сметой. Правление выда­вало стипендии и пособия, заключало договора на подряды и про­изводило выплаты, наблюдая за расходованием сумм и за отчет­ностью по ним в соответствии с порядком, предписанным общими законами и особыми распоряжениями Министра народного просве­щения. Правление имело в своем „ заведовании “ университетскую собственность, наблюдало за порядком в зданиях университета, за содержанием их в чистоте и исправности и за предохранением их от порчи и пожара. Правление заседало, по крайней мере, один раз в неделю и обязано было ежемесячно сообщать Совету и пред­ставлять попечителю краткую ведомость о состоянии наличных средств университета. В ведении правления состояли казначей, ар­хитектор, экзекутор7 и его помощник (только в Московском уни­верситете).

Ситуация с выполнением установленных университетам шта­тов в XIX — начале XX вв., по оценкам современников, немногим отличалась от нынешнего состояния финансирования высшего об­разования. На протяжении 1900-1917 гг. государственные ассигно­вания на содержание университетов застыли на уровне 1863 г., не покрывая даже половины их действительных расходов. Осталь­ные средства университеты должны были добывать из других ис­точников (доходы от различных предприятий, плата за обучение, частные пожертвования и др.). Во многом только наличие боль­шого числа не предусмотренных штатами приват-доцентов8 давало университетам возможность обеспечить проведение учебных заня­тий. Запросы об увеличении ассигнований на университеты неод­нократно вносились в правительство и Государственную Думу, но их упорно отклоняли.

Министерство народного просвещения было самым обойден- ным“ в части финансирования. В 1912 г. для двадцати восьми под­ведомственных ему казенных высших учебных заведений с кон­тингентом студентов в 55,5 тыс. человек (или 74% учащихся го­сударственных университетов и институтов) выделялось 65% пра­вительственных ассигнований на высшее образование. Остальные суммы распределялись между учебными заведениями прочих ве­домств, в которых обучалось 26% контингента правительственной высшей школы. В то же время Министерство торговли и про­мышленности, например, в политехникумах и горных институтах которого обучалось 8582 человека, или 11,4% контингента сту­дентов государственной системы высшей школы, получало 18% субсидий [31, с. 246-248].

Суммы, отпускаемые правительством по штатам 1884 г., при­знанные недостаточными еще в момент введения этих штатов, уве­личивались в крайне ограниченном размере, неравномерно и не соответствовали ни естественному росту и развитию учреждений, ни чрезвычайному увеличению числа учащихся в последние годы (написано в 1913 г. —Примеч. авт.), ни общему вздорожанию жиз­ни. Одновременно университеты получали в специальные средства суммы в виде платы за правоучение, что позволяло увеличивать гонорары профессорам. Несмотря на неравномерность поступле­ния этих средств, в 1903-1912 гг. общая динамика показывала рост специальных средств в университетах в целом и некоторое сниже­ние в провинциальных университетах. Основными денежными ре­сурсами университетов в этот период являлись: штатные суммы, отпускаемые на их содержание из средств государственного казна­чейства по смете министерства народного просвещения; специаль­ные средства, идущие для той же цели; суммы, ассигнованные из государственного казначейства на строительные нужды. При раз­работке новых повышенных штатов университетов (1906 г.) пред­полагалось получаемый профессорами гонорар (от платы за по­сещение лекций) обратить в доход казначейства для равномерно­го распределения. Для компенсации недостатка штатных средств приходится использовать специальные средства, которые по своей природе являются прибавочным ресурсом, дополняющим штатные ассигнования и удовлетворяющим новые потребности, не преду­смотренные штатами“ [10].

Поступления средств в учебные заведения делились на два по­тока: общие доходы и специальные доходы. К общим доходам от­носились средства из государственного казначейства, доходы от предоставленных привилегий, плата за содержание пансионеров10, проценты с неприкосновенных капиталов, доходы от продажи иму­щества, пособия. К специальным доходам относились, в основном, проценты с капиталов.

В качестве примера можно привести структуру общих доходов ведомства императрицы Марии9 [130, 131], которое можно рас­сматривать как фонд, аккумулирующий финансовые ресурсы и осуществляющий содержание из них воспитательных домов и учеб­ных заведений (табл. 5.5).




Таблица 5.5. Структура общих доходов ведомства императрицы Марии




1881 г.

1886 г.

Вид дохода

Сумма, руб.

% к итогу

Сумма, руб.

% к итогу

Всего

11498 995,0

100,0

11788 849,0

100,0

из них:

Ассигнования из Казна­чейства

2 647 928,0

23,0

2 648 430,0

22,5

Доходы от привилегий

1769 265,0

15,4

1917400,0

16,3

Проценты с капиталов

2 627346,0

22,8

3 289 682,0

27,9

Плата за пансионеров

2 161966,0

18,8

2 604 736,0

22,1

Доходы от продажи и сдачи в аренду имуще­ства

225152,0

2,0

234 551,0

2,0





По официальным данным, в 1912 г. финансы государственных, общественных и частных высших учебных заведений составляли сумму 32 548 690 руб., основная часть которых формировалась за счет ассигнований из государственного казначейства (61%), а остальные составлялись дополнительными приходными статьями, основной из которых выступала плата за обучение и содержание в интернатах (табл. 5.6).

Ежегодная стоимость обучения одного студента университета, например, равнялась 228 руб., из которых 98 руб. погашалось са­мими обучавшимися. Следует отметить, что плата за обучение в университетах впервые появилась в 1817 г. и несколько раз изме­нялась.

Таблица 5.6. Структура доходов высших учебных заведений в России в 1912 г.




Источник дохода

Сумма, руб.

% к итогу

Всего доходов

в том числе:

Ассигнования из государственного каз-

32 548 690,0

100,0

начейства

Плата за обучение и содержание в ин-

19 900 056,0

61,1

тернате

Земские, городские, общественные

7 960 259,0

24,5

средства

Проценты с капитала и специальных

169349,0

0,5

средств

Прочие источники и частные пожертво-

1858150,0

5,7

вания

2 660 876,0

8,2

В 1877 г. в столичных университетах плата была 28 руб. 57 коп., в провинциальных—14 руб. 28 коп. В 1845 г. она была повышена до 40 и 20 руб. Кроме студентов к лекциям и практическим заня­тиям с согласия преподавателя и администрации института могли допускаться посторонние лица“ . За каждый прослушанный ими курс взималась плата 10 руб. в семестр.

В институтах имелись стипендии, причем получавшие государ­ственные и частные стипендии обязывались нести государственную службу по году за каждый год получения стипендий в том случае, если по окончании этими стипендиатами курса в институте им бу­дет заявлено, что правительство имеет надобность воспользовать­ся их познаниями. Стипендии предоставлялись отличнейшим по успехам и поведению из недостаточных студентов“. В начале XX в. в Петербургском технологическом институте из 2000 студентов бесплатно обучалось 100 студентов, в Харьковском технологи­ческом институте из 1000 студентов — 50 и т.д. [31, с. 246-248].

В советское время учебные заведения финансировались на принципах плановой экономики, отраженных, например, в поста­новлении СНК СССР от 6 августа 1930 г. [30, с. 523-524]:



  • основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений являлся государственный бюд­жет соответствующего уровня, для учебных заведений коопе­ративных организаций — средства этих организаций;

  • отпуск средств производился в соответствии с установленны­ми классификациями общесоюзного, республиканского или местного бюджетов в зависимости от уровня, к которо­му было отнесено финансирование того или иного учебного заведения;

  • финансирование учебных заведений осуществлялось в соот­ветствии с финансовыми планами по осуществлению подго­товки кадров соответствующих министерств и ведомств или аналогичных планов кооперативных организаций;

  • на каждое учебное заведение независимо от ведения и уровня финансирования должна была составляться индивидуальная годовая приходно-расходная смета, утверждаемая органом, которому это учебное заведение непосредственно подведом­ственно;

  • расходы по содержанию, строительству, оборудованию всех высших и средних профессионально-технических учебных заведений исчислялись и производились в соответствии с кон­тингентами учащихся, ставками заработной платы препода­вательского персонала, нормами материального обеспечения учащихся и объемом капитального строительства.

Исходные данные для определения объемов финансирования образования данного уровня определялись:

  • контингенты учащихся — решениями СНК10 соответствую­щего уровня власти;

  • ставки заработной платы и нормы материального обеспече­ния учащихся — СНК СССР;

  • строительство новых учебных заведений — только по поста­новлениям СНК СССР;

  • капитальные работы по учебным заведениям данного уров­ня — по решению СНК СССР, принимаемому по представле­нию Госплана11 СССР.

Аналогичный порядок финансирования был введен и для обра­зовательных учреждений других уровней образования. Напри­мер, постановлением СНК РСФСР от 14 июля 1934 г. Об обеспече­нии начальной и средней школы твердым бюджетом и о предостав­лении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школ“ [155, с. 7-8] были установлены следующие основные поло­жения организации финансирования общеобразовательных школ:

  • каждая начальная, неполная средняя и средняя школа в горо­де и на селе должна иметь твердую годовую смету не позднее декадного (10 дней.—Примеч. авт.) срока со дня утвержде­ния местного бюджета, на котором школа состоит;

  • всем директорам неполных средних и средних школ, а так­же заведующим начальными школами, имеющими не менее 160 учащихся, за исключением начальных школ, состоящих на сельском бюджете, должны быть предоставлены права третьестепенного распорядителя кредитов;

  • кредиты для учебных заведений открываются на предстоя­щий месяц;

  • средства перечисляются на текущий счет школы для свое­временного и полного обеспечения всех расходов;

  • закупка учебников, учебных пособий и других необходимых для учебного процесса материальных средств осуществляется в централизованном порядке на районном уровне.

В соответствии с этим порядком была принята Инструкция НКП12 и НКФ13 РСФСР об обеспечении начальной, неполной сред­ней и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школам“ от 20 июля 1934 г. [155, с. 8-11], которая предусматривала поря­док формирования документов, необходимых для осуществления бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Основным плановым документом, определяющим объем и структуру бюджетных ассигнований, являлась смета. Сметы бюд­жетных учреждений составлялись в два этапа. На первом этапе формировались проекты смет на основе устанавливаемых соответ­ствующим городским или районным отделом народного образова­ния (ГОРОНО или РОНО) контрольных цифр финансирования по местному бюджету — включаемых в проект бюджета объемов финансирования образования. Контрольные цифры определялись исходя из двух показателей:



  • лимитов бюджетных ассигнований из местных бюджетов на всеобуч (на образование);

  • данных о финансовом и материальном положении образова­тельных учреждений.

При этом объемы и контрольные цифры бюджетных ассигно­ваний уточнялись на заседаниях с директорами и заведующими каждого учебного заведения. Наряду с контрольными цифрами определялись нормы расходов, устанавливались штаты и уточня­лись ставки оплаты труда работников образовательных учрежде­ний в пределах утверждаемых фондов заработной платы, контин­генты учащихся и др. показатели деятельности образовательных учреждений, впоследствии получившие название производствен­ные показатели“. По контрольным цифрам составлялись сметы образовательных учреждений и представлялись для включения в проект бюджета. В необходимых случаях директор или заведую­щий школы представлял предложения по необходимым поправкам в смету (разногласия при составлении проекта бюджета).

На втором этапе, уже после принятия бюджета, в составлен­ные ранее для проекта бюджета сметы вносились поправки в со­ответствии с установленными объемами и структурой бюджетных ассигнований. После этого сметы утверждались.

При составлении бюджетно-кассовых планов на предстоящий квартал и месяц в рамках утвержденного бюджета и смет расходов финансовые органы обязаны были предусматривать расходование средств с учетом выплаты заработной платы за отпускной пери­од, мероприятий по подготовке к новому учебному году, закупок учебного оборудования, учебников, заготовки топлива и пр.

Органы управления образованием выделяли кредиты каж­дой школе (распорядителю кредитов) и рассылали извещения об открытии кредитов на предстоящий месяц. Для сельских школ сельсоветы рассылали выписки из местного кассового плана в ка­честве документов, подтверждающих открытие кредитов. Бюджет­ные средства распределялись на текущие счета соответствующих учреждений и школ.

Численность и штаты административного и обслуживающего персонала начальных и средних школ устанавливались на расчет­ную величину класса в 40 учащихся (за исключением школ с чис­ленностью учащихся до 80 человек). В школах с 320 и более учащи­мися предусматривалась штатная должность счетовода-делопроиз- водителя [155, с. 6].

При составлении смет образовательных учреждений применя­лась бюджетная классификация, как, например, приведенная в приложении № 2 к приказу НКФ СССР от 30 сентября 1942 г. № 615 и содержащая применительно к образованию 16 статей расходов. При изменении классификации в 1955 г. число статей для отнесе­ния к ним расходов учреждений, состоящих на государственном бюджете, было сокращено до 13 [155, с. 179-186]. Перечень статей и краткое содержание относимых к ним расходов приведены в табл. 5.7.

Данная классификация успешно использовалась практически без изменений при бюджетном финансировании образовательных учреждений вплоть до начала 1990-х гг.


Таблица 5.7. Статьи расходов для учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР


ст.

Наименование

Включаемые расходы

1

Заработная плата

Все выплаты работникам штатного состава

2

Начисления на зара­ботную плату

Расходы на уплату взносов на государствен­ное социальное страхование с заработной платы (ст. 1)

3

Канцелярские и хо­зяйственные расходы

Собственно расходы на приобретение кан­целярских принадлежностей и материалов, расходы, связанные с осуществлением де­ятельности учебного заведения как функ­ционирующей организации (без расходов на осуществление образовательного процесса), включая расходы на содержание и эксплуа­тацию помещений





Продолжение таблицы 5.7




ст.

Наименование

Включаемые расходы

4

Командировки и слу­жебные разъезды

Собственно командировочные расходы в пределах установленных норм, за исключе­нием командировок, связанных с научными поездками, и поездок преподавателей для осуществления образовательного процесса

5

Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследова­тельские работы и приобретение книг для библиотек

Все расходы, необходимые для осуществ­ления образовательного процесса, проведе­ния научно-исследовательских работ, при­обретения книг для библиотек

8

Стипендии

Выплаты стипендий всем категориями уча­щихся

9

Расходы на питание (в лечебных, детских и других социально­культурных учрежде­ниях)

Расходы на питание в учреждениях, в ко­торых осуществляется содержание обучаю­щихся, воспитанников, а также, если это предусмотрено решениями правительства

10

Приобретение меди­каментов и перевя­зочных средств

Оплата соответствующих расходов лечебно­профилактических и лечебно-ветеринарных учреждений

12

Капитальные вложе­ния на приобретение оборудования и ин­вентаря

Затраты на приобретение оборудования, ин­вентаря и транспортных средств в преде­лах лимитов капитальных вложений, преду­смотренных в государственном плане разви­тия народного хозяйства

14

Приобретение мягко­го инвентаря и обмун­дирования

Расходы на приобретение и изготовление бе­лья, одежды, обуви, обмундирования и по­стельных принадлежностей, а также специ­альной (защитной) одежды

15

Капитальные вложе­ния по строительству

Расходы на строительство (в соответствии с народнохозяйственным планом) и оборудо­вание вновь строящихся помещений

16

Капитальный ремонт зданий и сооружений

Расходы по производству капитального ре­монта

18

Прочие расходы

Все остальные расходы, не отнесенные к вы­шеуказанным статьям

Планирование бюджетных расходов на содержание образова­тельных учреждений осуществлялось в соответствии с методиче­скими материалами, последние из которых были изданы в 1968 г. для вузов, в 1976 г. —для средних специальных учебных заведений и в 1977 г.—для начальных, восьмилетних и средних школ [157, 158]. Эти методические материалы в основных своих чертах повто­ряли содержание предыдущих документов аналогичной направлен­ности.

Основу расчета потребности в средствах на заработную пла­ту составляли показатели численности учащихся и установленные нормативы учебной нагрузки на учащегося и преподавателя, а для высших учебных заведений — установленные количественные соот­ношения преподавателей и студентов. Большое внимание в расче­тах также уделялось вопросам определения фонда оплаты труда работников, расходов на социальное обеспечение учащихся, а все остальные расходы предлагалось определять от базы“ , т. е. от до­стигнутого уровня. Этот подход в бюджетном планировании со­хранился и в настоящее время успешно применяется в рамках уже нового бюджетного процесса.

Порядок рассмотрения и утверждения смет также в ос­новных чертах повторял аналогичный порядок, сформировавший­ся еще в 30-40-е гг. XX в., и в общем виде может быть проиллю­стрирован схемой на рис. 5.1.



Рис. 5.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы образовательного учреждения




Для условий финансового планирования в системе образова­ния, как и во всей бюджетной сфере, вполне хватало весьма ограни­ченного набора из 13 указанных статей бюджетных расходов. Эти статьи не имели внутристатейного деления расходов, были доста­точно легко и, что немаловажно, привычно применимы для прак­тической деятельности, имели понятные материальные основания для отнесения к ним расходов. Расходы могли быть легко отнесе­ны к той или иной статье по их материально-вещественному содержанию.

Как бы ни оценивался в настоящее время такой подход к плани­рованию расходов на образование, он в полной мере соответствовал условиям стабильной плановой экономики, в которых все измене­ния в условиях функционирования образовательных учреждений можно было учесть, поскольку они также осуществлялись на пла­новой основе. Насколько он применим в условиях рыночной эко­номики и могут ли быть предложены более эффективные модели финансирования — это вопросы, нуждающиеся в дополнительном серьезном изучении.

Дальнейшее развитие системы бюджетного финансирования пошло по пути усложнения не только процедуры бюджетного про­цесса, но и существенного расширения бюджетной классификации, в том числе и применительно к финансированию образования.



  1. <предыдущая страница | следующая страница>


Лекция Финансирование образования

Общая характеристика финансирова­ния образования. Из истории финанси­рования образования. Определение фи­нансирования

697.21kb.

13 10 2014
4 стр.


Проектное финансирование инвестиций

Ключевые слова: Методы финансирования инвестиционного проекта, проектное финансирование, денежные потоки по проекту

209.52kb.

30 09 2014
1 стр.


План ремонтов маоу сош п. Угловка на 2012 год

Финансирование из федерального бюджета по модернизации системы общего образования (тыс руб.)

15.21kb.

11 10 2014
1 стр.


Заключение Экспертного совета по рассмотрению заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат

Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования

1779.22kb.

25 12 2014
12 стр.


Заключение Экспертного совета по рассмотрению заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат

Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования

2440.75kb.

10 09 2014
11 стр.


Наименование муниципального образования

Распределение бюджетам муниципальных образований Красноярского края субсидий на финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности орга

245.19kb.

12 10 2014
1 стр.


Информация о проекте бюджета Самарской области на 2013 год по отрасли «Образование»

В проекте областного бюджета на 2013 год на финансирование системы образования предусмотрено

195.11kb.

16 12 2014
1 стр.


Лекция Условный рефлекс. Нейрофизиологический механизм образования и правила формирования условного рефлекса
77.09kb.

07 10 2014
1 стр.