Лекция 5. Финансирование образования
Общая характеристика финансирования образования. Из истории финансирования образования. Определение финансирования
-
Общие положения
Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:
-
все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием (по Конституции — средним профессиональным);
-
бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых должна базироваться система финансирования образования.
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:
-
труд учителей и преподавателей;
-
обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещения;
-
строительство зданий;
-
приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
-
принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и распределения этих средств между образовательными учреждениями;
-
количественными параметрами системы образования (полезно вспомнить определение) и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Несмотря на свою очевидность, эти факторы не так просты.
Количественные параметры системы нужно представлять не только в части собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:
-
образовательных стандартов и образовательных программ — чего и сколько требуется для их реализации;
-
органов управления образованием и подведомственных им организаций — чего и сколько нужно для успешной работы органов управления, какие именно организации должны быть в их ведении и что этим организациям нужно для решения поставленных перед ними задач.
Задача подобного масштаба очень сложна. До настоящего времени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком и (или) определением необходимых объемов бюджетного финансирования образования.
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Государственные расходы на образование (2003 г.), %
Государство
|
Государственные расходы на образование
|
к общему объему государственных расходов
|
к ВВП
|
Россия
|
12,0
|
3,6
|
Австралия
|
н/д
|
5,0
|
Австрия
|
10,8
|
6,0
|
Германия
|
9,7
|
4,6
|
Италия
|
9,9
|
4,9
|
Канада*
|
12,5
|
6,5
|
США
|
15,2
|
н/д
|
Финляндия
|
12,8
|
6,6
|
Швейцария
|
13,0
|
5,4
|
Швеция
|
12,8
|
7,2
|
Япония
|
10,7
|
3,6
|
*) Данные за 2002 г.
Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].
Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин государственных расходов и ВВП. Тем не менее приведенные показатели имеют не очень значительный разброс, что может свидетельствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определении государственных расходов на образование.
В то же время объемы выделяемых образованию государственных средств практически повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенном смысле можно представить как постоянно действующий фактор — недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.
Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства.
В частности, в дневных общеобразовательных учреждениях доля финансирования из средств государственных и муниципальных бюджетов в 2003-2004 гг. составляла соответственно 96,6 и 97% [84].
В целом по системе образования структура финансирования представлена в табл. 5.2
Таблица 5.2. Общая структура финансирования системы образования в России
Объем
финансирования
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
млрд.
руб.
|
% к итогу
|
млрд.
руб.
|
% к итогу
|
млрд.
руб.
|
% к итогу
|
Консолидированный бюджет, всего
|
457,6
|
82,7
|
593,4
|
82,9
|
801,8
|
84,0
|
в том числе: федеральный бюджет
|
99,8
|
18,0
|
121,6
|
17,0
|
162,1
|
17,0
|
консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации
|
375,8
|
68,0
|
471,8
|
65,9
|
628,6
|
65,9
|
Платные услуги системы образования
|
95,4
|
17,3
|
122,1
|
17,1
|
152,7
|
16,0
|
Объем всего
|
553,0
|
100
|
715,5
|
100
|
954,5
|
100
|
Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. —М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].
Как видно, основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является довольно стабильным показателем. Следует учитывать, что приведенные данные включают, по сути только два источника и не учитывают других, например, добровольных пожертвований, доходов от производства и реализации образовательными учреждениями товаров и „необразовательных“ услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно. Сравнивая показатели табл. 5.2 с приведенными выше данными о доле внебюджетных поступлений в общеобразовательные учреждения, можно сделать вывод о том, что основная часть внебюджетных доходов поступает в систему образования через учреждения профессионального образования. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование отражена в табл. 5.3.
Распределение расходов бюджетных средств по уровням образования представлено в табл. 5.4. На основе приведенных данных (и источников их получения) можно составить представление о финансировании российской системы образования.
Таблица 5.3. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование
Год
|
Расходы на образование
|
млрд.
руб.
|
в % к расходам бюджета
|
в % к ВВП
|
1995
|
57,3
|
11,8
|
4,0
|
1996
|
83,8
|
12,8
|
4,2
|
1997
|
112,6
|
13,4
|
4,8
|
1998
|
99,7
|
11,8
|
3,8
|
1999
|
147,6
|
11,7
|
3,1
|
2000
|
214,7
|
11,0
|
2,9
|
2001
|
277,8
|
11,5
|
3,1
|
2002
|
409,4
|
12,0
|
3,8
|
2003
|
475,6
|
12,0
|
3,6
|
2004
|
593,4
|
12,7
|
3,5
|
2005
|
801,8
|
11,8
|
3,7
|
Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].
Таблица 5.4. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням образования, млрд. руб.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
Консолидированный
бюджет
|
277,8
|
409,4
|
475,6
|
593,4
|
801,8
|
из них:
Дошкольное образование
|
42,7
|
62,3
|
72,1
|
91,7
|
113,0
|
Общее образование
|
144,0
|
215,3
|
236,6
|
298,1
|
356,0
|
Начальное профессиональное образование
|
17,7
|
26,8
|
30,4
|
35,6
|
39,4
|
Среднее профессиональное образование
|
14,1
|
20,1
|
24,1
|
30,5
|
43,3
|
Высшее профессиональное образование
|
34,0
|
48,4
|
61,2
|
76,9
|
125,9
|
Переподготовка и повышение квалификации
|
2,0
|
3,1
|
3,7
|
4,7
|
6,7
|
Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].
Приведем некоторые необходимые определения, на которые можно опираться при изучении вопросов, связанных с финансированием образования.
следующая страница>