Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Лекция 5. Финансирование образования

Общая характеристика финансирова­ния образования. Из истории финанси­рования образования. Определение фи­нансирования

  1. Общие положения

Как известно из Конституции Российской Федерации и кон­кретизирующего конституционные гарантии образовательного за­конодательства:

  • все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспита­нием, общим средним образованием и начальным профессио­нальным образованием (по Конституции — средним профес­сиональным);

  • бесплатным средним профессиональным образованием и выс­шим профессиональным образованием должны обеспечивать­ся те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объ­явленных условиях.

Это исходные позиции, на которых должна базироваться систе­ма финансирования образования.

Понятно, что бесплатным образование является для учащих­ся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспе­чивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из госу­дарственных средств:



  • труд учителей и преподавателей;

  • обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учеб­ных помещения;

  • строительство зданий;

  • приобретение для учебного процесса пособий, приборов, обо­рудования и т. п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются дву­мя основными группами факторов:

  1. принятым порядком определения размеров средств, направ­ляемых в систему образования, и распределения этих средств между образовательными учреждениями;

  2. количественными параметрами системы образования (по­лезно вспомнить определение) и, соответственно, потребно­стью в средствах для обеспечения ее нормального функцио­нирования.

Несмотря на свою очевидность, эти факторы не так просты.

Количественные параметры системы нужно представлять не только в части собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:



  • образовательных стандартов и образовательных программ — чего и сколько требуется для их реализации;

  • органов управления образованием и подведомственных им ор­ганизаций — чего и сколько нужно для успешной работы ор­ганов управления, какие именно организации должны быть в их ведении и что этим организациям нужно для решения поставленных перед ними задач.

Задача подобного масштаба очень сложна. До настоящего вре­мени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком и (или) определе­нием необходимых объемов бюджетного финансирования образо­вания.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каж­дой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран (табл. 5.1).




Таблица 5.1. Государственные расходы на образование (2003 г.), %

Государство

Государственные расходы на образование

к общему объему государственных расходов

к ВВП

Россия

12,0

3,6

Австралия

н/д

5,0

Австрия

10,8

6,0

Германия

9,7

4,6

Италия

9,9

4,9

Канада*

12,5

6,5

США

15,2

н/д

Финляндия

12,8

6,6

Швейцария

13,0

5,4

Швеция

12,8

7,2

Япония

10,7

3,6

*) Данные за 2002 г.

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].




Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин госу­дарственных расходов и ВВП. Тем не менее приведенные показа­тели имеют не очень значительный разброс, что может свидетель­ствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определе­нии государственных расходов на образование.

В то же время объемы выделяемых образованию государствен­ных средств практически повсеместно оцениваются как недоста­точные, что в определенном смысле можно представить как по­стоянно действующий фактор — недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющих­ся ресурсов.

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства.

В частности, в дневных общеобразовательных учреждениях до­ля финансирования из средств государственных и муниципальных бюджетов в 2003-2004 гг. составляла соответственно 96,6 и 97% [84].

В целом по системе образования структура финансирования представлена в табл. 5.2




Таблица 5.2. Общая структура финансирования системы образования в России

Объем

финансирования

2003 г.

2004 г.

2005 г.

млрд.

руб.

% к итогу

млрд.

руб.

% к итогу

млрд.

руб.

% к итогу

Консолидированный бюджет, всего

457,6

82,7

593,4

82,9

801,8

84,0

в том числе: федеральный бюджет

99,8

18,0

121,6

17,0

162,1

17,0

консолидированный бюджет субъектов Российской Федера­ции

375,8

68,0

471,8

65,9

628,6

65,9

Платные услуги систе­мы образования

95,4

17,3

122,1

17,1

152,7

16,0

Объем всего

553,0

100

715,5

100

954,5

100

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. —М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].


Как видно, основным источником финансирования образова­ния являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финанси­рования в общем объеме превышает 80% и является довольно ста­бильным показателем. Следует учитывать, что приведенные дан­ные включают, по сути только два источника и не учитывают дру­гих, например, добровольных пожертвований, доходов от произ­водства и реализации образовательными учреждениями товаров и „необразовательных“ услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно. Сравнивая показатели табл. 5.2 с приведенными выше данными о доле внебюджетных поступле­ний в общеобразовательные учреждения, можно сделать вывод о том, что основная часть внебюджетных доходов поступает в систе­му образования через учреждения профессионального образова­ния. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование отражена в табл. 5.3.



Распределение расходов бюджетных средств по уровням обра­зования представлено в табл. 5.4. На основе приведенных данных (и источников их получения) можно составить представление о фи­нансировании российской системы образования.


Таблица 5.3. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование

Год

Расходы на образование

млрд.

руб.

в % к расходам бюджета

в % к ВВП

1995

57,3

11,8

4,0

1996

83,8

12,8

4,2

1997

112,6

13,4

4,8

1998

99,7

11,8

3,8

1999

147,6

11,7

3,1

2000

214,7

11,0

2,9

2001

277,8

11,5

3,1

2002

409,4

12,0

3,8

2003

475,6

12,0

3,6

2004

593,4

12,7

3,5

2005

801,8

11,8

3,7





Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].




Таблица 5.4. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням образования, млрд. руб.




2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Консолидированный

бюджет

277,8

409,4

475,6

593,4

801,8

из них:

Дошкольное образование

42,7

62,3

72,1

91,7

113,0

Общее образование

144,0

215,3

236,6

298,1

356,0

Начальное профессио­нальное образование

17,7

26,8

30,4

35,6

39,4

Среднее профессиональ­ное образование

14,1

20,1

24,1

30,5

43,3

Высшее профессиональ­ное образование

34,0

48,4

61,2

76,9

125,9

Переподготовка и повы­шение квалификации

2,0

3,1

3,7

4,7

6,7





Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. [84].

Приведем некоторые необходимые определения, на которые можно опираться при изучении вопросов, связанных с финансиро­ванием образования.


следующая страница>


Лекция Финансирование образования

Общая характеристика финансирова­ния образования. Из истории финанси­рования образования. Определение фи­нансирования

697.21kb.

13 10 2014
4 стр.


Проектное финансирование инвестиций

Ключевые слова: Методы финансирования инвестиционного проекта, проектное финансирование, денежные потоки по проекту

209.52kb.

30 09 2014
1 стр.


План ремонтов маоу сош п. Угловка на 2012 год

Финансирование из федерального бюджета по модернизации системы общего образования (тыс руб.)

15.21kb.

11 10 2014
1 стр.


Заключение Экспертного совета по рассмотрению заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат

Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования

1779.22kb.

25 12 2014
12 стр.


Заключение Экспертного совета по рассмотрению заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат

Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования

2440.75kb.

10 09 2014
11 стр.


Наименование муниципального образования

Распределение бюджетам муниципальных образований Красноярского края субсидий на финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности орга

245.19kb.

12 10 2014
1 стр.


Информация о проекте бюджета Самарской области на 2013 год по отрасли «Образование»

В проекте областного бюджета на 2013 год на финансирование системы образования предусмотрено

195.11kb.

16 12 2014
1 стр.


Лекция Условный рефлекс. Нейрофизиологический механизм образования и правила формирования условного рефлекса
77.09kb.

07 10 2014
1 стр.