Перейти на главную страницу
Финансовые отношения выражают экономические связи в денежной форме между государством и субъектами хозяйствования, между субъектами воспроизводства, возникающие в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. В свою очередь, денежные фонды рассматриваются как относительно обособленная в плановом порядке часть денежных средств, предназначенных для определенных целей, а совокупность фондов денежных средств — как финансовые ресурсы [159].
В более широком смысле финансы представляют собой денежное хозяйство страны, которое рассматривается как экономическая категория, выражающая систему денежных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления, т. е. в процессе воспроизводства. Государственные (публичные) финансы — это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы хозяйствующих субъектов — это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков [160, с. 411].
Большинство определений термина финансы“ сводятся к тому, что это фонды денежных средств и отношения по поводу доступа к средствам, которые в этих фондах находятся, т. е. рассматривают финансы в узком смысле. Для восприятия эти определения простыми не кажутся, поскольку их содержание следовало бы дополнять разъяснениями понятия „фонд“ и для чего его необходимо создавать, причем не один, а несколько. Разумеется, это актуально и для системы образования.
Для понимания этого определения проведем некоторые аналогии. Фонд денежных средств можно рассматривать как кошелек определенного объема, в который в определенное время может быть положена соответствующая его объему сумма денег. Эти деньги специально предназначаются для совершения оплаты определенной покупки и не могут расходоваться на оплату иной. Фонд в данном случае обозначает, что определенная сумма денег отделяется, обособляется от остальных денег для использования на решение определенной экономической задачи. Под экономической задачей понимается некоторое действие: выплата заработной платы, приобретение оборудования, проведение ремонта и т. п. действие, требующее расходов и осуществляемое в определенное время. Именно в это время и нужны обособляемые деньги.
Обособление суммы денег в виде фонда осуществляется с соблюдением установленных правил и процедур. Доступ к таким обособленным деньгам (расходование) также может быть получен при соблюдении заранее установленных условий и по определенным процедурам и правилам.
Финансами, таким образом, можно назвать целевые суммы денежных средств и отношения по поводу:
Формирование фонда денежных средств можно проиллюстрировать схемой на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Формирование фонда денежных средств
Исходя из содержания отношений финансирования можно сделать важное, хотя и не вполне очевидное предположение о том, что финансы отражают в определенной мере вторичные отношения. Первичными же в данном случае выступают хозяйственные, экономические отношения. Отсюда следует, что финансовый план нужно рассматривать как вторичный по отношению к плану экономическому, хозяйственному, реализацию которого финансы призваны обеспечить в качестве одного из ресурсов. Это может показаться не совсем точным, поскольку ресурсом принято считать денежные средства. Но на мой взгляд, в качестве ресурса следует рассматривать денежные средства в совокупности с отношениями их обособления и расходования, что вполне согласуется с практикой не только выделения средств, но и модернизации условий их использования в соответствии с решаемыми задачами. Говоря простым языком — сначала составляется план производства, а затем — финансовый план по его обеспечению. Правда, если денег не хватит, придется повторить все планирование сначала...
Понятие финансирования из бюджета учредителя, применяемое к образовательному учреждению, представляет собой безвозмездную передачу бюджетных средств. Эти средства предназначаются для обеспечения всей деятельности организации (учреждения) или выполнения ею определенных функций, имеющих значение для бюджета, точнее — собственника средств. Обычно такое финансирование никак не связывается с отношениями купли- продажи определенных товаров или услуг. Можно сравнить процесс финансирования с авансированием производства с длительным циклом. Однако производство завершается готовым продуктом, реализуемым посредством продажи и возвратом авансированных сумм или передачей готового продукта собственнику авансированных средств для последующей продажи или использования. Поэтому в самом упрощенном виде бюджетное финансирование — это расходование бюджетных средств без получения эквивалента в виде материального или нематериального объекта.
Рассуждения о том, что государство — собственник бюджетных средств — получает в качестве эквивалента затрат подготовленного специалиста, представляются не очень обоснованными. В принципе, такой специалист может и не работать на государство, затратившее средства на его обучение. Да и обязательств перед государством по этому поводу у него не возникает. Следовательно, деньги, затраченные государством на обучение граждан, выглядят как бы „выброшенными“. Поэтому время от времени и выдвигаются предложения создать условия, при которых граждане, получившие образование за счет бюджета, брали бы определенные обязательства перед государством, тем или иным образом сопоставимые с размерами затраченных бюджетных средств14.
Если рассмотреть этот процесс с точки зрения опосредования деньгами движения товаров (услуг), можно отметить следующее:
Для условий централизованной плановой экономики такое понимание финансирования согласовывалось с общей организацией экономических отношений, поскольку отражало процесс производства государственными предприятиями продукции, которая также являлась государственной собственностью.
Специфика сферы образования состоит в том, что целью и результатом ее функционирования является осуществление образовательного процесса. Правда, распространение получил взгляд на выпускника как на результат деятельности системы образования, тезис о несоответствии структуры подготовки специалистов требованиям экономики, или в современных условиях — рынка труда, также представляется результатом именно такого подхода. Если согласиться с этим полностью, то придется решать вопросы собственности на этот результат“ и его купли-продажи. Правда, определенные шаги в этом направлении уже делались и делаются:
В финансировании образования необходимо еще раз подчеркнуть важную особенность — принцип безвозвратности. Если в сфере производства безвозвратность обусловлена, по сути дела, передачей произведенного результата в собственность финансирующего субъекта, то в образовании выделяемые образовательным учреждениям средства ими непосредственно никак не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном или нематериальном эквиваленте. Не возникает и каких-либо обязательств по возврату этих средств. По форме средства потребляются, не преобразуясь в материальный эквивалент, а нематериальный результат образовательной деятельности не может быть выделен в качестве нематериального объекта, поскольку неотделим от своего носителя — человека и не может стать предметом товарно-денежных отношений.
Принцип безвозвратности предполагает также невозможность считать обученного человека, вступающего в жизнь, возмещением или возвращением в иной форме собственнику-государству затрат на его обучение. Важно также и то, что у выпускника не возникает никаких обязательств по возврату средств, затраченных государством на его обучение, по крайней мере — пока.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений купли- продажи“ , где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование, государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно.
Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения [159]. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье — группе расходов.
Государственный и муниципальный бюджеты утверждаются на год15 в разрезе функциональных статей бюджетной классификации (по функциям государства) и главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств), т. е. по организационно выделенным отраслям экономики16. Именно такое представление бюджета содержится в соответствующих законодательных актах. В соответствии с действующим бюджетным процессом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации [22], ежегодно составляется и утверждается бюджетная роспись, представляющая собой детализацию утвержденного бюджета:
где К у — коэффициент усложнения; 4 — число кварталов в году; Мб — число бюджетополучателей; Мст — число статей экономической классификации.
Представляется, что такое увеличение числа показателей бюджета выглядит нерациональным по следующим причинам.
Можно рассматривать экономическую классификацию расходов бюджета в качестве инструмента, позволяющего определить на стадии планирования необходимость и обоснованность тех или иных видов расходов для осуществления финансируемой из бюджета деятельности. В этом смысле классификация отражает представления государства, как субъекта финансирования, о такой целесообразности, а предназначаемые для финансирования тех или иных классифицированных расходов суммы — целесообразные масштабы таких расходов. Степень детализации, принятая при классифицировании бюджетных расходов, может рассматриваться как своего рода индикатор централизации управления финансированием образования (и других бюджетных отраслей, конечно).
Экономический смысл жесткой привязки ассигнований к кварталам во времени и к статьям расходов, как к определенным целям, состоит в том, чтобы сформировать такой механизм движения бюджетных средств, который бы обеспечивал концентрацию определенных сумм в заданный момент времени (квартал, например) у соответствующего получателя для обеспечения достижения установленной цели и незамедлительное расходование этих средств.
Несколько слов об экономической классификации расходов бюджетов. По своему экономическому содержанию расходы любой организации могут быть классифицированы по-разному. Главное при этом — обосновать их необходимость для достижения той цели, ради которой эта организация создана и финансируется. Все остальные расходы можно рассматривать как избыточные, т. е. в известном смысле как нецелевые.
Для коммерческих организаций целью является прибыль. Следовательно, именно прибыль и является мерилом обоснованности расходов: являются ли те или иные расходы необходимыми для получения определенного объема прибыли, можно ли при заданном уровне прибыли обойтись без тех или иных расходов. Возможно, предложенная формулировка является излишне жесткой, но таким образом можно более выпукло обозначить сам подход к проблеме.
Цель деятельности некоммерческой организации в действующем законодательстве однозначно не определена. Приходится исходить из предположения, что целью образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности. Необходимость тех или иных расходов, таким образом, следует оценивать с точки зрения того, насколько они необходимы для достижения именно этой цели.
Общая характеристика финансирования образования. Из истории финансирования образования. Определение финансирования
13 10 2014
4 стр.
Ключевые слова: Методы финансирования инвестиционного проекта, проектное финансирование, денежные потоки по проекту
30 09 2014
1 стр.
Финансирование из федерального бюджета по модернизации системы общего образования (тыс руб.)
11 10 2014
1 стр.
Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования
25 12 2014
12 стр.
Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования
10 09 2014
11 стр.
Распределение бюджетам муниципальных образований Красноярского края субсидий на финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности орга
12 10 2014
1 стр.
В проекте областного бюджета на 2013 год на финансирование системы образования предусмотрено
16 12 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.