Перейти на главную страницу
Социология- наука или слово об обществе.
Социология- наука о социальной сфере, о поведении людей и их отношениях по поводу роли и положения в общественной жизни.
Объектом социального познания является общество как целостная социальная система и ее элементы. В качестве таких элементов выступают: группы, классы, соц. Институты.
Предмет социологии представляет собой изучения закономерностей функционирования и развития общества как социальной системы.
Социология как наука возникла в первой половине 19 века.
В практическом и теоретическом плане потребность познания социально-политических условий жизни возникло в связи с событиями французской революции и разрушением национальных теорий, которые в тот момент существовали.
Быстрое развитие капиталистического общества, усиление социального неравенства, урбанизация, изменение социальной структуры общества- все это вызвало появление новой науки.
Основоположником является Огюст Конт (французский философ, позитивист).
Принцип позитивистского подхода - социология должна использовать те же методы, что и естественные науки.
Социальные явления с точки зрения аналитических задач те же, что и природные. Конт утверждал, что необходимо создать условия для прогнозирования социальных явлений.
Конт выделил два раздела в социологии:
Социальная динамика- предполагает изучать процессы общественной жизни, его развитие.
Закон трех стадий общественного развития:
1 стадия -Теологическая (Обожествление).
2 стадия- Метафизическая- внутренняя природа явлений объясняется по средствам абстракций, отвлеченных понятий (умозрительное рассуждение- основной прием).
3 стадия- Позитивная- люди обращаются к законам , основанным на наблюдении и экспериментах. Действует постоянный закон подчинения воображения наблюдению, возможность многократной проверки. Эта стадия бесконечная.
Одной из причин позднего отделения социологии от других наук заключалась в неопределенности предмета исследования. Основной задачей являлось- поиск предмета. Обычно при определении предмета в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление, используя социальное взаимодействие, социальные отношения, соц. Группа, соц. действия и т.д.
Главное условие создания социологии как самостоятельной науки по Конту- это специфическое выделение социальной реальности, не изучаемой никакими другими науками.
Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей. Получение знаний о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей.
Основные функции социологии
К социальным фактам относятся: обычаи, традиции, язык, культурные нормы, экономическо-политическая система, система образования.
Дюркгейм выделил 3 раздела социологии:
2 Лекция
Самоубийство- социологический этюд.
Он выделил 3 типа самоубийств:
4 типа социальных действий:
Бюрократия должна обладать следующими характеристиками:
Центральное понятие - социальное взаимодействие. Процесс взаимного влияния людей на поведение друг друга.
Действия Сорокин разделил на следующие виды:
3 Лекция
Виды проводников:
Непреднамеренное мотивированы прошлым опытом человека, осуществляемые без поставленной цели.
Значимое взаимодействие – это взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одним индивидом на другого имеет определенное значение или ценность.
Выходит за рамки чисто физических или чисто биологических свойств этого влияния.
Лишенный своих значимых аспектов , все явления человеческих аспектов становятся чисто физическими или чисто биологическими явлениями.
Значения и ценности не совпадают ни с физическими и биологическими свойствами носителей, ни со свойствами субъектов взаимодействия.
Материальные явления могут выполнять функцию носителя в широком диапазоне значений.
Компонент значения определяет поведение людей. Любая ценность предполагает наличие определенной нормы, правил по ее реализации и отвержению. И наоборот, любая норма является значением (позитив/негатив) или ценностью.
Материально-идентичные объекты являются разными в социокультурном отношении за счет разницы, предписываемой им. И наоборот, то, что разное по биофизическим параметрам , часто является идентичным по социокультурным.
Общество часто материально связано с природой, включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В период социального существования общества: простое и сложное общество. Простое общество 50 тыс. лет назад (кровные связи, родоплеменная организация). Сложное общество в своем развитие прошло определенные стадии.
Критерий социально-экономического развития.
Общество является самой крупной совокупностью людей, устойчиво связанное социальным взаимодействием, территорией и культурой.
Взаимодействие индивидов общества происходит по определенным направлениям и размещается на определенных плоскостях или уровнях. Вместе они организуют систему социальных отношений.
Главная системообразующая плоскость – экономическая. Экономическая плоскость опирается на географические условия.
Взаимодействия людей регламентируются определенными социальными нормами. Нормы формируются исторически и законодательно. В истории социологии встречаются различные …теории и общество. Их можно объединить в две группы:
4 Лекция
Ко второй группе относятся теории, которые принимают закономерный характер общественных взаимодействий и отношений и рассматривают их как результат человеческой деятельности.
Общество выступает как конкретная историческая система закономерно связанных между собой социальных отношений, в которые вступают люди.
Общество как целостная динамическая самоуправляющая система может быть представлена в трех аспектах:
Взаимосвязи элементов. Социальные связи (обмены , взаимодействия)
Подсистемы, различные специализированные области.
Границы условия включения индивида в группу, характер приема в группу
Окружение (естественные условия, взаимодействие с другими группами)
Под взаимодействием система приобретает устойчивость или неустойчивость, стабильность, конфликт.
Социальная система постоянно изменяется . Изменения могут наблюдаться:
Социальные группы- это явления , образованные путем взаимодействия определенного количества индивидов, имеющих общие интересы и систему норм и ценностей, упорядочивающих поведение членов групп.
Основными являются:
Идентифицируется две составляющие:
Объективная принадлежность определяется взаимодействием (институтами). Признанием тех же норм и ценностей.
Каждый взрослый человек входит в несколько социальных групп.
Социальная активность личности может измеряться через степень включенность индивида в социальные группы.
Членство в группе определяется следующими факторами:
Такими средствами могут выступать места постоянных встреч, различные предметы, имеющие символические значения (флаги, плакаты) и лидеры.
Первичные отношения предполагают приоритетность остальных членов группы всем остальным . Преувиеличение своих достоинств.
Вторичные группы это как правило большие группы, определенным образом организованные и направленных на реализацию социально-значимых задач. Социальные связи между членами опосредованы. Знание друг о друге строится на основе стереотипа.
По способу вхождения в группу различают :
Добровольные- вступает в результате сознательного добровольного свободного выбора (профессиональные группы).
Смешанные- можно вступить как одним путем, так и другим (религиозные).
По степени открытости для новых участников группы различают:
Отношения внутри социальных групп определяются целым рядом параметров:
Социальный конформизм это определенный тип социальных действий индивида, соответствующий нормативным предписаниям и ожиданиям группы. Определеяется:
Внешний публичный конформизм- демонстративное согласие с мнением группы с сохранением собственной позиции.
Внутренний личный конформизм- действительное изменение мнения индивида под воздействием группы.
Лидер в социальных группах
Лидерство- способность оказывать влияние на отдельных индивидов и группу в целом и направлять их усилия на достижение определенных целей. Лидером или руководителем является индивид, в наибольшей степении влияет на принимаемые группой решения. Лидером можно стать путем выполнения институциональных обязанностей и функций. Такое лидерство- формальное (носитель адиминистративной власти). Основная задача – организация взаимодействия и формирование отношений между членами групп для достижения определенных целей.
Если человек становится лидером благодаря своим личным качествам и это признается группой, то это неформальное лидерство. Неформальный лидер- член группы, принимающий на себя добровольно большую ответственность. Способы действия лидера определяют выбранный им стиль.
Выделяют три стиля руководства:
Авторитарный – навязывает свою волю, избегает неформальных контактов, держит дистанцию, ориентирован на результаты.
Демократический- учет мнений, делегирование полномочий, сочетание формальной и неформальной структуры взаимоотношения, контроль конечного результата.
Свободный (попустительский)- максимально ориентировано на неформальные отношения, высокий уровень самоконтроля, роль лидера-предотвратить опасные критические ситуации.
Социальные институты
Социальная организация любого общества содержит в своей структуре компонент, который отвечает за сохранение целостности, равновесия и воспроизводство социальных систем.
Основные функции общество возлагает на социальные институты, которые организационно существуют в виде политической, экономической и т.д. систем. Социальный институт- элемент социальной структуры, с помощью которой упорядочиваются социальные взаимодействия между людьми, их деятельность, и также обеспечивается устойчивость общественной жизни.
Структура социальных институтов:
6 Лекция
Основные социальные институты:
Семейный, экономический, политический, образовательный, правовой, религиозный, научный, зравоохранительный .
Структурные элементы социальных институтов зависят от видов потребностей, которые институт должен удовлетворить.
Могут меняться с возникновением новых потребностей или в результате социальных преобразований.
Выводы:
Социальная стратификация – процесс разделения общества на слои. Одна из характеристик социального пространства.
Страта
Является одной из важнейших характеристик социального пространства , которая образуется в результате взаимодействия людей друг с другом.
Политическая стратификация дифференцирует общество на усправляющих и остальных.
Рабство
Сословия
7 Лекция
Классы - есть возможность перехода.
Различия между группами заключаются в характере и размере собственности средства производства и производимый продукт, уровня дохода и личного материального благосостояния.
Принадлежность класса не регламентируется законодательно и не передается по наследству.
Социальная мобильность- движение индивидов или социальных групп между социальными слоями и внутри них. Термин введен Питиримом Сорокиным. Напрямую связано с тем открытое это общество или нет.
По направлению движения- вертикальная и горизонтальная (горизонтальная- внутри одного и того же слоя, вертикальная мобильность : восходящая (социальный подъем) и нисходящая - социальный спуск ). Восходящая – добровольное, желательное , с трудным восхождением по ступеням. Нисходящее- вынужденное, гораздо легче.
По количеству перемещающихся индивидов : индивидуальная и групповая
Факторы способствующие вертикальной индивидуальной мобильности (к ним относят - внешние данные , физические и умственные способности, место жительства, социальный статус семьи , особенности воспитания и образования).
Групповая мобильность происходит в тех обществах , где изменяется общественная значимость того или иного слоя. Фактором групповой мобильности служит война, революции, смена конституции, военные перевороты.
Пути перемещений индивидов и групп Питирим Сорокин назвал каналами социальной циркуляции. Такими каналами выступают социальные институты. Система контроля социальной мобильности заключается в тестировании индивидов на предмет адекватного выполнения или определенных социальных ролей в рамках того или иного социального института.
Социальными институтами постоянно контролируется социальное движение индивидов , корректирует их положение , распределяет и перераспределяет их по разными социальным группам.
Социальный статус и роль (как разновидность социального поведения)
Социальный статус – это место, которое индивид или группа занимает в определенной социальной системе и которая отличается определенным набором прав и обязанностей . Из прав и обязанностей вытекают привилегии, запреты.
Врожденный –расовая , этническая принадлежность
Приписанный по определенным социальным категориям- возраст, военное положение, гражданство.
Достигаемый благодаря собственному выбору и усилиям - профессиональный, образовательный
Совокупность всех статусов- статусный набор.
8 Лекция
В статусном наборе выделяется статус главы или основной. Это статус, который сам человек или его окружающие идентифицируют. Есть неосновные , эпизодические статусы, те которые человек занимает человек в разных ситуациях.
Место, которое человек занимает в социальной группе, является относительным. Его можно определить только в сравнении.
Социальный статус определяет характер, содержание, продолжительность и интенсивность отношений, в которые вступают люди. Возможности восходящей мобильности для индивидов и групп связаны с тем какое значение придается разным видам социальных статусов. Например , в обществе ,где большее значение придается врожденному и приписанному статусу, там проявляются тенденции к групповой мобильности. В тех обществах, где большое значение придается достижимому статусу, там проявляется тенденция к индивидуальному.
Через социальный статус происходит оценка деятельности личности как со стороны общества, так и стороны индивида. Со стороны общественной оценки выражается в определенных начальных ….В оценки личности своего социального статуса есть две крайности: высокая статусная самооценка и низкая. Связано с уровнями достижения человека и с личностными качествами человека (неуверенность, пессимизм, сомнения, внешние влияние). Завышение (энергичность, уверенность). Важно правильное понимание и осознание человека своего социального статуса. Пониманию статуса способствует внешний облик человека и предметы.
Социальная роль
Какой социальный статус занимает человек, такую социальную роль он исполняет. Роль как разновидность поведения, соответствующая социальному статусу. Роль понимается как следствие социального взаимодействия индивидов, которое возникает как ответ на ожидания других людей. Социальная роль является единицей анализа отношений, возникающих у людей в процессе социального взаимодействия.
Выполнение социальной роли зависит от следующих факторов:
Виды социальных ролей:
Общие. Связаны с полом. Претерпели сильные изменения
К специфическим социальным ролям. Можно отнести профессиональные
По длительности кратковременные и долговременные (долговременные- семейные, кратковременные- эпизодические, пассажир, пешеход)
Социальная дистанция располагается между социальными статусами и социальными ролями. Важно соблюдение дистанции. Изменение возможно при обоюдном согласии.
Социальные нормы определяют и ограничивают взаимодействие индивидов внутри группы , позволяют прогнозировать поведение. По средствам социальных норм разрушается или запрещается определенное поведение.
По форме различают:
Основные функции социальных норм:
Лекция 9
В любой социальной системе социальные нормы могут быть эффективными регуляторами поведения только в том случае, если есть система контроля, а также система санкций в виде наказаний и поощрения.
Социальный контроль формальный и неформальный. Социальный контроль внешний и внутренний . Основная задача действия различный форм внешнего социального контроля (институтов и групп) заключается в выработке внутреннего контроля и закреплении его в сознание человека. Основной инструмент внутреннего самоконтроля - совесть. Санкции внутренние и внешние. Санкции со стороны социальных инструментов и групп имеют достаточно широкий диапазон.
Каждая нормативная система обладает своими специфическими санкциями. Санкции, которые возникают в одной нормативной системе как правило выполняются другими. Жесткость санкций в разных нормативных системах различна.
Табу
Право
Мораль
П.Сорокин. Влияние норм и наград на поведение человека.
Поведение человека существенно зависит от тех последствий, которые могут повлечь за собой те или иные действия. Если действие может повлечь за собой желательные последствия. Может подтолкнуть к совершению действий. Нежелательные последствия- вред, дискомфорт. Представление этих последствий удерживает человека от совершения этих действий. Одно и тоже поощрение по разному действует на поведение людей.
Альфа - факторы: время и неизбежность.
Степень влияния наказания гораздо выше , чем степень вероятного.
Чем более развито сознание и культура человека, тем выше его способность регулировать свое поведение исходя из представления об отдаленных наказаниях и наградах. Чем выше социальный статус, тем эта способность более важна.
Девиантное поведение
Вытекает из санкций . Отклоняющееся поведение , не соответствующие принятым социальным нормам. Девиация- понятие оценочное.
Представление о норме и ее отклонении от нее постоянно меняется. Происходит отклонение во времени и в пространстве. В одном обществе в разные эпохи времени поступают по одним нормам, в другое время по отклонениям от них.
Изменение в физическом пространстве касается различий культур. Различия оценок девиантности поведения в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев.
На уровне социальной системы девиация представляет собой реакцию на изменения внешней среды. То есть по средствам девиации индивид приспосабливается к изменениям окружающей среды.
Основные составляющие девиации:
Теория первого типа. Биологическая теория. Связывает определенный тип поведения с физическими качествами человека.
У.Шелдон 3 типа человека: связь между строением тела и склонностью человека к определенному поведению.
Лекция 10
Теория Эрнста Кречмера
4 типа личности:
Пикник- маленький, большая голова, склонный к полноте, открытый для общения, балагур.
Атлетик- пропорциональное телосложение, с хорошо развитой мускулатурой, среднего и высокого роста, уверенный в себе , лидер.
Астеник. Высокий, худой, тонкое удлиненное лицо, слабая мускулатура, высокий рот. Замкнутость, 2 разновидности: романтично-мечтательные и деспотично-жестокие. Диспластик. Человек с физическими отклонениями, нарушениями, аномалиями. Следствие – отклонения в поведении.
2. Объяснение психологические, психоаналитические теории. Теория Фрейда. Связь между отклоняющимся поведением и психическим отклонением.
3. Социальные теории. Девиация объясняется действием социальных и культурных ориентиров. Теория аномии. Аномия – беззаконие, неорганизованность.
Социальная аномия – болезненное кризисное состояние социальной жизни, при котором большинство или значимая часть индивидов нарушает установленные социальные нормы или относятся к ним безразлично. При этом нормативное социальное регулирование резко ослабленным в следствие его противоречивости и неопределенности. Согласно теории аномии, развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию социальной аномии, что в свою очередь становится основой для новых девиаций. Понятие социальной аномии ввел Эмиль Дюркгейм. Согласно Дюркгейму, аномия – состояние при котором индивид не имеет надежности и стабильности в выборе нормативного поведения. Аномия как отсутствие норм. Множество (?) норм противоречат друг другу. Подробно разбирает теорию социальной аномии Роберт Мертон. Мертон считал, что причиной девиации является разрыв между культурными и социально одобряемыми или институциональными средствами или легальными средствами их достижения. Мертон использовал поятие социальной аномии для характеристики соответствующего состояния не только общества, но и личности. Мертон выделил типов поведения личности в зависимости от отношения личности к целям и средствам.
Люди не могут быть полностью конформичны культуре или быть новаторны. В каждом человеке присутствуют все перечисленные типы.
Двойная роль в обществе. Поддерживает и является фактором соц. развития. Люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Как только отклоняющееся поведение становится массовым, прогнозы не работают. Существуют различные объяснения аномии:
Критерии оценки поведения для общества и соответствие этого поведения нормам, ценностям и реальной практике большинства.
Отклоняющееся поведение является одним из способов адаптации культуры к социальным изменениям.
Отклоняющемуся поведению люди обучаются в процессе освоения культуры определенных социальных групп.
Является фактором социального развития.
Лекция 20.11.08
Оно позволяет постоянно производить переоценку существующих социальных норм на предмет соответствия их потребностям общества. С другой стороны отклоняющееся поведение поддерживает ситуацию, при котором большинство следует установленному порядку.
Социальные ценности.
Социальный контроль и санкции тесно связаны с господствующими социальными ценностями. Понятие ценность можно определить через понятие социальной потребности. Потребность в широком смысле – нужда субъекта в чем-либо. Для удовлетворения потребности нужен либо предмет, либо та или иная форма активности.
Виды потребностей. Одна из теорий – теория Маслоу. 2 группы потребностей: первичные (врожденные) и социальные (приобретенные). 1 – физиологические и экзистенциальные, 2 – общение, знания, признание, престиж, самореализация. Основной принцип удовлетворения потребностей согласно Маслоу – принцип доминанты, согласно которому потребности более высокого уровня актуализируются только когда удовлетворены потребности более низкого уровня. Социальные потребности могут быть классифицированны и по другим принципам. Например, потребность в обеспечении безопасности, в производстве, самопроизводстве, контроле над членами общества, воспитании и обучении людей. Потребности выступают мотивационной основой действий человека. Те социальные явления и объекты, которые вызывают определенные потребности и требуют мотивированного поведения по их удовлетворению, называются ценностями.
Основные типы ценностей
В каждом случае основой оценки ценностей являются нормы. Нормы определяют характер усилий, направленных на достижение целей.
Культура как совокупность нормативных систем.
Культура представляет собой систему соц. приобретенных и транслруемых от поколения к поколению значимых идей, символов, ценностей, верований, традиций, правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. В социологии выделяется 5 трактовок понятия культура:
По характеру удовлетворяемых потребностей
Материальная и духовная. Материальная культура охватывает взаимоотношения человека со средой его обитания.
Культура быта, жилище
Культура физическая, поддержание своего здоровья
Культура материального производства
Существует понятие внутренней культуры. Внутренняя культура начинается с принуждения к труду и самообслуживанию. По носителям отличают доминирующую культуру и субкультуру. Доминирующая – система норм и ценностей большенства общества, ведущую роль в котором играют традиции и обычаи.
27.11.08
Чем больше запас культурной информации, тем общество более культурно и жизнеспособно. Накапливаемые знания и идеи постепенно реализуются в практической деятельности. Символы культуры определяют границы доступного опыта человека, т.е. границы познания. Эти границы постоянно расширяются в процессе взаисодействия индивида и общества. Одним из оснований расширения или изменения культурных ценностей является девиантное (отклоняющееся) поведение. Культуру отличают следующие особенности:
Передается механизмом социального наследования, ей обучаются. Культура является общепринятой в данной конкретной социальной среде. Личность, культура и социальная система не всегда находятся в соответствии, т.е. девиантное поведение стимулирует изменения. Культура или ценностно отобранный опыт жизнедеятельности людей выражается в определенной знаковой символической системе.
4 класса знаков:
Через освоение культуры человек реализует свои способности, потенциалы, а также культура способствует формированию развитого самосознания, способностей к адекватной оценке своего места в обществе, своих интересов, целей, оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации сознательного выбора той или иной линии поведения, ответственности за выбор.
С точки зрения ..., культура с одной стороны является продуктом, результатом становления человека, с другой стороны является условием взаимодействия людей.
Социализация личности (обобществление).
Социализация – процесс взаимодействия индивида с другими индивидами, группами, институтами, в ходе которого он усваивает образцы поведения, необходимые для успешной жизнедеятельности. Социализация является частью процесса становления
Формируются общие черты проявления в социальной организованной деятельности, регулируемой структурой общества.
Охватывает взаимоотношения человека со средой его обитания
18 12 2014
1 стр.
Социология как наука об обществе. Предмет, метод. Функции. Структура социологического знания
11 10 2014
1 стр.
В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими качествами и соответствующими им ценностными уста
01 09 2014
5 стр.
Охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии
25 12 2014
11 стр.
Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами
10 10 2014
1 стр.
Сша, Британии, Франции? Где кубинская социология, северокорейская? До недавнего времени почти не было китайской социологии. Где сталинистская социология? Что произошло с прочными т
07 10 2014
1 стр.
Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание, или лингвистика
01 10 2014
16 стр.
Неравенство – основа социальной стратификации. Причины неравенства в обществе. Позитивные и негативные стороны неравенства
28 09 2014
1 стр.