Перейти на главную страницу
Тема 1. Социология – наука об обществе………………………………..……..4
Тема 2. Методология и методы социологического исследования……….……5
Тема 3. История социологии……………………………………………….…….8
Тема 4. Социология личности…………………………………………………..13
Тема 5. Девиация и социальный контроль……………………………………..15
Тема 6. Социальная мобильность и социальная стратификация …………….17
Тема 7. Социальные группы и социальные общности………………………...20
Тема 8. Социальные организации и социальные институты…………………22
Тема 9. Общество и культура………………………………………………...…25
Тема 10. Социальные процессы и изменения……………………………….…27
Тесты к темам……………………………………………………………………30
Контрольные вопросы……………………………………………………….….44
Рекомендуемая литература…………………………………………………..…46
Приложения………………………………………………………………….…..56
Введение
Учебная дисциплина «Социология» читается практически во всех учебных заведениях страны. Социологическое образование является важной и неотъемлемой частью социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Происходящие сегодня в нашей стране реформы требуют подготовки специалистов, способных обеспечить преобразования не только в технике, технологии, информационных системах, но и в самой организации производства, в решении вопросов управления материальными и человеческими ресурсами. Новая общественная ситуация такова, что она не просто заставляет людей переучиваться, но требует изменения системы ценностей, установок, взглядов. Социологические знания являются своего рода инструментом, с помощью которого человек адаптируется к современному обществу, осознает свое место и роль в нем. В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими качествами и соответствующими им ценностными установками.
Данное методическое пособие по социологии разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом1. В нем нашли отражение основные темы курса исходя из отводимого количества часов на изучение данной дисциплины. По каждой теме курса даны план и основное содержание лекционного материала, выделены основные понятия, предложены вопросы для семинарских занятий, рекомендуемые темы рефератов и сообщений, задания для самостоятельного и дополнительного изучения и литература по каждой теме. Прилагаются тесты по темам курса, итоговые контрольные вопросы и рекомендуемая литература по предмету, также дана дополнительная литература по актуальным проблемам современной жизни для самостоятельной работы студентов.
Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология в системе гуманитарных наук. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Здравый смысл и социологическое мышление. Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория «социального» в предметной области социологии. Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.
Социология. Здравый смысл. Социологическое мышление. Объект и предмет социологии. Социальное. Макросоциология. Микросоциология. Теории среднего уровня.
Функции социологии |
Содержание функции |
1. Познавательная |
|
2.Мировоззренческая |
|
3.Критическая |
|
4.Идеологическая |
|
Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие «метод» в социологическом исследовании. Функции и его статус. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Программа социологического исследования – основной научно-методический документ. Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая часть и методико-процедурный раздел программы. Планирование и проведение комплекса организационно-подготовительных мероприятий исследования. Элементы программы социологических процедур на всех этапах исследования. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.
Методология. Метод. Теоретическая и прикладная социология. Репрезентативность. Респондент. Выборка. Квантификация. Валидность. Верификация. Корреляция. Гипотеза. Социологические методы.
Методы сбора |
Методы анализа |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Основные методы |
Объекты изучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
|
Анкетирование Изучение документов Интервью Контент-анализ Наблюдение Социометрия Эксперимент Социологическое тестирование |
Газетные тексты Индивидуальные особенности сознания Межличностные отношения Причинно-следственные связи Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей Факт сознания Ценностные ориентации и установки |
Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40-е годы ХIХ столетия. О. Конт – родоначальник социологии. Классический этап развития социологической мысли. Социологические концепции О.Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Западная социология в ХХ столетии. Теория структурного функционализма. Теория социального конфликта. Теория социального обмена. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология. Этнометодология. Современные социологические теории. Неомарксизм. Д. Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология Н. Лумана. Социологическая концепция Э. Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. ХХ в. Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Основные школы в социологии и их концепции (гегельянство, антропологизм, органическая теория, позитивизм, антипозитивизм, географический детерминизм). Плюрализм М.М.Ковалевского. Идеологи народничества. Субъективный метод в социологии. Марксистская социология. Социология в советский период. Современная российская социология.
«Социальная физика». Социальная статика. Социальная динамика. Социальная реальность. Социальный факт. Социальное пространство. Социологизм. Позитивизм. Структурный функционализм. Символический интеракционизм. Этнометодология. Феноменологическая социология. Структурация.
Б. Для познания социальной реальности необходимо построить идеальные модели изучаемых явлений.
В. В основе социальной борьбы лежат объективные противоречия между передовыми производительными силами и устаревшими формами собственности.
Г. В основу научного управления обществом необходимо положить принципы позитивной религии.
Общественная жизнь зависит от солидарности |
этнометодология |
Различение социальных подсистем действия носит функциональный характер. |
конфликтная теория |
Социальный порядок прежде всего воссоздается на локальном уровне |
символический интеракционизм |
Значения есть социальные продукты, создаваемые через смыслообразующую деятельность взаимодействующих людей |
структурный функционализм |
№ |
Социолог |
Страна |
Биографические данные
|
Теоретическое направление |
Основные труды |
1 |
Огюст Конт |
|
|
|
|
2 |
Герберт Спенсер |
|
|
|
|
3 |
Эмиль Дюркгейм |
|
|
|
|
4 |
Макс Вебер |
|
|
|
|
5 |
Габриэль Тард |
|
|
|
|
6 |
Чарльз Хортон Кули |
|
|
|
|
7 |
Карл Маркс |
|
|
|
|
8 |
Вильфредо Парето |
|
|
|
|
9 |
Георг Зиммель |
|
|
|
|
10 |
Ральф Дарендорф |
|
|
|
|
11 |
Толкотт Парсонс |
|
|
|
|
12 |
Роберт Мертон |
|
|
|
|
13 |
Джордж Мид |
|
|
|
|
14 |
Питер Блау |
|
|
|
|
15 |
Альфред Шюц |
|
|
|
|
16 |
Питер Бергер |
|
|
|
|
17 |
Гарольд Гарфинкель |
|
|
|
|
18 |
Энтони Гидденс |
|
|
|
|
19 |
Юрген Хабермас |
|
|
|
|
20 |
Пьер Бурдье |
|
|
|
|
21 |
Никлас Луман |
|
|
|
|
22 |
Ирвин Гофман |
|
|
|
|
23 |
М.М.Ковалевский |
|
|
|
|
24 |
Питирим Сорокин |
|
|
|
|
25 |
Евгений де Роберти |
|
|
|
|
Охватывает взаимоотношения человека со средой его обитания
18 12 2014
1 стр.
В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими качествами и соответствующими им ценностными уста
01 09 2014
5 стр.
Социология как наука об обществе. Предмет, метод. Функции. Структура социологического знания
11 10 2014
1 стр.
Социальный отбор (современная наука о проявлениях отбора в обществе) / сост., ред и вступ ст. А. Ю. Внутских; Перм гос нац иссл ун-т.– Пермь, 2012. – 93 с
11 10 2014
6 стр.
Цель: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развития современного общества
09 09 2014
1 стр.
Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются оправданными в демократическом обществе?
27 09 2014
1 стр.
Неравенство – основа социальной стратификации. Причины неравенства в обществе. Позитивные и негативные стороны неравенства
28 09 2014
1 стр.
Сми. Техногенная цивилизация стимулирует широкое применение в различных видах человеческой деятельности научных знаний. Социальные взаимодействия в обществе изучает социология
25 12 2014
1 стр.