Тема 4.
Социология л
ичности
План:
-
Социологический подход к личности
-
Социальное поведение личности
-
Статусно-ролевая концепция личности
-
Социализация личности
Содержание темы:
Понятие личности в социологии. Личность как субъект социальной деятельности и объект социального воздействия. Понятие социальной функции, социального статуса и социальной роли. Типы социальных статусов и социальных ролей. Генеральные и главный статусы, предписанные и приобретенные, формализованные и неформализованные. Социальный статус и социальный престиж. Социальная роль и ролевой набор. Роль и ролевое поведение. Условия овладения ролями. Ролевые конфликты личности как результат противоречий ожиданий и диспозиций личности. Внутриролевые и межролевые конфликты, их особенности. Процесс социализации личности и его теоретическое объяснение. Ролевая теория личности (Дж. Мид, Р.Мертон, Т. Парсонс) и ее сущность.
Целостность и автономность личности в ролевом поведении. Самореализация личности. Понятие «Я». Теория «зеркального Я». Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы.
Основные понятия:
Человек. Индивид. Личность. Социализация. Агенты социализации. Конформизм. Социальный статус. Социальная роль. Социальный набор. Десоциализация. Ресоциализация. Ролевая теория личности. Теория «Зеркального Я».
Литература:
-
Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.,1992.
-
Борисова Л.Г., Солодова Т.С. Социология личности. Новосибирск,1997.
-
Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12.
-
Гофман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.,1984.
-
Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализированная траектория // Социс. 2003. №1.
-
Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.,1993.
-
Кон И.С. Социология личности. М.,1967.
-
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
-
Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.,2000.
-
Кунцман А.А. Социализация личности. М.,1995.
-
Личность и социальные роли // Социология группы. Хрестоматия. М.,1994.
-
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
-
Модели человека в современной зарубежной социологии. М.,1985.
-
Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. М., 2004.
-
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
-
Социальная идентификация личности. Кн.1-2. / Отв. ред. В.А.Ядов. М.,1994.
-
Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1989.
-
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1993.
-
Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал.1996. №4. с.134-143.
-
Шашунов Н. Н. Социализация личности, М., 1999
-
Шибутани П. Социальная психология. М., 1997.
Темы рефератов и сообщений:
-
Генезис идей социологии личности в зарубежной и отечественной литературе
-
Понятие личности в социологии и психологии
-
Проблемы взаимоотношения личности и общества
-
Социальная адаптация личности
-
Национальный характер и его социологическая интерпретация
-
Социокультурные типы личности
-
Жизненные циклы личности
-
Воспитание и проблемы социализации
Вопросы к семинарскому занятию:
-
В чем специфика социологического подхода к исследованию личности?
-
Раскройте содержание статусно-ролевой концепции личности.
-
Каковы основные причины возникновения ролевых конфликтов?
-
Назовите механизмы и основные этапы социализации.
-
Дайте характеристику структуре социального контроля.
-
Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля
-
Понятие и причины девиации
-
Теории происхождения девиантного поведения
Задания:
1. Выявите достоинства и недостатки следующих позиций:
а) личность творит сама себя потому, что она представляет собой результат самовоспитания;
б) личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.
2. Выберите из перечисленных ниже положений то, которое не является в полной мере определением социализации:
а) процесс воспитания ребенка;
б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности;
в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;
г) вхождение индивида в социальный мир.
3. Почему последователи ролевой теории личности часто ссылаются на слова из пьесы У.Шекспира «Как вам это нравится»:
«Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик»?
В чем состоит отличие между «игранием роли» и «принятием роли»?
Тема 5. Девиация и социальный контроль
План:
-
Понятие «девиация» и «социальный контроль»
-
Социальные характеристики девиации
-
Социологические теории девиации
-
Основные тенденции социального контроля
Содержание темы:
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе. Социальный контроль через социализацию, через групповой давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории, понятие аномии у Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса.
Основные понятия:
Социальный контроль. Социальные санкции. Социальная норма Конформизм. Самоконтроль. Девиация. Делинквентное поведение. Теория аномии. Теория конфликта. Теория стигматизации.
Литература:
-
Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1996.
-
Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема // Социологический журнал. № 3/4 1998. С. 157-170.
-
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. СПб.,1993.
-
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс.1991. .№4.
-
Девиантность и социальный контроль в России (19-20вв). / Отв. ред. Я.И. Гилинский.СПб.,2000.
-
Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения. Саратов, 1999.
-
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб.,1998.
-
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.47-57.
-
Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2005. №8.
-
Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. Казань, 2000.
-
Клеймберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1992.
-
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения //Социально–политический журнал. 1993. №4.
-
Мертон Р.А. Социальная структура и аномия //Социс. 1992. №2-4.
-
Первова И.Л. Современные теории ювенальной делинквентности. Спб.,2003.
-
Социальный контроль над девиантностью в современной России (сб. ст.). СПб., 1998.
-
Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов–на-Дону, 1997.
-
Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. Спб., 2003.
-
Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // Социс. 2006. №1.
Темы рефератов и сообщений:
-
Девиация и социализация
-
Норма и патология: социологический аспект
-
Типология девиации Р. Мертона
-
Теории происхождения девиантного поведения
-
Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы
-
Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля
-
Кризис общества и проблемы девиантного поведения
-
Рост преступности: причины, пути и способы снижения
-
Анализ криминогенной мотивации
-
Проблемы карательных и исправительных учреждений в современных условиях российского общества
Вопросы к семинарскому занятию:
-
Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы
-
Каковы функции социального контроля?
-
Назовите основные теории происхождения девиантного поведения
-
Каковы проблемы демократизации и гуманизации социального контроля?
-
Назовите типы отклоняющегося поведения
-
Расшифруйте понятие «девиация как процесс»
-
Можно ли сказать, что гений – девиант?
-
Как соотносятся девиация и конформизм?
Задания:
-
Исправьте и дополните список видов социального контроля: убеждение, изоляция, реабилитация, организация.
-
Соедините стрелками название типа девиации и наиболее подходящую данному типу ситуацию.
Тотальный конформизм
|
Взлом хакером системы банковской защиты
|
Инновация
|
Погромы «белых» кварталов «цветными» в Лос-Анджелесе в 1994 году
|
Ритуализм
|
Примерное поведение мальчика в школе
|
Ретреатизм
|
Обходить улицу, которую перебежала черная кошка
|
Бунт
|
Движение «толкинистов» в молодежной среде
|
3. Распределите предложенные типы контроля по двум группам. Назовите эти группы:
Вознаграждение, наказание, правила, убеждение, организация, переоценка норм.
Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность
План:
1. Социальное неравенство, его природа и виды, проявление в обществах разного типа.
2. Исторические типы социальной стратификации
3. Сущность и функциональная природа социальной стратификации, ее основные измерения. Типы стратификационных систем
4. Особенности стратификационных процессов российского общества
5. Проблемы социальной мобильности. Миграции населения
Содержание темы:
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Т. Маршалла, Э. Райта, Р. Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: «социальный класс», «социальная группы», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации. Процедура формирования многомерных слоев. Индекс социальной позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как особое направление стратификационных делений: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном российском обществе.
Основные понятия:
Социальное равенство. Социальная справедливость. Социальное неравенство. Маргинализация. Социальная стратификация. Страта. Социальная мобильность. Средний класс. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность. Миграция. Эмиграция. Иммиграция.
Литература:
-
Аитов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социс. 1996. № 7.
-
Барбер Г. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М.,1972.
-
Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социс. 2005. №12.
-
Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс. 2006. №9.
-
Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. №9.
-
Гордон Л.А. Четыре года бедности в современной России // Социологический журнал. 1995. № 2.
-
Еляков А.Д. Информационный тип социального неравенства // Социс.2004. №8.
-
Заславская Т.И. Социальная неравномерность переходного общества // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
-
Заславская Т.И. Авангард российского бизнес-слоя: гендерный аспект // Социс.2006. №4.
-
Комаров И.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социс.1992. № 7.
-
Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.
-
Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения // Социс. 2005. №12.
-
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. – М., 1995.
-
Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации. М., 1992.
-
Сорокин П. Проблема социального неравенства. М., 1992.
-
Тихонова Н.Е., Горшков М.К. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социс. 2004. №3.
-
Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социс. 2004. №6.
Темы рефератов и сообщений:
-
Идеи социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии
-
Теория классов К.Маркса и становление стратификационной теории
-
М.Вебер: классический этап становления социологии неравенства. Неовеберовская традиция в теории социальной стратификации
-
Стратификационные исследования 1930-60-х годов: одномерная и многомерная стратификация
-
Типы стратификационных систем
Вопросы к семинарскому занятию:
-
Какова сущность стратификационных теорий: критерии разделения общества на страты, разработанные Г. Парсонсом, стратификация по Л. Уорнеру, по П.А. Сорокину?
-
Какие модели стратификации, типы стратификационных систем Вам известны?
-
Какие теории происхождения неравенства вам известны? Раскройте их содержание.
-
Что такое социальная стратификация? Обоснуйте необходимость многомерного подхода к ней.
-
Вскройте противоречия, которые существуют между марксистским и веберовским подходами при анализе социальной стратификации.
-
Приведите разные точки зрения на природу социального неравенства, которые сложились в рамках функционалистского и конфликтологического подходов.
-
Охарактеризуйте основные типы социальной мобильности.
Задания:
1. Какие из ниже перечисленных критериев можно использовать для выделения высшего класса:
а) привилегированный образ жизни;
б) наиболее крупные размеры собственности и доходов;
в) самый широкий объем политических прав;
г) самый высокий уровень квалификации;
д) способность оказывать влияния на социальные изменения.
2. Между двумя социологами возникла дискуссия о происхождении неравенства. Один из них утверждал, что неравенство связано с неравномерным распределением значимых ресурсов и власти. Другой доказывал, что оно обусловлено стремлением общества стимулировать способных людей к исполнению наиболее важных ролей. Представителями, каких теоретических направлений выступают спорящие исследователи?
3. Большую долю (в процентном отношении) в социальной структуре современных экономически развитых стран с рыночной экономикой составляет:
а) высший класс;
б) средний класс;
в) низший класс?
4. Раскройте содержание и приведите примеры различных типов мобильности. Заполните следующую таблицу:
|
Индивидуальная мобильность
|
Групповая мобильность
|
Восходящая мобильность
|
|
|
Нисходящая мобильность
|
|
|
Горизонтальная мобильность
|
|
|
Тема 7. Социальные группы и социальные общности
План:
-
Значение социальной группы в жизни людей. Многообразие социальных групп
-
Социальные группы, их структура, динамика и функции
-
Групповой контроль
-
Понятие социальной общности и ее свойства
-
Разновидности социальных общностей
Содержание темы:
Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Массовые и групповые общности, их специфические черты. Типы массовых социальных общностей и их характеристика. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Определение понятия «социальная группа». Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г. Хаймена). Коммуникационные связи в группах. Группообразующие процессы в современном обществе. Определение и функции лидерства в группах. Большие и малые формальные и неформальные группы, группа членства и реферативная группа. Динамические процессы в группе (групповая динамика). Руководство, лидерство, авторитет. Их характеристика.
Основные понятия:
Социальные общности. Мнимые социальные общности. Контактные социальные общности. Социальные группы. Социальное взаимодействие. Социальная взаимосвязь. Социально-демографические, территориальные, классовые, этносоциальные общности. Социально-профессиональные группы.
Литература:
-
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
-
Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.
-
Арутунян Ю.В., Дробижева Л..М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты //Социс. 2000. № 4.
-
Григорьев С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей //Социс. 2000. № 2.
-
Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социс. 2002. №6.
-
Социология группы. / Сост. О.Л. Лейбович. Пермь, 1994.
-
Фатхуллин Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. Казань, 1989.
-
Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? (К проблеме реальности в социологии) // Социс. 1996. №12. С.90-104.
Темы рефератов и сообщений:
-
Толпа, ее свойства и признаки
-
Феномен малой группы
-
Городская общность
-
Регион как социальная общность
-
Молодежь как поколенческая общность
-
Лидерство в социальной группе
Вопросы к семинарскому занятию:
-
В чём отличие понятий «социальная общность» и «социальная группа»?
-
Каковы основные признаки социальной группы?
-
По каким критериям определяется принадлежность индивида к конкретной социальной группе?
-
Охарактеризуйте этнические общности
-
Назовите основные виды социальных общностей и дайте им характеристику.
-
Что такое квазигруппа? В чем состоит ее отличие от социальных групп?
Задания:
1. Даны два определения группы:
-
группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени;
-
группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное взаимодействие.
Какое из них лучше подходит для малой группы?
2. Какие аргументы приводит М. Вебер в пользу позитивного подхода к бюрократии:
а) она состоит из людей, которые распределяют материальные блага;
б) она четко и безошибочно функционирует и направляет на получение максимальной прибыли;
в) она основана на человеческом факторе и взяточничестве.
3. Какие из перечисленных положений относятся к формальной организации:
а) система межличностных отношений, основанная на потребностях, интересах и мотивах людей;
б) система статусов–должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями;
в) система зависимостей между людьми, основанная на личных предпочтениях.
4. Что из ниже перечисленного не относится к квазигруппам:
а) публика; б) страта; в) масса.
Тема 8. Социальные организации и социальные институты
План:
-
Социальные организации и их основные черты
-
Формальные и неформальные организации. Бюрократизация как черта формальных организаций
-
Понятие «социальный институт». Институционализация
-
Виды и функции социальных институтов
Содержание темы:
Понятие социальной организации. Главные черты организации. Механизмы, структура и функции организации как социальных групп. Типы организации. Отношения между организациями. Теории социальных организаций. Характеристика бюрократической организации в свете теории человеческих отношений. М.Вебер об основных чертах бюрократической организации как идеальной административной машины. Р.Мертон об основных недостатках бюрократии. Понятие социального института. Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института. Функции социальных институтов и их необходимость в обществе. Виды социальных институтов и их основные структурные элементы (цели, нормы, идеалы, социальные статусы и роли, организации и учреждения). Источники развития социальных институтов. Основные институты: семья, образование, производство, государство и сферы их влияния.
Основные понятия:
Социальная организация. Коллектив. Бюрократия. Социальные институты. Функции, дисфункции институтов.
Литература:
-
Быстров А.А. Концепция семьи: марксизм и советская социологическая школа // Социс. 2006. №11.
-
Быченков В.М. Институты: сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъективности. М., 1996.
-
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
-
Дюркгейм Э. Социология образования. М.,1996.
-
Кули Ч. Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. М.,1994. С.375-382.
-
Мчедлов М.П. Религиозная идентичность: о новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социс. 2006. №10.
-
Осипов А.М., Тумалев В.В. Социология образования в России: противоречия и перспективы развития // Социс. 2004. №7.
-
Тихонова Н.Е. Бюрократия: часть общества или его контрагент? // Социс. 2006. №3.
-
Петухов В.В. Бюрократия и власть// Социс. 2006. №3.
-
Седова Н.Н. Эффективность бюрократии в оценках россиян // Социс. 2006. №3.
-
Бызов Л.Г. Бюрократия при В. Путине - субъект развития или его тормоз? // Социс. 2006. №3.
Темы рефератов и сообщений:
-
Семья как важнейший социальный институт
-
Образование как социальный институт
-
Религия как социальный институт
-
Политическая система как социальный институт и ее функции
-
Экономика как социальный институт
-
Бюрократия
-
Коллектив
-
Руководство и лидерство в организации
Вопросы к семинарскому занятию:
-
Проанализируйте организацию как социальную систему
-
Что такое организация и каковы ее признаки?
-
Как вы понимаете термин «социальный институт»?
-
Виды социальных институтов, их функции.
-
В чем сущность проблемы социальной организации в социологии и теории управления?
-
Почему люди создают неформальные организации?
-
В чем сущность процесса управления? Как функционирует управленческая пирамида?
Задания:
-
Перечислите основные признаки формальной организации.
-
Вычеркните лишнее в предложенной классификации социальных институтов:
-
Институты родства
-
Социокультурные институты
-
Коммуникативные институты
-
Политические институты
-
Нормативно-ориентирующие институты
-
Экономические институты
-
Заполните представленную таблицу, опираясь на пример института семьи.
Институт
|
Общественные потребности
|
Основные роли
|
Физические элементы
|
Символические элементы
|
Семьи
|
Физического и духовного воспроизводств, социализации
|
Отец, мать, ребенок
|
Дом, обстановка
|
Кольца, обручение, аист
|
Образования
|
|
|
|
|
Религиозные
|
|
|
|
|
-
Какие из перечисленных определений не относятся к социальному институту:
а) совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
б) устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности;
в) изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.
<предыдущая страница | следующая страница>