Перейти на главную страницу
-познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.
-развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;
-увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;
-понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе;
-сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.
3. Воспитательные:
-осознать важность права голоса для каждого гражданина демократического государства.
2) Демократические выборы – принципы и условия.
3) Типы избирательных систем.
4) Избирательная пассивность и ее причины.
5) Система выборов в РФ.
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке:
Каким образом граждане в демократическом обществе могут повлиять
на государство?
Что такое право голоса и кому оно принадлежит?
Как Вы относитесь к позиции неучастия в выборах?
Какие знания необходимы избирателю?
Какова роль средств массовой информации в подготовке и
проведении выборов?
В чем состоит прямая и представительная демократия?
Как осуществляется процесс голосования?
Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются оправданными в демократическом обществе?
Какова избирательная система современной России?
Словарь урока:
Абсентеизм, активное избирательное право, пассивное избирательное право, политический блок, выборы, парламент, парламентаризм, фракционность, избирательные системы, плебисцит, референдум, электорат, избирательный ценз.
Этапы урока |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
Формы контроля и оценивания |
1.Мотивация. 3мин.
|
Мозговой штурм. |
Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам. |
Активность участия в работе. |
2. Постановка проблемы. 5 мин.
|
Анализ политической речи. Сравнение документов. Работа в малых группах. |
Ставится проблема соотношения политического лидерства и ситуации политических выборов. |
Широта мышления, умение находить общее и различия. |
3. Работа с понятиями. 10 мин.
|
Анализ понятийного аппарата. |
Учащиеся определяют основные понятия темы |
Точность формулировок. Навыки устного выступления. |
4. Обсуждение основной проблемы. 10 мин.
|
Работа в группах. Дискуссия. Работа с текстом учебника. |
Учащиеся знакомятся с избирательными цензами и определяют принципы демократических выборов. |
Умение работать с текстом, выделение главного, точность аргументации, соответствие примеров выдвинутым положениям. |
5. Работа с документом. 13 мин.
|
Анализ текста, ответы на поставленные вопросы, общее обсуждение. |
Учащиеся знакомятся с различными подходами к избирательному процессу, анализируют документы, отвечают на поставленные вопросы. |
Умение анализировать документ, точность ответов на вопросы. |
6. Виды избирательных систем. 10 мин.
|
Лекция преподавателя. Дискуссия. |
Учащиеся знакомятся с различными видами избирательных систем и обсуждают сложные вопросы, связанные с выборами. |
Умение аргументировать свой ответ и приводить яркие примеры. |
7. Причины абсентеизма. 7 мин.
|
Ролевая игра с элементами дискуссии. |
Учащиеся определяют возможные причины неучастия граждан в выборах |
Навыки устного выступления, анализ ситуации |
8. Применение полученных знаний. 10 мин.
|
Анализ ситуаций |
Учащиеся на основе ситуаций высказывают собственное мнение и отношение к выборам и их организации |
Умение анализировать и аргументировать собственную позицию |
9. Ролевая игра «Выборы». 10 мин.
|
Ролевая игра |
Учащиеся на практике знакомятся с ходом избирательного процесса и основными процедурами. |
Умение применить полученные знания в практической деятельности. |
10.Рефлексия. 2 мин.
|
|
|
|
И не устала их плести:
Здесь выбирают овцы сами
Себе волков себя пасти.
Освободительных забот:
Когда рабы приходят к власти,
Они куда страшней господ.
Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить? Согласны ли Вы с его позицией?
Какими путями к власти могут прийти рабы?
Какие исторические и политические события мог иметь в виду современный российский поэт?
«Необходимо прекратить все разговоры об этих людях и тех людях, этих расах и тех расах, о том, что другие расы считаются худшими и поэтому должны помещаться на низшие позиции. Необходимо прекратить это и сплотиться как единый народ по всей стране, а также объявить, что все люди созданы равными».
«Я никогда не выступал и не выступаю за социальное и политическое равенство между белой и черной расами, я никогда не выступал за то, чтобы негры были избирателями и судьями, государственными служащими, они не должны вступать в браки с белыми людьми. Поскольку они не смогут этого сделать и будут держаться вместе, должны существовать высшая и низшая расы, при этом белая раса будет высшей».
Обучающиеся выбирают тот вариант, который представляется им наиболее реальным. Для этого необходимо, чтобы учитель ознакомил их с историческими событиями, особое внимание обратив на ключевую проблему – вопрос о рабстве.
После обсуждения и выбора группами (или индивидуально) наиболее правильных, по их мнению, решений преподаватель может разъяснить ситуацию – два выступления президента США были произнесены практически в одно время, но в разных штатах страны. Первое в северных штатах, а второе – в южных.
После работы с документом можно перейти к дискуссии о политическом лидере по следующим вопросам: «Должен ли лидер иметь одну твердую позицию или ему необходимо ориентироваться на своих избирателей?», «Что влияет на речи политических лидеров?».
В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В США не делают различий между референдумом и плебисцитом. Законодательству РФ известно только понятие референдум. Референдумы подразделяются на общенациональные и местные; на конституционные и законодательные; консультативные и “решающие”; обязательные и факультативные.
«С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится» (Даниил Заточник)
«Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (Малиновский В.Ф.)
«Парламентаризм есть гордая, настойчивая, непреклонная и систематическая борьба с сильной, окрепшей и могущественной властью. Довольно, кажется, произнести эти слова, для того чтобы иметь основание махнуть рукою на всякий парламентаризм в России!» (Стронин А.И.)
«Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость - когда мы в большинстве» (Сокман Р.)
«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Питер Л.)
«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.)
«После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел» (Роджерс У.)
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)
«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк О.)
«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Меттерних К.)
«Если вы в меньшинстве - говорите; если в большинстве – голосуйте» (Шерман Р.)
«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Черчилль У.)
«Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо воля одного или немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех» (Бердяев Н.А.)
«Когда плохие граждане добиваются почетных должностей, то, чем менее достойными они приходят к власти, тем более небрежными становятся и преисполняются безрассудства и наглости» (Демокрит).
Среди других проблем, которые могут быть рассмотрены на этом этапе урока, следующие:
Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?
Нужно ли установить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, чтобы уменьшить опасность подкупа народных избранников?
Какова роль выборов в жизни общества?
Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?
В чем причина абсентеизма (низкой активности избирателей)? Как можно преодолеть это явление и следует ли это делать?
Какими основными качествами должны обладать народные представители?
«Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно. Но богатые люди, если они не безрассудны, наняв управляющих, со всем вниманием и строгостью следят, как те выполняют свои обязанности, предупреждая нерадивость, неумение, продажность. Дабы иметь возможность судить об отправлении службы своими уполномоченными, осторожные доверители входят в курс всех дел, ведение коих перепоручают другим. Точно также и народы, взявшие представительную систему в целях пользования приемлемой для них свободой, должны осуществлять постоянное и активное наблюдение за своими представителями и оставить за собой право через определенные промежутки времени (им не следует быть слишком продолжительными) устранить их, если они обманут ожидания, и лишить полномочий, которыми они злоупотребили...
Труд законодателя не завершается, когда благодаря ему жизнь народа становится спокойной. Даже когда этот народ доволен, остается еще много дел. Общественные институты должны завершить нравственное воспитание граждан. Уважая их личные права, оберегая их независимость, совершенно не вмешиваясь в их занятия, эти институты должны, тем не менее, оказывать влияние на общество во имя его блага, чтобы призвать граждан способствовать своей решимостью и своим голосованием осуществлению власти, гарантируя им взамен право контроля и надзора посредством волеизъявления; институты должны воспитывать людей, практически готовя их к исполнению высоких функций, одновременно наделяя их возможностями и внушая им желание браться за это дело».
ВОПРОСЫ:
Что подразумевает представительная система?
Каким образом возможен эффективный контроль представительной власти? Можете ли Вы дополнить мысли автора в данном направлении?
Согласны ли Вы с тем, что промежутки между выборами не должны быть продолжительными? Какой срок представляется Вам оптимальным? Почему?
Что следует понимать под злоупотреблением полномочиями?
Каковы цели законодателей?
Законоположение для народа “должно всегда сообразоваться нравственности его”: чтобы познать точно народ, рассеянный по великому пространству России, и определить его нравственность в настоящее время, надлежит его видеть и слышать в собрании своих полномочных.
По двум столицам не должно судить о нравственности россиян: обозреть их и познать настоящий образ мыслей и определить нравственность толь же трудно и медлительно, как собрание законов. Хоть бы выбрали самых искусных людей в познании природы человеческой, то всякой по-своему бы изобразил состояние жителей; депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа и степень его нравственности, сами будучи живые подобия приславших».
ВОПРОСЫ:
Какова позиция автора по отношению к парламентаризму?
О каком старом уложении и новом законодательстве может идти речь в документе?
Согласны ли Вы с мнением, что по двум столицам не следует судить о нравственности россиян? Почему?
У всех древних и новых народов, в жизни которых замечается какое-нибудь движение и стремление к улучшению общественных и политических форм, рано или поздно, непременно вводится, в том или другом виде, выборное государственное представительство, заменяя или исключая у одних народов существующую государственную организацию, у других только дополняя ее новым элементом. Это показывает, что введение выборного государственного представительства не есть прихоть отдельных личностей, а вызывается потребностями государственной жизни. Не будь их, и оно не было бы таким распространенным, всеобщим явлением. Стало быть, нельзя считать его излишним и бесполезным, а того менее вредным и опасным...
Рост и развитие каждого государства, в особенности обширного, необходимо вызывают на очередь вопрос о представительстве. Он не есть признак ослабления или упадка, а служит признаком мощи и здоровья государственного тела, ибо появляется при правильном ходе государственной жизни, когда правительственный механизм вполне сложился и окончательно выработался».
ВОПРОСЫ:
Почему возникает представительная демократия?
Какова роль представителя народа в государстве?
В любом ли государстве необходим представительный орган? Почему?
С какими мыслями автора Вы согласны, а какие представляются спорными? Проиллюстрируйте свои взгляды примерами из истории и современной политической жизни.
Победоносцев К. “Великая ложь нашего времени”. «Родина», № 4, 1993 г.
«…В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем, наконец, разрастается без конца государственная территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще меньшее число доверенных лиц - министров, коим предоставляется изготовление и применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой...
Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколькими взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее - могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей за счет народа, - и притом не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают - раздачей всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в распоряжение
...Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей... Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству...
Выбор должен бы падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуется - образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего - смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторой пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, - для этого никуда не годится…»
Согласны ли Вы с отношением автора к парламентаризму? Почему он назвал его “великой ложью нашего времени”?
Изменилась ли система парламентаризма сегодня?
Выражают ли результаты выборов волю избирателей? Почему?
Какие качества необходимы в первую очередь для кандидатов в депутаты?
Тихомиров Лев Александрович “Панама и парламентаризм”.
«…Парламентаризм требует от страны представителей ее воли, мнения, желания, то есть вещи невозможной, явного обмана...
Цвет нации, действительные представители ее гения, ее величия, заняты своим делом: ученый, медик, техник, фабрикант, земледелец - все находятся при своем деле и его не бросят, потому что любят его, вкладывают в него всю душу. Они только потому и лучшие люди, что имеют это чувство. В обычное время представители гения нации не пойдут в депутаты, особенно парламентарные. Парламентский депутат обязан выражать чужую волю. Для человека со своими идеями это вовсе не соблазнительно, даже противно...
Народ для избирающегося - последнее дело. Его нужно побудить подать голос, а вовсе не узнать, какой у него голос. Избирательная кампания - это охота за голосами, а ничуть не опрос народа. Зайца не спрашивают, желает ли он попасть ко мне на стол, а ловят; его собственными желаниями интересуются лишь для уяснения, как именно его можно наилучше поймать. Так точно интересуются и народом на выборах.
И вот кандидатуры выдвинуты. Шум, треск, стены, оклеенные прокламациями и именами, разъезды, конференции, ложные слухи, взаимные клеветы, громкие слова, обещания корыстные, обещания сознательно ложные, подкупы и т.д. Народ шалеет: и раньше он мало понимал, а теперь уже и вовсе ничего не соображает. Величайшее искусство этой охоты не в предварительном подготовлении народа, а в каком-нибудь заключительном surprise, который срывает голоса в последнюю минуту, не давая уже времени передумать... Но получив голоса и собравшись в палате, представители народа могут совершенно позабыть о нем вплоть до приближения следующих выборов...
Таким образом парламентаризм приводит официальное правительство страны к неслыханному доселе ничтожеству и бессилию. В области высшей политики оно находится в порабощении у негласных олигархов, вожаков партий. В области администрации оно перестает быть начальством для своих чиновников, которые приобретают самую вредную независимость и бесконтрольность своих действий. Страна, нация, остается без высшего органа правления, контроля, руководства…»
ВОПРОСЫ:
Каковы основные мысли автора по отношению к парламентаризму?
Как в документе описываются кандидаты и депутаты?
Согласны ли Вы с утверждением, что “избирательная кампания - это охота за голосами”? Почему? Приведите примеры из истории и современной жизни.
Являются ли высказанные идеи актуальными для сегодняшнего дня? Почему?
Сорокин Питирим Александрович “Закон об Учредительном собрании (мажоритарная или пропорциональная система) (статья из газеты “Воля народа”, 1917г.)
«…Избирательная система тем выше, чем правильнее она выражает физиологию страны. Пропорциональная система при наличности ряда условий может делать это лучше, чем мажоритарная. Поэтому я - сторонник ее. Но так как в России эти условия отсутствуют, то не исключен тот факт, что она даст искажение мнения народа больше, чем система мажоритарная. Поэтому приходится голосовать скорее за последнюю, чем за первую».
ВОПРОСЫ:
О каких условиях мог говорить Питирим Сорокин?
Согласны ли Вы с позицией автора?
Что общего и в чем различия в ситуации в России того времени и сегодня?
В ходе итогового обсуждения учащиеся обсуждают:
Какая избирательная система наиболее предпочтительна в условиях современной России?
От каких факторов зависит выбор той или иной избирательной системы?
Проводится небольшая ролевая игра. Каждая группа будет играть роль представителей определенной возрастной или социальной группы (молодежи, пенсионеров, творческой интеллигенции, рабочих, крупных собственников и т.п.). Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.
СИТУАЦИИ:
Использованная литература:
Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются оправданными в демократическом обществе?
27 09 2014
1 стр.
Цели: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны
07 10 2014
1 стр.
Задачи: определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия
12 10 2014
1 стр.
Данный урок занимает важное место в разделе «Пожары». Материал используется и в последующих уроках и в любой момент жизни может пригодиться учащимся
06 10 2014
1 стр.
Семинар высокого уровня в рамках программы Тасис на тему: «Управление современными статистическими системами в демократическом обществе»
12 10 2014
1 стр.
Этот урок? 10. Домашнее задание
12 10 2014
1 стр.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро
08 10 2014
1 стр.
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет
14 12 2014
1 стр.