Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок обществознания в 9 классе.

Тема урока «Голосование, выборы, референдум»

Цели: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны.

Задачи:

- познакомить с сущностью и принципами избирательной системы, с различными видами избирательных систем.

- совершенствовать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.

-помочь учащимся осмыслить значение участия людей в избирательном процессе.

Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Использованная литература:

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2000.

Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. 1 часть. Составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания по теме: «Гражданское общество и правовое государство»

К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

Правовое государство

Тоталитарное государство









  1. Аппарат подавления.

  2. Преследование инакомыслящих.

  3. Жёсткая цензура.

  4. Диктатура одной политической партии.

  5. Связь государства и его органов через закон.

  6. Монополия государственной собственности.

  7. Взаимная ответственность государства и личности.

  8. Подавление личности.

  9. Господство закона во всех сферах общественной жизни.

  10. Судебная защита прав граждан.



  1. Работа по новой теме

  1. Проблемные вопросы:

1. Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

2. Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?



  1. Вступительное слово учителя.

Выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено при условии. Если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.


  1. Работа в группах (заполнение схем с использованием учебника, Конституции РФ)

Избирательная система включает два компонента

Избирательное право Избирательный процесс

- комплекс правовых норм - комплекс действий в процессе

о порядке выборов выборов

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ

(право избирать в органы власти) (право быть избранным в органы власти)

18 лет с 21 года

Главой администрации субъекта РФ – 30 лет

Президентом страны – с 35 лет. Ценз оседлости – 10 лет

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах:



ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.

Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос.

Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.

Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.

Право на голосование

имеют

не имеют

Лица, достигшие 18 лет, независимо

от пола, национальности, места

жительства.


а) лица, не достигшие 18 лет;

б) находящиеся в местах

лишения свободы по приговору

суда;


в) признанные недееспособными.


Дееспособность- способность лица нести ответственность за свои поступки.

Распределение мандатов по голосованиям может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов



ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

пропорциональная мажоритарная

(голосование проходит (голосование за конкретного кандидата)

по партийным спискам)

Мажоритарная избирательная система представляет собой такой способ определения результатов голосования , при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Мажоритарная система основана на принципе:

а) Абсолютного большинства – 50 % + 1 голос

б) Относительного большинства - больше, чем у соперника.

Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все»

Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов – 5%, отстраняются от определения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

Референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

IV. Закрепление изученного материала.



Задание для закрепления.

Какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические.

Тайное голосование – открытое голосование.

Один кандидат – несколько кандидатов

25 лет – 18 лет

Избиратели – белые избиратели

Отсутствие прессы – присутствие прессы

90% избирателей – 30% избирателей

V. Деловая игра «Выборы Президента»

Трое ребят заранее получают задание подготовить «предвыборную программу». Учитель предлагает следующие направления:

- Поддержка фермерского движения;

- Активизация работы коммунального сектора (ремонт дорог, чистота улиц и т. д.)

- Благоустройство города (организация парка культуры и отдыха, благоустройство пляжа ).

- Ремонт больницы;

- Помощь многодетным и т. д.

На уроке каждый кандидат своим выступлением должен убедить голосовать именно за него.

Затем проводится голосование и подсчет голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования.

(Как один из вариантов закрепления материала можно использовать тест «Я избиратель», можно предложить подумать над вопросами дома).



ТЕСТ «Я, избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ

«А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ

«Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ

«В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

IV. ИТОГ УРОКА

1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.



Домашнее задание.

Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):



  1. Почему так важно участие граждан в выборах?

  2. Если бы вас избрали президентом России, какие социальные проблемы молодежи вы решили бы в первую очередь?

  3. Зачем нужны выборы?

  4. Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?

Рабочий лист группы № ______



  1. Избирательная система включает два компонента

Избирательное право

Избирательный процесс






2. Избирательное право

Активное

Пассивное








  1. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

Всеобщее избирательное право - _________________________________________________
Равное избирательное право, т. е. ________________________________________________
Прямое избирательное право, т. е. ________________________________________________
Тайное голосование, т. е. _________________________________________________________
4. Право на голосование

имеют

не имеют






5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

пропорциональная

мажоритарная






Урок обществознания в 9 классе. Тема урока «Голосование, выборы, референдум»

Цели: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны

82.97kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок обществознания в 10 классе в разделе «Политическая сфера жизни общества» Тема урока: Выборы в демократическом обществе

Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются оправданными в демократическом обществе?

235.1kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок окружающего мира в 3 «б» классе ( по системе Л. В. Занкова). Учитель: Богданова Е. В. Тема урока

Этот урок? 10. Домашнее задание

33.92kb.

12 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном мо. Класс: 5 класс, история. Тема урока: «Восстание Спартака»

Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории мкоу «Сорочинская сош» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной

70.53kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень) Правовое государство и гражданское общество (1-ый урок) Учитель: Виноградова Галина Павловна
150.73kb.

14 09 2014
1 стр.


Урок Класс 8 (общеобразовательный) Тип урока повторение, обобщение, полученных сведений. Тема лингвистическая функция знаков препинания

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

64.64kb.

17 12 2014
1 стр.