Лексика. Культура речи. (Урок повторения)
Цель урока:
. систематизировать знания учащихся о лексическом составе языка, о лексикологии как науке о языке;
Задачи урока
-
Повторить с учащимися лексические понятия: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные, однозначные слова, переносное значение слова;
-
Закрепить с учащимися данные понятия;
-
расширять лексический запас учащихся;
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
2. Повторение изученного в 5 классе
-
Сегодня на уроке мы вновь встретимся с разделом науки о языке, который изучает слово как основную единицу языка и его словарный состав.
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
13,
|
6,
|
12,
|
19,
|
10,
|
12,
|
16,
|
13,
|
16,
|
4,
|
10,
|
33.
|
л
|
е
|
к
|
с
|
и
|
к
|
о
|
л
|
о
|
г
|
и
|
я
|
- На доске записаны термины. Разделимся на три группы, соответственно ряду. Каждая группа вспоминает, что обозначают эти термины и приводит примеры.
-
лексика, лексическое значение, лексикология (Приведите примеры слов с их лексическим значением: айсберг, танк, жалюзи)
-Ребята, а где разъясняются лексические значения слов?
(в толковых словарях)
стр. 240
-
однозначные слова, многозначные слова, переносное значение (приведите примеры: император, километр, время; заяц-зверек и безбилетник, люлька-колыбель, трубка для курения; золотое кольцо- золотой характер, стальной гвоздь - стальные нервы)
-
синонимы, антонимы, омонимы; (мороз – холод, стужа; жара - пекло, зной. Ошибка-описка; белый - черный, высоко-низко, стоять-идти; дверной ключ - живительный ключ, построить дом - построить отряд в шеренгу)
Не забывайте, что соответствующие слова должны принадлежать к одной части речи.
А кто любит разгадывать кроссворды? Какой принцип при этом используется? (определение слова по его лексическому значению)
Определи слова по его лексическому значению:
1) Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк)
2)Профессиональный наездник на скачках, бегах. (жокей)
3) Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнять буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям, чтобы получились слова. (кроссворд)
3.Практическая работа (по упражнениям )
-Выполним упр. 53 Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 53(в скобочках пишут проверочное слово), затем комментируют правописание слов в зависимости от лексического значения по цепочке.
-Какой вывод можно сделать при выполнении данного упражнения.(
При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов надо учитывать лексическое значение слов)
Выполним упр. 55
-При выполнении упражнения используем толковый словарь.
- Какой караван не может двигаться по пустыне? (караван судов)
- Какую линейку не используешь для черчения? (отрядную линейку)
- Из какого автомата нельзя стрелять? (Например, из телефона - автомата, автомата по продаже напитков)
-Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях.
(Караван верблюдов двигался по жаркой, раскаленной пустыне.
Караван судов и барж двигался по реке.
В пенале лежит ручка, карандаш, линейка.
Дети собрались на торжественную линейку и получили грамоты, призы и памятные подарки.
На улице стоит автомат по продаже газет и журналов.
В армии учат разбирать и собирать автомат.)
По рядам по 2 предложения)
4.Физминутка
(разминка для глаз, рук)
5. Фронтальная работа
Выполним Упр.56
-Прочитайте.
-Что изменилось в природе после дождя?
-Как называется прием, когда действие живого существа приписываются неживому существу? (олицетворение)
-Для чего многие авторы используют это прием в произведениях? (чтобы придать большую выразительность и ярче показать какую-либо картину, образ)
-Какие еще авторские приемы или художественно-изобразительные средства вы знаете? (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, литота)
-Для чего они нужны? (чтобы придать большую выразительность)
-Спишите стихотворение.
-Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.
(Если хватит времени распечатать на каждого)
Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте:
Встретился мне один молодой писатель.
- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.
- Конечно, - сказал я.
- Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.
- Я скажу тебе правду, - сказал я.
- Скажи, - сказал он.
- Во-первых, у тебя на каждой строчке "сказал я" да "сказал он", - сказал я ему.
- Сейчас можно говорить "сказал я" и "сказал он", - сказал он.
- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.
- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.
- Чем такое говорить, лучше вообще ничего не говорить, - сказал я.
- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.
- Я сказал, что думал, - сказа я.
- Правду сказали мне, что ты кретин, - сказал он.
- Повтори, что ты сказал? - сказал я.
- Что сказал, то и сказал, - сказал он.
- Еще слово скажешь? - сказал я.
- Скажу еще больше, - сказал он.
- Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе, - с ним бесполезно говорить: он все равно скажет, что все сказанное им бесспорно.
6. Коммуникативное задание.
Класс выполняет упр. 60. Три человека работают у доски:
Первый – выписывает из текста слова с пропущенными буквами и объясняет их написание;
Второй – выполняет синтаксический разбор первого предложения;
Третий – выполняет морфологический разбор слова не вылезали
7. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют задание на листочках и сдают на проверку. Работа выполняется с использованием словарей.
-Спишите текст. Объясните лексическое значение выделенных слов, используя словари.
Наконец билеты были куплены, и мы пошли в ц..рк. Мы уселись на свои м…ста и принялись ра..матривать арену, покрытую огромным к..вром. Над нашими г..ловами были протянуты какие-то канаты. Вверху, под куполом ц..рка, в..сели трапеции, веревочные лестницы и другие разнообразные приспособления.
БИЛЕТ Толковый словарь Ожегова
, -а, м. 1. Документ, удостоверяющий право пользования чем-н. - разовый или на определенный срок. Железнодорожный б. Сезонный, месячный б. (для проезда на сезон, на месяц). Единый проездной б. (для проезда на разных видах городского транспорта). Проверка билетов. Б. на поезд, на самолет. Б. на матч. Б. в театр, в цирк, в кино, в оперу, в музей. Б. на стадион, на каток. Б. от Москвы до Петербурга. Обратный б. (для проезда туда и обратно, или обратно). Входной б. (дающий право на вход в зрительный зал, музей, лекторий).
КАНАТ
- гибкое изделие из стальных, синтетических или растительных (пеньковых, хлопчатобумажных) волокон. Различают канаты крученые (витые), невитые, плетеные.
КАНАТОХОДЕЦ
- цирковой артист, демонстрирующий мастерство эквилибристики на канате, закрепленном между опорами.)
ТРАПЕЦИЯ
(от греч. trapezion - букв. - столик), четырехугольник, в котором две противоположные стороны, называемые основаниями трапеции, параллельны (на рисунке АD и ВС), а другие две - непараллельны. Расстояние между основаниями называют высотой трапеции (на рисунке MN). Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту.
ТРАПЕЦИЯ | Толковый словарь Даля
- ж . геометр. четвероугольник с неравными сторонами, из коих две опостенны (паралельны). Трапецоид, подобный четвероугольник, у которого все стороны идут врознь. Трапецоэдр, тело, ограненное трапециями.
РИСПОСОБЛЕНИЕ | Толковый словарь Ожегова
, -я, ср. 1. см. приспособить, -ся. 2. Предмет, всякое устройство, при помощи или посредством к-рого производится какая-н. работа, действие; вообще - прибор, механизм. П. для зажима детали. Удобные приспособления.
8. Итог урока
-Какой раздел науки о языке изучали сегодня на уроке?(лексикология)
-для чего необходимо изучать этот раздел? (для того, чтобы речь была красивой, эмоциональной, образной)
9. Д.З упр 58 по заданию