Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Авторский спектакль как одна из форм

личностного развития воспитанников и их социализации

Сидорова Наталия Юрьевна

Художественный руководитель театра-студии «Дуэт»

ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
Перед молодым человеком, стремящимся к познанию, самовыражению и взаимодействию с окружающим миром, всегда встаёт проблема духовного выбора. Эклектичность культуры современного мира, назойливая пропаганда различных разновидностей субкультур уносят из жизни наших детей глубокое понимание мира и своей роли в нём. Театральная педагогика обладает необходимыми ресурсами для решения этой актуальной проблемы.

Опыт театра-студии «Дуэт» Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что современный художественный материал, часто не отвечает потребностям детей юношеского возраста. В результате работа над авторским спектаклем становится важнейшей формой личностного развития воспитанников и их социализации.

В основе подобного опыта заложена идея использования средств театрально-художественной деятельности, способствующих становлению мировоззрения личности ребенка и развитию навыков саморегуляции, что позволяет владеть собственным жизненным пространством.

В театральной студии «Дуэт» мы, как правило, обращались к классическим произведениям, пытаясь найти в этом материале актуальность. В репертуаре нашего театра были спектакли «Злой мальчик» А.П. Чехова, «Предназначено на слом» Теннесси Уильямса, «Женитьба?» по Н.В. Гоголю. Был опыт инсценировок и спектаклей по произведениям Саши Чёрного (спектакль «Фокс – Микки»), по латиноамериканской легенде (спектакль «История шамана»), по произведениям Ирины Пивоваровой (спектакль «Сцены из жизни и кино») и авторский спектакль «Старый патефон».

В спектакле «Старый патефон» раскрывается тема блокадного Ленинграда в аспекте сопричастности современного поколения. Создание этого первого авторского спектакля способствовало изменению детского восприятия темы войны как излишне пафосной и заформализированной. Эффективным для творческого процесса явилось общение с людьми, пережившими блокаду, погружение в атмосферу того времени посредством сочинения писем на фронт.

Создание атмосферы взаимопонимания, взаимодействия, доверительности и сотворчества в детско-юношеском театре особенно важны. Такая атмосфера возникает в ходе работы над авторским спектаклем, особенно если он основывается на проблемах, которые волнуют наших детей и не могут не волновать нас.

Наступил момент, когда нам с юными актёрами нестерпимо захотелось поговорить о том, что с нами происходит сегодня, о том, чем мы «дышим», рассказать современным языком современную историю. Проговаривая на занятиях остроту конфликтных ситуаций из личного опыта или собирательных историй, пытаясь найти варианты разрешения конфликтов, мы выходили на игровые этюды. Так зародилась тема - свободы выбора; из неё выросла подтема - созревание личности. Так начала вырисовываться история о том, в каких условиях происходит созревание личности, способной на свой собственный поступок. Подобные идеи легли в основу спектакля «Зеркало», в ходе работы над которым методику создания авторского спектакля удалось сделать более технологичной, то есть выделить этапы работы и прописать алгоритм.

Итак, этапы создания авторского спектакля таковы:



  1. этап проникновения в смысл (проблемная беседа),

  2. этап преображения смысла и нахождения нового (моделирование ситуации в беседе),

  3. обозначение нового смысла и его воплощение (этюд);

  4. создание художественного образа спектакля (постановка спектакля).

Если театральная деятельность включает все четыре перечисленных этапа, мы можем говорить о творчестве как об активном процессе, имеющем цель передать вновь обретённый внутренний смысл вовне, найдя адекватные средства выражения. В детско-юношеском театре процесс создания авторского спектакля имеет приоритетное значение, если в центр внимания ставится создание своего «Я», самоопределение в творчестве.

Рассмотрим указанные этапы работы над авторским спектаклем на примере уже упомянутого «Зеркала».



Первый этап – проникновения в смысл – проходит в основном в форме беседы. Тема задаётся педагогом, причем изначально она носит проблемный характер и формулируется в виде вопроса. В начале работы над авторским спектаклем «Зеркало» был поставлен вопрос: «что делать» с множеством конфликтных ситуаций взаимодействия детей в внутри семьи и их социальными последствиями. В ходе свободной дискуссии возникли по инициативе студийцев разнообразные аспекты темы.

Проговаривание личностных проблем и «наблюдений» воспитанников позволило выделить следующие грани семейного конфликта:



  • доверительные отношения в семье заменяются натиском и давлением со стороны родителей;

  • у детей из неполных семьей формируются комплексы, препятствующие успешной социализации;

  • поощрение равняется материальным вознаграждениям, духовные ценности заменяются материальными;

  • родители решают кардинальные вопросы за ребёнка: выбор профессии, любви, дружбы, ниспровержение мечты – и агрессивно не принимают выбор ребёнка.

Опыт проведения подобных бесед свидетельствует о том, что дети с желанием искренне делятся своими проблемами. Открытием для большинства студийцев было то, что их история в разных вариациях может повторяться. Осмысление детских переживаний, пожалуй, – самая тяжёлая часть процесса.

Второй этап – преображения смысла и нахождения нового – проходит также в форме беседы, однако цель и содержание меняется. Значительное место в ней занимает метод моделирования ситуации. После того как проблемы обозначены и осмыслены, перед воспитанниками ставится задача найти пути разрешения конфликта:

  • поиск конкретных людей, которые понимают и разделяют мнение ребенка, и обсуждение их опыта;

  • анализ вариантов ответа на конфликт;

  • моделирование идеальной ситуации взаимоотношений;

  • моделирование «меняемся ролями с родителями»;

  • моделирование ситуаций: «я интересен и убедителен», «мне верят», «я помощник», «моё мнение ценят».

Особое место на данном этапе уделено формированию умения дифференцировать причину и повод поступка, действия. Поставленные или возникающие в контексте данной темы вопросы могут быть многообразны. Важно привести ребёнка к уверенности, что он сам может повернуть ситуацию конфликта в позитивную сторону.

Третий этап – обозначение нового смысла и его воплощение – представляет собой этюд как способ сценического существования. Этюд дает универсальную возможность воспитаннику не только прожить в импровизации свои жизненные обстоятельства. Это эмпирический путь исследования самого себя. В этом свободном сценическом пространстве раскрывается природа, «выпрямляется» личность, так как в процессе задействован весь организм юного человека: рождается слово, пауза, тело учится говорить, рождаются новые мысли и чувства, рождается монолог и диалог с партнёром. Юный артист обретает силу и уверенность, чувствуя себя творцом. Наконец, такая работа дает возможность гибко трансформировать ситуацию внутри этюда и реализоваться. Совместный анализ этюдного проживания уточняет, проясняет и корректирует следующие шаги творчества, подводит к идее спектакля.

Четвёртый этап – поиск художественного образа спектакля – направлен на преобразование этюдных воплощений в единую историю, где судьба юного человека приобретает значение типического – в том смысле этого слова, которое широко распространено в эстетике1. Это делает переживания юных актеров близкими и понятными зрителям, благодаря чему то, что тяготило детей, становится основой ситуации успеха.

Художественный образ спектакля не только имеет смысловое значение (которое может быть интерпретировано зрителями иначе, нежели создателями спектакля), но и играет важную структурообразующую роль. Музыкальное оформление, световое решение, костюмы, реквизит и т.д. – все подчинено художественному образу. Работа по его созданию выполняется прежде всего режиссёром-педагогом, но воспитанники чувствуют свою причастность к каждому действию по созданию единой концепции спектакля, ведь в общем художественном процессе есть частичка их личной истории. Проведя ребёнка от осмысления реалий жизни к художественному воплощению, педагог дает ему возможность творить свой микромир и мир вокруг себя. Так театр учит «самому трудному искусству – искусству жить»2.

Бесспорно, описанные этапы имеют отношение к традиционному творческому процессу, но есть и существенные отличия. Педагогу, планирующему использовать авторский спектакль как одну из форм личностного развития воспитанников и их социализации, необходимо иметь в виду следующие условия:


  • возраст детей 14-18 лет;

  • отсутствие чётких позиций;

  • отсутствие в театральной педагогике достаточного опыта использования данной формы работы.

Несмотря на зрительский интерес к спектаклю «Зеркало», в данном случае приоритетным является не результат, а сам созидательный процесс. Каждый раз во время репетиций и демонстрации спектакля вновь прочувствованные и осознанно прожитые события личных драм, обличённые в художественный образ, трансформируются в сознании ребёнка в решаемую ситуацию. Дистанцируя картину видения себя в прожитой на сценической площадке драматической истории, дети быстрее приходят к самоопределению и приобретают навыки саморегуляции, позволяющие владеть жизненным пространством и взаимодействовать с социумом, в том числе в конфликтах. В отличие от процесса традиционного, не надо «примерять на себя образ»; здесь «Я» дано не «в предлагаемых обстоятельствах», а в известных обстоятельствах, прожитых в реальной жизни.

Стоит отметить ещё одну важную отличительную черту описанного подхода. Данная форма работы предполагает активное применение психолого-педагогических методик. Понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на сферу деятельности медицины, психотерапии (возможно, психологии), хотя бесспорен тот факт, что художественное творчество зачастую дает и терапевтический результат3. Но он в рамках традиционного подхода относится, скорее, к области побочных эффектов педагогической деятельности. Создание авторского спектакля, основанного на личных переживаниях воспитанников, имеет в виду терапевтический эффект как одну из основных задач.



В данном контексте театр как единение личностей выступает неким противовесом замкнутости и изолированности человека, его отчуждённости от мира; говоря о всеобщем, он выводит его из тесного мирка личных проблем, но не игнорирует их, а заставляет человека увидеть это единичное во всеобщем и всеобщее в единичном, понять единство человека и мира.

1 Типический образ - результат художественного обобщения, ориентированного на изображение средствами искусства характерных, существенных черт и признаков жизненных явлений и предметов. (Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

2 Брехт Б., Стрелер Дж. Театр для людей // Театр. № 1. 1982. С. 127.

3 Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева и др. М.: Академия, 2001. 248 с.


Личностного развития воспитанников и их социализации

Эклектичность культуры современного мира, назойливая пропаганда различных разновидностей субкультур уносят из жизни наших детей глубокое понимание мира и своей роли в нём. Театраль

74.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка 6 кл Количество недельных часов – 2 ч. Количество часов в год

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся

383.93kb.

12 09 2014
4 стр.


Ресурсы театральной педагогики в области личностного развития и социализации обучающихся Анна Николаевна Кожевникова

И духовное строительство, которое происходит в нем, трудно переоценить. Атмосфера театра влияет на формирование мировоззрения ребёнка, на его способность к эстетическому и образном

41.67kb.

11 10 2014
1 стр.


Мбдоу г. Новосибирска «Детский сад №6«Остров детства» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного развития детей»

Кроме того, экологическое воспитание можно и нужно рассматривать как одну из составных частей социально – личностного развития ребенка – дошкольника, которое является одним из прио

203.52kb.

16 12 2014
1 стр.


Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» обеспечение социально-личностного развития детей одна из задач дошкольного образования

50.03kb.

17 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям

Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся инфо

646.71kb.

07 10 2014
3 стр.


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06. 10. 2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социали

1032.71kb.

10 10 2014
6 стр.


Задача и функция социализации. Факторы социализации по А. Мудрику
527.44kb.

15 09 2014
4 стр.