Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Математика
Т. И. Черноусенко,

доцент кафедры

математических и естественнонаучных

дисциплин СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

Е.А. Орлова,

старший преподаватель кафедры

математических и естественнонаучных

дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Современное математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Целью обучения математике является не только изучение математики, но и развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме.


Приоритетные направления совершенствования школьного

математического образования:

    1. Смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции.

    2. Совершенствование структуры и содержания математического образования с учётом принципов непрерывности, преемственности.

    3. Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения (ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО).

    4. Использование вариативных учебных программ, УМК при сохранении требований к содержанию математического образования при различных научно - методических подходах.

    5. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать учащимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности выбора типа математического образования на старшей ступени общего образования в соответствии с положениями Концепции профильного обучения.

    6. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике.

    7. Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по алгебре в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ.

    8. Работа с одарёнными детьми;

    9. Использование современных образовательных технологий, интерактивных способов обучения, ЭОРов.


Стандарты нового поколения

Внедрение Стандарта по математике в образовательный процесс ставит задачу развития способностей учащихся, их самореализации и готовности к самосовершенствованию.

В условиях реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике в учебно-воспитательном процессе необходимым условием развития и социализации школьников является овладение общими умениями, навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретение опыта разнообразной деятельности, в том числе опыта творческой деятельности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена новая цель и назван главный результат школьного образования. Учащиеся должны быть вовлечены в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, творческие занятия, в ходе которых они учатся исследовать, осваивать и понимать новое, выражать собственные мысли, быть открытыми к новому, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

В достижении этих целей большая надежда возложена на постепенное и эффективное внедрение обновленных стандартов общего образования. В образовательном процессе необходимо постепенно внедрять новые подходы в обучении, ориентироваться на требования к образованию, которые предъявляют государственный стандарт второго поколения, в частности по математике, требования к результатам обучения и освоению содержания предметов математического цикла: Математика. Алгебра. Геометрия.

В российских школах начался поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения общего образования (далее – ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС О(П)ОО), основной миссией которых является повышение качества образования.

Содержание математического образования представленное в виде традиционных содержательных разделов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика» дополнено историей математики и следующими общематематическими методами, понятиями и фактами:


  • определения и начальные (неопределяемые) понятия, доказательства, аксиомы и теоремы, гипотезы и опровержения, контрпример, типичные ошибки в рассуждениях;

  • прямая и обратная теорема, существование и единственность объекта, необходимое и достаточное условие верности утверждения, доказательство от противного, метод математической индукции;

  • математическая модель, математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.

Познакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения можно на сайтах https://mon.gov.ru/pro/fgos или www.standart.edu.ru.

В основе государственного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и самообразованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Акцент переносится с усвоения знаний и способов выполнения действий с этими знаниями на формирование деятельности. Информационную поддержку можно получить на сайте: https://standart.edu.ru и сайте инновационной образовательной сети «Эврика» https://www.eurekanet.ru/



Примерный учебный план по математике для образовательных

учреждений Ставропольского края, реализующих программы

общего образования

Недельный учебный план для V-IX классов

образовательных учреждений


Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Математика

5

5

5

5

5

В том числе:

алгебра







3

3

3


геометрия







2

2

2

Модель профильного обучения предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые может выбрать обучающийся в соответствии с индивидуальным профилем образования. Состав федерального компонента определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.
ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

для двух уровней



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях




Базовый уровень

Профильный уровень




Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю

Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю




10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Математика

280

4

4

420

6

6


Примечание

1. Для обеспечения подготовки выпускников старшей школы к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации рекомендуется 1 час регионального компонента использовать на увеличение количества часов на преподавание предметов области «Математика» до 5 часов, при этом изучается два предмета – алгебра и начала анализа (3 часа в неделю) и геометрия (2 часа в неделю).

2. При недельной нагрузке в 4 часа (на базовом уровне) изучается один предмет – «Математика».

3. Календарно-тематическое планирование для школ и классов с углубленным изучением математики учитель разрабатывает применительно к выбранным учебным программам, учитывая подготовленность класса, интересы учащихся и исходя из учебного плана, согласно которому в 8–9-х классах изучаются два предмета — алгебра (5 ч в неделю в каждом классе) и геометрия (3 ч в неделю в 8-9 классе); в 10–11-х классах изучаются предметы алгебра и математический анализ (5 ч в неделю в 10-м классе и 5 ч в неделю в 11-м классе) и геометрия (3 ч в неделю в каждой параллели). При этом может изменяться количество часов, отводимых на ту или иную тему, переставляться темы, включаться некоторые дополнительные теоретические вопросы. Все изменения, вносимые в авторское тематическое планирование, рассматривается на заседании кафедры и утверждается решением педагогического совета образовательного учреждения.


Выбор учебников

Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки.

При выборе учебников следует обратить внимание на наличие в них раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».


Профильное обучение на старшей ступени общего образования

Тенденции модернизации российского образования демонстрируют неослабевающий интерес к проблемам профильного обучения. В настоящее время создана нормативно-правовая база, регламентирующая все основные направления деятельности системы профильного обучения.

В 2010 году Министерством образования и науки России разработаны Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (4 марта 2010 г. № 03-412). В приложениях к этому письму представлены материалы, представляющие большой интерес для организации профильного обучения:


  1. Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

  2. О привлечении для педагогической работы в системе профильного обучения кадров из системы профессионального образования, в том числе не имеющих педагогического образования

  3. Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

  4. Об оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях профильного обучения. [https://www.apkro.ru/profedu.php]

Последние материалы подчеркивают актуальность проблем профильного обучения.
Место элективных курсов в системе профильного обучения
Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Курсы по выбору в IX классах, в отличие от элективных курсов в старших классах, в большинстве не должны служить углублению базового курса математики. Их назначение – показать учащимся возможности использования фундаментальных дисциплин в профессиональной деятельности. Главная цель элективных курсов в предпрофильном обучении заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин, а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере.

Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.

Для проведения курсов по выбору можно пользоваться, например, следующими учебными пособиями:


  1. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Многоугольники. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

  2. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Кривые. Курс по выбору. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

  3. Семенко Е.А. Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010;

  4. Сукманюк В. Н. Решение задач с параметрами (метод «занавески»): учеб. Пособие. – Краснодар: ККИДППО, 2010.

  5. Сукманюк В. Н. Решение задач с параметрами (метод «каркас функции»): учеб. Пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.

Следует обратить внимание, что федеральный компонент государственного стандарта предусматривает на профильном уровне расширение и углубление программы по сравнению с базовым уровнем. Так, например, в профильных классах предусматривается изучение элементов теории комплексных чисел, теории многочленов, углубленное повторение курса планиметрии и т.п.

Элективные курсы по математике при профильном обучении позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку к Единому государственному экзамену; дополнить математическое содержание до курса углубленного изучения математики; удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В дополнение к основным учебникам в преподавании предмета, для проведения элективных курсов и подготовки к итоговой аттестации могут быть использованы, например, следующие издания:


  1. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. Под редакцией А. Г. Каспржака. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 96 с.

  2. А.Д. Гетманова. Логические основы математики (элективные курсы). 10 – 11 классы, учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.

  3. С.А. Гомонов. Замечательные неравенства (элективные курсы). 10 – 11 классы, учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254с.

  4. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Многогранники (элективный курс). 10– 11 классы, учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 95 с.

  5. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Изображение пространственных фигур (элективный курс). 10 – 11 классы, учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. – 64 с.ЕГЭ. 2010. Математика. Типовые задания / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 55с.

  6. Единый государственный экзамен 2012. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 80 с.

  7. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2012 году. Методические указания/ под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко – М.: МЦНПО, 20011.-128 с.

  8. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач. Сергеев И. В. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 80 с.

  9. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторение по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2008. – 240 с.


Элективные курсы - это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента. Элективные курсы призваны удовлетворить запрос к образовательному учреждению со стороны личности и местных сообществ. В контексте профильного обучения они реализуют компенсаторную функцию и являются объектом, позволяющим организовать регулярную процедуру выбора: избыточный список элективных курсов, рассчитанных на полугодие, формируется заново и предлагается учащимся для выбора в начале каждого полугодия. Процедура выбора, обеспеченная педагогическим консультированием, позволит сформировать один из результатов обучения на старшей ступени: готовность делать ответственный выбор.

Каждый элективный курс представляет собой завершенную дидактическую единицу, нацеленную на получение одного-двух образовательных результатов. К образовательным результатам элективных курсов могут быть отнесены:

- знания учащихся, сформированные на определенном уровне освоения,

- предметные умения,

- предпрофессиональные умения,

- элементы функциональной грамотности,

- навыки,

- отдельные аспекты ключевых компетентностей,

- полученный опыт деятельности.

Элективные курсы должны быть рассчитаны на 17, 34 или 51 учебных часов.

Для получения права на включение разработанного элективного курса в образовательную программу школы программа этого курса должна быть обсуждена на заседании методического объединения (кафедры) учителей математики (протокол № … от…), утверждена решением педагогического совета (протокол № … от…), и иметь внешний отзыв (рецензию) вуза или СКИРО ПК и ПРО.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов, широко освещаются в предметных научно-методических журналах «Математика в школе». Дополнительную информацию можно получить: http://www.profile-edu.ru.

Широкий выбор электронных пособий в помощь учителю представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
Единые требования в преподавании математики.
В связи с тем, что отсутствуют современные документы, регламентирующие деятельность учителей математики общеобразовательных учреждений по соблюдению единых требований, на основе лучшего опыта, накопленного в этом направлении, приведены в соответствие с последними требованиями ранее функционирующие документы. Таким образом, на современном этапе развития школы учителя математики должны руководствоваться следующими едиными требованиями преподавания предмета.

О письменных работах, тетрадях обучающихся и ведении классных журналов

Рекомендации о ведении записей в классных тетрадях.

В


своей работе учителя математики могут использовать «Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15.»
О подготовке к ГИА в 9 классах в новой форме

В 2011/2012 учебном году значительно изменилось содержание Контрольно- измерительных Материалов (КИМ) на ГИА по математике. В КИМы были включены задачи по геометрии учебного материала 7-9 классов.

В контрольно-измерительных материалах ГИА за курс основной школы включены задания по геометрии, выполнение которых учитываются при определении порога успешности, этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Незнание фундаментальных метрических формул, свойств основных планиметрических фигур полностью лишает ученика возможности применить свои знания в геометрии при решении соответствующих заданий ГИА.

При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.

Следует постоянно подчеркивать, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа.

Традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, должно становится важным и для учащихся и для учителя.

В результате изучения геометрии выпускники основной школы должны

уметь:


  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • проводить построения геометрическими инструментами (линейка, угольник).


Рекомендации:

1. Проанализировать результаты итоговой аттестации по математике в 2011-2012 году.

2. Изучить список литературы и перечень ресурсов сети Интернет, полезных в работе учителя математики для подготовки к итоговой аттестации по геометрии.

3.Внести изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы.

4. Развивать умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний на ту или иную учебную тему.

4. Выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.

5. При изучении каждой темы знакомить учащихся с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников.

6. Для задач экзаменационной работы требуется записать решение. Для получения максимального числа баллов решение должно содержать все шаги, необходимые для получения ответа, все вычисления должны быть верными, и должны быть приведены обоснования основных моментов решения. В ходе обучения нужно обращать внимание учащихся на необходимость математически грамотно обосновывать каждый шаг решения.



Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по геометрии в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса геометрии
Далее приведены ссылки на ресурсы Интернет, полезные в работе учителя математики, позволяющие использовать материалы при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации:

  1. Российский портал открытого образования https://www.openet.edu.ru/

  2. Федеральный институт педагогических измерений https://www.fipi.ru/

  3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена https://www.ege.edu.ru/

  4. Московский центр непрерывного математического образования

https://www.mccme.ru/

  1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики

https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl;=com

  1. Открытый класс. Сообщество «Мир математики» https://www.openclass.ru/node/2367

  2. Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" https://1september.ru/

  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») https://festival.1september.ru/

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru/

  5. Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7-11 классов https://geometry2006.narod.ru/

  6. Геометрия – электронный урок «Многоугольники» – https://www.geometry-exe.h17.ru/

  7. Математика в Открытом колледже https://www.mathematics.ru/

  8. Интернет-поддержка учителей математики https://www.math.ru/

  9. AIlmath.ru — вся математика в одном месте https://www.allmath.ru/

  10. Exponenta.ru: образовательный математический сайт https://www.exponenta.ru/

  11. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа https://www.bymath.net/

  12. Геометрический портал https://www.neive.by.ru/

  13. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система https://zadachi.mccme.ru/

  14. Математические этюды https://www.etudes.ru/

  15. Математические олимпиады и олимпиадные задачи https://www.zaba.ru/

  16. Международный математический конкурс "Кенгуру" https://www.kenguru.sp.ru/

  17. Методика преподавания математики https://methmath.chat.ru/

  18. Московская математическая олимпиада школьников https://olympiads.mccme.ru/mmo/

  19. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина https://www.mathnet.spb.ru/

  20. Сайт Издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru

  21. Сайт Издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru

  22. Сайт Издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru

  23. Сайт Издательства «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru

  24. Сайт Издательства «Интеллект-Центр» http://www.intellectcentere.ru

  25. Интернет-магазин ООО «Топ-Книга» http://top-kniga.ru


Единый государственный экзамен по математике

С 2011 года введен новый вариант единого государственного экзамена по математике. Учителям математики необходимо рассмотреть кодификатор, спецификацию экзаменационной работы на сайте ФИПИ httpHYPERLINK "http://fipi.ru/"://HYPERLINK "http://fipi.ru/"fipiHYPERLINK "http://fipi.ru/".HYPERLINK "http://fipi.ru/"ru.

Развитие ЕГЭ по математике определяется основными задачами, которые стоят перед образованием в связи со стратегическими направлениями социально-экономического развития России до 2020 года: «Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих. Сильное математическое и естественнонаучное образование, его фундаментальность являются конкурентным преимуществом России. В обучении математике и естественным наукам мы должны максимально использовать существующий потенциал и российские традиции, дополняя их последними научными достижениями, современными образовательными технологиями».

В настоящее время рассматривается вопрос о сдаче ЕГЭ на базовом и на профильном уровнях — в зависимости от уровня подготовки и выбранного профессионального направления.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего, ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена.

В профессиональном сообществе с начала эксперимента по введению ЕГЭ года велось обсуждение вопросов, связанных с качеством и направлениями развития математического образования в России, и их отражение в содержании ЕГЭ по математике. Одним из итогов этого обсуждения стало существенное изменение экзаменационной модели ЕГЭ по математике 2010 года.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2010, 2011, 2012 годов ориентируют и учителя, и учащихся на полноценное изучение курсов алгебры и начал анализа и геометрии по учебникам из Федерального перечня. Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне.

Открытость аттестационных процедур в сфере образования реализуется, в том числе, и с помощью Открытого банка математических задач. Первая часть КИМ ЕГЭ формируется на основе заданий Открытого банка. Доступ к заданиям Открытого банка свободный и для школьника, и для учителя, и для родителя. Главная задача открытого банка заданий ЕГЭ по математике — дать представление о том, какие задания будут в вариантах единого государственного экзамена по математике, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Задания открытого банка помогут будущим выпускникам повторить (освоить) школьный курс математики, найти в своих знаниях слабые места и ликвидировать их до экзамена.

На сайте ФИПИ (https://www.fipi.ru) размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ. Эти материалы могут оказать методическую помощь учителю:


  • Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009, 2010, 2011, 2012 года»;

  • документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по математике 2013 года;

  • учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

  • обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;

  • Открытый банк математических задач.

  • Методические письма « Об использовании результатов ЕГЭ 2010, 2011, 2012 годов в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

  • Методические письма «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010, 2011, 2012 годов по алгебре в общеобразовательных учреждениях»;

  • Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по математике;

  • Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к итоговой аттестации.


Работа с одаренными детьми

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. В эпоху становления постиндустриального общества, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования.

Во всех разделах данных методических рекомендаций отмечены особенности организации индивидуальных, дополнительных занятий, факультативных и элективных курсов для учащихся интересующихся предметом.

Мы рекомендуем проведение школьных предметных недель математики, предметных летних площадок, лагерей на базе школ муниципалитетов; также возможна организация районного постоянно действующего семинара по работе с одаренными детьми и межшкольных факультативов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» актуализирует работу с одаренными детьми в качестве приоритетного направления деятельности современной школы.

Кафедрой математических дисциплин для реализации программы «Наша новая школа» предусмотрен ряд мероприятий, которые будут способствовать формированию благоприятных условий для развития внеурочной деятельности по углубленному изучению предмета, развитию математических способностей обучающихся. В числе таких мероприятий обучение экспертов по проверке олимпиадных работ учащихся школьного и муниципального уровня; издание сборника традиционных тем математического кружка; проведение декады кафедры по работе с одаренными детьми и т.д.

По заявке территории кафедрой может быть организована выездная методическая помощь в организации и проведении работы с одаренными детьми в различных формах.

Существуют и специальные сайты по подготовке к олимпиадам.

Существенную помощь учителю может оказать сайт Олимпиады для школьников - https://olympiads.mccme.ru/ - информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников (объявления о предстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участников состоявшихся олимпиад.

Представим только некоторые олимпиады, которые вызывают интерес и у школьников, и у преподавателей математики.

Ставропольская краевая многопредметная дистанционная олимпиада школьников "Интеллект" stavlider.ru - одна из популярных олимпиад среди учащихся и учителей

Любую информацию о 13-ой Международной дистанционной математической олимпиады школьников «Третье тысячелетие» можно найти и обсудить в блоге https://matholimp.livejournal.com (используйте тег «олимпиада») :

Общие положения - https://matholimp.livejournal.com/4415.html
Регламент олимпиады - https://matholimp.livejournal.com/30724.html
О возможной двусмысленности в тексте задач (Приложение к регламенту олимпиады) - https://matholimp.livejournal.com/3808.html
Правила оформления работ - https://matholimp.livejournal.com/3973.html
О предварительной проверке - https://matholimp.livejournal.com/4209.html

Олимпиада «Третье тысячелетие», в основном, сохраняет регламент и традиции популярных в конце 2-го тысячелетия Соросовских олимпиад. Единственное исключение: из-за отсутствия спонсора эта олимпиада проводится исключительно на общественных началах. Жюри в Петербурге готовит задачи и рассылает их электронной почтой кураторам и индивидуальным участникам, а кураторы на общественных началах организуют олимпиаду в своем городе, регионе, в одной школе или только для собственного ребенка. Олимпиада (письменная, индивидуальная) рассчитана на школьников 5-11 классов. Участие в олимпиаде – бесплатное. Работа (участника-ученика) может быть представлена как в электронном виде (завешена на персональном сайте или выслана электронной почтой), так и в традиционном (высылается обычной почтой).



Математический конкурс-игра «Кенгуру» (https://www.kenguru.sp.ru/)

следующая страница>


Математика Т. И. Черноусенко

Целью обучения математике является не только изучение математики, но и развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в со

399.05kb.

13 10 2014
3 стр.


Практикум (2005): Математика 5-11 (часть 1, диск №1) Математика 5-11

Мультимедийный курс на сd-rom. Математика для абитуриентов 7-11. Москва. «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение», 2004

10.32kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы по философским проблемам и истории математики для магистрантов, сдающих кандидатский экзамен по философии и истории науки

Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математика как система моделей. Математика и техника. Различие взглядов на математику философов и ученых

38.55kb.

18 12 2014
1 стр.


Вопросы к билетам по кандидатскому минимуму для аспирантов математиков по философским проблемам математики

Предмет, метод и функции математики. Математика как феномен культуры. Математика и философия. Математика и искусство

64.01kb.

26 09 2014
1 стр.


Математика для всіх

Математика наука не тільки для вчених. Вона потрібна всім. Коли ви йдете в магазин, робите ремонт або слухаєте щоденний прогноз погоди, математика вам може стати в нагоді

68.59kb.

11 09 2014
1 стр.


Математизация науки. “Чистая” и “прикладная” математика. Основные периоды развития математики

Прикладная математика отличается от чистой тем, что она применяется непосредственно на практике. Более строго, прикладная математика — область математики, рассматривающая применени

911.65kb.

18 12 2014
6 стр.


Литература Губан Дмитрий Андреевич Математика Лихачев Александр Вячеславович Математика
42.24kb.

15 12 2014
1 стр.


Курс лекций «Математика и современная философия»

Курс лекций «Математика и современная философия» посвящен философской рецепции тех основных проблем, с которыми столкнулась математика в ХХ веке, что повлекло перемены не только вн

26.71kb.

24 09 2014
1 стр.