Перейти на главную страницу
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009
а) цель и задачи предмета;
б) основные методологические приемы постановки диагноза внутренних болезней;
в) план изучения предмета;
г) основную учебно-методическую литературу;
д) формы контрольной проверки знаний по предмету.
а) назвать методы выявления симптомов заболеваний внутренних органов;
б) определить общие принципы диагностики заболеваний внутренних органов;
в) дать характеристику основным заслугам отечественных терапевтов в диагностике заболеваний внутренних органов.
1.Определение, цель и задачи предмета пропедевтика внутренних болезней.
2.Понятие симптома, методы выявления симптомов заболеваний внутренних органов.
3.Понятие синдрома, совокупность симптомов сердечной и дыхательной недостаточности.
4.Понятие нозологической формы и принципы формулировки диагноза.
5.Понятие об аналоговом принципе диагностики.
6.Понятие о гипотезо-дедуктивном методе диагностики.
7.Понятие об арборизационном подходе к диагностическому процессу.
8.Понятие об исчерпывающем принципе диагностики.
9.Терапевтическая школа Г.А. Захарьина.
10.Терапевтическая школа С.П. Боткина.
11.Пермская терапевтическая школа.
А) Знакомство со студентами 5 мин.
Б) Преподаватель для оценки исходного уровня знаний проводит опрос студентов с использованием контрольных вопросов, решение ситуационных задач – 25 мин.
В) Преподаватель знакомит студентов с принципами организации учебно-педагогического процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней – 15 мин.
Г) Преподаватель объясняет значимость и принципы организации самостоятельной работы студентов по изучению пропедевтики внутренних болезней –15 мин.
Д) Преподаватель объясняет основы работы студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение объективного обследования больного – 10 мин.
Е) Далее студентов знакомят с правилами работы с медицинской документацией в клинике – 5 мин.
Ж) Уровень усвоения информации оценивается посредством тестирования, решения ситуационных задач с оценкой знаний по теме занятия – 10 мин.
З) Преподаватель предлагает студентам принять участие в научной работе кафедры, работе СНО, дополнительных (в т.ч. международных) образовательных программах, публикациях научных исследований , участие в студенческих научных конференциях, как необъемлемой части обучения врача – 5 мин.
И) Подведение итогов занятия – 5 мин.
6. Место проведение занятия - учебная комната.
7. Длительность занятия – 2 академических часа..
8. Оснащение занятия.
1.тематические больные,
2.стетоскоп,
3.УИРС,
5.список тестовых вопросов, ситуационных задач,
6.компьютер (и/или проектор),
7.таблицы,
8.схемы,
9.тематические слайды из лекционного материала.
Задача №1. У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезненной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая её в нижних отделах рукой.
А) Как называется такой кашель (по тембру)?
Б) Укажите заболевания, при которых он бывает.
В) Объясните причину появления симптома боли в момент кашля.
Задача №2. У больного заболевание сердца, осложнённое сердечно-сосудистой недостаточностью. Лицо одутловатое, синюшное, глаза слезятся, рот полуоткрыт, выраженная одышка в покое, анасарка.
А) Дайте оценку общего состояния больного.
Б) Какое он занимает положение?
В) Как называется описанное лицо?
Г) Поясните понятие «анасарка».
Ответ на задачу №1:
А) Сухой, тихий, низкотональный.
Б) Заболевания плевры: сухой фибринозный плеврит, мезотелиома, начальная и конечная стадии экссудативного выпотного плеврита; заболевания органов брюшной полости, сопровождающиеся раздражением диафрагмального нерва; интерстициальные заболевания легких: канцероматоз, интерстициальная пневмония, системная склеродермия.
В) Болевые рецепторы расположены в листках плевры и появление болевого синдрома указывает на заболевание плевры.
А) Состояние больного тяжелое.
Б) Положение вынужденное: ортопноэ.
В) Описанное лицо соответствует выражению "лицо Корвизара" по имени известного французского врача, лейб-медика Наполеона Бонапарта, впервые давшего подробное описание характерных изменений лица больного с выраженной сердечной недостаточностью.
Г) Анасаркой называется состояние больного, имеющего выраженные тканевые и полостные отеки, включая асцит, гидроторакс, возможный выпот в полости перикарда.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1.Что из перечисленного относится к методологии диагностического поиска?
1.Пальпация
2.Оценка общего анализа крови
3.Формулировка синдромного диагноза
4.Формулировка нозологического диагноза
Ответ: 3.
1.Пропедевтика является частью диагностики
2.Диагностика является частью пропедевтики
3.Диагностика является важным разделом внутренней медицины
4.Диагностика является введением в медицинскую специальность
Ответ: 3.
1.Аналоговый метод диагностики всегда позволяет поставить правильный диагноз;
2.Симптомы и синдромы заболевания могут составлять ведущую клиническую проблему;
3.Составление диагностических алгоритмов (арборизационный метод диагностики) определяется патогенетическим механизмом заболевания;
4.Семиотика является наукой о методах клинического обследования больного.
Ответ: 2.
1.Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.
3.Определением правил оформления диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 1.
1.Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.
3.Определением правил оформления диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
1.В.Ф. Симанович
2.П.А. Ясницкий
3.А.С. Лебедев.
Ответ: 1.
7.Дайте определение понятию «синдром».
1.Совокупность симптомов заболевания у конкретного больного.
2.Жалобы и данные объективного обследования пациента.
3.Совокупность симптомов, имеющих единый патогенетический механизм.
4.все перечисленное верно.
Ответ: 3.
1.ЭКГ.
3.Применение стандартизированного опросника в виде компьютерной программы.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
1.Аускультация, перкуссия, осмотр грудной клетки.
2.Оценка носового дыхания, осмотр верхних дыхательных путей, осмотр грудной клетки, пальпация, перкуссия, аускультация.
3.Аускультация, осмотр грудной клетки, осмотр верхних дыхательных путей, расспрос, перкуссия, пальпация.
Ответ: 2.
10.Укажите правильную последовательность диагностического процесса.
1.Выявления симптомов, формулировка синдромного диагноза, дифференциальная диагностика по ведущему синдрому, установление нозологической формы.
2.Формулировка нозологической формы, определение ведущих синдромов, описание симптомов заболевания.
3.Определение синдромов, установление нозологического диагноза, дифференциальная диагностика, уточнение механизмов происхождения симптомов болезни.
4.Перечисление признаков поражения органов, дифференциальная диагностика симптомов, формулировка нозологического диагноза, уточнение синдромов заболевания.
Ответ: 1.
А) Организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.
Б) Опрос студентов с использованием контрольных вопросов, решение ситуационных задач – 25 мин.
В) Организация учебно-педагогического процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней – 15 мин.
Г) Основы самостоятельной работы студентов по изучению пропедевтики внутренних болезней –15 мин.
Д) Основы работы студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение объективного обследования больного – 10 мин.
Е) Работа студентов с медицинской документацией в клинике – 5 мин.
Ж) Оценка знаний студентов, тестирование, решение ситуационных задач с оценкой знаний по теме занятия – 10 мин.
З) Участие в научной работе кафедры, работе СНО, дополнительных (в т.ч. международных) образовательных программах, публикация научных исследований студентов, участие в студенческих научных конференциях, как необъемлемая часть обучения врача – 5 мин.
И) Подведение итогов занятия – 5 мин.
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.
4.Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.
5.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
6.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
7.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
8.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
9.Мишланова Л.В. Самостояние / Л.В. Мишланова.- Пермь, 2008.- с.
10.Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В. Кактурский Л.В. Оформление диагноза: учебное пособие / Г.Г. Автандилов, О.В. Зайратьянц, Л.В. Кактурский.- М.: Медицина, 2004.- 304 с.
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. В.Ю. Мишланов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е. А. ВАГНЕРА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Зав. кафедрой
профессор В. Ю.Мишланов
________________2009
Методическая разработка
практического занятия для преподавателей
Курс - III семестр
Факультет: лечебный
Продолжительность занятия: 2 академических часов
Место проведения: кардиологическое отделение ГКБ№4
Пермь, 2009
а) правила детализации болевого синдрома;
б) последовательность расспроса истории болезни;
в) значение функционального статуса;
г) структуру анамнеза жизни.
Студент должен уметь:
а) собрать и детализировать жалобы;
б) выстроить расспрос анамнеза болезни, функционального статуса
в) провести расспрос анамнеза жизни.
Первая часть занятия проводится в учебной комнате, решаются организационные вопросы, проверяется УИРС (5 мин). Затем в течение 10 минут занятия проводится тестирование для оценки исходного уровня знаний. На протяжении последующих 10-15 минут преподаватель опрашивает студентов с использованием контрольных вопросов с целью выявления исходного уровня знаний и подготовленности к занятию. Преподаватель разбирает медицинское значение каждого из разделов анамнеза, а именно таких как паспортная часть, жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни. Рассматривается детализация болевого синдрома, преподаватель обосновывает, как при помощи данной последовательности вопросов возможно детализировать любую жалобу. Обсуждаются особенности анамнеза по Тарееву. Уделяется внимание рассмотрению вопроса о разделах анамнеза жизни.
Затем преподаватель проводит демонстрационный расспрос пациента. После чего студенты разбиваются на группы по 3-4 человека (в зависимости от количества тематических больных) для самостоятельной работы в палатах, где практикуются в собирании анамнеза.
После этого в учебной комнате студенты при участии преподавателя анализируют полученные при расспросе данные паспортной части, выделяют активные и пассивные жалобы, анализируют полноту собранного анамнеза болезни и жизни, трудности с которыми столкнулись при работе с пациентом.
Проводится итоговое тестирование.
В конце занятия подводится итог и дается задание на дом.
А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.
Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин.
В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15-20 мин.
Г) демонстрационный опрос пациента преподавателем - 15 мин;
Д) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза – 20 мин;
Е) обсуждение полученных в результате расспроса данных – 10-15 мин;
Ж) решение ситуационных задач, обсуждение полученных результатов;
Ж) итоговое тестирование – 10 мин;
З) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.
№1
Больной 19 лет. Студент вуза, жалуется на тошноту, рвоту, схваткообразные боли в подложечной области и по всему животу. Дважды был жидкий стул. Температура 37,2°С.Чувствует слабость.
Ранее подобных явлений не было, какими-либо другими заболеваниями не болел.
А) Какие жалобы являются основными?
Б) Какие жалобы можно отнести к жалобам общего характера?
В) Каковы предполагаемая локализация и вероятный характер патологического процесса у больного? Обоснуйте ваше предположение.
№2
Считает, что заболел год назад, когда впервые ночью внезапно испытал чувство нехватки воздуха. В дальнейшем приступы стали повторяться с возрастающей частотой. Обратил внимание, что приступы, бывают, когда спит на пуховой перине. При перемене места сна становится легче.
Из анамнеза жизни: рос и развивался нормально. Заболеваний в детстве не помнит. Травм, операций не было. С 28 лет занимается сельским хозяйством. Условия быта хорошие. Вредные привычки отрицает. Мать больного страдает бронхиальной астмой.
Аллергологический анамнез: аллергия на мед, укусы пчел (зуд, ощущение жара, слабость, недомогание, чиханье, заложенность и обильное водянистое отделяемое из носа, затруднение дыхания, особенно при работе в поле).
А) Какова предполагаемая природа заболевания? Обоснуйте ваше предположение.
Б) Какие важные сведения аллергологического анамнеза, кроме приведенных в условии задачи, необходимо выяснить у больного?
В) К какому специалисту необходимо направить больного на консультацию?
Эталоны ответов
№1
Б) Слабость, повышение температуры.
В) Острый воспалительный процесс в желудке и кишечнике. Обоснование: внезапное начало заболевания, отсутствие каких-либо жалоб со стороны поражения ЖКТ (тошнота, рвота, боли в животе, понос), связь с приемом пищи раздражающего действия.
№2
Б) Сведения об аллергической реакции на лекарственные препараты.
В) Необходима консультация аллерголога.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
б) субъективный;
в) объективный;
г) дополнительный.
2. Расспрос больного считается методом исследования:
а) устаревшим;
б) несущественным;
в) обязательным;
г) необязательным.
3. В схему расспроса больного не включается:
а) сбор паспортных данных;
б) история жизни;
в) аллергологический анамнез;
г) оценка состояния сознания.
4. При сборе общих сведений о больном не выясняют:
а) возраст;
б) национальность;
в) место жительства;
г) место рождения.
5. К жалобам общего характера относится:
а) тошнота;
б) плохое самочувствие;
в) кашель.
г) боль в груди;
6. Anamnesis morbid включает выяснение:
а) основных жалоб;
б) дополнительных жалоб;
в) условий труда и быта;
г) динамика развития заболевания.
7. В анамнез жизни не входят сведения о:
а) перенесенных детских заболеваниях;
б) травмах, операциях;
в) датах госпитализаций по поводу настоящего заболевания;
г) хронических заболеваниях у родственников.
8. К вредным привычкам не относятся:
а) компьютерная зависимость;
б) частые простуды;
в) беспорядочные половые связи;
г) гиподинамия.
Выполните задания:
1.Расположите сведения, выясняемые при расспросе больного, в правильной последовательности:
а) история заболевания;
б) жалобы;
в) история жизни;
г) общие сведения.
2. Укажите правильную последовательность выяснения анамнеза жизни:
а) наследственность;
б) развитие в детстве;
в) вредные привычки;
г) перенесенные заболевания;
д) трудовой анамнез;
е) бытовые условия;
ж) характер питания;
з) аллергологический анамнез.
Ответы 1- б; 2- в; 3-г; 4- г; 5- б; 6-г; 7- в; 8-б.
Ответы ко 2 заданию: 1 = г, б, а, в.
2 – б, г, д, е, ж, в, а, з
Рекомендованная литература для преподавателей:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.
4.Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.
5.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
6.Богатырев В.Г. Основы медицинской диагностики внутренних болезней. Ростов н/Д.: Феникс; 2005, 192 с.
7.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
Методические разработки для студентов
III курса подготовила ассистент кафедры
Зорина Г.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е. А. ВАГНЕРА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Зав кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д м н. В. Ю. Мишланов 01. 09. 2009
14 10 2014
23 стр.
Круг научных интересов: Изучение топографо-анатомических особенностей передних доступов к телам грудопоясничных позвонков
11 10 2014
1 стр.
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров
15 10 2014
1 стр.
Цель занятия: Познакомить учащихся со способами измерения расстояния с помощью космических снимков
02 10 2014
1 стр.
Разработчик: Крючкова О. Ю. – преподаватель высшей квалификационной категории, Московского областного медицинского колледжа№1
24 09 2014
1 стр.
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичного закрепления новых знаний
29 09 2014
1 стр.
Дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения
25 12 2014
1 стр.
Курс I-II-III, семестр 2, 3, 4, 5, форма обучения очная
08 10 2014
1 стр.