Тамбовское областное государственное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр творческого развития, экологии и туризма»
Спортивно-технический отдел
Методическая разработка занятия
Основы ориентирования на местности
Составители:
Бесперстова С.В.,
педагог дополнительного образования
Кузнецов А.П.,
мастер спорта по спортивной радиопеленгации,
педагог дополнительного образования
Объединение
«Спортивная радиопеленгация»
Тамбов – 2010г
Год обучения – первый
Цель занятия: Познакомить учащихся со способами измерения расстояния с помощью космических снимков.
Задачи занятия.
- Выявить различия между измерениями расстояния с помощью географической картой и космическими снимками как разными видами изображения.
- Развить творческие способности и познавательную активность у обучающихся.
Методы и приемы:
Беседа, практическая работа, рассказ
Опорные знания и умения обучающихся:
Представление о географической карте как о модели земной поверхности, о масштабе, легенде карты и особенности ее изображения в сравнении с космическими снимками. Методы определения расстояний, протяженности объектов по масштабу и градусной сетке. Умение определять географические координаты объектов (широту и долготу).
Перед занятием необходимо произвести запись одного из снимков, сделать на снимке географическую привязку.
Содержание и ход занятия
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Повторение полученных знаний:
Педагог: Как вы знаете, в спортивной радиопеленгации успех спортсмена зависит, от того насколько он владеет навыками ориентирования на местности. Вся тактика поиска «лис» построена на работе с картой местности, по которой проводятся соревнования.
Прежде чем приступить к новой теме, повторим определения из предыдущих тем.
Педагог - Что называется картой?
Ответы обучающихся.
Педагог - Что называется масштабом карты?
Ответы обучающихся: Масштаб карты — это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.
Педагог:
Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности.
Карты делятся на:
а) мелкомасштабные – от М 1:1000000 и мельче;
б) среднемасштабные – от М 1:200000 до М 1:1000000;
в) крупномасштабные – М 1:200000 и крупнее.
Как мы можем, зная масштаб, определить расстояние по карте?
Например, мы работаем с картой, где масштаб М 1: 15000 значит расстояние на карте относительно расстояний на земле уменьшено в 15000 раз. Если мы возьмем расстояние на карте в 1см., то на земле это расстояние будет 15000 см. переводим сантиметры в метры (в 1м.- 100 см.), значит 15000 делим на 100 и получаем 150 метров.
Итак, мы с вами вспомнили, что такое масштаб, как определять расстояние по карте, повторили классификацию карт.
И нам предстоит узнать карты, какого масштаба мы можем использовать для занятий в объединения «Спортивная радиопеленгация», какие карты дадут нам возможность более точно измерить расстояние, передадут особенности рельефа местности, вы познакомитесь с малогабаритным аппаратно- программным комплексом приема спутниковых изображений Земли «Космос М – 2» и научитесь с его помощью измерять расстояния.
Перед вами космический снимок, который получен с помощью комплекса. Сравните карты различных масштабов между собой и с космическим снимком земной поверхности, полученным с помощью комплекса «Космос – М2». Где изображение показано более полно, без искажений?
Ответы обучающихся
Таким образом, мы видим, что космические снимки являются самыми достоверными источниками информации для проектов глобального изучения Земли. На снимках отсутствуют какие-либо искажения, и они в полной мере передают все особенности изучаемой местности. Поэтому для поиска ответа на вопрос, какие карты в большей степени подходят для проведений занятий спортивной радиопеленгации, мы сравним разные типы карт именно с космическим снимком.
Практическое занятие.
Инструктаж педагога
Для проведения практической работы мы будем использовать карту Российской федерации масштаба (1:20000000), карту европейской части России масштаба (1:8000000), карту Тамбовской области масштаба (1:20000) По этим картам нам предстоит измерить расстояние между несколькими объектами о которых мы скажем чуть позже, а затем занести результаты в таблицу и сравнить с данными полученными с программы АРТViewer, чтобы выяснить измерения по какой карте оказались более точными.
Перед тем как приступить к выполнению заданий ознакомимся с возможностями программы АРТViewer.
В левой крайней области программы размещены различные Слои изображения, они отражены в виде списка.
Слой географические векторные карты он отображает (берега, реки, границы РФ и субъектов РФ).
Но на снимке они не совпадают и поэтому используется слой корректор, при этом необходимо включить слой «карты» и совместить векторную карту с видимыми объектами на изображении (реки, озера, берега и т.д.).
Индикатор географических координат – отображает географические координаты точки изображения, находящейся под курсором.
Слой географической сетки имеет подслои: сеть красных крестиков с шагом 1 градус, синяя пятиградусная и голубая тридцатиградусная сетка.
Слой города – имеет подслои на классы согласно численности проживающего населения.
Слой Расстояния. Используется для измерения расстояний
Щелчками левой кнопки мыши устанавливается начальная и конечная точки, между которыми нужно измерить расстояние.
Для того, чтобы начать практическое занятия мы разобьемся на группы, одна из которых будет измерять расстояние по картам различных масштабов, другая будет измерять те же самые расстояния с помощью комплекса «Космос – М2»
Задание № 1:
- Определите расстояние между городами:
- г. Тамбов - г. Москва;
- г. Москва – г. Тверь;
- г. Москва – г. Ижевск.
- г. Москва – г. Казань;
- г. Тамбов – г. Самара.
• используя численный масштаб (первая группа);
-
используя космический снимок (вторая группа).
Результаты работы записываются в тетради.
Сравнение полученных результатов
Результаты измерений, выполненных обучающимися
Города
|
Расстояние по карте
|
Расстояние с комплекса «Космос М2»
|
г. Тамбов - г. Самара
|
600 км.
|
599,7 км.
|
г. Тамбов – г. Москва
|
405 км.
|
445,8 км.
|
г. Тамбов – г. Казань
|
738 км.
|
722,4 км.
|
г. Тамбов – г. Тверь
|
142,5 км.
|
147,3 км.
|
г. Тамбов – г. Ижевск
|
960 км.
|
973 км.
|
Итак, анализируя данные, мы видим, что чем больше масштаб карты, тем более точными получаются результаты измерения, лучших результатов нам удалось достичь при использовании для измерений крупномасштабных карт. Как мы видим из данных указанные в таблице расстояния, полученные при измерении расстояний по крупномасштабной карте практически не отличаются от измерений, проведенных с помощью программы.
Таким образом, для проведения занятий по спортивной радиопеленгации мы будем использовать крупномасштабные карты в частности карту масштаба 1: 15000, которая помогает нам ориентироваться на местности в поисках «лис».
В сочетании с использованием космических снимков и возможностей комплекса Космос М2 для расчета расстояний это позволит нам точнее видеть все особенности рельефа для установки трассы соревнований спортивной радиопеленгации и точнее измерять расстояния, которые необходимы нам для изучения курса спортивного ориентирования на местности. Этот раздел программы нам предстоит освоить на втором году обучения.
4
. Закрепление пройденного материала по вопросам:
На этом занятии мы познакомились с возможностями комплекса «Космос М2», определили расстояния между городами по карте и по космическим снимкам.
-
А теперь закрепим полученные знания по вопросам.
-
Что называется картой?
-
Что называется масштабом?
-
Какие различия мы можем заметить между картой и космическим снимком?
-
Каким способом определения расстояний между объектами более удобно пользоваться?