МОУ СОШ № 4
Методическая разработка интегрированного урока по кубановедению,
изобразительному искусству, музыке и основам православной культуры
«СТОЛИЦА КУБАНИ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Першина Ирина Викторовна
Скрипниченко Елена Викторовна
г. Тихорецк, 2011 г.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей основания Екатеринодара, с яркими страницами жизни города. Дать первоначальное представление о персоналиях его основателей и знаменитых жителях.
2. Воспитать у учащихся чувство любви к своей малой Родине, чувство сопричастности к родной истории.
3. Развить внимание, любознательность, логическое мышление, память, риторические навыки.
Оборудование: система DUD, диски видео и аудио, иллюстративный материал по кубановедению, бумага, фломастеры.
Пояснительная записка: Учитель делит класс на три творческие группы. Зная цель предстоящего урока дети придумывают названия группам, выбирают командира.
Ход урока
1. Звучит песня Г. Пономаренко « Краснодарская улица Красная».
Учитель: Ребята, неслучайно сейчас прозвучала эта песня. Сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по столице нашего края… Было это давно… Не было Краснодара, а была лишь степь (учитель показывает детям иллюстрации с изображением степи, казаков, хат, крытых камышом). «И пропахал атаман Чепега борозду в кубанской степи и сказал: «Хай це будэ вулыця Красна!» В 1793 году недалеко от берега Кубани, где протекал ее приток Карасун, в районе нынешней городской больницы, казаки построили небольшую крепость, а потом рядом с укреплениями стали строить город Екатеринодар – центр войска черноморских казаков. Тогда в городе имелось 9 домов, 75 хат,154 землянки.
– Кто знает, чем отличается хата от дома?
– А что такое землянка?
Среди населения были казачьи старшины, сапожники, портные, ткачи, плотники, кузнецы, пекари, иконописцы, музыканты, хлебопашцы.
– Почему именно это место было выбрано для основания города? Многие десятилетия Екатеринодар напоминал глухую станицу. В нем не разрешалось селиться никому, кто не принадлежал к казацкому сословию. «Едва только стемнеет, как у всех ставни уже закрыты… Нигде нет огня…». А хаты стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу. Город расположился на самой границе с черкесами. Очень часто жителям приходилось отражать их набеги. Жизнь людей была военной. «И летом, и зимой поят жители скот, берут воду из Кубани, моют белье и… все с ружьями, с пиками, с саблями».
2. Работа с гербом Екатеринодара. Автор Иван Черник.
– Что означают элементы герба? Какой смысл несут?
– Чьи воины изображены? Как они одеты?
3. Работа с элементами одежды казаков.
– Какие элементы черкесского снаряжении появились у кубанских казаков?
В 1860 г. Черноморское войско стало Кубанским казачьим войском, Екатеринодар – центром. Через 4 года кончилась Кавказская война и Екатеринодар начинает изменяться, развиваться.
4. Работа с песней «Ты, Кубань, ты, наша Родина».
Почти сто лет назад, в 1915г. появились слова этой песни. Они связали единой ниточкой прошлое и настоящее Кубани. Священник одного из полков Кубанского казачьего войска отец Константин Образцов сочинил стихи «Ты, Кубань…». Они быстро стали любимы среди казаков. И уже через 2 года дирижер симфонического оркестра Кубанского казачьего войска г-н Сириньяно положил эти стихи на музыку. Первое исполнение этой песни состоялось в 1917 г. в Екатеринодаре. Долгое время считалось, что музыка у этой песни народная. Слушание песни.
– О чем поется в этой песне?
– Какая она по характеру?
– Как надо исполнять эту песню?
– Почему, по-вашему, именно она стала гимном Кубани?
5. Учитель: Осваивая кубанские земли казаки несли свет христианства, православия на эти земли. Живя в землянках, они сначала строили храмы. Просмотр фильма о кафедральном соборе г. Краснодара.
– Какой собор называют кафедральным?
– Как зовут митрополита Екатеринодарского и Кубанского?
6. Учитель: К началу 20 века столица нашего края стала культурным центром. Открылось много учебных заведений, библиотек. Разнообразной была и музыкальная жизнь: открылся Екатеринодарский кружок любителей музыки, музыкальное училище, проходили концерты известных музыкантов: Собинова, Шаляпина, Рахманинова. Дети слушают произведение в исп. Ф. Шаляпина (создается обстановка концерта того времени).
7. Учитель: То, что Кавказская война закончилась, дало возможность развивать в Екатеринодаре торговлю и промышленность. Еще более ускорило развитие города и края сооружение Ростовско-Владикавказской железной дороги. По ней повезли пшеницу и масло.
– Почему именно мукомольная и маслобойная промышленность была хорошо развита? Работа по группам. Пшеница гречка бананы Сникерс марс хлебные изделия Молоко ананасы подсолнечник Бензин рогатый скот ткани. Подчеркнуть то, что производят на Кубани.
8. Проектная деятельность. Творческое задание. 1 команда: Рисует город Екатеринодар-Краснодар в будущем. 2 команда: Рисует все, что растет на Кубани. 3 команда: Сочиняет новый (свой) куплет песни «Ты, Кубань…». Дети вывешивают на доску свои проекты, комментируют.
9. Вывод учителя, голосование по переименованию Краснодара в Екатеринодар.
10. Дети покидают класс под музыку Кубани.