Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Кочурова Эльвира Анатольевна

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 5», г. Томск

Методическая разработка уроков по изучению ХТК И.С. Баха в ДМШ и ДШИ

Предназначается для групп повышенного уровня. Тема изучается на втором году обучения предмета Музыкальная литература.

Данные уроки проводятся после изучения органного творчества композитора. Учащиеся уже имеют сведения о биографии и творчестве Баха, а так же о новом жанре эпохи Барокко – фуге.

Урок первый (план)

1. В начале урока необходимо вспомнить о том, что такое полифония, ее основные виды. Эти понятия знакомы учащимся на уроках по специальности и сольфеджио. При повторении данного материала в начале урока следует напомнить, что образ движения – один из ведущих в эпоху Барокко. Идея движения в музыкальном искусстве проявляется в моторной ритмике в произведениях, в образовании новых жанров, олицетворяющих это «движение» - токкаты и, прежде всего, фуги.

2. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с органными прелюдиями композитора, с токкатой и фугой ре минор. Последнее представляет собой объединение двух жанров в единое целое. Здесь необходимо ввести понятие мини-цикла. Апогеем клавирного творчества являются 2 тома мини-циклов – прелюдий и фуг под названием Хорошо Темперированный Клавир.

Прелюдия и фуга вместе составляли в то время двухчастный полифониче­ский цикл. Подобно танцам сюиты, прелюдия и фуга в большинстве случаев контрастировали между собою. Многим прелюдиям присущ импровизационный характер, хотя их построение и связано с определенными закономерностями. Нередко в них ярко выражена аккордовая, гомофонная основа. Фуга - форма полифонических произведений. Полифония основана на имитационном (подражание, повторение) проведении одной, реже - двух тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Для фуги характерно такое построение и движение музыкальной мысли, при котором главенствует не аккорд (одновременное сочетание нескольких звуков), а стройный ансамбль нескольких самостоятельных мелодических линий. Фуга - высшая форма полифонии. В то же время, прелюдию и фугу объеди­няет не только общая тональность, но и очень тонкие внутренние связи, различные в каждом отдельном случае (подробнее о прелюдии и фуге речь пойдет при анализе музыки).

3. Далее можно дать историческую справку о создании ХТК.

Это клавирный сборник, который справедливо считают «Энциклопедией баховского творчества». Первая часть была написана Бахом в 1722 г., вторая — значительно позже, в 1744 г. Полное название, приведённое выше, было написано на титульном листе автографа первой части; вторая часть была озаглавлена просто как «24 новые прелюдии и фуги». Первая часть была составлена во время пребывания Баха в Кётене, а вторая — в Лейпциге. Обе части были широко распространены в рукописном виде, но изданы в печати только в 1801 г. Причина этого в том, что стиль, в котором писал Бах, вышел из моды ко времени его смерти, и большинство его произведений было забыто. В классицизме не было ни такой сложной полифонии, ни такого количества модуляций, как у Баха. Однако уже в конце XVIII века труды Баха, особенно ХТК, стали оказывать большое влияние на композиторов, что и привело ко второму открытию их для общества. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир” должен стать твоим хлебом насущным».

В каждой части содержится по 24 прелюдии и фуги, расположенных по возрастающей хроматической гамме: первые прелюдия и фуга написаны в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си минором. Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (клавира), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, но она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями. Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг.

4. Помимо идеи создания произведений во всех существующих тональностях в поддержку «нового строя», Бахом двигала высокохудожественная и гуманистическая идея зашифровать с помощью риторических фигур библейские сюжеты. ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний. Нужно напомнить учащимся, что главным образом искусства эпохи Барокко, как изобразительного, так и музыкального, был образ «Страдающего Иисуса». И сам композитор был очень верующим человеком. Всю свою жизнь он был органистом в различных церквях и соборах, всю музыку, что он создал, - считал композитор,- он писал для Господа и благодаря Ему. Именно в Лейпциге композитор создал свои лучшие вокально-инструментальные произведения на библейские темы: Месса Си минор, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». «Страсти» или «Пассионы» от латинского слова «passio» - «страдание» - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса также близка по содержанию «Страстям».

Как уже было сказано, Каждый мини-цикл в Хорошо темперированном клавире, отражает какое-либо событие из Священного Писания, например:



Рождество

Благовещенье C-dur I том



Пламенная вера. Неопалимая купина

с –moll I том



Ветхий Завет

Грех и искупление d-moll I том

Поклонение волхвов As-dur I том

Деяния Христа

Христос в пустыне cis-moll II том

Крещение в Иордане a-moll I том

Воскрешение Лазаря Fis-dur II том



Страстная неделя

Распятие gis-moll I том

Страдания на кресте dis-moll II том

Торжественный пасхальный цикл

Воскресение G-dur I том, H-dur I том

Но названия этих событий в словесной форме не указывались. Содержание помогали раскрыть выработанные эпохой звуковые средства, а именно, риторические фигуры.

А что же такое – риторические фигуры?

Риторические фигуры – это устойчивые мелодические обороты, интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи. Поначалу музыкальный лексикон фигур формировался благодаря тесной связи музыки и слова. Композиторы стремились придать словам и словосочетаниям наглядную образность.

Фигуры могли носить изобразительный характер, выражая направление и характер движения, например:



ANABASIS – восхождение мелодии;

KATABASISнисхождение;

CIRCULATIO – вращение;

FUGA – бег;

TIRATA – выстрел и т.д.

Фигуры подражали интонации человеческой речи:



INTERROGATIO – вопрос (восходящая секунда);

EXCLAMATIO – восклицание (восходящая секста);

Особенно привлекали композиторов фигуры, передающие какой-либо аффект, то есть состояние:



SUSPERATIO – вздох, печаль, горе (спускающиеся движения по два звука, реже падение на терцию);

PASSUS DURIUSCULUS – острая печаль, скорбь, страдание (хроматический ход из 5-7 звуков вверх и вниз);

APOSIOPESIS – умолчание или паузы во всех голосах применялись для изображения смерти;

TMESIS – фигура рассечения – паузы, рассекающие мелодию, передавали чувство страха, ужаса.

Композитор не только применял уже известные в то время риторические фигуры в своем творчестве, но и разработал систему собственных символов.

Как видим, музыкальные символы имеют ясное смысловое содержание. Их грамотное прочтение позволяет расшифровать нотный текст, наполнить его духовной программой. В то время слушателям не составляло труда это сделать.

Есть у Баха еще один символ – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать 1-ю ноту с 3-ей, а 2-ю с 4-ой, то образуется рисунок креста, но не только! Таким образом композитор зашифровал свою фамилию – BACH. При жизни композитор не включал монограмму в свои произведения и лишь последний 18-й контрапункт, работа над которым была прервана смертью, содержит монограмму BACH.

5. А теперь перейдем к знакомству с некоторыми мини-циклами.

Звучит Прелюдия До мажор из I тома.

После прослушивания (с нотами) с ребятами обсуждается первоначальное значение прелюдии как импровизации органиста перед началом службы, говорится о том, что Бах превратил эту импровизацию в отдельный жанр, где главным средством выразительности становиться импровизационный характер развертывания музыкального материала - арпеджирование, повторение ритмической формулы, движение по звукам аккордов, гаммообразные пассажи, нередко – свободный темп. Большое внимание уделяется характеру первой прелюдии и связи с библейским событием – Благовещением. Именно им открывается ХТК.

Характер прелюдии возвышенный, светлый, созерцательный, поэтичный. Главное средство выразительности здесь – тонально-гармоническое развитие: необычные сочетания, модуляции, избегание тоники.

Прелюдия была вступлением к фуге. Прелюдия может трактоваться как портал (вход), а фуга как храм.

Перед прослушиванием с учениками обсуждается строение фуги.

Фуга в переводе означает бег. Полифоническое произведение, создающееся по строгим законам, в отличие от прелюдии. Один голос как бы догоняет другой или отвечает другому. В основе большинства фуг лежит одна тема-«зерно». Из нее вырастает, развивается все произведение. В зависимости от числа голосов, фуга может быть двух, трех, четырех или пятиголосной.

На доске изображается примерная схема экспозиционной части четырехголосной фуги:

____


Т пр-е пр-е

____


Т противосложение (пр-е)

____


Т пр-е

____


Т

На уроке вводятся названия голосов фуги (Сопрано, Альт, Тенор, Бас), понятия «ответ» (когда тема звучит в доминантовой тональности), противосложения как мелодии, которая звучит после темы и во время прохождения темы в другом голосе и интермедии (раздел в фуге, где тема отсутствует во всех голосах, нейтральный музыкальный материал). В фуге каждый голос равноправен. Раздел, записанный учениками, называется экспозиционным (когда тема прозвучит во всех голосах в рамках тоники и доминанты), далее следует разработочный раздел (тема звучит в разных тональностях, в измененном виде).



Здесь так же стоит рассказать (кратко) учащимся о полифонических приемах изменения темы. Искусство работы с темой считалось одним из высших проявлений мастерства композиторов того времени.

После разработки следует репризный раздел. Тема звучит в основной тональности, нередко – в увеличении. Таким образом можно сделать вывод, что фуга явилась прообразом сонатной формы (ребятам она знакома после I года обучения).

Учащиеся слушают Фугу До Мажор с нотами, где предварительно маркером обозначены вступления темы в разных голосах..

После прослушивания ученики анализируют характер фуги в целом, характер темы, обозначают (с помощью педагога) начало разработочной и репризной частей, анализируют (на доступном уровне) тональный план.

Таким образом, можно отметить, что между прелюдией и фугой возникает образный контраст, но при этом они связаны интонационно. Для обеих характерна плавная интонация, мягкая диатоника, преобладание поступенности в голосоведении.

После аналитической части можно с учащимися попытаться найти риторические фигуры в данной фуге, сверяясь с листочком, где они выписаны.



Урок второй

(Продолжение слушания и анализа мини-циклов ХТК.)

В начале урока повторить понятие мини-цикл, особенности жанров прелюдии и фуги, вспомнить образный строй прелюдии и фуги До мажор.

Задание перед прослушиванием следующего мини-цикла – сравнить с прелюдией и фугой До мажор, найти яркие выразительные средства, присущие новому прослушиваемому произведению.

Учащиеся слушают прелюдию и фугу До минор.



Прелюдия До минор носит характер мужественный, энергичный, решительный, возвышенный, порывистый, стремительный. Это выражено в быстром темпе, пульсирующем упругом ритме (шестнадцатые длительности), что делает ее схожей с токкатой. Бах уподобил ее Пламенной вере во Всевышнего, огню который горит, но не обжигает….

Прелюдия двухголосная с равномерным звучанием обоих голосов, они создают ощущение плотной, гармонически насыщенной фактуры. (Для «наглядности» можно исполнить фактуру аккордами с сохранением четырехдольного метра). Во второй половине прелюдии подчеркнуто четкое движение сме­няется широким «разбегом» арпеджированных пассажей. В ответ на этот «прорыв» с новой силой и в еще более быстром темпе звучит начальный музыкальный материал. Но «прорыв» не был случайным. Быстрое движение внезапно останавливается, и далее на фоне арпеджированных аккордов как бы вступает певец-солист. Этот короткий эпизод (всего один такт) напоминает речитативное соло в вокальном произведении. Он вносит в прелюдию момент размышления, раздумья. Выразительные интонации, остановки в движении окрашивают музыку в патетические тона, придают высказыванию большую значительность. Это как бы мудрое «слово» от автора — кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение. Заканчивается прелюдия мажорным трезвучием (рассказать учащимся об этой традиции).



Фуга контрастна прелюдии, но, в то же время, имеет сходство с ней. Звучит легко, оживленно, изящно, грациозно, танцевально. Легкость, изящество теме придают оживленный темп, мелкие длительности (шестнадцатые и восьмые), прием звукоизвлечения – стаккато.

Здесь можно рассказать учащимся о том, что фуги и прелюдии, несмотря на свою импровизационность, могут содержать жанровую основу танца, марша, песни и т.п. Жанровая основа тем фуг и прелюдий ХТК разнообразна: песенно-лирические, речитативно-декламационные, маршевые, танцевальные, скерцозные и т.д. Это антология жанров и форм, в которых Бах работал на протяжении всей жизни!

Постараться определить жанр данной фуги.

Фуга до минор трехголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности. Тема имеет подвижный характер, что роднит ее с прелюдией. Основу темы составляют ярко выразительные речевые интонации. Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии, темп делают ее особенно рельефной и хорошо запоминающейся.

Выявление риторических фигур.

Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности — соль минор. Здесь тема получает название «ответа» или «спутника» (повторить с учащимися понятие «ответ»).

После небольшой двутактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз — в басу. Поочередное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги — ее экспозицию. Вторая двутактная интермедия соединяет экспозицию со сред­ним разделом фуги—разработкой. Разработка начинается в ми-бемоль мажоре — тональности, параллельной к до минору. Ма­жор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема прохо­дит в различных тональностях. Активизируется движение и в интер­медиях.

С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги—реприза. Тема звучит здесь только в основной тональ­ности. Ее появление далее в самом низком регистре придает зву­чанию особую значительность и воспринимается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придает музыке мощность органного звучания. Постепенно движение успокаивается. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особен­но просветленно.

Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринимать их как две части одного цикла.

В конце второго урока с учащимися подводятся итоги по пройденному материалу и проводится блиц-опрос:

- какие две задачи ставил Бах, создавая ХТК;

- что такое риторические фигуры;

- сюжеты и мотивы прелюдий и фуг;

- что такое мини-цикл;

- особенности жанров прелюдии и фуги;

- в чем заключен контраст и что объединяет прелюдию и фугу в цикл;

- особенности формы фуги (о трехчастном строении);

- какие жанровые основы содержат прелюдии и фуги в ХТК.


Выводы по пройденному материалу:

Высокое этическое содержание, в сочетании с техническим мастерством сделало ХТК величайшим произведением мирового искусства, в котором Бах обобщил весь свой творческий опыт, а также, сделал актуальным во все времена жанр прелюдий и фуг (по рознь и как мини-цикл). Создавая 24 прелюдии Шопен, Рахманинов, Скрябин опирались на метод Баха. В XX веке возобновился интерес к созданию именно мини-цикла – это творчество Д.Д. Шостаковича, Щедрина, Хиндемита и Слонимского. И.С. Бах явился величайшим полифонистов не только своего времени, но и последующих веков, намного опередив время. Не удивительно, что лишь в 19 веке благодаря немецкому композитору Феликсу Мендельсону - Бартольди творения Баха обрели вторую жизнь.






Методическая разработка уроков по изучению хтк и. С. Баха в дмш и дши предназначается для групп повышенного уровня. Тема изучается на втором году обучения предмета Музыкальная литература

Данные уроки проводятся после изучения органного творчества композитора. Учащиеся уже имеют сведения о биографии и творчестве Баха, а так же о новом жанре эпохи Барокко – фуге

122.47kb.

01 10 2014
1 стр.


Методическая разработка контрольного урока сольфеджио на подготовительном отделении дмш и дши

Цель предмета сольфеджио в подготовительном классе в игровой форме осваивать азы теории музыки, способствовать творческому саморазвитию каждого учащегося

73.36kb.

11 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров

81.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Литература для дмш и дши (2 год обучения) В. Н. Брянцевой Приветствуется чтение дополнительной литературы. Вступительные главы
42.13kb.

04 09 2014
1 стр.


Методическая разработка для уроков мордовского языка «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка»

Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые в преподавании родного языка с использованием цифровых образовательных

108.72kb.

10 10 2014
1 стр.


Практикум по решению физических задач повышенного уровня сложности по разделам физики: «Механика», «Молекулярная физика и электродинамика»

Курс полностью посвящен разделу «Механика» и предполагает изучение на профильном уровне трех тем: «Кинематика», «Динамика, «Законы сохранения». Большое внимание уделяется методам р

22.52kb.

17 12 2014
1 стр.


Методическая разработка урока русского языка в7классе учитель: Жукова Л. Г г. Приморско-Ахтарск 2011 г Тема урока: Комплексный анализ текста

Цель урока: 1 проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка

47.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа по теме «Экстремумы функции». Урок объяснения нового материала. Урок лекция
113.63kb.

14 12 2014
1 стр.