Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Типология преступников, осуществляющих захват заложников




Типы преступников


Преступники, действующие по политическим мотивам

Преступники, действующие по уголовным мотивам

Преступники, действующие по психологическим мотивам
Преступник, участник движения протеста

Преступник, застигнутый на месте преступления

Преступник - фанатик

Преступник, находящийся в заключении

Преступник -террорист

Преступник –

вымогатель

Преступник,действую-щий из мести

Преступник -психически больной

Преступник-самоубийца



1. Преступники, действующие по психологическим мотивам

Их поступки не предсказуемы. Они в любой момент могут прибегнуть к насилию. Имеются три вида этого типа преступников:



  1. преступник-самоубийца;

  2. преступник - психически больной;

  3. преступник, действующий из мести.

Преступник-самоубийца. Угроза самоубийства одна из наиболее слож­ных разновидностей инцидентов, связанных с захватом заложников, поскольку здесь преступник является одновременно и жертвой. Личность этого типа ока­зывается в замкнутом круге кризисного образа жизни. Человек не в состоянии продолжать жить, но не и может найти в себе силы для самоустранения. Такой тип представляет чрезвычайную опасность: он не воспринимает реальность и может не отреагировать на логичные доводы переговорщика. Иногда человек, не способный покончить с собой самостоятельно, умышленно вызывает на себя огонь спецслужб. Для ликвидации таких инцидентов лучше всего использовать спасательные команды.

Преступник - психически больной. Этот тип личности преступника, за­хватывая заложника, действует почти бессознательно. Взятие людей в залож­ники, в этом случае, зачастую является импровизированным, спонтанным и всегда нелогичным. Преступник этого типа, совершающий взятие заложников, может появиться в любых условиях и встречается довольно часто. Сотрудникам в этом случае важно выяснить, произошел ли захват под воздействием кратко­временного психического расстройства или имеет место серьезное заболевание, повлекшее нарушение структуры личности. Необходимо выяснить характер этого нарушения, т.е. привлечь специалистов для установления диагноза забо­левания.

Преступник, захвативший заложников из мести. Данный тип пре­ступника способен приносить в жертву окружающих, если этого требует дос­тижение его личных целей. Таким человеком движет единственная мотив -месть. Он не проводит различия между своим врагом и другими людьми, по во­ле случая оказавшимися участниками драмы. Он выслеживает свои жертвы не­зависимо от того, являются они его реальными или воображаемыми врагами. В процессе выполнения своего замысла он способен держать в качестве заложни­ка целый город.
II. Преступники, действующие по уголовным мотивам

Они, как правило, соглашаются на переговоры и не причиняют вреда за­ложникам. Это чаще всего рационально мыслящие люди, умеющие правильно оценить обстоятельства, определить, насколько сильны его противники и дейст­вовать соответственно своим оценкам. Этот тип делится на три разновидности:



  1. преступник, берущий заложников, будучи застигнутым, на месте преступления;

  2. преступник, берущий заложников находясь в заключении;

  3. преступник-вымогатель.


Преступник, застигнутый на месте преступления. Загнанный в угол преступник. Как правило, им оказывается преступник (например, грабитель), который не может скрыться от окруживших его сотрудников охраны или мили­ции, прибывших на место происшествия. У него нет никаких планов выхода из затруднительного положения, в котором он оказался. Он не имеет заранее раз­работанного плана удержания заложников. Такое лицо склонно вести перегово­ры с сотрудниками спецслужб, которые уверяют его, что имеется приемлемый путь разрешения ситуации.

Преступник, находящийся в заключении. Заключенный, совершающий взятие заложников, несомненно, отличается от других лиц, совершающих тако­го рода акт. Он знаком со своим окружением, знает своих противников и у него, возможно, ранее имелись счеты с теми людьми, которых он взял в качестве заложников. Он способен организовать других заключенных в поддержку своего плана и тщательным образом подготовиться к взятию заложников. Он уже за­ключен под стражу и поэтому до определенной степени чувствует себя спокой­но в процессе противоборства с органами охраны порядка. Он действует по за­ранее подготовленному плану. Его цель - добиться освобождения или измене­ния условий содержания.

Преступник-вымогатель. Взятие заложников для вымогателя является бизнесом, и оно осуществляется методическим образом: хладнокровно, смело и решительно. Он многое ставит на карту, и поэтому подход, который применяет, критически им рассмотрен и проанализирован. Преступник пытается заставить других людей выполнить его условия, действует расчетливо и методически. Он полностью осознает все последствия, которые ему грозят в случае провала, и готовится к ним.
III. Преступники, действующие по политическим мотивам

Этот тип преступника также имеет три разновидности:



  • преступник - участник общественного движения протеста;

  • преступник-фанатик;

  • преступник-террорист.

Преступник - участник общественного движения протеста. Участ­ник общественного движения протеста - это идеалист, преданный своему делу. Его цель - добиться, как правило, мирным путем, определенных социальных улучшений. Его поддерживает группа друзей и единомышленников, которые имеют одинаковые социальные ценности, а теперь вместе приобретают практи­ческий опыт. Их действия имеют открытый характер, целью которых является вербовка приверженцев и параллельное осуществление социальных перемен. Социальный протест может принять форму захвата какого-либо помещения вместе с проживающими или работающими там людьми. Преступники данного типа бросают вызов обществу, и существующая тенденция такова, что иметь с ними дело становится чрезвычайно трудно: они действительно воспринимают реальность с рациональных позиций.

Преступник-фанатик. К данному типу относится человек, являющийся ярым последователем определенной идеологии, политический фанатик, пы­тающийся таким примитивным способом решить «болезненные» общественные проблемы. Поскольку мир становится более сложным, притягательность про­стого решения проблем становится неотразимой для разума людей такого типа. Когда они находят и осознают выход, то оказывают сопротивление стоящим на их пути. И в этом случае решение захватить заложников для преступника - по­литического фанатика по своему характеру является элементарным. Он может с группой приверженцев захватить, например, своих политических противников. Если фанатик, являющийся последователем определенной идеологии, идет на то, чтобы взять заложников, он становится чрезвычайно агрессивным, т.к. при­держивается значимой для него философии.

Преступник- террорист. Действия террориста основаны на убеждении, что установленные обществом законы не имеют законной силы. Этот тип, осуществляющий взятие заложников, все чаще и чаще появляется во всех районах мира. Он хорошо подготовлен идеологически, теоретически и практически, дисциплинирован, обучен вести войну, но сражается в этой войне не по приня­тым правилам ведения военных действий и, следовательно, способен создать хаос. Он следует за своим руководителем. Поэтому любой подход при ведении переговоров должен быть направлен на то, чтобы оказать влияние на высшего руководителя той группы, представителем которой является террорист.

Для определения типа преступника необходимо провести тщательный анализ оперативной информации и на основании имеющихся данных опреде­лить мотивы захвата заложников и психологические особенности преступника. После этого следует в соответствии с мотивами преступления выработать так­тику и стратегию ведения переговоров по освобождению заложников.

Помимо определения мотивов захвата заложников и изучения психологи­ческих особенности преступников в подготовке к переговорному процессу не­обходимо учитывать типы ситуаций, связанных с захватом заложников. Крите­рии типов ситуаций, связанных с заложниками, определяются по количеству заложников и преступников, месту их нахождения и могут быть разделены на 9 групп:

1.Преступник-самоубийца одновременно является и жертвой.

2.Один из преступников захватывает одного заложника.

3. Несколько преступников берут одного заложника.

4.Один преступник держит под контролем несколько заложников.

5.Несколько преступников захватывают несколько заложников.

6.Несколько пунктов с преступниками и заложниками сосредоточены

на ограниченной территории.

7. Группы преступников, захвативших заложников, находятся в разных

местах на большой территории.

8. Преступники, взяв заложников, перемещаются с одного места на другое.

9. Преступники держат заложников на расстоянии.

Каждый обозначенный выше тип ситуации задает свою специфику орга­низации переговорного процесса и подготовки спецоперации по освобождению заложников.
3. ОТБОР И ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗАХВАТИВШИМИ ЗАЛОЖНИКОВ

Переговоры с преступниками - тяжелый и напряженный труд. Они могут продолжаться многие часы и приводят к большим нервным перегрузкам.

Ведение переговоров об освобождении заложников требует от их участ­ников высокого уровня эмоциональной зрелости и устойчивости, умения со­хранять присутствие духа, легко устанавливать контакт с любым собеседником, хорошо слушать, использовать логические доводы, брать на себя ответствен­ность. Поэтому так важно тщательно подбирать людей в переговорную группу и правильно распределять между ними исполняемые роли. Исключительное значение приобретает присутствие в этой группе профессионального психоло­га, в задачи которого входит оценка психики захватчика и лица, уполномочен­ного вести переговоры. Не вмешиваясь непосредственно в переговоры, психо­лог стремится к максимально объективной оценке их хода и рекомендует тех­нику и форму их проведения. Психолог не должен выходить из роли консуль­танта.

Обычно для переговоров назначаются люди, обладающие искусством коммуникабельности и неравнодушные к судьбе заложников. Отбор перего­ворщика осуществляется по следующим характеристикам: по возрасту; по оде­жде; по внешним данным; по речевым навыкам и навыкам психологического контакта; по профессиональному опыту общения с различными категориями граждан. Особое внимание уделяется психологическому состоянию будущего переговорщика, особенно при переговорах «лицом к лицу». Психологическая устойчивость личности зависит как от внутренних факторов (сила, продолжи­тельность, устойчивость различного рода переживаний), так и от внешних стрессогенных, особенно негативных (развод, тяжелая болезнь и т.п.).

Кандидаты в переговорщики должны пройти проверку психологического состояния для определения их пригодности на эту роль. В проверку необходи­мо включить, по крайней мере, некоторые нестандартные тесты и собеседова­ние с врачом-психиатром, который обрабатывает результаты тестирования и дает им оценку. Независимо от результатов тестов кандидаты должны обладать следующими качествами: сообразительностью, интересом к людям, реакцией, самообладанием. Кроме того, надо учитывать результаты их действий в про­шлых стрессовых ситуациях, итоги бесед с их предыдущим и настоящим на­чальниками, а также результаты личных бесед с кандидатами.

При отборе перспективных кандидатов и при их последующей подготов­ке необходимо продумать следующее:

а) что можно сделать для эффективной работы переговорщиков;

б) какие меры могут быть предприняты для сведения к минимуму право­вых последствий (подверженность опасности) использования переговорщиков.

Тщательное рассмотрение этих вопросов помогает выработать конкрет­ные предложения, которые нужно учитывать при создании специальных подразделений по подготовке и использованию переговорщиков и разработке про­грамм для них.

Практическое использование переговорщиков может быть эффективным лишь при их соответствующей подготовке и понимании своей роли. На первый взгляд может казаться, что переговоры по вопросу освобождения заложников -это искусство, а не наука и что переговорщики работают скорее интуитивно. Однако при таком подходе эффективность переговоров с террористами мини­мальна. Переговоры требуют от лиц, их проводящих, не только психологиче­ской грамотности, но и творческого подхода, искусного сочетания логического и интуитивного начал в переговорной деятельности.

Необходимо создание соответствующих курсов, центров, факультетов повышения квалификации для подготовки участников переговорного процесса. За рубежом давно специально подбирают и готовят переговорщиков. Данный опыт надо использовать и у нас в стране.

Сотрудники, не прошедшие полной специальной подготовки, не могут считаться переговорщиками, они должны пройти полный основной курс подго­товки по вопросам ведения переговоров. Первоначальная подготовка или курсы - это только начало: переговорщики нуждаются в регулярной практической подготовке, включающей тактические операции, проигрывание ролей и т.п. Ру­ководители подготовки должны иметь сценарии, которые создавали бы для обучающихся как можно большее количество различных ситуаций. Для подго­товки необходимо иметь документацию и характеристики. Параллельно целе­сообразно прохождение кандидатами в переговорщики курсов по психологии, социологии, связи. Повышение профессиональной подготовки наряду с регу­лярной практической подготовкой является важным условием повышения эф­фективности деятельности переговорщиков.

Подготовку лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захва­тившими заложников, необходимо проводить дифференцированно, комплексно и последовательно.

Дифференцированность подготовки переговорщиков должна учитывать категории лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захватившими заложников. В частности, необходимо предусмотреть специальные программы подготовки, как минимум, для четырех категорий переговорщиков:



  1. Программа подготовки специалистов-консультантов. В роли специа­листов-консультантов могут выступать психологи правоохранительных орга­нов, преподаватели вузов МВД, а также психологи, социологи, педагоги граж­данских организаций. Как уже указывалось выше, данные специалисты должны уметь оказывать консультативную помощь лицу, ведущему переговоры с пре­ступниками, а также, в случае необходимости, сами вести переговоры. Поэтому для данной категории переговорщиков должна быть предусмотрены как базо­вая, так и углубленная программы обучения переговорной деятельности с по­следующим и постоянным повышением квалификации.

  2. Программа подготовки сотрудников дежурных частей и служб. Со­трудники дежурных частей и служб принимают сообщения обо всех происше­ствиях и часто оказываются первыми официальными лицами, с которыми преступники, захватившие заложников, начинают вести переговоры. От того, как начнутся переговоры с террористами, во многом зависит не только динамика развития переговорного процесса, но и жизнь заложников. Поэтому для со­трудников дежурных частей и служб необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы подготовки к переговорной деятельности, упор в которых бы делался на выработку умений оценивать реальность угроз преступ­ников, их психоэмоциональное состояние, устанавливать психологический кон­такт, втягивать преступников в переговоры, выявлять сведения о личности пре­ступников, затягивать время и т.д.

3. Программа подготовки руководящего состава. Очень часто преступ­ники, захватившие заложников, требуют, чтобы в переговорах участвовали ру­ководители - начальники (заместители) ГОВД, ГУВД, МВД, ГУИН, представи­тели прокуратуры, администрации и т.д. При этом преступники исходят из то­го, что лицо, наделенное большими властными полномочиями, может быстрее и надежнее выполнить их требования. В случае неадекватных действий руково­дителя-участника переговоров, отсутствия у него переговорной компетентно­сти, приводящей к срыву переговоров, преступник, лишившись надежды на выполнение своих требований, начинает убивать заложников. В связи с этим, необходимо предусмотреть программу по повышению переговорной компе­тентности руководителей различных ровней и ведомств.

4. Программа подготовки «рядовых» сотрудников. Любой сотрудник ор­ганов правопорядка может на практике столкнуться с ситуацией захвата залож­ников преступниками. При этом он должен уметь быстро среагировать на про­исходящее, определить возможные варианты своего поведения, начать перего­воры с преступниками. Поэтому каждый сотрудник должен обладать необхо­димым минимумом знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников. В связи с этим необходима реализация базовой программы подготовки сотрудников пра­воохранительных органов к переговорной деятельности.


4. ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗАХВАТИВШИМИ ЗАЛОЖНИКОВ
Анализ различных случаев проведения переговоров в «ситуации заложни­ка» показывает, что существует определенный набор психологических приемов, обеспечивающих, с одной стороны, сбор необходимой оперативно-служебной информации, с другой - благоприятное построение взаимоотношений и развитие переговорного процесса с целью убеждения преступника сдаться.

Используемые тактико-психологические приемы ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников условно можно разделить на три группы:



I. Приемы, обеспечивающие сбор информации.

II. Приемы, обеспечивающие создание на переговорах атмосферы доверия.

III. Приемы, убеждающие преступника пойти на уступки.
I. Приемы, обеспечивающие сбор информации

Сбор информации ведется через технику слушания и постановку различ­ного вида вопросов.

В качестве техники слушания используются техники:


  1. нерефлексивного слушания;

  2. рефлексивного слушания;

  3. эмпатического слушания.

Вопросы к преступнику в ходе переговоров могут быть:

  1. Открытыми вопросами, т.е. позволяющими преступнику дать подроб­ные ответы (например: «Что вы имеете в виду, говоря о несправедливости?»,
    «Как, по вашему мнению, можно прийти к соглашению?» и т.д.).

  2. Закрытыми вопросами, т.е. позволяющими преступнику дать ответ
    «да» или «нет» (например: «Вы приняли к сведению (или учли), что я ранее го­ворил?» и т.д.)

  3. Парафраз - попытка получить информацию, используя переутвержде­ния на основе согласия; состоит из проговора преступнику его же утверждений,
    но другими словами.

  4. Отражение чувств - попытка получить информацию, используя понимание его основных чувств.


II. Приемы, обеспечивающие создание на переговорах

атмосферы доверия
Существует специально выработанные приемы построения благоприят­ных взаимоотношений: самораскрытие (тактика самораскрытия оказывается эффективной, т.к. откровенность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой); вчувствование (вживание) - проникновение в личность пре­ступника; доброжелательность, теплота, мягкость; взаимодействие на равных; демонстрация стабильности и спокойствия; техника общения для установления доверительного контакта. Основными параметрами эффективности общения

являются умения и навыки личности переговорщика в использовании пони­мающих и директивных приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми.

Для создания на переговорах атмосферы доверия применяются следую­щие приемы:

1.Самораскрытие. Откровенная информация переговорщика о себе мо­жет способствовать ускорению установлению психологического контакта и от­кровенного общения с преступником.

2. Вчувствование (эмпатия). Высокий уровень эмоционального проникновения в то, что говорит и делает преступник, и демонстрация в диалоге с ним понимания его чувств способствует снятию барьера недоверия, а также изменению видения им тупиковости сложившейся ситуации. Существует два приема передачи высокого уровня эмоционального проникновения:

- отражение чувств, заключается в передаче с помощью речи мыслей и чувств, повышающих уровень осознания преступником происходящего;

- теплота, заключается в передаче с помощью интонации намерений по­нять преступника, стремления достичь взаимоприемлемого решения, веры в положительный для обеих сторон исход и т.д.

3. Помочь преступнику «сохранить лицо». Показ преступнику развивающейся ситуации как отступления в силу превосходства сил, складывающихся неблагоприятно для него обстоятельств и т.п.

4. Устранение недооценивания состояния преступника. Переговорщик


никогда не должен обращаться с преступником как с ребенком, который не
способен контролировать гнев, сдерживать упрямство, т.к. в итоге преступник может почувствовать, что его не принимают всерьез и станет актуализировать противостояние.

5. Избегание критики, угроз, проявления нетерпения. Попытка быстрого


решения проблемы зачастую ведет к срыву переговоров.
II. Приемы, убеждающие преступника пойти на уступки

Важнейшим элементом при ведении переговоров в ситуации взятия за­ложника является убеждение преступника пойти на уступки. В качестве психо­логических приемов воздействия здесь можно рекомендовать следующее:1

1. Начинайте с малого (простого). Постарайтесь создать обстановку успеха переговоров, решая более легкие и незначительные вопросы в первую оче­редь. Начиная с более легких для переговоров вопросов, таких как выбор кана­лов связи, продукты питания и лекарства, вы повышаете возможность выяснить точку зрения преступника на центральные (главные) проблемы, включая осво­бождение заложника.

В некоторых ситуациях с заложниками целесообразно одну большую


проблему (один большой вопрос) разделить на несколько небольших, с которыми проще работать.

2. Согласитесь частично с точкой зрения преступника. Начните свои попытки убедить согласием с некоторыми точками зрения преступника. Презентация в самом начале переговоров точек зрения, которых, как вы считаете, придерживается преступник, предоставит Вам шанс уменьшить его сопротив­ление вашим последним аргументам.



  1. Формулировка заключений. Излагайте точно и образно, к каким выво­дам и заключениям ведут факты, которые имеют место в конкретной ситуации.

  2. Помогайте преступнику быть внимательным слушателем. Побуждайте
    преступника активно представлять воображаемую или условную ситуацию, в которой вы стараетесь его убедить. Задавайте ему вопросы типа: «Как бы бы­ло, если ...» и подобные. Пассивное выслушивание не способствует измене­нию мышления, активизация процесса повышает шансы убедить противника.

  3. Представляйте обе позиции или стороны вопроса (свою и его). Прояв­ление понимания разных сторон в деле поможет убедить преступника, что его принимают серьезно и учитывают его аргумент, как имеющий объективное основания. Это даст возможность попытаться опровергнуть его в сравнении с вашими собственными взглядами. Предваряя аргументы преступника, вы увеличиваете силу убеждения.

  4. Считайтесь с мотивацией преступника. Убеждая преступника, учиты­вайте его нужды и цели. Взывайте к чувству гордости, любви к близким, общественному положению, политическим взглядам, ко всему, что вам удалось узнать или вы предполагаете, имеет место.

  5. Выступайте против себя. Выступите против некоторых сторон своей
    собственной позиции. Это увеличит веру преступника в вас. Если вы выступи­те против незначительного аспекта вашей позиции, произведете впечатление открытости и справедливости, возложите на него груз согласиться на уступку другого пункта своих требований.

  6. Указание на сходство. Укажите преступнику на какие-либо сходства
    между вами и им. Люди легче поддаются убеждению, если чувствуют сходст­во между собой и убеждающим человеком. Поэтому ведущему переговоры нужно дать преступнику почувствовать сходство с ним в происхождении, эт­нической группе, расе и др. в ясно выраженных характеристиках.

  7. Старайтесь убеждать постепенно. Старайтесь изменить образ мышле­ния и поведение преступника очень медленно, шаг за шагом. Когда вы стараетесь переубедить преступника сразу, то может получиться эффект бумеранга.
    Вместо того чтобы согласиться с вами, его сопротивление может возрасти. Вы вполне вероятно будете более эффективным посредником, если будете доби­ваться изменений в образе мышления преступника постепенно. Дайте воз­можность противной стороне «сохранить лицо». Сделайте так, чтобы проти­востоящая сторона восприняла предложение как свою собственную идею.

10. Предлагайте замедленное согласие. Когда вы предложите преступнику сдаться сразу, то ему будет трудно согласиться. Поэтому продолжайте
убеждать его так, чтобы он не принимал немедленных решений, сначала обдумал и, может быть, принял ваш взгляд по конкретным пунктам. Побочная польза от замедленного согласия в том, что оно дает время для проведения пе­реговоров. Дайте противостоящей стороне время для консультаций, прежде чем ответить на предложение.

  1. Сводите к минимуму контраргументы. Включайте в свои доводы ос­лабленные версии аргументов, на которые преступник возможно ответит. Это его ответ и таким образом он может увеличить шансы, что преступник примет вашу позицию.

  2. Вводите темы для переговоров сами с тем, чтобы вы могли уступить
    им позднее, изобразив это как способ поощрения согласий со стороны пре­ступника.

  3. Вознаграждайте уступки преступника. Вознаграждайте преступника
    за любые высказывания и шаги, предпринимаемые им для успешного решения положения заложника.

  4. Используйте фактические свидетельства. Пользуйтесь ясными, не­
    двусмысленными фактическими свидетельствами, чтобы поддержать свою по­зицию. По пунктам, по которым вы совсем не можете пойти на компромисс, постарайтесь предоставить преступнику ясные, недвусмысленные доказательства в поддержку своей позиции, твердости. Чем более убедительные доказа­тельства вы представите, тем больше вероятность доказать, преступнику, что ваша позиция не изменится. Покажите противоположной стороне во что обой­дется ей тупиковая ситуация.

  5. Избегайте зрителей (публики, слушателей). Избегайте ведения пере­
    говоров в присутствии других. Ваши попытки вести переговоры, возможно,
    будут менее осложнены и, вероятно, более успешны, если не будет других
    присутствующих. Неожиданные давление или прерывания, сверхреакция, по­вышенная иррациональность, насилие - возможность всего этого увеличива­ется, если кто-то еще может слушать (вмешиваться) в ваши переговоры.

16. Избегайте вызова. Не бросайте вызова преступнику и не побуждайте
его к действию. Оставьте преступнику возможность маневрировать. Если он
чувствует, что его прижали к стене или загнали в угол, это будет хороший
шанс для него впасть в неистовство. Воспользуйтесь созданием обстановки,
решающей проблемные ситуации, которую мы описали. Угрожая преступни­ку, не обвиняйте его в обмане и других грехах. Это может поставить преступ­ника в положение необходимости «спасти свое лицо» экстремальными действиями (буйным поведением). Если вы так сделаете, то выиграете спорный во­прос, но потеряете своих заложников.

17. Сократите нелогичность преступника. Постарайтесь снизить уровень нелогичности (иррациональности) преступника. Преступник часто нервнича­ет, он напуган, рассержен и эмоционально неустойчив. Все это оборачивается нелогичным образом мышления, который осложняет попытки вести перегово­ры и вряд ли приведет к успеху. Любые шаги, предпринятые вами для сниже­ния нелогичности мышления преступника, облегчат ведение переговоров, увеличат их продуктивность и сделают успешный выход более вероятным. Используйте предложения (наметки), разъяснение и конкретизацию в помощь преступнику, чтобы он мог лучше понять свои собственные намерения, ожи­даемые завоевания и возможные издержки. Когда преступник излагает вопро­сы (проблемы) в общей, сбивчивой, нелогичной манере, изложите их (эти во­просы) в специфических, ясных, разумных терминах. Покажите, что моменты, которые противная сторона считает очень ценными, не являются на самом де­ле решающими для удовлетворения ее интересов.



  1. Наращивайте свои требования, чтобы показать серьезность ситуации.

  2. По возможности задерживайте (притормаживайте) принятие требо­ваний в пользу преступника. Не укрепляйте позицию преступника в перегово­рах. Если согласие на одно из таких требований имело бы такой эффект, как, например, затруднение доступа к заложникам, оптимальная реакция посред­ника может быть такой - остановить, задержать, отклонить. Он должен при­бегнуть к смягчающему ситуацию климату (обстановке) на переговорах, ясно показывая свою готовность изучить решения, альтернативные высказанным требованиям. Стараясь избежать гнева или непостоянства преступника, по­средник не должен уступать, если возможно, требованиям преступника, ухудшающим ситуацию. По возможности пытайтесь получить от противостоящей стороны информацию о ее ответственности за принятые решения. При необходимости, проинформируйте противоположную сторону о своем пределе макси­мальных уступок (нижней линии) как о последнем предложении.

  3. Не навязывайте жестко свое предложение и выдвигайте только те
    предложения, в которых вы чувствуете необходимость, т.к. не любые предло­жения могут дать время и сразу склонить в вашу пользу. Предвидя возражения оппонентов против вашего предложения, ответьте на эти возражения еще до внесения предложения. Внимательно выслушивайте заявления противостоящей стороны. Будьте готовы изменить свое предложение на основе информации и интересов, о которых вы узнаете от ваших противников. Покажите с помощью аргументов, как предложение удовлетворит интересы противостоя­щей стороны. Убедитесь, что противостоящая сторона понимает все «плюсы» вашего предложения, прежде чем перейти к описанию конкретных деталей его осуществления. Предложите проинформировать отсутствующих представителей противостоящей стороны о ценности вашего предложения. Подчеркивайте положительные стороны вашего предложения. Не навязывайте свое предло­жение. Не запугивайте и не оказывайте давление на противную сторону. Обя­зательно продемонстрируйте способность «сдержать слово» в отношении предложения по урегулированию. Будьте готовы документально подтвердить возможные отрицательные последствия для противостоящей стороны, если предложение не будет принято.

  4. Поддерживайте надежды преступника. Поддерживайте надежду пре­ступника на освобождение. Постоянно нужно помнить о возможности ошибок в процессе переговоров, способствующих поступкам отчаяния. Такие ошибки включают любые заявления, которые ведут преступника к ощущению, что ему нечего терять, если он убьет заложников. Решая общую проблему, нужно за­ставить преступника верить, что он получит в результате то, что задумал, ко­гда захватывал заложников. Кроме того, по возможности, поддерживайте его надежды на побег, освобождение до тех пор, пока все заложники не будут ос­вобождены.

22. Будьте готовы к возможности позволить преступнику уйти в обмен на жизнь заложников. Вашей главной задачей в ситуации с заложниками явля­ется их безопасное освобождение. Если это может обсуждаться вместе с во­просом сдачи преступника, это хорошо. Если заложников освободят за пре­ступника - это лучшее, что может быть достигнуто, такое решение должно быть принято. Возможность захвата преступника позже велика. Однако в пе­реговорах такой обмен приемлем только, если более желаемые выходы (реше­ния) не достигнуты.



<предыдущая страница | следующая страница>


Методические рекомендации барнаул 2004 ббк 67. 401. 213 С 25
495.57kb.

25 09 2014
3 стр.


Методические рекомендации Москва, 2011 удк ббк

Методические рекомендации предназначены для педиатров, врачей общего профиля и других специалистов в области здравоохранения, осуществляющих диагностику и терапию муковисцидоза. Пр

1882.74kb.

01 09 2014
13 стр.


Учебно-методическое пособие Барнаул-2004 удк печатается по решению Ученого совета

Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д. П. Тевс, В. А. Климентьева, В. А. Петров, Т. Н. Злобина, Г. В. Стекина, Т. В. Пантюшина, Л. И. Рыбина – Барнау

1522.23kb.

14 12 2014
12 стр.


Трасологические экспертизы традиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990

«Криминалистическая экспертиза», утвержденными 19 декабря 1988 г по специальности 02. 11 «Правоведение» для студентов дневного и заочного отделений

467.36kb.

14 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации соискателям ученых степеней (о применении стандарта гост 1-2003) Оренбург-2005 (07) ббк 91я7 ф 81
267.28kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011 (076. 1) Ббк 65. 01 Я73

Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А. И. Ганчар, Л. Ю. Герасимович, С. С. Захорошко, О. О. Янюк

2826.31kb.

07 10 2014
13 стр.


Методические рекомендации Ставрополь,2003 Реактивные артриты. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма,2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

390.37kb.

06 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

533.3kb.

27 09 2014
3 стр.