ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность сотрудников правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений обусловливает напряженный и конфликтный характер профессионального общения сотрудников в различных ситуациях при выполнении служебных обязанностей.
Одними из наиболее драматичных по динамике развития и способам разрешения событий являются захват заложников и переговоры с террористами. Переговоры с лицами, захватившими заложников, - это сложный, эмоционально напряженный и ответственный процесс. Он требует от сотрудников органов внутренних дел специальных знаний, умений, навыков, а также проявления творческих способностей и оптимального сочетания интуитивных и логических действий, направленных на достижение главной цели переговоров - сохранения жизни заложников и их освобождения наиболее эффективным путем.
Искусство ведения переговоров в «ситуации заложника» заключается в мастерстве комплексной оценки ситуации, умении найти и использовать неожиданные, убедительные доводы и аргументы, проявить психологическую гибкость, способность к быстрой смене позиции, ее корректировке.
Данная работа не претендует на завершенное и исчерпывающее описание технологий решения проблем, возникающих при переговорах с преступниками в ситуации захвата заложников. Предлагаемый материал представляет собой попытку обобщить накопленный научно-практический опыт и дать рекомендации участникам переговорного процесса.
При этом в данной работе ставилась цель ориентировать сотрудников правоохранительных органов, участвующих в операции по освобождению заложников, на осуществление заблаговременно продуманных и тщательно спланированных действий, а также обратить внимание на необходимость организации специализированного обучения переговорщиков и проведения тренировок с ними с целью приобретения нужных навыков задолго до возникновения экстремальной ситуации.
Естественно, дать рецепт на все возможные ситуации, возникающие при переговорах с преступниками, захватившими заложников, невозможно - как бы детально ни была разработана технология ведения конкретных переговоров, успех в конечном итоге будет определятся уровнем теоретической и практической подготовки специалиста переговорщика, его профессиональными и личностными качествами.
Никто не может в большинстве случаев гарантировать, что преступник добровольно сдаст свои позиции, но при грамотном ведении переговоров можно выиграть время для подготовки спецоперации по освобождению заложников и гарантии сохранности их жизни и здоровья, что и является основной целью ведения переговоров.
Безусловно, ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников, требует высокого профессионализма, который достигается постоянными тренингами и обучением сотрудников, имеющих дело с подобными актами преступного поведения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 1980.
-
Антонян Ю.М. Захват заложников / Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин,
В.В. Смирнов. - М., 2001.
-
Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - М.: Академия МВД России, 1997.
-
Андреев Н.В. Переговоры в «ситуации заложника»: характеристика мотивов, личности и групп преступников / Н.В. Андреев, И.Б. Свирская. - М.:
Академия МВД России, 1995.
-
Борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1994. - N 8.
-
Буданов А.Б. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта право
охранительных органов США). - М.: Академия МВД России, 1995.
-
Дробышев А.Т. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками органов внутренних дел с лицами, захватившими заложников:
Учеб. пособие / А.Т. Дробышев, В.Н. Кручинин, Д.И. Зубков. - Воронеж,
1997.
-
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М., 1990.
-
Зарубежный опыт. - Вып. № 8. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1994.
-
Информационный бюллетень. - Вып. № 13. - М.: ГУИН МВД России, 1993.
-
Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. - М., 1993.
-
Илларионов В.П. Заложники и «переговорщики»// Советская милиция. -
1991.-№9.-С.48-51.
-
Ответственность за захват заложника в зарубежном и российском уголовном законодательстве // Закон и право. - 2002. - № 2.
-
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. - М.1996.
-
Свирская И.Б. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности / И.Б. Свирская,
Н.Б. Андреев. - М.: Академия МВД России, 1995.
-
Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях (зарубежный опыт). - М.: Академия МВД России, 1994.
-
Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражений / Р. Фишер,
У. Юри. - М.: Наука, 1992. - 127с.
-
Якушин Н.М. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников / Н.М. Якушин, А.Г. Артюх // Вестник МВД РФ. -1993.
-№4-5.
Приложение 1
ПАМЯТКА «ПЕРЕГОВОРЩИКУ»
Итоговая цель: СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ ЗАЛОЖНИКОВ
Ваши задачи (по мере нарастания сложности):
-
Договориться о продолжении (переносе) переговоров с гарантией безопасности заложников на этот временной период.
-
Завладеть инициативой в переговорах.
-
Оценить реальность угроз преступников.
-
Добиться отсрочки выполнения требований преступников (с гарантией
безопасности заложников на этот временной период).
-
Извлечь максимум информации о преступниках, заложниках и т.д.
-
Добиться уступок (смягчения требований преступников).
-
Добиться освобождения части заложников после частичного удовлетворения требований преступников.
-
Добиться «выхода» преступника, ведущего переговоры, «из игры», его
сотрудничества в обмен на определенные гарантии (вербовка).
Тактические техники. Используемые приемы.
Используемые фразы (примерно)
Установление психологического контакта:
-
Самопредставление с подчеркиванием полномочий и компетентности.
-
Обращение к преступнику по имени: Как мне Вас называть?
-
Демонстрация понимания серьезности намерений преступников: Чувствую. Вы, (Имя) - человек серьезный....
-
Указание на достоинства (Имя), Вы же умный человек....
-
Умение встать на чужую позицию: Я понимаю Вас, (Имя), деньги всем
нужны....
-
Поиск совпадающих интересов: У Вас же тоже есть дети (родители)....
Достижение конструктивного диалога:
-
Коррекция эмоционального состояния преступника: (Имя), давайте успокоимся....
-
Апелляция к здравому смыслу: Будем рассуждать здраво, (Имя) ....
Вы же понимаете, (Имя), что ....
-
Накопление элементов согласия: Значит Вы, (Имя), хотите , да?
Я правильно Вас понял, (Имя)? Давайте договоримся (Имя)....
Постоянное уточнение с целью получения дополнительной информации:
• Уточнение места, времени, количества, обстоятельств, состояния и т.д.:
Где... ? Когда... ? Сколько... ? Как... ? Зачем... ? Почему... ?
Предложение альтернатив (торг):
-
Указание на объективные обстоятельства, препятствующие выполнению
требований: (Имя), Вы же понимаете, на это нужно время....
-
Убедительная аргументация нереальности выполнения требований:
(Имя), Вы же понимаете, что это невозможно, так как....
-
Предложение альтернатив (встречных условий) и их убедительная аргументация: Я предлагаю Вам, (Имя), следующее....
Помните: Вы должны во время диалога сохранять имидж мудрого, находчивого, рассудительного, полномочного, компетентного человека - «тертый калач», «стреляный воробей».
Избегайте ошибок приводящих к потере имиджа, срыву переговоров:
-
переход со спокойного, «разумного» диалога на угрозы, крик, ругань;
-
частая ссылка на недостаток своих полномочий и свою некомпетентность;
-
соглашательство со всеми требованиями преступников.
Приложение 2
ПАМЯТКА ЗАЛОЖНИКУ
Основные правила поведения для лиц,
захваченных в заложники
-
Не поддавайтесь панике, ведите себя спокойно, старайтесь успокоить
окружающих.
-
Не допускайте действий, провоцирующих нападающих на проявление
агрессии и жестокости.
-
Выполняете требования нападающих, не спорте с ними и не противоречьте им.
-
На все свои действия спрашивайте разрешения у нападающих.
-
Если Вас выбрали посредником для ведения переговоров, точно и
четко передавайте требования нападающих и ответы им.
-
Если Вы ранены, старайтесь не двигаться, чтобы сократить потерю
крови и просите медицинской помощи.
-
Помните, что спецслужбы уже начали действия по Вашему освобождению и предпримут все необходимые меры для разрешения ситуации.
-
Во время операции по освобождению сядьте (лягте), закройте голову
руками и не двигайтесь. Не бегите к сотрудникам спецслужб или от них.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «СИТУАЦИИ ЗАЛОЖНИКА
2.ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАХВАТ
ЗАЛОЖНИКОВ
3.ОТБОР И ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ПЕРЕГОВОРЫ С
ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗАХВАТИВШИМИ ЗАЛОЖНИКОВ
4.ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ
ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ,
ЗАХВАТИВШИМИАЛОЖНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ПАМЯТКА «ПЕРЕГОВОРЩИКУ»
ПАМЯТКА ЗАЛОЖНИКУ
Учебное издание
Свободный Феликс Константинович
кандидат психологических наук
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Работа публикуется в авторской редакции
Корректура,
Компьютерная верстка Ю.А. Колотова
Лицензия ЛР№ 0221352 от 14.07.1999 г.
Лицензия Плр № 020109 от 05.07.1999 г.
Подписано в печать 08.12.2004 г. Формат 60x84/16.
Отпечатано на R1SO-4300.
Бумага офсетная. Усл. ал. 1,5. Тираж 150 экз. Заказ № 891
Барнаульский юридический институт МВД России.
Организационно-научный и редакционно-издательский отдел.
656099, Барнаул, ул. Чкалова, 49.
<предыдущая страница