Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность сотрудников правоохранительных органов по предупреж­дению, пресечению и расследованию преступлений обусловливает напряжен­ный и конфликтный характер профессионального общения сотрудников в раз­личных ситуациях при выполнении служебных обязанностей.

Одними из наиболее драматичных по динамике развития и способам раз­решения событий являются захват заложников и переговоры с террористами. Переговоры с лицами, захватившими заложников, - это сложный, эмоциональ­но напряженный и ответственный процесс. Он требует от сотрудников органов внутренних дел специальных знаний, умений, навыков, а также проявления творческих способностей и оптимального сочетания интуитивных и логических действий, направленных на достижение главной цели переговоров - сохранения жизни заложников и их освобождения наиболее эффективным путем.

Искусство ведения переговоров в «ситуации заложника» заключается в мастерстве комплексной оценки ситуации, умении найти и использовать не­ожиданные, убедительные доводы и аргументы, проявить психологическую гибкость, способность к быстрой смене позиции, ее корректировке.

Данная работа не претендует на завершенное и исчерпывающее описание технологий решения проблем, возникающих при переговорах с преступниками в ситуации захвата заложников. Предлагаемый материал представляет собой попытку обобщить накопленный научно-практический опыт и дать рекоменда­ции участникам переговорного процесса.

При этом в данной работе ставилась цель ориентировать сотрудников правоохранительных органов, участвующих в операции по освобождению за­ложников, на осуществление заблаговременно продуманных и тщательно спла­нированных действий, а также обратить внимание на необходимость организа­ции специализированного обучения переговорщиков и проведения тренировок с ними с целью приобретения нужных навыков задолго до возникновения экс­тремальной ситуации.

Естественно, дать рецепт на все возможные ситуации, возникающие при переговорах с преступниками, захватившими заложников, невозможно - как бы детально ни была разработана технология ведения конкретных переговоров, успех в конечном итоге будет определятся уровнем теоретической и практиче­ской подготовки специалиста переговорщика, его профессиональными и лич­ностными качествами.

Никто не может в большинстве случаев гарантировать, что преступник добровольно сдаст свои позиции, но при грамотном ведении переговоров мож­но выиграть время для подготовки спецоперации по освобождению заложников и гарантии сохранности их жизни и здоровья, что и является основной целью ведения переговоров.

Безусловно, ведение переговоров с преступниками, захватившими залож­ников, требует высокого профессионализма, который достигается постоянными тренингами и обучением сотрудников, имеющих дело с подобными актами преступного поведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 1980.

  2. Антонян Ю.М. Захват заложников / Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин,
    В.В. Смирнов. - М., 2001.

  3. Андреев Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - М.: Академия МВД России, 1997.

  4. Андреев Н.В. Переговоры в «ситуации заложника»: характеристика моти­вов, личности и групп преступников / Н.В. Андреев, И.Б. Свирская. - М.:
    Академия МВД России, 1995.

  5. Борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1994. - N 8.

  6. Буданов А.Б. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта право­
    охранительных органов США). - М.: Академия МВД России, 1995.

  7. Дробышев А.Т. Психологические особенности ведения переговоров сотрудниками органов внутренних дел с лицами, захватившими заложников:
    Учеб. пособие / А.Т. Дробышев, В.Н. Кручинин, Д.И. Зубков. - Воронеж,
    1997.

  8. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М., 1990.

  9. Зарубежный опыт. - Вып. № 8. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1994.

  10. Информационный бюллетень. - Вып. № 13. - М.: ГУИН МВД России, 1993.

  11. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. - М., 1993.

  12. Илларионов В.П. Заложники и «переговорщики»// Советская милиция. -
    1991.-№9.-С.48-51.

  13. Ответственность за захват заложника в зарубежном и российском уголов­ном законодательстве // Закон и право. - 2002. - № 2.

  14. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. - М.1996.

  15. Свирская И.Б. Переговоры: психологическая характеристика и методы от­бора инструкторов по переговорной деятельности / И.Б. Свирская,
    Н.Б. Андреев. - М.: Академия МВД России, 1995.

  16. Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях (зарубежный опыт). - М.: Академия МВД России, 1994.

  17. Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражений / Р. Фишер,
    У. Юри. - М.: Наука, 1992. - 127с.

  18. Якушин Н.М. Организация и тактика ведения переговоров при освобож­дении заложников / Н.М. Якушин, А.Г. Артюх // Вестник МВД РФ. -1993.
    -№4-5.


Приложение 1

ПАМЯТКА «ПЕРЕГОВОРЩИКУ»



Итоговая цель: СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ ЗАЛОЖНИКОВ

Ваши задачи (по мере нарастания сложности):



  1. Договориться о продолжении (переносе) переговоров с гарантией безо­пасности заложников на этот временной период.

  2. Завладеть инициативой в переговорах.

  3. Оценить реальность угроз преступников.

  4. Добиться отсрочки выполнения требований преступников (с гарантией
    безопасности заложников на этот временной период).

  5. Извлечь максимум информации о преступниках, заложниках и т.д.

  6. Добиться уступок (смягчения требований преступников).

  7. Добиться освобождения части заложников после частичного удовлетво­рения требований преступников.

  8. Добиться «выхода» преступника, ведущего переговоры, «из игры», его
    сотрудничества в обмен на определенные гарантии (вербовка).


Тактические техники. Используемые приемы.

Используемые фразы (примерно)

Установление психологического контакта:

  1. Самопредставление с подчеркиванием полномочий и компетентности.

  2. Обращение к преступнику по имени: Как мне Вас называть?

  3. Демонстрация понимания серьезности намерений преступников: Чувст­вую. Вы, (Имя) - человек серьезный....

  4. Указание на достоинства (Имя), Вы же умный человек....

  5. Умение встать на чужую позицию: Я понимаю Вас, (Имя), деньги всем
    нужны....


  6. Поиск совпадающих интересов: У Вас же тоже есть дети (родители)....

Достижение конструктивного диалога:

  1. Коррекция эмоционального состояния преступника: (Имя), давайте успокоимся....

  2. Апелляция к здравому смыслу: Будем рассуждать здраво, (Имя) ....
    Вы же понимаете, (Имя), что ....


  3. Накопление элементов согласия: Значит Вы, (Имя), хотите , да?

Я правильно Вас понял, (Имя)? Давайте договоримся (Имя)....

Постоянное уточнение с целью получения дополнительной информации:

• Уточнение места, времени, количества, обстоятельств, состояния и т.д.:


Где... ? Когда... ? Сколько... ? Как... ? Зачем... ? Почему... ?

Предложение альтернатив (торг):

  1. Указание на объективные обстоятельства, препятствующие выполнению
    требований: (Имя), Вы же понимаете, на это нужно время....

  2. Убедительная аргументация нереальности выполнения требований:
    (Имя), Вы же понимаете, что это невозможно, так как....

  3. Предложение альтернатив (встречных условий) и их убедительная аргу­ментация: Я предлагаю Вам, (Имя), следующее....

Помните: Вы должны во время диалога сохранять имидж мудрого, наход­чивого, рассудительного, полномочного, компетентного человека - «тертый калач», «стреляный воробей».

Избегайте ошибок приводящих к потере имиджа, срыву переговоров:



  1. переход со спокойного, «разумного» диалога на угрозы, крик, ругань;

  2. частая ссылка на недостаток своих полномочий и свою некомпетент­ность;

  3. соглашательство со всеми требованиями преступников.


Приложение 2



ПАМЯТКА ЗАЛОЖНИКУ


Основные правила поведения для лиц,

захваченных в заложники


  1. Не поддавайтесь панике, ведите себя спокойно, старайтесь успокоить
    окружающих.

  2. Не допускайте действий, провоцирующих нападающих на проявление
    агрессии и жестокости.

  3. Выполняете требования нападающих, не спорте с ними и не противо­речьте им.

  4. На все свои действия спрашивайте разрешения у нападающих.

  5. Если Вас выбрали посредником для ведения переговоров, точно и
    четко передавайте требования нападающих и ответы им.

  6. Если Вы ранены, старайтесь не двигаться, чтобы сократить потерю
    крови и просите медицинской помощи.

  7. Помните, что спецслужбы уже начали действия по Вашему освобож­дению и предпримут все необходимые меры для разрешения ситуации.

  8. Во время операции по освобождению сядьте (лягте), закройте голову
    руками и не двигайтесь. Не бегите к сотрудникам спецслужб или от них.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «СИТУАЦИИ ЗАЛОЖНИКА


2.ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАХВАТ
ЗАЛОЖНИКОВ
3.ОТБОР И ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ПЕРЕГОВОРЫ С
ПРЕСТУПНИКАМИ, ЗАХВАТИВШИМИ ЗАЛОЖНИКОВ
4.ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ

ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ,

ЗАХВАТИВШИМИАЛОЖНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПАМЯТКА «ПЕРЕГОВОРЩИКУ»

ПАМЯТКА ЗАЛОЖНИКУ

Учебное издание


Свободный Феликс Константинович


кандидат психологических наук


ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Работа публикуется в авторской редакции

Корректура,

Компьютерная верстка Ю.А. Колотова

Лицензия ЛР№ 0221352 от 14.07.1999 г.

Лицензия Плр № 020109 от 05.07.1999 г.

Подписано в печать 08.12.2004 г. Формат 60x84/16.

Отпечатано на R1SO-4300.

Бумага офсетная. Усл. ал. 1,5. Тираж 150 экз. Заказ № 891

Барнаульский юридический институт МВД России.

Организационно-научный и редакционно-издательский отдел.



656099, Барнаул, ул. Чкалова, 49.

1 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. - М., 1996.

2 Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - М.: Академия МВД России,1997.

1 Андреев Н.В. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях. - М.,1996.

<предыдущая страница


Методические рекомендации барнаул 2004 ббк 67. 401. 213 С 25
495.57kb.

25 09 2014
3 стр.


Методические рекомендации Москва, 2011 удк ббк

Методические рекомендации предназначены для педиатров, врачей общего профиля и других специалистов в области здравоохранения, осуществляющих диагностику и терапию муковисцидоза. Пр

1882.74kb.

01 09 2014
13 стр.


Учебно-методическое пособие Барнаул-2004 удк печатается по решению Ученого совета

Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д. П. Тевс, В. А. Климентьева, В. А. Петров, Т. Н. Злобина, Г. В. Стекина, Т. В. Пантюшина, Л. И. Рыбина – Барнау

1522.23kb.

14 12 2014
12 стр.


Трасологические экспертизы традиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990

«Криминалистическая экспертиза», утвержденными 19 декабря 1988 г по специальности 02. 11 «Правоведение» для студентов дневного и заочного отделений

467.36kb.

14 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации соискателям ученых степеней (о применении стандарта гост 1-2003) Оренбург-2005 (07) ббк 91я7 ф 81
267.28kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011 (076. 1) Ббк 65. 01 Я73

Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А. И. Ганчар, Л. Ю. Герасимович, С. С. Захорошко, О. О. Янюк

2826.31kb.

07 10 2014
13 стр.


Методические рекомендации Ставрополь,2003 Реактивные артриты. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма,2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

390.37kb.

06 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

533.3kb.

27 09 2014
3 стр.