Перейти на главную страницу
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Хакасский филиал
Кафедра экономики и управления
Маркетинг
Методические рекомендации по изучению
дисциплины и задания для контрольных работ
Абакан 2011 |
Основной целью курса «Маркетинг» является дать общее представление о маркетинге, о роли маркетинга в экономическом развитии страны, о комплексном исследовании рынка, как формируется товарная стратегия, об организации маркетинга в бизнес организации. Изучение современных методов ведения деловых операций и маркетинга в международной сфере на примере богатейшей практики национальных и международных корпораций и фирм многих стран.
Основными задачами курса «Маркетинг» являются:
-ознакомление студентов с понятием и проблемами маркетинга, осуществляемых во внутренних и международных условиях;
- дать представление о структуре рынка;
-охарактеризовать цели маркетинговых исследований, сегментирование рынка, особенности разработки ценовой политики, формирование спроса и методику проведения маркетинговых исследований.
1.3.Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения студентами данного предмета:
Базисные категории маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, рынок. Полифункциональная по своей сущности и содержанию роль маркетинга. Различные аспекты определения маркетинга: как научно-прикладной дисциплины, как вида профессиональной деятельности, как системы управления, как комплекса определенных функций. Принципы маркетинга. Принцип ориентации конечных результатов деятельности на требования потребителей. Принцип адаптации деятельности к изменяющимся условиям внешней среды. Принцип целевой направленности и комплексности. Сферы маркетинговой деятельности: маркетинг товаров, маркетинг услуг, международный маркетинг. Маркетинг некоммерческих видов деятельности: маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг мест и маркетинг идей.
Определение понятия концепция маркетинга как подхода, на основе которого предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность. Характеристика различных периодов и основных социально-экономических перемен предшествующих возникновению концепций. Основная идеологическая тенденция смены концепций – перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом. Концепция совершенствования производства. Основные положения и условия существования производственной концепции. Концепция совершенствования товара. Основная идея и факторы, поддерживающие существование товарной концепции. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Основные ее положения и предпосылки существования. Концепция маркетинга. Различие концепции сбыта и концепции маркетинга. Концепция социально-этического маркетинга. Новая философия предпринимательства, трактующая нормы социально-этического маркетинга, лимитирующие предпринимательскую инициативу и производственную деятельность.
Маркетинг как процесс управления спросом. Характеристика состояний спроса по Ф. Котлеру: негативный, отсутствующий, формирующийся, снижающийся, нерегулярный, полный, чрезмерный, иррациональный. Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий маркетинг. Характеристика целей и задач управления маркетингом в соответствии выделенным его типам. Примеры конкретных ситуаций. Типы маркетинга в зависимости от масштаба охвата рынка: массовый маркетинг, продуктово-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг. Характеристика и примеры конкретных ситуаций.
Классификация функций маркетинга. Характеристика и сущность их реализации в разрезе подфункций. Аналитическая функция: изучение рынка как такового, изучение потребителей, изучение фирменной структуры рынка, анализ внутренней сферы предприятия. Производственная функция маркетинга: организация производства новых товаров, разработка новых технологий, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Сбытовая функция маркетинга: организация системы товародвижения, организация сервиса, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), проведение целенаправленной товарной политики, проведение целенаправленной сбытовой политики. Функция управления и контроля маркетинга: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация системы коммуникации на предприятии, организация контроля маркетинга и управления рисками.
Понятие и структура (блок-схема) процесса управления маркетингом. Характеристика этапов процесса управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей, его важность с точки зрения определения перспектив деятельности фирмы. Способы и методы анализа рыночных возможностей. Процесс отбора целевых рынков, последовательность и характеристика его этапов: изучение спроса, сегментация рынка, отбор целевых сегментов, позиционирование товаров. Процесс разработки комплекса маркетинга. Направления деятельности фирмы по осуществлению товарной политики. Значение и основные вопросы ценовой политики фирмы. Направления деятельности предприятия по организации системы распространения товаров. Коммуникационная политика фирмы, её составляющие. Разработка комплекса вспомогательных систем маркетинга: системы маркетинговой информации, системы планирования, системы контроля на предприятии и организационной структуры предприятия. Роль перечисленных систем в процессе претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
Понятие маркетинговой среды фирмы. Микросреда. Факторы микросреды предприятия. Фирма как элемент маркетинговой среды. Другие факторы микросреды: маркетинговые посредники, поставщики, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Характер и степень их влияния на деятельность фирмы. Направления и возможности воздействия фирмы на факторы микросреды.
Понятие организационной структуры. Принципы построения организационной структуры управления маркетингом на предприятии. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия. Типы организационных структур управления маркетингом на предприятии. Функциональная структура. Условия применения (типы предприятий, для которых целесообразно использование данного вида организационной структуры). Достоинства и недостатки функциональной структуры управления маркетингом. Товарная структура: целесообразность применения, достоинства и недостатки. Региональная структура и организация управления маркетингом по рынкам и покупателям: условия применения, достоинства и недостатки. Понятие жестких и мягких структур. Варианты комбинации базовых типов организационных структур управления маркетингом: по функциям и товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам. Понятие и характеристика матричных структур управления маркетингом предприятия.
Служба маркетинга на предприятии. Типы службы маркетинга на предприятиях различного масштаба: крупных, средних, малых. Задачи службы маркетинга на предприятии. Отделы службы маркетинга. Функции основных отделов службы маркетинга: отдела исследований и информационного обеспечения, отдела рекламы, отдела сбыта, отдела сервиса, отдела инновации. Основные разделы положения о работе службы маркетинга на предприятии. Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия.
Директор по маркетингу на предприятии: задачи деятельности, функциональные обязанности, права и ответственность. Виды ориентации службы маркетинга: по товарам, по рынкам, по функциям и др. Позиции управляющего по товарам и управляющего по рынкам. Основные обязанности и полномочия управляющего по товарам. Основные обязанности и полномочия управляющего по рынкам. Решение проблем организации управления предприятиями с различными системами производства и сбыта.
Определение и значение информации о маркетинговой деятельности. Источники информации внутренней и внешней маркетинговой среды. Принципы формирования и использования информации в системе маркетинга. Процесс информационного обеспечения. Классификация маркетинговой информации: по периодичности возникновения, по назначению, по отношению к обработке. Форма представления информации. Понятие информационной системы предприятия, необходимость ее формирования. Составляющие маркетинговой информационной системы на предприятии: система внутренней информации, система внешней информации, система информации маркетинговых исследований, система анализа маркетинговой информации. Взаимозависимость и взаимосвязь составляющих маркетинговой информационной системы на предприятии.
Определение понятия «цена». Сущность понятия «цена» в маркетинговой деятельности. Функции цен, их содержание. Понятие системы цен. Классификация цен в маркетинге: по отраслям и сферам экономики, по территории действия, в зависимости от способа возмещения транспортных расходов по доставке грузов, по степени регулирования, в зависимости от степени новизны товара, внешнеторговые (контрактные) цены, цены используемые в учете и статистике. Перечень необходимой информации для принятия решения по ценам.
Определение понятия «позиционирование товара». Факторы, определяющие позицию товара. Необходимость позиционирования товара. Средства позиционирования товара. Подходы и методы позиционирования товара: на базе определенных преимуществ товара, путем сравнений, на основе удовлетворения специфических потребностей, с помощью устойчивых представлений и др. Примеры. Варианты результатов позиционирования товаров: обеспечение отдельной позиции для товара, позиционирование в ряду товаров аналогов.
Сущность поведения потребителей. Потребление товаров (услуг, идей). Понятие «культура». Компоненты культуры. Особенности культуры. Функционирование культуры. Культурные ценности. Культурные вариации в потребительском поведении. Социальная стратификация общества и поведение потребителей. Переменные социального статуса социальная структура общества.
Сущность поведения потребителей. Потребление товаров (услуг, идей). Понятие «группа». Виды групп в поведении потребителей. Первичные, вторичные, референтные группы. Влияние групп на поведение потребителей. информативное, нормативное, идентификационное влияние групп. Понятие «семья», «домохозяйство». Основные стадии жизненного цикла семьи (домохозяйства). Влияние семьи (домохозяйство) на поведение потребителей.
Сущность поведения потребителей. Потребление товаров (услуг, идей). Понятие «восприятие». Процесс восприятия. Экспозиция, внимание, интерпретация, память как этапы принятия восприятия. Восприятие и стратегии реализации, продвижения товара на рынок. Понятие «обучение». Методы обучения потребителя. Условно-рефлекторный и когнитивный подходы к обучению потребителя. Понятие «память». Компоненты памяти. Сенсорная, краткосрочная, долгосрочная память в поведении потребителей.
Сущность поведения потребителей. Потребление товаров (услуг, идей). Понятие «мотивация». Теория мотивации А.Маелоу, Д.Мак Клелланда. Методы исследования мотивации. Словарная ассоциация, анализ и использование, психографика, анализ и использование продукта как методы исследования мотивации потребителя. Понятие «личность». Личностные характеристики потребителя. Теории личности. Психоаналитическая, социальная теории, теория самоконцепции. Понятие «эмоции». Классификация эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Понятие «жизненный стиль». Модели описания жизненного стиля: AIO, VALS, VALS-2, LOV.
Понятие конкуренции. Виды конкуренции: предметная, функциональная, межфирменная конкуренция. Формы конкуренции: внутриотраслевая, межотраслевая. Методы конкуренции: ценовые и неценовые. Совершенная конкуренция (Адам Смит «Исследование о природе и причине богатства народа») и несовершенная конкуренция (А. Лернер «Экономика контроля», А. Курно «Исследование математических принципов теории богатства»). Чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая и олигополистическая конкуренция.
Понятие «конкурентоспособность товара». Конкурентоспособность товара и качество товара. Качество и система стандартов. Показатели конкурентоспособности продукции: показатели внешнего формирования, показатели качества, экономические показатели. Параметры конкурентоспособности товара: технические, назначения, эргономические, эстетические, нормативные. Этапы определения конкурентоспособности товара: формулирование требований к изделию на основе изучения рынка, выбор базы сравнения, расчеты, выводы. Классификация методов расчета конкурентоспособности товаров. Сферы применения, преимущества и недостатки. Параметрический интегральный метод, коэффициент Буля (Булеева). Определение конкурентоспособности товара через предельную полезность, с помощью SWOT-анализа. Информационное обеспечение анализа конкурентоспособности товара.
Понятие конкурентной среды рынка и отрасли. Структура конкурентной среды. Субъектная структура конкурентной среды потребительского рынка. Отличие конкурентной среды предприятия от маркетинговой среды: микросреда компании (поставщики, посредники, конкуренты, потребители). Факторы (специфические и межотраслевые) и инструменты (экономические, управленческие, финансовые, административные, правовые, организационные) воздействия на конкурентную среду. Пять сил конкуренции по Портеру: государство, новые конкуренты, поставщики, потребители, предприятия, производящие товары-заменители. Анализ конкурентной среды в маркетинговых исследованиях.
Определение товарных и географических границ анализируемого рынка. Классификация предприятий – конкурентов. Диагностика целей и намерений конкурентов. Анализ рыночной доли конкурентов. Товарная и ценовая политика конкурентов. Система сбыта и распределения конкурентов. Коммуникационная политика конкурентов. Оценка финансовой стабильности конкурентов. Конкурентная карта рынка.
Этапы формирования стратегии конкуренции. Выбор базовой стратегии конкуренции. Стратегия снижения себестоимости продукции: преимущества, рыночные условия, требования к организации производства и управления, дестабилизирующие факторы. Стратегия дифференциации продукции. Стратегия сегментирования рынка: сущность, особенности. Стратегия внедрения новшеств. Немедленное реагирование на потребность рынка. Базовые стратегии и конкурентные преимущества. Стратегии виолентов, эксплерентов, коммутантов и патиентов: преимущества, недостатки, области и возможности применения.
Ключевые конкурентные преимущества: низкая себестоимость и цена, уникальность продукции, комплексное обслуживание сегмента рынка, работа с новыми товарами, эффективный менеджмент. Ситуационное проектирование стратегии конкуренции для предприятий с различной степенью доминирования на рынке. Пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ. Условия конкурентной привлекательности отрасли, региона: государственная политика, геополитическое положение, ресурсный потенциал, развитость инфраструктуры рынка.
Изучение современных методов ведения деловых операций и маркетинга в международной сфере на примере богатейшей практики национальных и международных корпораций и фирм многих стран
02 10 2014
8 стр.
«Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.)
25 12 2014
11 стр.
Административно-процессуальное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для заочной формы обучения (специальность: 030505. 65 – правоохранитель
16 12 2014
1 стр.
14 10 2014
7 стр.
П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу
11 10 2014
3 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия», выполнению практических занятий и самостоятельной работы для студентов инженерных специальностей 060800 заочно
14 10 2014
5 стр.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Общая паразитология» для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 070400 «биология» образовательно-квалификацион
16 12 2014
1 стр.
Лекционный курс – целостный, развернутый, аргументированный комплекс идей той или иной учебной дисциплины, включенной в программу вузовской подготовки специалиста
14 12 2014
1 стр.