ИВЭСЭП
Филиал НОУ ВПО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
в г. Дзержинске Нижегородской области
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Культурология
Учебно-методический комплекс
по специальностям:
030501.65 «Юриспруденция» (ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент. ГСЭ.Ф.04.)
080801.«Прикладная информатика (в экономике)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Национально-региональный (вузовский компонент). ГСЭ.Р.01.)
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.)
080301.65 «Коммерция (торговое дело)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.)
Дзержинск
2010
ББК 71
Л68
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Автор- составитель Лобанова И.Н. – Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Дзержинске Нижегородской области. 2010. – 141с.
Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права « в г. Дзержинске Нижегородской области. Протокол заседания кафедры социально-гуманитарных дисциплин № 6 от 25.06.2010г.
Рецензенты:
Русова Наталья Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (НГПУ);
Рябчикова Елена Павловна, кандидат философских наук, доцент (НИРО).
Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, планы семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы.
Ó Лобанова И.Н., 2011
Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономических связей,
экономики и права в г.Дзержинске
Нижегородской области, 2011
Содержание учебно-методического комплекса
-
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины
-
Пояснительная записка
-
План учебного процесса
-
Учебно-тематический план. Очная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Прикладная информатика в экономике»)
-
Учебно-тематический план. Заочная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)»)
-
Рабочая программа дисциплины (содержание курса)
-
Планы семинарских занятий
11. Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы
12. Вопросы к коллоквиуму
13. Тесты для рубежного контроля
14. Конкурсные творческие, исследовательские работы
15. Итоговый контроль (зачет)
16. Вопросы к зачету
17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий)
18. Список рекомендуемой литературы
Выписка из Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования.
Требования к обязательному минимуму содержания
учебной дисциплины «Культурология».
(Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины. Федеральный компонент)
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Пояснительная записка
Культурологическое образование сегодня – одно из приоритетных направлений в гуманитарной подготовке всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений. Эффективные жизнедеятельность и жизнепостроение, профессиональный успех не представляются возможными без глубокого проникновения в мировое культурное пространство. Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на культурную ориентацию личности, на формирование её общекультурной компетентности. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет».
Почти все гуманитарные науки изучают такое многомерное, полисемантичное, универсальное понятие, каким является «культура». Культурология как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного цикла содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, так и художественно-эстетического, морально-этического характера, поэтому её значение трудно переоценить. Среди других учебных предметов цикла ГСЭ культурология, бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы. Данный учебный курс знакомит с культурными достижениями человечества и в то же время представляет широкую, пёструю панораму исторических изменений в мировом художественном процессе, располагает бесценным материалом для приобщения к уникальным этнорегиональным феноменам, для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности.
При освоении дисциплины наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от персоналий и художественно-эстетической конкретики к понятиям, их системе и от тезауруса к культурно-антропологическим описаниям и интерпретациям. Поскольку культурологическое знание призвано формировать культуродиалогическую личность студента, способствовать её «укоренению» в мировой культуре, в первую очередь, в своей родной, национальной, региональной, культуре, в ходе образовательного процесса необходимо:
- познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития разнообразных моделей культуры;
- выработать представление о многообразии типов культур (восточной, западной, российской);
- овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса;
- научиться пополнять базовые понятия (культура, культурогенез, динамика культуры, язык, символы, коды, типология культур, культурные универсалии, инкультурация) конкретным содержанием;
- характеризовать культурные явления научной и повседневной, массовой и элитарной, национальной и региональной культур;
- проводить различные виды анализа произведений культуры;
- оценить современный масштабный диалог культур;
- знать и применять на практике механизм внутри- и межкультурных коммуникаций;
- приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных, национальных, социальных культурных концептов;
- уметь формулировать и аргументировать актуальные проблемы развития культуры;
- ориентироваться в современном социокультурном пространстве, знать уникальные этнорегиональные феномены культуры;
- иметь представление о закономерностях и специфике эволюционного развития мировой культуры через изучение «картин мира» и моделей человека, выраженных в результате творческого процесса;
- стремиться к целенаправленному самостоятельному формированию гуманистической культурной ориентации.
Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех специальностей и всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя весь необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня. Культурологическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий (лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ по анализу произведений культуры), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, изучение иллюстрированных альбомов по искусству, чтение специальной литературы, а также постоянный культурный тренинг. Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса культурологии с учётом профессионального и регионального (национального) компонентов. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного рассмотрения актуальных культурологических проблем; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков учебного диалога; пробуждении интереса к вопросам теории и истории культуры; приобщении к богатейшему культурному наследию.
План учебного процесса
Специальность «Прикладная информатика»
Трудоем-кость по ГОС ВПО
|
Аудиторные занятия
|
Сам. ра-бота
|
Распределение по курсам и семестрам
|
Форма аттестации
|
Всего
|
лек-ции
|
практ. зан., семина-ры
|
60
|
36
|
18
|
18
|
24
|
I курс
1 сем.
|
зачет
|
Специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения)
60
|
36
|
30
|
6
|
24
|
I курс
1 сем.
|
зачет
|
(заочная форма обучения)
60
|
8
|
8
|
-
|
52
|
I курс 1сем.
|
к/р 1 сем.
|
зачёт
|
Специальность «Коммерция»
60
|
8
|
8
|
-
|
52
|
I курс
1 сем.
|
1 сем.
|
зачёт
|
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
60
|
8
|
8
|
-
|
52
|
I курс
1сем.
|
1 сем.
|
зачёт
|
Учебно-тематический план
Очная форма обучения (специальности «Юриспруденция»,
«Прикладная информатика»)
Тематика занятий
| Вид, форма |
Количество часов
|
Вид рейтингового контроля
|
Задания к самостоятельной работе
|
Ауд.
|
Сам.
|
-
Общее понятие культуры. Культурные универсалии. Культура, цивилизация, природа.
|
лекция
|
2
|
1
|
R вхождения, диагностика
|
рабочая тетрадь, цитатный конспект
|
-
Культурология в системе гуманитарного знания
|
семинар
|
2
|
2
|
R текущий
|
тезисный конспект
|
-
Типология культур
|
лекция с элементами моделирования
|
2
|
1
|
R текущий
|
таблицы, схемы
|
-
Основные направления и концепции в культурологии
|
семинар
|
2
|
2
|
R рубежный
|
сигнальные опорные конспекты
|
-
Молодежная культура
|
деловая игра
|
2
|
1
|
R текущий
|
эссе
|
-
Профессиональная культура
|
учебные дебаты
|
2
|
1
|
ауторейтинг
|
спичи
|
-
Региональная культура
|
экскурсия
|
2
|
1
|
ауторейтинг
|
исследовательская работа
|
-
Агенты и институты культуры
|
лекция с элементами ролевой игры
|
2
|
1
|
R текущий
|
разные виды моделей, сценарии
|
-
Искусство как феномен культуры
|
семинар
|
2
|
2
|
R рубежный
|
анализ произведений искусства
|
10. Мировые религии
|
защита исследовательских работ
|
2
|
2
|
R текущий
|
исследовательские работы
|
11. Первобытная культура
|
лекция
|
1
|
1
|
R текущий
|
культуроло-гический анализ
|
12. Культура Египта
|
комбинированное занятие
|
2
|
1
|
R текущий
|
рабочая тетрадь
|
13. Античная культура
|
практикум
|
1
|
1
|
R текущий
|
рабочая тетрадь
|
14. Культура Китая
|
диспут
|
2
|
1
|
R текущий
|
эссе
|
15. Культура Индии
|
комбинированное занятие
|
1
|
1
|
R текущий
|
рабочая тетрадь
|
16. Европейская культура
|
обзор
|
4
|
2
|
R рубежный
|
доклад
|
17. Культура России
|
иллюстрированная панорама
|
4
|
2
|
ауторейтинг
|
тесты
|
18. Образ жизни как культурологическая категория
|
круглый стол
|
1
|
1
|
R итоговый
|
учебные кейсы
|
Итого:
|
|
36
|
24
|
|
|
Всего:
|
|
60
|
|
|
Учебно-тематический план.
Заочная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Коммерция (торговое дело)», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Тематика занятий
| Вид, форма |
Количество часов
|
Вид рейтингового контроля
|
Задания для самостоятельной работы
|
Ауд.
|
Сам.
|
-
Общее понятие культуры. Культурные универсалии. Культура, цивилизация, природа
|
лекция
|
1
|
3
|
R вхождения, диагностика
|
рабочая тетрадь, цитатный конспект
|
-
Культурология в системе гуманитарного знания
|
семинар
|
1
|
3
|
R текущий
|
тезисный конспект
|
-
Типология культур
|
лекция с элементами моделирования
|
1
|
3
|
R текущий
|
таблицы, схемы
|
-
Основные направления и концепции в культурологии
|
семинар
|
1
|
3
|
R рубежный
|
сигнальные конспекты
|
-
Молодежная культура
|
|
|
3
|
R текущий
|
эссе
|
-
Профессиональная культура
|
|
|
3
|
ауторейтинг
|
спичи
|
-
Региональная культура
|
|
|
3
|
ауторейтинг
|
исследовательская работа
|
-
Агенты и институты культуры
|
|
|
3
|
R текущий
|
разные виды моделей, сценарии
|
-
Искусство как феномен культуры
|
семинар
|
1
|
3
|
R рубежный
|
анализ произведений искусства
|
10. Мировые религии
|
|
|
3
|
R текущий
|
исследовательские работы
|
11. Первобытная культура
|
|
|
3
|
R текущий
|
культуроло-гический анализ
|
12. Культура Египта
|
|
|
3
|
R текущий
|
рабочая тетрадь
|
13. Античная культура
|
|
|
2
|
R текущий
|
рабочая тетрадь
|
14. Культура Китая
|
|
|
3
|
R текущий
|
эссе
|
15. Культура Индии
|
|
|
3
|
R текущий
|
доклад
|
16. Европейская культура
|
обзор
|
1
|
3
|
R рубежный
|
тесты
|
17. Культура России
|
иллюстрированная панорама
|
1
|
3
|
ауторейтинг
|
коллоквиум
|
18. Образ жизни как культурологическая категория
|
круглый стол
|
1
|
2
|
R итоговый
|
учебные кейсы
|
Итого:
|
|
8
|
52
|
|
|
Всего:
|
|
60
|
|
|
следующая страница>