Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 10страница 11



ИВЭСЭП



Филиал НОУ ВПО

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


в г. Дзержинске Нижегородской области




Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Культурология

Учебно-методический комплекс


по специальностям:
030501.65 «Юриспруденция» (ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент. ГСЭ.Ф.04.)
080801.«Прикладная информатика (в экономике)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Национально-региональный (вузовский компонент). ГСЭ.Р.01.)
080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.)
080301.65 «Коммерция (торговое дело)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.)

Дзержинск

2010

ББК 71


Л68
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Автор- составитель Лобанова И.Н. – Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Дзержинске Нижегородской области. 2010. – 141с.

Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права « в г. Дзержинске Нижегородской области. Протокол заседания кафедры социально-гуманитарных дисциплин № 6 от 25.06.2010г.


Рецензенты:


Русова Наталья Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (НГПУ);

Рябчикова Елена Павловна, кандидат философских наук, доцент (НИРО).


Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, планы семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы.
Ó Лобанова И.Н., 2011

Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский

институт внешнеэкономических связей,

экономики и права в г.Дзержинске

Нижегородской области, 2011

Содержание учебно-методического комплекса




  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины

  2. Пояснительная записка

  3. План учебного процесса

  4. Учебно-тематический план. Очная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Прикладная информатика в экономике»)

  5. Учебно-тематический план. Заочная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)»)

  6. Рабочая программа дисциплины (содержание курса)

  7. Планы семинарских занятий

11. Методические рекомендации по выполнению

контрольной работы

12. Вопросы к коллоквиуму

13. Тесты для рубежного контроля

14. Конкурсные творческие, исследовательские работы

15. Итоговый контроль (зачет)

16. Вопросы к зачету

17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий)

18. Список рекомендуемой литературы

Выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования.

Требования к обязательному минимуму содержания

учебной дисциплины «Культурология».

(Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины. Федеральный компонент)
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Пояснительная записка

Культурологическое образование сегодня – одно из приоритетных направлений в гуманитарной подготовке всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений. Эффективные жизнедеятельность и жизнепостроение, профессиональный успех не представляются возможными без глубокого проникновения в мировое культурное пространство. Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на культурную ориентацию личности, на формирование её общекультурной компетентности. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет».

Почти все гуманитарные науки изучают такое многомерное, полисемантичное, универсальное понятие, каким является «культура». Культурология как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного цикла содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, так и художественно-эстетического, морально-этического характера, поэтому её значение трудно переоценить. Среди других учебных предметов цикла ГСЭ культурология, бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы. Данный учебный курс знакомит с культурными достижениями человечества и в то же время представляет широкую, пёструю панораму исторических изменений в мировом художественном процессе, располагает бесценным материалом для приобщения к уникальным этнорегиональным феноменам, для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности.

При освоении дисциплины наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от персоналий и художественно-эстетической конкретики к понятиям, их системе и от тезауруса к культурно-антропологическим описаниям и интерпретациям. Поскольку культурологическое знание призвано формировать культуродиалогическую личность студента, способствовать её «укоренению» в мировой культуре, в первую очередь, в своей родной, национальной, региональной, культуре, в ходе образовательного процесса необходимо:

- познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития разнообразных моделей культуры;

- выработать представление о многообразии типов культур (восточной, западной, российской);

- овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса;

- научиться пополнять базовые понятия (культура, культурогенез, динамика культуры, язык, символы, коды, типология культур, культурные универсалии, инкультурация) конкретным содержанием;

- характеризовать культурные явления научной и повседневной, массовой и элитарной, национальной и региональной культур;

- проводить различные виды анализа произведений культуры;

- оценить современный масштабный диалог культур;

- знать и применять на практике механизм внутри- и межкультурных коммуникаций;

- приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных, национальных, социальных культурных концептов;

- уметь формулировать и аргументировать актуальные проблемы развития культуры;

- ориентироваться в современном социокультурном пространстве, знать уникальные этнорегиональные феномены культуры;

- иметь представление о закономерностях и специфике эволюционного развития мировой культуры через изучение «картин мира» и моделей человека, выраженных в результате творческого процесса;

- стремиться к целенаправленному самостоятельному формированию гуманистической культурной ориентации.

Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех специальностей и всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя весь необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня. Культурологическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий (лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ по анализу произведений культуры), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, изучение иллюстрированных альбомов по искусству, чтение специальной литературы, а также постоянный культурный тренинг. Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса культурологии с учётом профессионального и регионального (национального) компонентов. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного рассмотрения актуальных культурологических проблем; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков учебного диалога; пробуждении интереса к вопросам теории и истории культуры; приобщении к богатейшему культурному наследию.

План учебного процесса


Специальность «Прикладная информатика»

Трудоем-кость по ГОС ВПО

Аудиторные занятия

Сам. ра-бота

Распределение по курсам и семестрам

Форма аттестации

Всего

лек-ции

практ. зан., семина-ры

60

36

18

18

24

I курс

1 сем.


зачет

Специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения)

60

36

30

6

24

I курс

1 сем.


зачет

(заочная форма обучения)

60

8

8

-

52

I курс 1сем.

к/р 1 сем.

зачёт

Специальность «Коммерция»

60

8

8

-

52

I курс

1 сем.


1 сем.

зачёт

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

60

8

8

-

52

I курс

1сем.


1 сем.

зачёт


Учебно-тематический план


Очная форма обучения (специальности «Юриспруденция»,

«Прикладная информатика»)


Тематика занятий

Вид, форма


Количество часов

Вид рейтингового контроля

Задания к самостоятельной работе

Ауд.

Сам.

  1. Общее понятие культуры. Культурные универсалии. Культура, цивилизация, природа.

лекция

2

1

R вхождения, диагностика

рабочая тетрадь, цитатный конспект

  1. Культурология в системе гуманитарного знания

семинар

2

2

R текущий

тезисный конспект

  1. Типология культур

лекция с элементами моделирования

2

1

R текущий

таблицы, схемы

  1. Основные направления и концепции в культурологии

семинар

2

2

R рубежный

сигнальные опорные конспекты

  1. Молодежная культура

деловая игра

2

1

R текущий

эссе

  1. Профессиональная культура

учебные дебаты

2

1

ауторейтинг

спичи

  1. Региональная культура

экскурсия

2

1

ауторейтинг

исследовательская работа

  1. Агенты и институты культуры

лекция с элементами ролевой игры

2

1

R текущий

разные виды моделей, сценарии

  1. Искусство как феномен культуры

семинар

2

2

R рубежный

анализ произведений искусства

10. Мировые религии

защита исследовательских работ

2

2

R текущий

исследовательские работы

11. Первобытная культура

лекция

1

1

R текущий

культуроло-гический анализ

12. Культура Египта

комбинированное занятие

2

1

R текущий

рабочая тетрадь

13. Античная культура

практикум

1

1

R текущий

рабочая тетрадь

14. Культура Китая

диспут

2

1

R текущий

эссе

15. Культура Индии

комбинированное занятие

1

1

R текущий

рабочая тетрадь

16. Европейская культура

обзор

4

2

R рубежный

доклад

17. Культура России

иллюстрированная панорама

4

2

ауторейтинг

тесты

18. Образ жизни как культурологическая категория

круглый стол

1

1

R итоговый

учебные кейсы

Итого:




36

24







Всего:




60








Учебно-тематический план.


Заочная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Коммерция (торговое дело)», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)



Тематика занятий

Вид, форма


Количество часов

Вид рейтингового контроля

Задания для самостоятельной работы

Ауд.

Сам.

  1. Общее понятие культуры. Культурные универсалии. Культура, цивилизация, природа

лекция

1

3

R вхождения, диагностика

рабочая тетрадь, цитатный конспект

  1. Культурология в системе гуманитарного знания

семинар

1

3

R текущий

тезисный конспект

  1. Типология культур

лекция с элементами моделирования

1

3

R текущий

таблицы, схемы

  1. Основные направления и концепции в культурологии

семинар

1

3

R рубежный

сигнальные конспекты

  1. Молодежная культура







3

R текущий

эссе

  1. Профессиональная культура







3

ауторейтинг

спичи

  1. Региональная культура







3

ауторейтинг

исследовательская работа

  1. Агенты и институты культуры







3

R текущий

разные виды моделей, сценарии

  1. Искусство как феномен культуры

семинар

1

3

R рубежный

анализ произведений искусства

10. Мировые религии







3

R текущий

исследовательские работы

11. Первобытная культура







3

R текущий

культуроло-гический анализ

12. Культура Египта







3

R текущий

рабочая тетрадь

13. Античная культура







2

R текущий

рабочая тетрадь

14. Культура Китая







3

R текущий

эссе

15. Культура Индии







3

R текущий

доклад

16. Европейская культура

обзор

1

3

R рубежный

тесты

17. Культура России

иллюстрированная панорама

1

3

ауторейтинг

коллоквиум

18. Образ жизни как культурологическая категория

круглый стол

1

2

R итоговый

учебные кейсы

Итого:




8

52







Всего:




60









следующая страница>


Методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы

«Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.)

2344.67kb.

25 12 2014
11 стр.


Методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л) формы обучения

Административно-процессуальное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для заочной формы обучения (специальность: 030505. 65 – правоохранитель

321.15kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Кроме того, подготовка должна включать в себя обязательное поэтапное выполнение всех заданий, предусмотренных рабочей программой курса "Русский язык" для студентов заочной формы об

166.95kb.

08 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для студентов II курса математического факультета часть 2 Екатеринбург 2008

В него включены: программа курса, тематические планы лекций и практических занятий, материалы для практических занятий, домашних заданий и контрольных работ, а также вопросы к колл

136.51kb.

24 09 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов гуманитарных специальностей

Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного факультета неязыкового вуза

193.48kb.

15 12 2014
3 стр.


Руководство по выполнению контрольных работ по международному частному праву для студентов заочного обучения
200.34kb.

07 10 2014
1 стр.


Сборник диктантов, изложений, текстов для творческих работ

Моу бсош №1 Ерёминой Л. В., включает в себя материал для проведения разных видов работ не только на уроках русского языка по здоровьесбережению, но и на тематических классных часах

269.6kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические указания к выполнению контрольных работ в соответствии с учебной программой каждый студент выполняет одну контрольную работу, которая содержит пять вопросов по всем разделам курса

Целью пособия по выполнению контрольных заданий по дисциплине «Горюче-смазочные материалы» является

379.58kb.

15 12 2014
1 стр.