Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


В помощь учителю – филологу.


Сохраним своё здоровье!

(сборник диктантов, изложений,

текстов для творческих работ)





2008

Брошюра, составленная учителем русского языка и литературы МОУ БСОШ №1 Ерёминой Л.В., включает в себя материал для проведения разных видов работ не только на уроках русского языка по здоровьесбережению, но и на тематических классных часах. Пособие облегчит ежедневный труд учителя, будет полезным и интересным как для начинающего, так и опытного педагога.



СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ехать лечиться, есть надежда, естественный процесс, полезная еда, единственный выход, ежегодная профи­лактика, еще раз проверить, сердце екнуло, жидкий йод, обложенный язык, смертельный яд, язвенная бо­лезнь, являться на прием, беззаботная юность, ящик с пробирками, крепкое здоровье, серьезно лечиться, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, сделать инъекцию, субъективное отношение, современ­ная медицина, серьезная операция, осмотреть больного, перевязать рану, измерить температуру, лечить боль­ных, медицинская сестра, опытный терапевт, новая по­ликлиника, болезнь курильщиков.



ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

С данными словами и словосочетаниями составьте предложения:

Из-за травмы, вместо массажа, вслед за простудой, наподобие гриппа, ввиду эпидемии гриппа, вследствие осложнений, в продолжение осмотра больного, в тече­ние болезни, навстречу пожеланиям, в отличие от этого заболевания, в целях профилактики, несмотря на пре­достережения, в связи с переломом, в отношении диаг­ноза.

(Правописание предлогов.)

С данными словами и словосочетаниями составьте предложения:

Кто-то из медицинского персонала, кое-как удалось успокоить, пока что принимать лекарство, точь-в-точь повторить процедуру, лишь бы только выздороветь, вряд ли поможет это лекарство, все-таки решиться на операцию, не загорать, не простужаться, не жаловать­ся; не больница, а поликлиника; не санаторий, а про­филакторий; не больной, а здоровый; не сердечный, g легочный; не простудный, а вирусный; нездоровый вид, нелегкая операция.

(Правописание частиц.)

Соедините слова и словосочетания союзами, составьте предложения:

Насморк, закаливаться (чтобы); начать загорать, качать плавать (также); назначить лечение, не отме­нять тренировок (однако); перевязывать, осматривать; отдыхать на курорте, лечиться в санатории (не то, не то); вызвать врача, установить диагноз (чтобы)) невкусное, полезное (зато) лекарство; поправ­ляться, выздоравливать (то есть). (Правописание союзов.)

ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ

Люди в белых халатах.

Смерть не хочет щадить красоты —

Ни веселых, ни злых, ни крылатых.

Но встают у нее на пути

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах.

Вот опять у нее на пути.

И дыхание станет ровней,

И страданья отступят куда-то,

Лишь нагнутся к постели твоей

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах

У постели склонились твоей.

Сколько раненых в битве крутой,

Сколько их в тесноте медсанбатов

Отнимали у смерти слепой

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах,

Отнимали у смерти слепой.

И на свете тебя еще нет,

И едва лишь откроешь глаза ты —

Твою жизнь охраняют от бед

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах

Твою жизнь охраняют от бед.

Вечный подвиг, он вам по плечу,

Ваши руки бессонны и святы.

Низко вам поклониться хочу,

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах,

Низко вам поклониться хочу.



Л. Ошанин.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Коль будешь здоров, то и врача не надо.

Если хочешь быть в добром здравии, будь благоразумным смолоду.

Если не заболеешь, не узнаешь цены здоровью.

Кто людей любит, тот долго живёт. (Япон.)

Печаль старит, радость дух поднимает.

На свежее воздухе долго быть — долгую жизнь прожить. (казах.)

Песня лета жизни прибавляет. (казах.)

Сердитый человек рано стареет. (Армян.)

После смерти поздно думать о враче.

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Оноре де Бальзак)

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье. (Г. Сковорода)

- Закури!

- Мне нельзя!

- Почему?

- Родители увидят!

- А мы за угол отойдём!

- Я недавно болел.

- Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

- Сказал: не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. (Сократ)

Если человек заболел, он должен оберегать себя от контакта с другими, стараться не передать инфекции близким. (Ф.Углов)

Из каждых 100 человек, умерших от хроничес­ких заболеваний легких, 75 курили;

Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;

Из каждых 100 человек, начавших курить, за­ядлыми курильщиками становятся 80.

Если человек начал курить в 15 лет, продолжи­тельность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;

Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580—1100 раз превышает санитарные нормы;

4000 химических веществ, содержащихся в та­бачном дыме, наносят непоправимый вред здо­ровью не только курящих, но и тех, кто нахо­дится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.

1. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. (Гиппократ.) 2. Забота о здоровье народа возведена в нашей стра­не в ранг государственной политики. (Из газет) 3. Сравнительно недавно выясни­лось, что по числу долгожителей вслед за Дагестаном и Азербайджаном идет Якутия. Долгожительству в Яку­тии способствуют обширные хвойные и лиственные леса, обилие озер и рек, физическая работа на свежем воз­духе. Изучение многочисленной группы людей в Сибири, доживших до ста и более лег, наглядно показало, что именно напряженный труд помог им выстоять в есте­ственном отборе в начале их жизни, побороть болезни, голод, характерные для царской России. Всю жизнь они занимались активной деятельностью, а многие и до сих пор не считают себя стариками. Немало долгожителей насчитывается и в Прибалтике. Имеются долгожители в Москве, в Ленинграде и в других крупных городах Р.Ф. Все это свидетельствует о том, что география долгожительства значительно обширнее, чем казалось до сих пор. (Из книги «Эврика».)
1. Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди на­рода. (А. Чехов.) 2. Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. (Сократ.) 3. Если человек заболел, он должен оберегать себя от контакта с другими, стараться не передать инфекции близким. (Ф. Углов.) 4. Если вы станете носить чужие очки, вы испортите глаза. (Д. Писарев.) 5. Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, то есть соединял голову с руками. (Д. Писарев.). Люди так плохо понимают себя, что ждут смерти, когда совершенно здоровы, или, напротив, счи­тают себя здоровыми, когда их смерть уже на пороге, не чувствуют ни приближения горячки, ни назревания нарыва. (Паскаль.) Алкоголь разрушает здоровье человека не только тем, что отравляет организм: он пред­располагает пьющего ко всяким другим заболе­ваниям. (Н. А. Семашко.) Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. (Гоби.) Жизнерадостность - это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней. (Смайлс.)

II. 1. Коль будешь жить как надо, то и врача не надо. 2. Если хочешь быть в добром здравии, будь бла­горазумным смолоду. 3. Если не заболеешь, не узнаешь цены здоровью. 4. Хочешь узнать человека, вслушивай­ся в его речь. 5. Если не спят, то и снов не видят. 6. Если ты сделал добро — скрой, если тебе сделали добро—. расскажи. 7. Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться. (Пословицы.)

Несмотря на то что ступни окаменели и ничего не чувствовали, тело при каждом шаге пронзала боль. 2. Хотя Алексей засыпал на ходу, но сила, тянувшая его на восток, была так велика, что и в состоянии за­бытья он продолжал медленно ползти. 3. Хотя опера­цию пришлось делать под местным наркозом, он не издал ни стона, ни крика. 4. Несмотря на то что гимна­стика ног причиняла острую боль, Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. 5. Хотя дедова баня встряхнула его организм, вывела его из состояния медленного, оцепенелого угасания, но он сра­зу ощутил с небывалой силой и истощение, и нечеловече­скую усталость, и боль в ногах. (По Б. Полевому)

Из горя, как из болота,

Рвитесь скорей вперёд!

Не ждите, чтоб вынес кто-то,

Болото - всегда болото.

Задержитесь—засосёт.

Юность тщеславна: в зрачках открыто

читается жажда «Быть знаменитой!»

Зрелость скептичнее: «Слава крылата.

Верней и надёжней жить богато!»

И знает лишь мудрость порой одна:

Какая всем этим мечтам цена:

Всё дело в здоровье. Его, друзья,

Ни славой, ни злато купить нельзя.

(Э.Асадов)

Когда тебе худо—не надо

Показывать боль или грусть.

Порой и от близкого взгляда

Всё спрятано будет пусть.

Печальный всем радость губит

(Проверено, и не раз).

А слабых никто не любит,

Приятель и тот не любит,

Хоть виду и не подаст.

( Э.Асадов)
Чтобы избежать ангины, не переохлаждай­тесь и не перегревайтесь, не дышите пылью, заботьтесь о высоком уровне иммунитета, не допускайте механических травм миндалин.

Не курите, поменьше употребляйте алкоголь.

При подозрении на ангину непременно про­консультируйтесь с терапевтом или ЛОРом: ангину можно перепутать с еще более тяжелой болезнью, дифтерией; к тому же ангина опасна своими осложнениями, важно сразу назначить правильное лечение.

Заболев, соблюдайте строгий постельный режим.

Больше пейте.

Чаще полощите горло (например, теплым раствором фурацилина, перманганата калия, соды или соли).

***

Древнегреческий философ Демокрит, проживший 110 лет, говорил, что для сох­ранения здоровья следует орошать медом внутренности, а наружности алоэ.



Выдающийся врач, естествоиспыта­тель Ибн-Сина (Авиценна) заметил: «Ес­ли хочешь сохранить молодость, то обя­зательно ешь мед».

Известно, что тело Александра Маке­донского, умершего в Индии во время похода, перевозили в столицу Македо­нии погруженным в мед.

Гиппократ очень широко применял в своей практике мед в сочетании с лекар­ственными травами и в чистом виде. Од­нако надо помнить народную мудрость: «Мед сладок в меру».

***


Зевают люди не только от скуки или от лени. Главная функция этого рефлекса - снабжение мозга кислородом. Поэтому, когда одолевает зевота, нужно просто прогуляться на свежем воздухе или открыть форточку.

Если же необходимо справиться с зевотой на лекции или в таком месте, где зевать непри­лично, попробуйте сдержать ее, с силой выды­хая воздух с закрытым ртом.

А вообще-то бороться с зевотой, чиханием, кашлем - дело неблагодарное. Во-первых, они необходимы, ведь с их помощью организм избав­ляется от инородных тел, попавших на слизистую: пыли, твердых частиц, вирусов и даже мелких насекомых. Кашель защищает нас от закупорки гортани и засорения легких. Чихание освобожда­ет реснички слизистой носа от долгой работы: если на них попадет достаточно крупная частица, не нужно будет долго гнать ее в глотку, лучше резким выдохом сразу избавиться от непроше­ного гостя.

***


...В морской воде есть все. В морской воде растворено золота больше, чем со­держится во всех приисках мира.

Морская вода — это среда, питатель­ный бульон, в котором возникла жизнь на Земле. Используя морские водоросли (морская капуста и др.), люди получают богатый набор полезных веществ.

***

...Сведения об алоэ (столетник) встре­чаются уже у Диоскория (ок. 78 г н. э.), но древним грекам это растение было из­вестно еще раньше. Остров Сокотра был завоеван Александром Македонским именно из-за того, что там произрастало алоэ, из которого получали



***

На восстановление после грип­па и простуды организму необходимо 2 недели. В это время вы должны себя бе­речь: не мерзнуть, не перенапрягаться, хорошо и правильно питаться, прини­мать витамины.

***

После болезни, когда во всем теле ощущается слабость, для восстановления сил надо съесть куриного бульона. А так­же не отказывайтесь от морской капусты: она пополнит израсходованные организ­мом витамины и минералы.



***

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство. (Л.Н. Толстой)

***

Я постоянно упражняюсь в физической работе: сам пашу землю, колю дрова, ношу воду, много хожу пешком. Благодаря физическому труду я, несмотря на 66 лет, чувствую себя впол­не здоровым, как юноша. (Л.Н. Толстой)


Музыка лечит. I

Благотворное влияние музыки на состояние здоровья человека отмечали еще в древности. По мнению Ари­стотеля, музыка оказывает большое воздействие на пси­хику человека. Но известно, что не всякая музыка при­ятна. Исследования, проведенные учеными, показывают, что даже растения не выдерживают неблагозвучия. И, наоборот, приятная мелодия ускоряет их рост.

Если растения так восприимчивы к звуковым раз­дражителям и отвечают на музыку лучшим ростом, то что же говорить о людях с их тонкой и сложной нервной системой?

Русские ученые, изучая влияние музыки на фи­зиологию труда, отмечали, что разные музыкальные про­изведения по-разному действуют на сердечно-сосуди­стую систему. Как показывают многочисленные наблю­дения, хорошая музыка улучшает настроение, стимули­рует ритмичность процессов в организме, способствует повышению производительности труда. На некоторых предприятиях существуют кабинеты психологической разгрузки, где работники могут отдохнуть в перерыве, слушая успокаивающую музыку. Это заметно сказыва­ется на самочувствии рабочего, на повышении норм его выработки. (Из книги «Эврика».)



Из_истории приобщения европейцев к курению.

Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаме­нитой флотилии адмирала Христофора Колумба.

В числе подарков жители острова Гуанахани, ко­торый Колумб назвал Сан-Сальвадор, поднесли су­шеные листья растения «петум». Сами они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в тру­бочки. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитя­не, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.

В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верев­кой на шее.

В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по сто­пам, во второй — обрезанием носа или ушей. Пос­ле сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., при­чиной которого, как стало известно, было куре­ние, оно было' запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.



КОНТРОЛЬНЫйДИКТАНТ

Я нужна людям.

Народную артистку Елену Николаевну Гоголеву знает вся страна. Она завоевала признание не только как талантливая актриса, но и как активный общественный деятель, доб­рый и чуткий человек.

Елена Николаевна не дает себе никаких поблажек. Встает каждый день в 8 часов утра, делает гимнастику, принимает душ, завтракает. Хотя дел у нее очень много, она успевает делать все. И если Елена Николаевна не чувствует своего возраста, то этим обязана только себе. Она в течение всей своей жизни вела правильный образ жизни и очень любила спорт. А что касается энергии, жизненного тонуса, то их дает ей сознание того, что она нужна людям, может помочь, доставить радость, приобщить к прекрасному миру драматического искус­ства. (Из журнала «Здоровье».)

Хотя люди страдают каким-либо хроническим не­дугом, но они часто погибают не от него, а от присо­единившегося острого заболевания.

В наше время такой болезнью часто бывает грипп. И если уж человек заболел, он должен оберегать себя от контакта с другими, стараться не передать инфекции близким, особенно детям и пожилым.

Как правило, грипп сопровождается высокой тем­пературой. Между тем даже кратковременное повыше­ние температуры тела приводит к ослаблению сил в организме, и наступает слабость на много дней. Если же температура держится несколько дней, то слабость не покидает больного неделями. И если в организме имеет­ся дремлющая инфекция, то она немедленно активизи­руется.

Поражая главным образом верхние дыхательные пути, гриппозная инфекция легко опускается на бронхи, вызывая бронхит и пневмонию. При каждой эпидемии гриппа пневмонией заболевают тысячи людей.

Предупреждение гриппа и его осложнений — важное условие борьбы за долголетие людей.



ИЗЛОЖЕНИЯ

Николай Иванович Пирогов

«Чудесным доктором» звали в народе Николая Ива­новича Пирогова. «Чудеса», которые на протяжении по­лувека творил этот замечательный врач и ученый, были проявлением не только его высокой одаренности. Всеми помыслами и исканиями Пирогова руководила любовь к людям, к своей родине. Пирогов родился в Москве. Учился в Московском уни­верситете. В 1841 году молодого ученого пригласили на кафедру Медико-хирургической академии в Петербурге. Это было одно из лучших учебных заведений страны. Здесь по настоянию Пирогова была создана специаль­ная клиника, которая называлась «Госпитальная хирур­гия». Пирогов стал первым в России профессором гос­питальной хирургии.

Стремление служить своему пароду, истинный демо­кратизм были главными чертами характера великого ученого. Большой гуманист, он всего себя отдавал лю­дям, шел туда, где было всего труднее.

Когда в 1853 году началась Крымская война и по всей стране разнеслась молва о героических защитни­ках Севастополя, Пирогов решил, что его место не в сто­лице, а в осажденном городе. Он добился назначения в действующую армию. Вслед за ним туда поехала груп­па врачей и студентов-медиков.

Пирогов работал почти круглосуточно, спасая героев Севастополя. Во время войны врачи вынуждены были прибегать очень часто, даже при простых переломах, к ампутации (удалению) конечностей. Пирогов впервые применил гипсовую повязку. Она избавила многих сол­дат и офицеров от операции.

И все же главная заслуга Пирогова во время Крым­ской войны была не столько в оказании непосредствен­ной помощи раненым, сколько в организации четкой во­енно-медицинской службы. Пирогов предложил хорошо продуманную систему эвакуации раненых с поля боя. Он создал также новую форму медицинской помощи на вой­не— предложил использовать труд сестер милосердия. Вскоре после возвращения из Севастополя в столицу Пирогов ушел из Медико-хирургической академии и це­ликом посвятил себя педагогической и общественной деятельности. {М. Поповский.)

Объяснение слов: помысел — мысль, намерение, замысел; молва — слухи, толки; осажденный — захваченный врагами; эвакуа­ция — вывоз раненых людей в тыл.

Комментарий к тексту. Текст носит повествовательный характер. Представляет собой описание жизни и деятельности изве­стного ученого-хирурга Н. И. Пирогова.

Вопросы: 1. Как звали в народе Н. И. Пирогова? 2. Где учился и работал известный хирург? 3. Чем он прославился? 4. Что руководило помыслами и исканиями Пирогова? (По Ф. Углову, И. Дроздову.)
Сочинение по плану

Мои аргументы против курения

1. Курение разрушает организм.

2. Курение приводит к неизлечимым болезням.

3. Курение снижает физическую активность.

4. Курение портит цвет кожи.

5. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

Я выбираю жизнь!

Материал для комплексного анализа текстов.

***

От класса к классу увеличивается объем материала, который ты не в состоянии «обработать» ничем иным, кроме зрения; ведь год от года ты все больше чи­таешь и пишешь. Тебе приходится все больше и больше напрягать зрение. А организм твой еще находится в стадии формирования. Чрезмерные нагрузки ему вред­ны. Значит, нужно беречь глаза, помогать им в работе, то есть соблюдать правильный режим зрения.

При работе, связанной с напряжением глаз, обя­зательно прерываться через каждые 20 — 30 минут. Прерывайся совсем ненадолго, только чтобы взгля­нуть вдаль, на мгновение оторвать глаза от книги или тетради. Отдых кратковременный, но целительный и вполне достаточный. Изменить поле зрения надолго — дать своего рода каникулы глазам — ты сможешь на свежем воздухе.

Не давай уставать глазам от резкого контраста между темной поверхностью стола и белым листом бу­маги. Положи на стол лист плотной бумаги — лучше всего зеленой, смягчающей контраст.

Не смотри несколько часов подряд телевизор. Это очень утомительно для зрения. А расстояние между то­бой и телевизором должно быть не меньше двух-трех метров, так что не садись «впритык» к экрану.

Если же ты страдаешь близорукостью или дальнозоркостью, обязательно носи очки — с глазами не шу­тят. Не бойся насмешек со стороны: достойный чело­век ничего похожего себе не позволит, а на недостой­ных не стоит обращать внимания.

И выкинь из головы мысль, будто очки портят твой вид. Испортить его может только неправильно подоб­ранная оправа, ее надо обязательно подобрать к лицу.

Правда, очки, придавая лицу интеллигентность,

предъявляют свои требования: выбирая прическу, по­купая шапку, не снимай очков, и все будет хорошо.

***


Знай о некоторых возрастных неприятностях, связанных со здоровьем.

К ним относятся угри. Их так и называют врачи — юношескими. Они появляются чаще всего на коже лица, спине, груди и плечах. Это своего рода пузырьки, наполненные гноем. Появление угрей обычно связано с нарушением работы эндокринной системы и обильным выделением пота. Но случается, этому «помогает» и сам подросток, не обращающий должного внимания на чистоту кожи.

Почти всегда юношеские угри проходят без осо­бых осложнений. Но коль они появились, то требуют к себе внимания.

Надо следить за тем, чтобы в пище было достаточно витаминов, кожа содержалась чистой, чаще бывать на солнце —загорать.

Но если из пузырька образовался гнойный очаг, то надо обратиться к врачу.

В переходном возрасте часто встречается и себо­рея, под которой медики понимают увеличение работы сальных желез кожи. Она проявляется в повышенной жирности кожи и волос.

Реже встречается сухая себорея — результат пони­женной функции сальных желез. Кожа и волосы при сухой себорее сухие, на голове появляется легкая се­рая перхоть, кончики волос обламываются, кожа на лице шелушится, нередко эти явления сопровожда­ются зудом.

У подростков, страдающих себореей, кожа быстро краснеет, раздражается, воспаляется, доставляя нема­ло огорчений и забот. Чтобы их избежать, надо не толь­ко следить за кожей, но и главным образом обеспечить правильный обмен веществ, то есть соблюдать рацио­нальное питание с достаточным количеством витаминов комплекса В и С, а при сухой себорее и витамина А. И конечно, следует добавить еще одно условие — воздерживаться от переутомления.

***

Контролируй свою осанку. Не сердись на частые замечания близких, напоминающих: «Не горбись!», «Выпрямись!», «Сядь прямо!», «Опять сутулишься!». Они вызваны заботой о твоей осанке.



Наиболее часто встречается такая распространенная беда как сутулость.

Сутулость возникает потому, что человек неправиль­но сидит.

Если же слишком высок или слишком низкий рабо­чий стол, слишком мягкая постель и слишком мала фи­зическая активность, то сутулость неизбежна и появ­ляется гораздо раньше.

Отсутствие постоянного самоконтроля за позой мстит не только некрасивостью, но и болезнен­ностью— болью в позвоночнике, измененным дыха­нием, даже сердцебиением.

От неправильного сидения за столом появляется искривление позвоночника — кривобокость. Она неиз­бежный или почти неизбежный спутник небрежной манеры сидеть, когда не обращают внимания, напри­мер, на правильное соотношение между высотой стола и стула или когда носят тяжести всегда в одной ру­ке. От этого одно плечо поднимается выше другого, позвоночник или его отделы деформируются.

Зная, почему случаются изменения формы позво­ночника, можно разумно этого избежать. То есть вни­мательно относиться к тому, как сидишь, следить за своей позой; выверить по себе — своему росту — вы­соту стола и стула; при ношении тяжестей не забы­вать менять руки.

И конечно, верный способ избежать деформации позвоночника — занятия спортом, активный отдых, движения.

***

Повышенная нагрузка на ноги, длительная ходьба, стояние, неудобная обувь на высоких каблуках мо­гут вызвать продольное или поперечное уплотнение сводов стопы, которое называют плоскостопием.

Плоскостопие неприятно сказывается болями в но­гах. Сначала в верхней части стопы — во внутренней стороне пятки, а затем с наружного края, откуда пе­редаются в бедро и крестец.

Конечно, как и от любой боли, от нее нужно освобо­диться — лечиться.

С целью профилактики плоскостопия надо правиль­но ходить: держать носки прямо, слегка направляя их во внешнюю сторону. Такое положение ног помо­жет снять давление тела на внутреннюю сторону стопы.

Есть и требование к обуви - она должна быть свободной.



***

Помни: регулярный недостаток свежего воздуха не только подтачивает здоровье, но и снижает эффектив­ность труда. А беда здесь в том, что «воз­душный голод» человек не ощущает: нет явных фи­зиологических симптомов того, что врачи называют «суммарной недостаточностью воздуха за сутки».

Каждый человек должен заставить себя правильно пользоваться целебными свойствами воздуха — ле­карством, которое всегда полезно.

Старайтесь как можно чаще бывать на открытом воздухе и летом и зимой. Летом в лесу, парке, у реки, на берегу озера, моря воздух насыщен особыми части­цами, аэроионами — электрически заряженными ато­мами кислорода и фитонцидами — активными вещест­вами, выделяемыми растениями, которые придают воз­духу целебное свойство. Зимний воздух за городом чист и практически свободен от микробов. Морозный воздух, как недавно установили, обладает одним очень ценным свойством. При его вдыхании усиливается сгорание так называемых высокоэнергетических про­дуктов обмена, например холестерина, вредного тем, что, откладываясь на стенках сосудов, он вызывает тяжелое заболевание - атеросклероз.

Обычно человек вдыхает 500 см3 воздуха. Этот объем называется дыхательным воздухом. Но при уси­ленном дыхании можно вдохнуть еще около 1500 см3. Этот объем называется дополнительным воздухом. Точно так же после обычного выдоха (500 см3) чело­век может еще выдохнуть 1500 см3, этот объем при­нято называть резервным воздухом. Сумма дыхатель­ного, дополнительного и резервного воздуха состав­ляет в среднем 3500 см и называется жизненной емкостью легких.

Произведение, получаемое от умножения числа ды­ханий в минуту на объем отдельного вдоха, принято называть вентиляцией легких. У человека, находяще­гося в состоянии покоя, она составляет в среднем 5 — 8 литров. Однако при мышечной работе, при физи­ческих упражнениях вентиляция легких значительно увеличивается и может достигать даже 140 литров! Вот они, удивительные резервы твоего организма!



***

Дыхательные упражнения обязательны для всех. Вот самое простое из них: сначала глубокий вдох — живот максимально выпячивается вперед, расширяют­ся боковые стороны грудной клетки, плечи слегка раз­ворачиваются, через 5 секунд выдох — брюшная стен­ка втягивается внутрь.

Постепенно разрыв между вдохом и выдохом мож­но увеличить до 10 и более секунд. Делать такие упражнения надо 2 — 3 раза ежедневно (от 5 до 20 вдохов и выдохов). Делать дыхательную гимнастику можно сидя, лежа или во время прогулок (вдох — на 4 шага, задержка — на 4 шага, выдох — на 4 шага и снова задержка на 4 шага).

Необходимо, однако, при занятии глубоким дыха­нием избегать ошибки, которую делают начинающие, стараясь вдохнуть как можно больше воздуха и задер­жать его в легких, о глубоком выдохе забывают, правилам закаливания. Их два — ежедневность и посте­пенность. Воздушные ванны надо принимать ежедневно, постепенно увеличивая степень воздействия.

Воздушные ванны лучше всего начинать при тем­пературе 20 градусов в помещении. Первую неделю продолжительность процедуры—10 минут. В каждую из последующих недель снижайте температуру в ком­нате на градус и прибавляйте по 5 минут времени, пока не доведете длительность процедуры до 35 — 40 минут. Так вы приучите себя через некоторое время принимать воздушные ванны на открытом воздухе.

Конечно, трудно заставить себя даже 10 минут стоять или сидеть без дела даже при мысли, что ты занят полезной процедурой. Но это от вас и не требуется.



***

Хорошей закаливающей процедурой считается сон на открытом воздухе. Лучше всего приучать себя к этому, начиная с весенних ночей, когда температура на улице будет 5 градусов тепла. Можно спать и в спальном мешке, можно открывать форточку, а затем и окно в комнате, где спишь.

Еще путь закаливания — хождение босиком. Сначала приучитесь ходить босиком дома, а ле­том за городом по траве и песку, начиная с 1 — 2 ми­нут. Увеличивая каждый день время хождения на минуту. Заведи дружбу с «королевой здоровья»— холодной водой. Закаливающее воздействие ее на организм на­иболее сильное.

Начинать водные процедуры надо постепенно после утренней зарядки. Первоначальная температура во­ды — 28 — 30 градусов. Каждые два-три дня делай ее холоднее на один градус, пока не доведешь до 12 гра­дусов или даже ниже — в зависимости от индиви­дуальных свойств организма. Температура помеще­ния, где проводится закаливание, должна быть в пре­делах 17 — 20 градусов.

Обтирания делают губкой или мокрым полотенцем, начиная с рук, плеч, шеи, туловища. Затем быстро вытираются насухо и надевают белье.

Еще сильнее действие обливания. Поэтому темпе­ратура воды должна быть вначале не ниже 30 гра­дусов. Ее, также постепенно снижая, доводят до 20 — 15 градусов и ниже.

Холодную воду можно использовать и как средст­во против излишней полноты. В ней можно «сжи­гать» излишки жиров, пользуясь ее высокой теплопро­водностью. Известно, например, что за пятнадцать минут купания в двадцатиградусной воде дополнитель­но выделяется 100 килокалорий. Но пользоваться этим сильнодействующим средством для похудения нужно, обязательно посоветовавшись с врачом.

***

Ухаживай за зубами. С маленькой дырочки в зубе — крошечного очага инфекции — может начаться заболевание. До­бавьте к этому, что отсутствие нескольких зубов нару­шает овал лица и вызывает дефекты речи.

Болезнь зубов можно и нужно предупредить. Врачи рекомендуют чистить зубы раз в сутки, лучше утром с зубным порошком или пастой, а вечером только щет­кой, не забывая полоскать рот после каждой еды.

Если же образовался темный налет, который не поддается зубному порошку или пасте, то поможет таблетка активированного угля.

Раздробите ее и почистите зубы — они будут осле­пительно белыми.

***

Проверь, соответствует ли гигиеническим нормам домашнее помещение — его отопление, вентиляция, освещение. Начнем с отопления. Температура в доме должна быть по возможности ровной, без резких перепадов: допустим, утром холодно, а вечером жара. Хорошо, когда разница между температурой возле потолка и пола не больше трех градусов, и между окном и внутренними стенами — не больше шести.

Воздух в комнате должен быть чистым. Допустим, вы ее только-только проветрили — уравняли состав воздуха комнаты и воздуха наружного. Но это относи­тельное равновесие сохраняется ненадолго. Прежде всего при этом «виновато» наше дыхание: в выдыхае­мом воздухе в 1,3 раза меньше кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Кроме того, каждый человек в сутки выделяет более килограмма различных испаре­ний. Значит, через довольно непродолжительное время в комнате станет душно из-за нехватки кислорода и из­бытка влаги. Прибавьте к этому вещества, образую­щиеся при химическом разложении пыли на одежде, мебели; вредные примеси от неполного сгорания дров или угля в печке или газа кухонной плиты.

Так постепенно свежий воздух заменяется загряз­ненным. Поэтому необходимо регулярное проветрива­ние.



***

Следите и за влажностью помещения, в которой вы находитесь. Чрезмерная сухость и чрезмерная влажность плохо сказываются на само­чувствии. При повышенной влажности и низкой темпе­ратуре воздуха человек охлаждается, зябнет. При сы­рости и высокой температуре он испытывает чувство удушья. В излишне сухом помещении мы тоже испы­тываем неприятные ощущения, особенно из-за пересыхающих слизистых оболочек, Бороться с сухостью испаряющие влагу. Можно за­вести аквариум. Можно поступить и проще: в разных воздуха помогут цветы, местах комнаты поставить банки с водой, но так, чтобы они не бросались в глаза.

Если вы решили разводить цветы, то не ставьте их на окна: они загородят от вас свет. А естественный свет, освещенность помещения — важный фактор здо­ровья. Нельзя не вспомнить хорошее изречение: куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач.

***

Мы продлеваем себе день, включая электрические лампы. Ими надо пользоваться умело, соблюдая стро­гие правила.

Искусственное освещение разделяют на два вида. Общее — оно распределяется равномерно по всей ком­нате. Местное, когда источник света работает на не­большое пространство: освещает письменный стол, чертежную доску, кресло, в котором вы читаете. Так вот, применять только местное освещение не рекомен­дуется. Когда человек переводит взгляд с ярко осве­щенного предмета или поверхности на затемненные, глазам, надо перестраивать свой режим, тратить лиш­нюю работу. Лучше всегда комбинировать общее и местное освещение, зажигать верхний не особенно яр­кий свет и настольную лампу или торшер у рабоче­го места. Они, дополняя друг друга, как бы приглу­шат резкость перехода от света к темноте.

Обратите внимание еще на одно обстоятельство. Многие считают, будто смешанный свет — естествен­ный и искусственный — взаимоисключается, поскольку вреден для глаз. Это мнение неверное, думающие так заблуждаются. Прибавлять электрический свет к днев­ному следует, не дожидаясь темноты, тогда, когда по­требуется для удобства.

Даже такое простое дело, как выбор лампочки для люстры, абажура, светильника требует определенных знаний. Для общего освещения наиболее приятным и рациональным считается мощность в 10—15 ватт на один квадратный метр площади комнаты. Если вы любите молочные или матовые лампочки, немного уве­личьте мощность — до 20 ватт.

Настольную лампу ставят на рабочем месте обя­зательно так, чтобы свет падал с левой стороны. Тогда вам при любой работе: чтении, письме, шитье и т. д.— тень от собственных рук не будет заслонять ра­боту. Торшер лучше ставить на расстоянии 50 — 70 см от левого заднего угла стула, сидя на котором вы работаете, или кресла, где вы читаете.

И последняя рекомендация. Передачу по телеви­зору смотрите в освещенной комнате. Желательно, чтобы свет шел из-за вашей спины, а не сбоку или спереди. Так меньше устают глаза.

***

При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации.

Некоторые считают, что сигарета придает девушки элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.

й Днем неплохо бы носить на горле теплую сухую повязку, на ночь делать согревающие ком­прессы.
КРАСИВАЯ ОСАНКА

Чтобы иметь красивую осанку, научи­тесь сидеть и ходить с втянутым животом. По вечерам пройдитесь.по комнате с кни­гой на голове, расслабив все мышцы. Тем, кто работает стоя, рекомендуем следующее упражнение: лягте на жесткую поверх­ность, ноги согнуты в коленях, пятки мак­симально приближены к ягодичным мыш­цам, под таз кладется толстая книга. Ды­шать спокойно, но не животом, а верхней частью легких 5 мин.

Несколько раз в день становитесь у стенки, прижав к ней затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки. Втяните живот и постарайтесь достать до стены всем по­звоночником, не отрывая ни одной из пе­речисленных точек. Засеките время, кото­рое вам удастся продержаться в такой позе. Пускай это будет минута, каждый день прибавляйте по 5 секунд. Ваша цель — доб­раться до пяти минут.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ (ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрыв­ка): определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие — на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (послед­него) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рас­суждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями использу­ются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В ка­ких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, сло­ва, употребленные в переносном значении, слова, стилистиче­ски окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т. д.).

14. Произведите на материале текста разные виды раз­бора.



15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.



Сборник диктантов, изложений, текстов для творческих работ

Моу бсош №1 Ерёминой Л. В., включает в себя материал для проведения разных видов работ не только на уроках русского языка по здоровьесбережению, но и на тематических классных часах

269.6kb.

09 10 2014
1 стр.


Сборник текстов для домашнего чтения составители: соловьева т. И

Упражнения, предлагаемые после текстов, позволяют организовывать последовательную работу над лексикой, обеспечить контроль понимания текста и дальнейшее развитие умений говорения н

172.74kb.

01 10 2014
1 стр.


Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов неязыковых специальностей Казань 2012

Шаяхметова Л. Х. Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов неязыковых специальностей (учебно-методические рекомендации). – Казань, Вестфалика, 2012. – 35 стр

305.06kb.

30 09 2014
3 стр.


Сборник упражнений и изложений с региональным содержанием для 2,3,4-х классов

Мурманск это западные ворота Арктики. (Кутузов Е. За полярным кругом. Ленинград: Детская лит-ра, 1980. Киселев А. Мурманск город-герой. М.: Военное изд-во, 1988.)

325.55kb.

25 12 2014
1 стр.


Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги" 2010-2011 номинация: "

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся

1683.88kb.

14 12 2014
6 стр.


Итоги конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» для учащихся 1-7 классов

Итоги участия конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов

208.64kb.

16 12 2014
1 стр.


Сборник текстов на английском языке для самостоятельного чтения Кемерово 2004

Его можно рассматривать как своеобразный «самоучитель» для тех, кто хочет научиться читать по-английски с глубоким пониманием прочитанного

537.4kb.

15 09 2014
8 стр.


Методики преподавания математики сборник

Сборник тем курсовых работ по методике обучения математике. Рекомендации по написанию

1059.23kb.

11 10 2014
9 стр.