Перейти на главную страницу
ГОУ ВПО города Москвы
"МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
СБОРНИК ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
Составители: Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И.И. Зубарева, М.Н. Кочагина, Н.В. Савинцева, Н.Е. Федорова, В.И. Глизбург, Н.В. Чуйкова, Н.В. Шевелева, М.В. Шуркова, А.Б. Белова
© МГПУ, 2009.
Курсовая работа по методике преподавания математики – небольшая по объему самостоятельная работа с элементами научно-методологического исследования. Традиционно курсовые работы предлагаются к написанию студентам четвертого года обучения, когда они уже обладают начальными теоретическими знаниями в области общей и частных методик преподавания, а также значительными знаниями основ математики. Поэтому целью написания курсовой работы является систематизация и углубление уже приобретенных студентами знаний, самостоятельное изучение избранных вопросов и попытка их практического применения к педагогической деятельности.
В результате выполнения курсовой работы студент должен:
Второй раздел (глава II, §2) включает вопросы частных методик обучения математике. В такой работе должны быть отражены:
1) анализ методических подходов, авторских концепций изучения того или иного объекта, реализованных в 3-4 учебниках;
2) выявление преимуществ и недостатков каждого из них с позиций современных достижений педагогики и психологии;
3) методические рекомендации по изучению конкретной темы курса математики по конкретному учебнику или разработку конкретной системы упражнений.
Следует отметить, что такое деление достаточно условно. Возьмем тему из раздела общей методики «Проблемный подход при обучении математике». Здесь, наряду с раскрытием теоретической базы вопроса, требуется привести примеры уроков по различным темам школьной программы, в ходе которых демонстрируется применение изученной теории. В то же время, раскрытие частной методики изучения той или иной темы включает, например, анализ подходов, реализованных в различных авторских концепциях. Понятно, что грамотный анализ невозможен без овладения студентом знаниями из области педагогики, психологии и общей методики, поскольку именно они дают те критерии, по которым определяется эффективности той или иной концепции. Так, одним из таких критериев может быть возможность организации проблемного обучения. Поэтому, при выборе темы курсовой работы студенту следует взвесить свои возможности – сможет ли он в ходе работы над какой-либо темой из раздела частных методик грамотно обосновать преимущество тех или иных разработок (собственных или заимствованных у кого-либо).
Подготовка и выполнение курсовой работы предполагает углубление и систематизацию начальных теоретических знаний, приобретенных студентами на более ранних стадиях обучения. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным является такой баланс теоретической и практической частей курсовой работы, в котором преимущество отдается теоретической части – изучению современных достижений психологии, педагогики и наук, стоящих на стыке психологии и педагогики, в частности психологической теории деятельности [22], [26], [27], [29], [46], [49], [72], [79]. В практической части работы на примере какой-либо темы должно быть продемонстрировано применение изученной теории.
В дальнейшем, при подготовке дипломной работы, круг изученной студентом теоретической литературы рекомендуется расширить. Но, поскольку к этому времени в ходе практик у студентов будет приобретен свой собственный опыт, появится возможность изучения опыта старших коллег, баланс теоретической и практической частей дипломной работы перераспределится в сторону практики.
Работа над выбранной темой осуществляется по следующему плану.
1) Определение сроков завершения каждого этапа работы над темой.
Курсовая работа выполняется студентами 4-го курса. К этому времени у них имеется небольшой опыт педагогической работы, полученный в ходе месячной практики предыдущего года обучения. Кроме того, учебным планом 4-го курса также предусмотрено прохождение педагогической практики в течение месяца – как правило, это начало второй четверти учебного года в школе (середина ноября – начало декабря).
В связи с этим, изучение теоретических вопросов, связанных с темой курсовой работы, и подготовку её теоретической части рекомендуется выполнить до начала педагогической практики. Затем, в ходе практики надо отследить реализацию (или отсутствие таковой) изученных теоретических положений в работе учителей, после чего с опорой на теорию разработать собственные материалы, используя их, по возможности, в ходе педпрактики. В случае затруднений в самостоятельной разработке практических материалов студентам может быть оказана помощь, как со стороны руководителя курсовой работы, так и со стороны руководителя педпрактики. Такая последовательность действий дает возможность студентам повысить качество практической части курсовой работы.
2) Изучение рекомендованной литературы.
Литература к каждой теме дана с помощью номера в квадратных скобках, который соответствует номеру источника в библиографическом списке работ, данном конце сборника и, если это необходимо, дополнительного списка. В случае отсутствия того или иного источника в библиотеке факультета следует обратиться в фундаментальную библиотеку МГПУ, государственную научную педагогическую библиотеку им. К.Д. Ушинского или в РГБ (Российскую государственную библиотеку).
В списке рекомендованной литературы наряду с источниками научно-теоретических и научно-методических знаний по теме работы, могут быть материалы, демонстрирующие их практическое применение. Начинать работу над темой следует с изучения теоретических вопросов, а затем переходить к практике. В ходе работы над источником следует составлять краткий конспект, отражающий его основные теоретические положения и идеи.
3) После того, как изучена литература и составлен конспект теоретических положений по теме, составляется подробный план раскрытия содержания темы курсовой работы (при этом за основу могут быть взяты предложенные в данном сборнике к каждой теме планы-тезисы). В плане должна быть указана цель работы и сформулированы задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели.
4) Разработка практических (методических) материалов, их экспериментальная проверка (в случае необходимости).
5) Описание практических (методических) материалов, эксперимента и его результатов.
6) Консультация по вопросам написания окончательного варианта курсовой работы у руководителя курсовой работы.
7) Обобщение результатов экспериментальной проверки с руководителем работы.
8) Написание окончательного варианта курсовой работы и ее защита.
Целесообразно установить следующие сроки этапов работы над темой:
изучение литературы – до 30 сентября,
краткое описание теоретических основ курсовой работы (с указанием источников информации) – до 30 октября;
разработка практической части и ее апробация – до 30 ноября;
описание практической (методической) части курсовой работы, сопровождаемое иллюстрациями фрагментов уроков, самостоятельно составленными задачами целевого направления и т.п. – до 15 декабря;
написание окончательного варианта курсовой работы, включающего подробное описание теоретических положений и практическую часть, ее защита – до 25 декабря.
Титульный лист не нумеруется.
Верхнее и нижнее поля – по 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см.
Образец оформления (интервалы даны приблизительно):
Студента (ки)
4 курса д(в)/о
Фамилия И.О.
Научный руководитель:
Должность, звание
Фамилия, И.О.
Москва, 2009
Сноска |
Ссылка |
Употребляется при цитировании. Сноска дается внизу листа. Пример: А. Реньи писал: «Роль математики в развитии других наук и в практических областях деятельности человека невозможно установить на все времена»1. |
Употребляется при косвенной речи в предложении. Пример 1: Лобачевский утверждал, что….[8; 25]. В квадратных скобках стоят порядковый № источника, далее страница, на которые Вы ссылаетесь в подтверждение собственной мысли (доказательства). Допускается ссылка на источник без указания страниц. В этом случае ссылка выглядит следующим образом:
|
1 Реньи А. Диалоги о математике. М. : Едиториал, 2004. С. 13. Примечание: После фамилии автора (авторов) цитируемого источника запятая перед инициалами не ставится (см. ниже правила описания документов). |
Библиографическое описание любого документа – объекта сноски – включают в библиографический список только один раз. При повторных сносках на этот документ цитируемые или упоминаемые страницы указывают в отсылке в тексте (в данном случае см. Ссылка. Пример 1).
В повторных сносках только на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают, указывают № тома или выпуск и страницы, на которые ссылаются.
Пример:
Первичная сноска:
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. С. 39.
Вторичная сноска на тот же документ:
Вернадский В.И. Кн. 2. С. 10.
В расположенных подряд библиографических описаниях совпадающие сведения во втором и последующем библиографических описаниях заменяют словами: "То же", "Его же" и т.п.
Подробнее об оформлении ссылок и сносок в тексте курсовой работы см. ГОСТ Р 7.0.5 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (https://www.bookchamber.ru/GOST P 7.0.5.-2008). 2008.10.02 и ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления.
Библиографическое описание документов
Для библиографического описания документов используется информация с титульного листа и его оборота или сведения о статье (для печатных изданий), адресная строка сайта (для интернет – публикаций). Согласно ГОСТу библиографического описания документов за 2003 год в описании документов в квадратных скобках указывается тип носителя – [Текст], [Электронный ресурс] и др.
Примеры оформления библиографии в курсовой работе
Зайкин, М.И. Развивай геометрическую интуицию [Текст] : 5-9 кл. : Кн. для учащихся
Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия [Текст] : 5-6 кл. : Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.– 3-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2000.– 192 с.: ил.
Виленкин, Н.Я. Дифференциальные уравнения [Текст] : Учеб. пособие для студентов-заочников IV курса физ.-мат. фак. / Н.Я. Виленкин, М.А. Доброхотов, А.Н. Сафронов.– М.: Просвещение, 1984.– 176 с.
Математический анализ в вопросах и задачах [Текст] : Учеб. пособие / В.Ф. Бутузов, Н.Ч. Крутицкая, Г.Н. Медведев и др.; Под ред. В.Ф. Бутузова.– 3-е изд., испр.– М. : Физ.-мат. лит., 2000.– 480 с.
Теоремы об ограниченности непрерывных функций [Текст] // Математический анализ в вопросах и задачах : Учеб. пособие / В.Ф. Бутузов, Н.Ч. Крутицкая, Г.Н. Медведев и др.; под ред. В.Ф. Бутузова.– 3-е изд., испр.– М., 2000.– С. 108-112.
ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования [Текст] : Межгос. стандарт.– Введ. 1997-07-01 // Стандарты по издательскому делу / сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин.– М., 1998.– С. 132-137.
Описывается по правилам описания ГОСТа
Математика: 5-11 кл. : Программы. Тематическое планирование [Текст] : Для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев / М-во образования РФ; сост.: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк.– М. : Дрофа, 2000.– 320 с.
Отдельные статьи из периодических изданий описываются по общим правилам описания книг 1 – 3 авторов.
В случае газетной публикации, после № выпуска в скобках, ставится число и месяц выхода газеты.
Садовничий, В. О новой волне "утечки умов" и не только [Текст] / В. Садовничий
Минаева, С. Алгебраические дроби: 8 кл. [Текст] / С. Минаева, С. Суворова, Г. Ковалева и др. // Математика: прил. к газ. "Первое сентября".– 2002.– 1-7 окт. (№ 37).– С. 15-17.
Fletcher, T.J. Microcomputers and Mathematics in Schools: A discussion paper by T.J. Fletcher, HMI [Текст] / T.J. Fletcher.– Б.м.: Departament of Education and Science, 1983.– 39 р.
Bungartz, P. The Role of Mathematics in Educational Policies [Текст] / P. Bungartz, R. Strässer // Germany.– 1992.– juli. (№ 138).– 15 рp.
Белобородова, С.В. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителей математики в педвузах [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02 / С.В. Белобородова.– Защищена 13.01.01; Утв. 08.12.99.– М., 1999.– 23 с.– Библиогр.: С. 22-23.
Пустовойтенко, М.В. Реализация взаимосвязей развивающей и обучающей функций образования в процессе практических занятий по алгебре в педагогическом вузе [Текст] : Дисс…канд. пед. наук: 13.00.02: защита 13.01.00: утв. 21.04.00 / Моск. гор. пед. ун-т; М.В. Пустовойтенко; науч. рук. Г.В. Дорофееев.– М. : б. и., 1999
Практический курс Windows XP [Электронный ресурс] / М-во образования РФ; Федеральная программа развития образования.– версия 2.0; 500 Мб.– М. : Кирилл и Мефодий: Uniar: СГУ, Б.г.– 1 электронный опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. + Инструкция для пользователя (2л.).– (Практические курсы по информационным технологиям).– Миним. систем. требования: IBM PS: MS Windows 98 и выше; процессор Pentium; 32 Мбайт ОЗУ; SVGA-видеокарта (1024х768, High Color 16 бит); зв. карта; MS Windows совместимая мышь; CD-ROM.– Диск и сопроводит. материал помещены в контейнер 12х14 см.
Описание сайтов дается по общим правилам описания журнальных статей, приведенных ниже, но вместо выходных данных журнала (название, год, номер, количество стр.) пишутся выходные данные сайта.
Автор. Заглавие. // Название источника [вид документа]. / Сведения об источнике. Название базы данных (http:www.адрес базы данных). Регистрационный № в базе данных. Дата обращения.
Alzami, Mansour А. Perseptions of Internet use as academic library services' delivery medium for Web-based sourses: [Электронный документ] / The Florida State University.- 2002, 153 pages. ProQuest (http://www.proquest.com/). AAT 3034039. 02.05.2002
Адреса анонимных сайтов располагаются отдельным алфавитным рядом в конце библиографии к курсовой работе.
Сборник тем курсовых работ по методике обучения математике. Рекомендации по написанию
11 10 2014
9 стр.
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание,
13 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
«Обновление содержания и методики преподавания курса физики в основной и профильной школе»
13 10 2014
1 стр.
Методист кафедры теории и методики преподавания химии, биологии, географии иро рб
17 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре филологии и методики преподавания педагогического института
25 12 2014
3 стр.
Кафедра межкультурных коммуникаций и методики преподавания русского языка и литературы
05 09 2014
1 стр.
10 10 2014
20 стр.