Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Институт развития образования

Кафедра межкультурных коммуникаций и методики преподавания русского языка и литературы

Олимпиадные задания

для национальной (татарской) школы – 2008-2009 учебный год
Русский язык

9 класс

1. Укажите слова, в которых есть звук [к]



Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
2.Расставьте ударения в словах: каталог, квартал, по средам (день недели), несколько ступеней (в лестнице), языковая подготовка, диспансер, начался, обеспечение, позвонит
3. В русском языке возможны следующие варианты написания:

напишете и напишите, выстелете и выстелите, выплывите и выплывете, выберите и выберете

Объясните, почему. Сделайте разбор данных слов по составу.

Составьте с каждым словом словосочетание.
4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания, чтобы побороть в себе чувство страха.

2) Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить многое.

3) Мне достаточно сделать несколько шагов – и я уже дома.

4) Прозвучавшее с укором «Достаточно!» очень расстроило меня.
5. Решите орфографические задачи в данном стихотворении. Сколько имен прилагательных употребил автор?

Каша размеш…(н,нн)а, Окна закле..(н,нн)ы

Двери навеш..(н,нн)ы, И занавеш..(н,нн)ы.

А фотографии Ваши ответы конкретны,

В рамках повеш..(н,нн)ы. Обдум..(н,нн)ы, взвеш..(н,нн)ы.
Тесто замеш..(н,нн)о, Бомбы, фугасы

Сети развеш..(н,нн)ы, Давно обезвреж..(н,нн)ы.

Ну а портреты - Ёлки игрушками

Повсюду навеш..(н,нн)ы. Густо увеш..(н,нн)ы.

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Установите соответствие между предложениями и схемами.



1) Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться в нем.

2) Весна и уже тепло.

3) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю неба трель льют (И. Бунин)

4) Уже смеркалось и в комнате стало светло

5) Посидите на берегу с удочкой вы почувствуете прилив сил.

6) Осень и листья опадают с деревьев.

7) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.

8) Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.



1)

двус.

, и

безл..

2)

безл.

, и

безл.

3)

(=) и (=)




4)


наз.

, и

безл.

5)

опр.-личн.



двус.

6)

безл.

, и

двус.

7)

наз.

, и

двус.

8)

неопр.-личн.

, и

наз.



7.Составьте текст из приведенных ниже предложений.



  1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

  2. В 1826 году А.С. Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

  3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту тяжелую трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

  4. Он был очень точен в своих изображениях.

  5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.


10 класс
1. Поставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры:

Константин Батюшков, Аполлон Майков, Вячеслав Иванов, Орест Кипренский, Сергей Ожегов, Николай Новиков, Дмитрий Веневитинов, Николай Языков, Екатерина Воронцова-Дашкова, Владимир Гиляровский.
2. Докажите, что в словообразовательном гнезде с исходным словом лететь есть слова, образованные следующими способами:

1) приставочным; 5) приставочно-постфиксальным;

2) суффиксальным, 6) нулевой суффиксацией;

3) приставочно-суффиксальным; 7) сложением основ;

4) постфиксальным; 8) сложением в сочетании с суффиксацией
3. Исправьте речевые ошибки:

1) Его лицо было бледное, с красными аллергическими пятнами – одним словом, кровь с молоком.

2) Иванов и Петров – одного поля птицы.

3) Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в облаках.

4) Нечего всех стричь на один аршин.

5) Дед держал внука в ежовой рукавице.
4. Заполните пропуски в следующей таблице.

Форма выражения главного члена

Пример

1. Безличный глагол

1.

2.

2. Из окна так сильно дует!

3. Слова нет, не было, не будет

3.

4.

4. Без тебя мне трудно будет, пожалуй.

5. Инфинитив

5.

6.

6. Ничего не было сказано о кинопробах.

7. Безличный глагол + инфинитив

7.

8.

8. Такими людьми нужно гордиться.

5. Составьте предложения со словами: за то, зато, так же, также, что бы, чтобы, то же, тоже, за тем, затем.


6.Составьте текст из приведенных ниже предложений.

  1. Каков же голос Рима?

  2. Я не буду говорить о пенистом фонтане Треви.

  3. У некоторых городов, кроме звуков, общих для всех человеческих поселений, есть еще звуки, принадлежащие только им одним.

  4. О таких городах говорят, что у них есть свой голос.

  5. Большей частью он звучит под сурдинку.

  6. Не было ни одного описания Рима за последние двести лет, где бы ни упоминался этот фонтан.

  7. Мне кажется, что это шорох и плеск фонтанов.

7.Напишите автобиографию, которую вы сдадите вместе с заявлением при поступлении в техникум (вуз, на работу).



11 класс

1. Придумайте задание, связанное с определением места ударения в словах, для олимпиады по русскому языку.


2. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.
3. Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.

Клёвый – клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.

Лох – разиня, шалопай.

Стрёмный – прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.

Тормоз – кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.
4.Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?
5. Какими частями речи являются выделенные слова ?

5) Сколько раз я просила его помочь!

6) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

7) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

8) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.
6. Какая характеристика предложения является верной? Определите виды придаточных частей.

Еще подумал я, что счастлив, что оставлен, что жить так больно на земле. (А. Кушнер)

а) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением;

б) сложноподчиненное предложение с однородным подчинением;

в) сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением;

г) сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением;

д) сложноподчиненное предложение с однородным и неоднородным подчинением;

е) сложноподчиненное предложение с неоднородным и последовательным подчинением;

7.Прочитайте текст.



(1) Рыбная ловля дает великолепную закалку. (2) Только первые дни даются с трудом. (3) Потом привыкаешь к жаре и холоду, к дождям, к тому, что промокаешь насквозь и высыхаешь на ветру, к тому, что постелью для тебя бывает трава, а пологом – звездное небо.

(4) Когда приходит эта привычка, когда наконец наступает то состояние, когда человеку ничто в природе не страшно и стены дома перестают быть для него единственным надежным убежищем, тогда только природа раскрывается перед его глазами во всем своем разнообразии и могуществе.

(5) Непонятным и смешным становится тот страх, что испытывают перед природой «комнатные» люди, - страх перед грозами и ливнями, туманами и зноем, непроглядными ночами и ветрами, лесами и непонятными звуками. (6) Для «комнатного» человека природа полна неудобств и скрывает в себе всяческие неприятности.

(7) У большинства людей нет необходимости вставать на рассвете, а рыболов должен быть на реке, как только засинеет на востоке утренняя заря, начнут гаснут звезды и потом, в туманах и тишине, подымется над травами и водами огромное багровое солнце, - солнце бесконечного летнего дня.

(8) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (9) Иногда солнце восходит как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. (10) Его блеск зажигает в мокрой листве тысячи таких же маленьких солнц-алмазов, но один из этих алмазов – самый яркий – нестерпимо горит на небе невдалеке от солнца. (11) Это утренняя звезда Венера.

(12) Приход каждого нового дня нашей жизни – простое и величавое зрелище. (13) И каждый, кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своем лице, никогда, конечно, этого не забудет.

(По К.Г. Паустовскому)

Выполните следующие задания:

  1. К какому стилю принадлежит данный текст?

  2. Какой тип речи используется в данном тексте?

  3. Найдите в 4,5,6,9,10,12,13 предложениях языковые средства выразительности (тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют.

  4. Сформулируйте основную мысль текста.


Ключи к заданиям

9 класс

1.По одному баллу за слово.


2.По 0,5 балла за каждое правильно поставленное ударение.
3. Напиш-ете и напиш-и-те, выстел-ете и выстел-и-те, выплыв-и-те и выплыв-ете, выбер-и-те и выбер-ете.

Всего 5 баллов.
4. 1) наречие, 2) имя прилагательное, 3) предикативное наречие, 4) существительное. Всего 4 балла
5. Автор употребил три имени прилагательных

Всего 5 баллов
6. 2. 1-1, 2-4, 3-3, 4-2, 5-5, 6-7, 7-6, 8-8

9 баллов: 8 баллов (по одному за каждое предложение) + 1 балл за правильную расстановку знаков препинания.
7. 7 баллов за правильно составленный текст.
10 класс

1.За каждое правильно поставленное ударение 0,5 балла.


2. Вариант ответа:

1) взлететь, 3) улетучить, 5) разлететься, 7) лётно-технический,

2) летать, 4) улетучиться, 6) отлет, 8) вертолет

8 баллов

3. По одному баллу за каждое верное исправление. Всего 5 баллов.


4. Заполните пропуски в следующей таблице.

8 баллов (по одному за каждый верный ответ)

Форма выражения главного члена

Пример

1. Безличный глагол

1.Мне не сидится дома в такой день

2.Личный глагол в безличном употреблении

2. Из окна так сильно дует!

3. Слова нет, не было, не будет

3.У вас нет вопросов к выступившим?

4. (Предикативное) наречие

4. Без тебя мне трудно будет, пожалуй.

5. Инфинитив

5. Не открыть чужому свою тайну

6. Краткое страдательное причастие

6. Ничего не было сказано о кинопробах.

7. Безличный глагол + инфинитив

7. Этим летом вам предстоит увидеть горы и море

8. (Предикативное) наречие + инфинитив

8. Такими людьми нужно гордиться.

5. Возможные варианты:



За то дерево не прячься! А зато он знал этот материал лучше.

Он делал это так же хорошо, как и его отец. Также необходимо добавить следующее. Она велела, чтобы он пришел раньше. Что бы такое почитать? То же облако проплыло перед нами. Он тоже хотел приехать.

За тем домом находиться аптека. Мы повернули направо, затем налево.

Всего 10 баллов.
6. 7 баллов за правильно составленный текст.

7. 7 баллов за правильно написанную автобиографию.




11 класс
1.7 баллов за правильно придуманное задание.
2. Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя - шея.

9 баллов (по 1 баллу за каждую верную замену)
3. Примеры взяты из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля. Это диалектные слова, употребляющиеся в различных местностях. Поскольку это не словарь литературного языка, он содержит в себе самую разную, в том числе диалектную лексику. Характерным для словаря Даля является и толкование слов, широко использующее синонимические ряды, включающие в себя нелитературные элементы, устаревшие слова.

3 балла.
4. В современном русском языке слова невероятный и неимоверный членятся на морфемы таким образом:

не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную;

не-им-/о/-вер-н-ый - 6 морфем, включая соединительную гласную.

Общими являются морфемы: не-, -вер-, -о-, -н-, -ый.

С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –им- и –я-, доказательством чего является чередование этих корней в таких словах, как взять – взимать, понять - понимать, обнять – обнимать.

Всего 5 баллов: по 1 баллу за каждое правильно разделенное на морфемы слово +1 балл за верно выделенные общие морфемы + 2 балла, если как общие выделил и морфемы –им- и –я-
5.1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз.

Всего 4 балла.
6. Варианты ответа: б,г. Придаточное изъяснительное.

Всего 5 баллов
7. 7 баллов за правильно составленный текст.
Задания составлены

Хаировой И.В., доцентом ИРО РТ, к.п.н.



Ахбаровой Г.Х., зав. каф. МК и методики РЯЛ ИРО РТ, д.п.н.





Олимпиадные задания для национальной (татарской) школы 2008-2009 учебный год

Кафедра межкультурных коммуникаций и методики преподавания русского языка и литературы

109.8kb.

05 09 2014
1 стр.


1. Основные направления работы Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8 на 2009-2010 учебный год

Приоритетными направлениями деятельности школы на 2009-2010 учебный год являлись: реализация национального проекта «Образование». Приоритетных направлений развития образовательной

369.27kb.

13 10 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по Истории Беларуси 3 этап 2011-12 учебный год 1

Кревская уния а конец 200- летней агрессии крестоносцев

31.09kb.

15 10 2014
1 стр.


Публичный отчёт школы за 2008-2009 учебный год

Моу оош №11 была открыта в 1982 году. Школа расположена в Артемовском городском округе, в 30 км от г. Артемовского, в старинном селе Писанец

103.55kb.

17 12 2014
1 стр.


Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год. Тема урока: в каком пространстве мы обитаем. Дом в котором мы живем

Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год

80.71kb.

16 12 2014
1 стр.


Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 классов 2010-2011 учебный год

Зяблики прилетают к нам в середине апреля. Много зябликов гнездится в береговом лесу, в овраге. О своём прилёте зяблики оповещают громким пением. Вот он сидит на безлистой ветке де

41.24kb.

08 10 2014
1 стр.


За 2008-2009 учебный год
545.71kb.

25 12 2014
2 стр.


Учебный план на 2008/2009 учебный год Основные направления деятельности Кадровые ресурсы Система управления образовательным учреждением Социальное партнерство Ресурсное обеспечение образовательного процесса
519.08kb.

12 10 2014
4 стр.