Перейти на главную страницу
среднего профессионального образования Свердловской области
«Верхнетуринский механический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУПЕНЕЙ НПО И СПО
2011г.
РРассмотрено на методическом совете «____»________2011г. Протокол №___ Председатель метод. совета ___________Шутова М.Н. |
Утверждаю: Директор
_____Панькова Т.Ю. «___»_____2011г. |
Составитель:
Методист Л.Н. Гильмуллина
Методические рекомендации составлены на основе материалов курсов повышения квалификации ПиРР по ОП «Деятельность педагогов учреждений профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО и НПО» и «Методики разработки фондов оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС», автора Темняткиной О.В. канд. пед. наук, доцент кафедры
профобразования ИРО.
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям и мастерам ГБОУ СПО СО «ВТМТ» при разработке фондов оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Требования к фондам оценочных средств (ФОС):
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях (отдельно):
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования устанавливает:
- цель оценки качества подготовки выпускников - установление соответствия имеющихся (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов,
- виды контроля качества подготовки выпускников: текущий, промежуточный, итоговый,
- формы контроля: текущая, промежуточная и итоговая аттестация,
- процедуры контроля устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно,
- объекты оценивания: знания, умения и освоенные компетенции,
- условия допуска к государственной итоговой аттестации - представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности,
- формы итоговой аттестации:
начальное профессиональное образование: защита выпускной квалификационной работы (практическая квалификационная работа, письменная экзаменационная работа)
среднее профессиональное образование: защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).
Критерии оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся ОУ НПО и СПО в образовательном процессе.
|
Компетенции | |
Эмоционально – психологические |
Общие |
- сенсомоторные компетенции (координация действий, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.); - надежность, оптимизм, мотивация к достижению, стремление к повышению качества работы; |
Профессиональные |
- осуществлять деятельность на основе внутреннего побуждения к ней и потребности в собственном профессиональном росте и совершенствовании; - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность. - развивать эстетическую чувствительность, ощущение прекрасного в реальной действительности, усваивать эталоны красоты и дизайна, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности.
| |
Регулятивные |
Общие |
- способность осознавать цели деятельности и умение их пояснить; - осуществлять постановку задач деятельности отдельных работников и группы; - способность и готовность адаптироваться;
|
Профессиональные |
- потребность в труде, владение технологией производства; - использовать нормативно – правовую документацию по профессии, ГОС по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности; - организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество; - проектировать целостный технологический процесс; - нести ответственность за результат действий в рамках своего индивидуального функционала;
| |
Социальные |
Общие |
- способность и готовность сотрудничать; - умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне; - обмен информацией, проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
|
Профессиональные |
- координировать коллективные действия сотрудников (в том числе работников смежных подразделений) - организовывать деловое общение, приносящее максимальную пользу выполнению работы; - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами; - осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; - анализировать информацию, выделять в ней главное, структурировать, представлять в доступном для других уровне, презентовать; - использовать источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития; - осуществлять согласование работ на порученном участке деятельности с другими службами и подразделениями;
| |
Учебно – познавательные |
Общие |
- готовность к учению, умение концентрироваться на учебе; - способность к рефлексивному и критическому мышлению; - решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; - осуществлять поиск путей повышения производительности; - использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе и инновационные) в конкретной области или на стыке областей; - умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию и самосовершенствованию; - видеть разные способы решения задач;
|
Профессиональные |
- владение профессиональной терминологией; - способность постоянно обогащать свою профессиональную компетентность; - понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках отдельного участка; - определять профессиональные затруднения отдельных сотрудников или групп и средства их преодоления на основе совместно разработанных путей профессионального развития; | |
Творческие |
Общие |
- способность к творчеству; - способность генерировать альтернативные варианты решения проблемы; - владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности; - знать индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профобразования; - осуществление социально - профессионального саморазвития; - генерировать необычные, оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, готовность к инновациям; - умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
|
Профессиональные |
- моделировать различные виды продукции; - разрабатывать модели и конструкции изделий разных форм; - составлять семейство моделей на основе исходной модели; - оценивать уровень новизны полученных изделий; - самостоятельно решать проблемы, связанные со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности;
| |
Компетенции самосовершенствования |
Общие |
- уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки; - планировать будущее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; - брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания; - владеть разнообразными методами (в том числе и инновационными) для осуществления деятельности на уровне технологического процесса; |
Профессиональные |
- уметь осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации; - социально - профессиональная мобильность (готовность и способность к быстрой смене профессии (переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места). - решение профессиональных проблем; - обучать подчиненных и равных по квалификации специальным знаниям и умениям, необходимым для осуществления производственного процесса и профессионального развития сотрудников; - проектирование профессиональной карьеры;
|
Данные критерии являются основой для разработки критериев оценки уровня сформированности компетенций при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Недостаток какого-либо уровня в оценке ставит под сомнение полноту оценивания. Разрабатывая критерии, педагогу необходимо учитывать все уровни деятельности для полного охвата показателей оценки уровня образовательных достижений.
Уровни освоения деятельности |
Типы доказательств |
Сбор доказательств |
Эмоционально - психологический |
Мотивы, эмоции, установки, ценностные отношения |
Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры
|
Регулятивный |
Базовые знания, умения, навыки |
«Базовые» задания |
Социальный (процессуальный) |
Демонстрация процесса практической деятельности |
Наблюдение за выполнением практического задания, за организацией коллективной деятельности |
Аналитический |
Доказательство знания и понимания |
Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен, научно – исследовательская работа |
Творческий |
Выполнение проекта |
Проект, курсовая работа, задача – модель |
Уровень самосовершенствования |
Оценка результатов деятельности, предъявление продукта деятельности проектирование «точек роста» |
Портфолио, экспертные оценки, изучение продукта профессиональной деятельности журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа |
При определении результата каждой учебной дисциплины или междисциплинарного курса необходимо учитывать уровень усвоения знаний и умений.
Б. Блум |
В.П. Беспалько |
Темняткина О.В. |
Макет ОПОП |
Знание |
Ученический (деятельность по узнаванию) |
Эмоционально - психологический (освоение объекта)
|
Ознакомительный (1) (узнавание ранее изученных объектов и свойств) |
Понимание |
Алгоритмический (решение типовых задач) |
Регулятивный (выполнение деятельности по образцу) |
Репродуктивный (2) (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) |
Применение |
Эвристический (выбор действия) |
Социальный (процессуальный) | |
Анализ |
Аналитический |
Продуктивный (3) (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | |
Синтез |
Творческий (поиск решения) |
Творческий | |
Оценка |
- |
Самосовершенствования |
- |
Перед заполнением программы учебной дисциплины необходимо выстроить единые требования к результатам учебных дисциплин и междисциплинарных курсов для избегания дублирования содержания результатов учебных дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности, учитывая уровень сформированности знаний и умений, которые формирует учебная дисциплина или междисциплинарный курс.
Для этого необходимо:
1-й шаг :
Проанализировать ФГОС и заполнить таблицу 1. «Требования к результатам освоения учебной дисциплины, обеспечивающие формирование вида профессиональной деятельности (работа с нормативными документами).
Цель: найти связь между темами учебных дисциплин и междисциплинарных курсов и установить последовательность их изучения).
Примечание. Этот вид деятельности выполняется коллегиально в рабочей группе по каждой ОПОП НПО и СПО
Таблица 1.
ПК (профессиональные компетенции по порядку из ФГОС) |
УД ( учебные дисциплины, формирующие компетенцию) |
Требования к результату (умения , отраженные в ФГОС, составляющзие компетенцию в дисциплине) |
Уровень сформи рован
ности (1-3)
|
ПК |
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Например:
Профессия НПО 190631.01 Автомеханик
Требования к результатам освоения учебных дисциплин, обеспечивающих формирование вида профессиональной деятельности
___ Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
ПК (профессиональные компетенции по порядку из ФГОС) |
УД ( учебные дисциплины, формирующие компетенцию) |
Требования к результату (умения , отраженные в ФГОС, составляющие компетенцию в дисциплине) |
Уровень сформи рован
ности (1-3)
|
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. обслуживанию
|
ОП.01. Электротехника |
измерять параметры электрической цепи |
2 |
ОП.02. Охрана труда |
|
2 | |
ОП.03. Материаловедение |
выбирать материалы для профессиональной деятельности; |
2 | |
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту |
2 |
Заполнить таблицу 2. Требования к результатам освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивающих формирование вида профессиональной деятельности.
Цель: найти связь между дисциплинами и профессиональными модулями по видам деятельности и выявить контрольные точки.
Примечание. Этот вид деятельности выполняется коллегиально в рабочей группе по каждой ОПОП НПО и СПО
Таблица 2.
Компетен ции
|
УД и ПМ |
Требования к результату |
Уровень освоения |
Количество часов |
Приме Чания
( как проверяем) | ||
Иметь практический опыт |
Уметь
|
Знать
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям и мастерам гбоу спо со «втмт» при разработке фондов оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей
14 12 2014
6 стр.
Неожиданно прорвавшийся из-за густых облаков лучик яркого света чиркнул по шоссе
08 10 2014
1 стр.
Нпо житикаринского района, межсекторального взаимодействия на основе которого разработать и распространить методические рекомендации для дальнейшего развития института нпо и гражда
15 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовки обучающихся к гиа
14 12 2014
1 стр.
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк под редакцией Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В
06 10 2014
1 стр.
Представлены рекомендации для изучения теоретического курса «Учебной практики», рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемая литература
16 12 2014
5 стр.
Ш 83 Программа итоговой государственной аттестации магистрантов: методические указания / Т. М. Шпильман, Т. Н шаталова, Д. А. Старков; Оренбургский гос ун-т. –Оренбург : огу, 2010.
17 12 2014
2 стр.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления здравоохранением и территориальных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор
18 12 2014
4 стр.