Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Верхнетуринский механический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУПЕНЕЙ НПО И СПО

2011г.

РРассмотрено на методическом совете «____»________2011г.

Протокол №___

Председатель метод. совета

___________Шутова М.Н.




Утверждаю:

Директор


_____Панькова Т.Ю.

«___»_____2011г.


Составитель:

Методист Л.Н. Гильмуллина

Методические рекомендации составлены на основе материалов курсов повышения квалификации ПиРР по ОП «Деятельность педагогов учреждений профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО и НПО» и «Методики разработки фондов оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС», автора Темняткиной О.В. канд. пед. наук, доцент кафедры

профобразования ИРО.

Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям и мастерам ГБОУ СПО СО «ВТМТ» при разработке фондов оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Особенности реализации компетентностного подхода при

оценивании индивидуальных достижений обучающихся 5
2. Разработка фондов оценочных средств для ОПОП НПО и СПО 8


  1. Разработка фондов оценочных средств учебных дисциплин и 23

профессиональных модулей


  1. Разработка оценочных средств 48


1.Особенности реализации компетентностного подхода при оценивании индивидуальных достижений обучающихся
Фонды оценочных средств – нормативные документы, регламентирующие процедуру оценивания знаний, умений и освоенных компетенций. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей ( ФГОС).

Требования к фондам оценочных средств (ФОС):



  • Полнота и и адекватность отображения требованиям ФГОС и основной образовательной программы;

  • Обеспечение решения оценочной задачи соответствия профессиональной готовности выпускника ВТМТ этим требованиям.

Фонды оценочных средств (ФОС) учебных дисциплин и профессиональных модулей рассматриваются на предметной цикловой комиссии, согласовываются методическим советом и проходят экспертизу представителей работодателей или профессиональных сообществ (по общеобразовательным дисциплинам). При разработке ФОС необходимо создать условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели и преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях (отдельно):

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования устанавливает:

- цель оценки качества подготовки выпускников - установление соответствия имеющихся (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов,

- виды контроля качества подготовки выпускников: текущий, промежуточный, итоговый,

- формы контроля: текущая, промежуточная и итоговая аттестация,

- процедуры контроля устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно,

- объекты оценивания: знания, умения и освоенные компетенции,

- условия допуска к государственной итоговой аттестации - представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности,

- формы итоговой аттестации:

начальное профессиональное образование: защита выпускной квалификационной работы (практическая квалификационная работа, письменная экзаменационная работа)

среднее профессиональное образование: защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).


Критерии оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся ОУ НПО и СПО в образовательном процессе.







Компетенции

Эмоционально – психологические

Общие

- сенсомоторные компетенции (координация действий, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.);

- надежность, оптимизм, мотивация к достижению, стремление к повышению качества работы;



Профессиональные

- осуществлять деятельность на основе внутреннего побуждения к ней и потребности в собственном профессиональном росте и совершенствовании;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность.

- развивать эстетическую чувствительность, ощущение прекрасного в реальной действительности, усваивать эталоны красоты и дизайна, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности.


Регулятивные

Общие

- способность осознавать цели деятельности и умение их пояснить;

- осуществлять постановку задач деятельности отдельных работников и группы;

- способность и готовность адаптироваться;


Профессиональные

- потребность в труде, владение технологией производства;

- использовать нормативно – правовую документацию по профессии, ГОС по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности;

- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество;

- проектировать целостный технологический процесс;

- нести ответственность за результат действий в рамках своего индивидуального функционала;


Социальные

Общие

- способность и готовность сотрудничать;

- умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне;

- обмен информацией, проявление терпимости к другим мнениям и позициям;


Профессиональные

- координировать коллективные действия сотрудников (в том числе работников смежных подразделений)

- организовывать деловое общение, приносящее максимальную пользу выполнению работы;

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

- осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

- анализировать информацию, выделять в ней главное, структурировать, представлять в доступном для других уровне, презентовать;

- использовать источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития;

- осуществлять согласование работ на порученном участке деятельности с другими службами и подразделениями;


Учебно – познавательные

Общие

- готовность к учению, умение концентрироваться на учебе;

- способность к рефлексивному и критическому мышлению;

- решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;

- осуществлять поиск путей повышения производительности;

- использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе и инновационные) в конкретной области или на стыке областей;

- умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию и самосовершенствованию;

- видеть разные способы решения задач;


Профессиональные

- владение профессиональной терминологией;

- способность постоянно обогащать свою профессиональную компетентность;

- понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках отдельного участка;

- определять профессиональные затруднения отдельных сотрудников или групп и средства их преодоления на основе совместно разработанных путей профессионального развития;



Творческие

Общие

- способность к творчеству;

- способность генерировать альтернативные варианты решения проблемы;

- владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;

- знать индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профобразования;

- осуществление социально - профессионального саморазвития;

- генерировать необычные, оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, готовность к инновациям;

- умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.


Профессиональные

- моделировать различные виды продукции;

- разрабатывать модели и конструкции изделий разных форм;

- составлять семейство моделей на основе исходной модели;

- оценивать уровень новизны полученных изделий;

- самостоятельно решать проблемы, связанные со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности;


Компетенции самосовершенствования

Общие

- уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки;

- планировать будущее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;

- брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания;

- владеть разнообразными методами (в том числе и инновационными) для осуществления деятельности на уровне технологического процесса;



Профессиональные

- уметь осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;

- социально - профессиональная мобильность (готовность и способность к быстрой смене профессии (переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места).

- решение профессиональных проблем;

- обучать подчиненных и равных по квалификации специальным знаниям и умениям, необходимым для осуществления производственного процесса и профессионального развития сотрудников;

- проектирование профессиональной карьеры;

Данные критерии являются основой для разработки критериев оценки уровня сформированности компетенций при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Недостаток какого-либо уровня в оценке ставит под сомнение полноту оценивания. Разрабатывая критерии, педагогу необходимо учитывать все уровни деятельности для полного охвата показателей оценки уровня образовательных достижений.


.

Основные типы оценочных средств


Уровни освоения деятельности

Типы доказательств

Сбор доказательств

Эмоционально - психологический

Мотивы, эмоции, установки, ценностные отношения


Психологическое анкетирование,

наблюдение, собеседование,

ролевые игры


Регулятивный


Базовые знания, умения, навыки

«Базовые» задания

Социальный

(процессуальный)




Демонстрация процесса практической деятельности

Наблюдение за выполнением практического задания,

за организацией коллективной деятельности


Аналитический




Доказательство знания и понимания

Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен,

научно – исследовательская работа



Творческий


Выполнение проекта

Проект, курсовая работа,

задача – модель



Уровень

самосовершенствования



Оценка результатов деятельности, предъявление продукта деятельности проектирование «точек роста»

Портфолио, экспертные оценки,

изучение продукта профессиональной деятельности

журналы обучающихся,

выпускная квалификационная работа



При определении результата каждой учебной дисциплины или междисциплинарного курса необходимо учитывать уровень усвоения знаний и умений.


Сопоставление подходов к определению уровней усвоения

учебного материала


Б. Блум

В.П. Беспалько

Темняткина О.В.

Макет ОПОП

Знание

Ученический
(деятельность
по узнаванию
)

Эмоционально -

психологический

(освоение объекта)


Ознакомительный (1)
(узнавание ранее изученных объектов и свойств)

Понимание

Алгоритмический
(решение типовых задач)

Регулятивный



(выполнение деятельности по образцу)

Репродуктивный (2)

(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)



Применение

Эвристический
(выбор действия)

Социальный

(процессуальный)



Анализ

Аналитический

Продуктивный (3)

(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



Синтез

Творческий
(поиск решения)

Творческий

Оценка

-

Самосовершенствования

-



  1. Разработка ФОС для ОПОП НПО и СПО

Перед заполнением программы учебной дисциплины необходимо выстроить единые требования к результатам учебных дисциплин и междисциплинарных курсов для избегания дублирования содержания результатов учебных дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности, учитывая уровень сформированности знаний и умений, которые формирует учебная дисциплина или междисциплинарный курс.

Для этого необходимо:

1-й шаг :

Проанализировать ФГОС и заполнить таблицу 1. «Требования к результатам освоения учебной дисциплины, обеспечивающие формирование вида профессиональной деятельности (работа с нормативными документами).

Цель: найти связь между темами учебных дисциплин и междисциплинарных курсов и установить последовательность их изучения).

Примечание. Этот вид деятельности выполняется коллегиально в рабочей группе по каждой ОПОП НПО и СПО

Таблица 1.




ПК

(профессиональные компетенции по порядку из ФГОС)



УД

( учебные дисциплины, формирующие компетенцию)



Требования к результату

(умения , отраженные в ФГОС, составляющзие компетенцию в дисциплине)



Уровень сформи

рован


ности

(1-3)


ПК





































Например:

Профессия НПО 190631.01 Автомеханик
Требования к результатам освоения учебных дисциплин, обеспечивающих формирование вида профессиональной деятельности

___ Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта




ПК

(профессиональные компетенции по порядку из ФГОС)



УД

( учебные дисциплины, формирующие компетенцию)



Требования к результату

(умения , отраженные в ФГОС, составляющие компетенцию в дисциплине)



Уровень сформи

рован


ности

(1-3)


ПК 1.1. 

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

обслуживанию


ОП.01. Электротехника

измерять параметры электрической цепи

2

ОП.02. Охрана труда

  • применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

  • обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

  • анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности

2

ОП.03. Материаловедение

выбирать материалы для профессиональной деятельности;


2

ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту

2


2 – й шаг:

Заполнить таблицу 2. Требования к результатам освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивающих формирование вида профессиональной деятельности.

Цель: найти связь между дисциплинами и профессиональными модулями по видам деятельности и выявить контрольные точки.

Примечание. Этот вид деятельности выполняется коллегиально в рабочей группе по каждой ОПОП НПО и СПО

Таблица 2.




Компетен

ции


УД и ПМ

Требования к результату

Уровень

освоения



Количество часов

Приме

Чания


( как проверяем)

Иметь практический опыт

Уметь

Знать



































































































































следующая страница>


Методические рекомендации по разработке фондов оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся ступеней нпо и спо

Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям и мастерам гбоу спо со «втмт» при разработке фондов оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей

1031.08kb.

14 12 2014
6 стр.


Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации обучающихся 8-х классов

Неожиданно прорвавшийся из-за густых облаков лучик яркого света чиркнул по шоссе

52.16kb.

08 10 2014
1 стр.


Каталог социально-значимых проектов

Нпо житикаринского района, межсекторального взаимодействия на основе которого разработать и распространить методические рекомендации для дальнейшего развития института нпо и гражда

82.73kb.

15 09 2014
1 стр.


2012г. Тесты для подготовки к гиа по теме «Кровеносная система человека» I вариант Часть 1(А) внутренняя среда организма образована 1) клетками тела

Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовки обучающихся к гиа

155.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк

Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк под редакцией Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В

32.63kb.

06 10 2014
1 стр.


Методические указания для студентов, обучающихся по направлению 150400 «Технологические машины и оборудование»

Представлены рекомендации для изучения теоретического курса «Учебной практики», рекомендации по выполнению практических заданий, рекомендуемая литература

832.53kb.

16 12 2014
5 стр.


Методические указания для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080100. 68 Экономика

Ш 83 Программа итоговой государственной аттестации магистрантов: методические указания / Т. М. Шпильман, Т. Н шаталова, Д. А. Старков; Оренбургский гос ун-т. –Оренбург : огу, 2010.

447.53kb.

17 12 2014
2 стр.


Критерии расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфицирующих средств для субъектов

Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления здравоохранением и территориальных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор

580kb.

18 12 2014
4 стр.