Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Кулясова А.А., Кулясов И.П. Методические рекомендации по реставрации участков водосбора реки силами НКО и местного населения // Отработка модели взаимодействия «НКО – население» через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде. Вологда. 2005. с. 2-13.

Кулясова Антонина Алексеевна, Кулясов Иван Павлович
Методические рекомендации* по реставрации участков водосбора реки силами НКО и местного населения
Введение

Проблема загрязнения малых рек актуальна по всей России. Именно малые реки, составляющие части водосборов крупных рек, вносят в них большую часть загрязнения. Вода из малых рек часто используется населением в различных целях, несмотря на свое плохое качество, в том числе и для питья, стирки, поливки огородов. Это несет множество рисков для здоровья. Засоренная и не обустроенная береговая зона не может выполнять рекреационных целей для жителей населенных пунктов. Таким образом, не выполняется конституционное право российских граждан на благоприятную окружающую среду.

Данные взаимосвязанные проблемы является типичными для большинства населенных пунктов России, где протекают малые реки. Население, проживающее на водосборах таких малых реках, как правило, является одним из значимых загрязнителей и не активно при попытках решения проблемы со стороны администраций, природоохранных государственных структур или НКО. Даже, если этими структурами предпринимаются попытки реставрации водосбора и очистки реки, население мало участвует в этом, следовательно, не помогает в поддержании их состояния после реставрации. Именно поэтому в нашей работе мы сконцентрировались на работе с населением и на тех мероприятиях, которые можно решить его силами.
Причины успеха

Для успешной реставрации участка малой реки нужно иметь определенные знания:



  • Почему важен именно этот участок, и какое значение он имеет в экономическом, социальном и экологическом плане.

  • Отметить, как используется в настоящее время территория участка и сопредельные территории.

  • Знать все точечные источники загрязнения и иметь представление о проблемах загрязнения от нелокализованных источников: от использования сельскохозяйственных земель, различных трубопроводных систем, систем канализации, ирригации, дренажных систем, воздействие состояния воздушного бассейна через осадки и т.п.

  • Изучить природные особенности участка, и как повседневная деятельность людей, проживающих вблизи или на его территории, влияют на его экологическое состояние.

  • Определить черты, делающие участок уникальным: гидрофизические и гидрохимические характеристики, обитатели и их соотношение, геология и топографические особенности, географические границы и тип солнечной активности, и т.д.

  • Хорошо знать социально-экономическое использование ресурсов участка и верхнего течения реки вплоть до истоков: все виды использования земель, виды использования других природных ресурсов, как и кем они используются.

  • Искать общие мотивы для объединения активистов по реставрации: чистая вода и здоровье, благоприятная окружающая среда и т.д.

  • Знать как заинтересовать всех участников в сотрудничестве и добиться массового участия.

Также необходимо сформировать из заинтересованных юридических и физических лиц партнерство по проекту. Приведем возможный список партнеров и их вкладов в общее дело:

    • Административные органы - имеют реальную возможность воздействовать как на вовлечение населения, так и на реставрацию участка, осуществляют техническую поддержку, легитимируют план реставрации.

    • Органы местного самоуправления - определяют политику и решения власти, воздействующие на ход проекта.

    • Владельцы земли, промышленность и агробизнес - претворяют в жизнь решения административных органов и местного самоуправления, поднимают престиж проекта, спонсируют отдельные акции и являются источником информации для средств массовой информации о ходе проекта и реставрационных работ.

    • Мелкие собственники земли: фермерские, крестьянские и дачные хозяйства осуществляют мониторинг участка реставрации, используют социальные сети для интересов проекта, воздействуют на власть и бизнес.

    • Научные институты - являются для проекта источниками достоверной информации, осуществляют сбор данных и аналитические экспертизы о состоянии окружающей среды, об экономической и социальной ситуации.

  • Средства массовой информации - могут привлечь внимание к проблемам и локальным нуждам водосбора малой реки и участку реставрации, освещать ход проекта и вовлекать в него новых участников, поднимают престиж партнеров по проекту.

  • Религиозные лидеры - такое сотрудничество дает возможность ориентации на более высокие ценности, легитимность, уважение.

  • Пенсионеры - имеют большой опыт работы в коллективе, уважение и авторитет в сообществе.

  • Группы экологической общественности и гражданские организации - владеют знаниями об окружающей среде и экологических проблемах, имеют широкие связи с общественностью, властью и бизнесом, непосредственно участвуют в проекте как добровольцы, выражают интересы социальных групп, имеют навыки фандрайзинга.

  • Женские группы - могут воздействовать на образ жизни семьи, снижать загрязненность водосбора реки мусором, решать проблемы, связанные со здоровьем людей, имеют возможность для мобилизации и мотивации участников проекта.

  • Преподаватели учебных заведений - воздействуют на ценностные ориентации, являются источниками информации и лидерами школьных экогрупп, занимающихся экологическим образованием и просвещением, организуют мониторинг водных объектов и реставрацию малых рек.

  • Студенты, школьники - имеют время и энергию для различной практической работы, их привлечение означает возможность влиять на среднесрочные и долгосрочные перспективы, а также на будущее.


Основы для создания партнерства

Для решения проблем водосбора малой реки лучше всего начать формировать партнерство. Все партнеры должны знать, для достижения каких целей они работают, и что ожидается от каждого из них. Все партнеры должны выбираться по принципу их необходимости для партнерства, а не по персональному принципу. Они должны уметь общаться, понимать друг друга, иметь представление о решении проблем. При создании партнерства важно не ставить поначалу сложнодостижимых целей, не вызывать слишком большого скептицизма. Сразу необходимо создать некоторые правила, которые касаются проведения встреч, дискуссий, ожидаемого вклада, конструктивных следствий, конфиденциальности.

Призвать людей на участие в партнерстве могут следующие факторы: их непосредственная работа тесно связана с деятельностью партнерства; некоторым людям нравится встречаться друг с другом и ставить перед собой новые задачи, развивать потенциал профессионального и личностного роста. Первые задачи должны быть решены успешно, их надо ставить легкими и реалистичными, тогда люди поверят, что партнерство жизнеспособно. Необходимо постоянно обновлять информацию о том, что происходит по проекту и у партнеров. Далее необходимо провести идентификацию социально-экономических групп на водосборе малой реки:


  1. Группы, которые воздействуют на состояние водосбора и интересуются его управлением.

  2. Группы, которые воздействуют на состояние водосбора, но не интересуются его управлением.

  3. Группы, которые не воздействуют на состояние водосборов, но интересуются его управлением.

Все эти группы должны принимать участие в партнерстве, видеть свой интерес, свою роль и участие в общем процессе. Необходимо, чтобы лидер партнерства был признан путем консенсуса. Для большего успеха хорошо иметь 2-х или больше лидеров, то есть группу лидеров-координаторов. Необходимо сформулировать общую для всех цель и выработать задачи. Для того, чтобы выработать цель, необходимо узнать мнение всех партнеров на эту тему, обсудить идеи, написать продолжение проекта, основанное на дискуссиях, и окончательно утвердить его путем консенсуса, сделать заявление о намерениях и распространить его в СМИ.

Общее заявление о намерениях должно звучать достаточно широко, чтобы получить широкую поддержку, но достаточно специфично, чтобы можно было четко идентифицировать цели, задачи, конкретный предполагаемый результат. Нужно создать из краткосрочных и долгосрочных целей и задач дерево целей. Дерево целей это развернутая схема, похожая на дерево, на которой отражены все цели и задачи в своей взаимосвязи и последовательности.


Стадии развития партнерства

Стадия формирования - люди узнают друг друга. На этой стадии определяется, какую работу предстоит проделать участникам проекта и как ее можно сделать, решается, какая информация должна быть собрана, проводится обсуждение концепции и последствий работы, определение возможных барьеров и конфликтов.

Стадия напряжения - это часто самая трудная стадия. На этой стадии происходят споры о большей или меньшей важности следствий, выбор позиции, возможна постановка нереалистичных задач.

Стадия нормализации - люди принимают правила или нормы, которые появились в партнерстве, налаживается сотрудничество. Появляются общие цели.

Стадия нормальной работы - партнерство становится эффективным и объединяет все единицы. Люди начинают реально работать вместе, есть наглядный результат. Появляется чувство удовлетворения от работы партнерства. Начинают происходить конструктивные изменения на водосборе малой реки, видится возможность решения социально-экологических проблем, всеобщее хорошее отношение к партнерству.

Для развития партнерства нужно довольно длительное время. С самого начала необходимо поддерживать глубокую заинтересованность и энтузиазм людей, так как позитивные результаты могут проявиться не сразу. Все реальные группы людей, проживающие и работающие на территории водосбора или имеющие на его территории собственность, а также заинтересованные в развитии этой территории пользователи должны поверить, что их усилия необходимы для создания партнерства. Это приведет к восстановлению и сохранению природы. В общем, начинать надо с пилотного проекта по вовлечению населения в реставрацию участка водосбора малой реки, пример которого мы опишем ниже.

Проект реставрации реки целесообразен в том случае, если на водосборе уже работают экоНКО или экологические группы и собрана обширная информация о водосборе. Хорошо если на водосборе уже проводится общественный экологический мониторинг, который включает:


  • Визуальную оценку места обитания.

  • Индексацию стабильности водного объекта.

  • Биологический и гидрохимический мониторинг.


Предыстория проекта

В качестве иллюстрации приведем пример предыстории нашего проекта. Ежегодно с 1996 г. экогруппами средних школ №37 и №7 г. Вологды проводилась визуальная оценка экологического состояния р. Шограш и ее притока р. Евковки и составлялся протокол. Благодаря довольно большому периоду наблюдений можно охватить и значительный период развития реки, во время которого произошло прекращение деятельности одного из крупных загрязнителей – сельхозпредприятия «Осаново», распашка полей на берегу, окончание строительства жилых домов подходящей к берегу ул. Воркутинской.

После начала сотрудничества с Детско-юношеским центром «Лидер» в 2003-2004 гг. работа вышла на другой качественный уровень благодаря предоставлению переданной ЦНСИ полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р. Это позволило проводить более качественные и разнообразные гидрохимические исследования. Для полноты картины были выбраны 3 точки через 500 метров друг от друга, в которых забирали пробы воды. В 2004 г. было дано полное описание р. Шограш, то есть её экологический паспорт. Этот паспорт был составлен по единой методике организации и поведения общественного экологического мониторинга, разработанной экосоциологами ЦНСИ Кулясовой А.А и Кулясовым И.П., специалистами Института озероведения РАН Скворцовым В.В. и Станиславской Е.В. при участии региональных научных консультантов из ВГПУ Коробейниковой Л.А. и Болотовой Н.Л.

Гидрохимические исследования проводились 2 раза в год: в начале лета и осенью. Всего выявлено 20 реально загрязняющих стоков, в которых преобладают бытовые (60%) и промышленные (30%) стоки, остальное это – ливневые канализации. Большинство бытовых стоков расположены в среднем течении реки, промышленные – в нижнем. Один из стоков располагается выше уровня воды, что приводит, помимо прочего, к разрушению берега. Из 14 мостов, перекинутых через реку, 7 – автомобильные. Сильно воздействие на реку и 2-х железнодорожных мостов, которые производят, в том числе, и шумовое загрязнение, которое, конечно же, отрицательно влияет на флору и фауну реки, не говоря уже о местных жителях. Среди прочих загрязнителей отдельно выделены гаражные кооперативы, подходящие к берегу. Владельцы гаражей используют реку, как свалку для мусора. Также дождями оттуда смываются смазочные материалы и другие нефтепродукты.

Конечно, проект по реставрации можно сделать и не имея столь длительных и разнообразных наблюдений, но, в любом случае, перед созданием проекта реставрации должна быть проведена исследовательская работа.

Итак, были:



  • Выявлены основные загрязнители водосбора и реки Шограш (промышленные или сельскохозяйственные предприятия, ЖКХ, жители);

  • Оценено экологическое состояние в целом и на отдельных участках;

  • Оценен вклад в экологическое состояние точечных загрязнителей и рассеянных загрязнений; выявлено значение реки для населенного пункта (использование воды, рекреационное и т.д.):

  • Определены потенциальные заинтересованные лица и участники проекта - местный муниципалитет, депутаты, ЖКХ, школы, дома творчества, НГО, население и др.


Выбор участка реставрации

Участок реставрации может быть выбран по следующим критериям:



  1. Экологическое неблагополучие, подлежащее восстановлению – замусоренная территория с недостаточным естественным озеленением и травяным покровом, берега с эрозией почвы и т.д.

  2. Социальная значимость – участок должен иметь важное рекреационное или иное значение для местных жителей.

  3. Городские власти не имеют планов по строительству на этом участке и разрешают его реставрацию.

  4. Муниципалитет или отдельные депутаты городского и областного уровня поддерживают идею реставрации этого участка.

Нами был выбран именно такой участок. Это был засоренный и запущенный участок, где росли деревья между двумя мостиками, которыми ежедневно пользовались многие местные жители. Там был достаточно хороший травяной покров, но непосредственно на берегу были участки с нарушенным травяным покровом, с размываемым берегом, кусты на берегу отсутствовали. Этот участок был традиционно любимым местом отдыха жителей прилегающего микрорайона, но в последние годы качество участка стало крайне не удовлетворительным.

Поиск ресурсов для проекта


Средства для проекта могут быть найдены как в денежной форме, так и в форме различной помощи. Одна из возможностей это получить грант от фонда или финансирование хотя бы части работ от администрации. Такие примеры есть, однако этот ресурс существенно ограничен. Как правило, даже при получении таких средств их бывает не достаточно для осуществления проекта. Например, средства на проведение проекта мы получили от Комиссии Европейского Сообщества через АНО «Российский региональный экологический центр» (РРЭЦ), однако, их было не достаточно. Поэтому рассмотрим, какие ресурсы стало возможно привлечь:

  • Предприятия-загрязнители водосбора, как правило, готовы выделить небольшую помощь. Это могут быть транспортные средства, материалы для реставрации, а иногда даже добровольцы, освобожденные от работы с сохранением зарплаты.

Спонсорскую помощь мы получили от Льнокомбината, находящегося на водосборе реки и сбрасывающего в нее свои стоки. Это предприятие выделило нам достаточное количество льняной сетки для укрепления берега.

  • Транспортные средства и материалы также могут выделить службы ЖКХ, администрация, организации городского озеленения. Помочь договориться с этими организациями могут «зеленые» депутаты, т.е. курирующие местные экологические программы и проекты. Эти же структуры могут напечатать информационные материалы, подготовленные по проекту, дать информацию в СМИ.

С помощью депутата Законодательного собрания области и главы Городской думы нам удалось получить от городских служб 5 машин для вывоза мусора и трактор для вытаскивания из реки крупногабаритного мусора. Кроме того, они помогли договориться о бесплатном привозе купленного для реставрации песка и гравия. Кроме того, посадочный материал (саженцы, семена) могут быть найдены в пригородных и городских организациях. Саженцы для укрепления берега были предоставлены Городской станцией юннатов за небольшую плату. При организации и достаточном информировании даже местные жители могут принести со своих дач необходимые посадочные материалы.

  • Добровольцами, работающими по реставрации могут быть как взрослые, так и дети. Значительным ресурсом являются городские экологические лагеря, студенческие и школьные экогруппы. Возможно вовлечение активистов политических движений, например, младоединороссов, и региональных водоохранных экоНГО, а также работников какого-либо предприятия-загрязнителя. Кроме уже перечисленных групп очень важно вовлечь в проект местное население, которое живет непосредственно на реке. Школа или дом творчества, располагающиеся вблизи от места реставрации, могут выделить помещение для хранения инвентаря и другой работы по проекту.

Добровольцами стали участники экологических лагерей средних школ №7, №29, №37 и школы-интерната №2 г. Вологды. Администрация школы-интерната №2 предоставила нам безвозмездно место для хранения инвентаря и помещения для мероприятий по проекту. Она располагается рядом с участком реставрации, поэтому работать было очень удобно. Кроме того, добровольцами стали местные жители микрорайона, примыкающего к месту реставрации, и родители учеников. В результате в работах по реставрации приняло участие более 100 человек.

Информирование о проекте и вовлечение населения


Информирование о проекте можно осуществлять несколькими способами.

  1. Необходимо сделать пакет информационных материалов – на первой странице кратко рассказать о проекте, его исполнителях и спонсорах, на второй изложить основные задачи и результаты проекта, на третьей изложить календарный план. Информационный пакет нужно разослать в различные административные структуры, а также в учреждения, на предприятия, в школы, дома творчества, библиотеки, ЖКХ, НГО, повесить на досках объявлений в микрорайоне, где будет происходить реставрация.

  2. Информирование и вовлечение заинтересованных лиц через проведение межсекторального круглого стола. Круглый стол также может стать информационным поводом для приглашения СМИ. Таким образом, о проекте узнают многие горожане.

В Круглом столе, проходившем 27 апреля 2005 г. в школе-интернате №2 г. Вологды, участвовали представители молодежных, социальных, экологических НГО, педагоги и ученики школ, депутаты, специалисты государственных природоохранных структур. Координатор проекта по Вологде Симонова Людмила Александровна и руководитель проекта Кулясова Антонина Алексеевна подробно рассказали о проекте: что уже сделано, познакомила с планом работы.

Место проведения круглого стола было выбрано в связи с его близостью к намеченному участку реставрации. Участники вышли на берег реки Шограш и ознакомились с участком, планируемом для реставрации. Прямо на берегу был задан ряд конкретных вопросов, которые потом были вновь подняты и решены в ходе дискуссии. Дети отмечали, что они озабочены постоянным ухудшением экологического состояния реки Шограш и ее притоков и готовы на добровольной основе ее реставрировать и охранять. Были представлены рисунки детей, представленные на конкурс «Будущее реки Шограш». Эти рисунки были учтены при составлении плана реставрации.

В ходе дискуссии все участники выразили мнение, что проект очень нужный и своевременный, что он заслуживает большого внимания со стороны городских властей. Было высказано мнение, что необходимо его дальнейшее развитие на базе финансирования со стороны городской и областной администрации и добровольного труда населения, которое бы в таком случае стало бы охранять результаты своего труда как свое достояние. В результате между участниками (заинтересованными лицами) межсекторального круглого стола была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве по проекту.


  1. Социологический опрос как метод информирования и вовлечения населения.

В классическом смысле социологический опрос это дорогостоящее и не простое мероприятие, которое занимает достаточно много времени. Однако его успешно можно использовать для целей проекта, если анкетирование проводится добровольцами из школьных экогрупп среди своих родных и соседей, а результаты интересны, наглядны и в дальнейшем доступны всем заинтересованным лицам. Необходимо разработать небольшую анкету, не более 10 вопросов, и надеяться, что в ходе анкетирования возможно информирование людей о проекте и запись данных потенциальных волонтеров. В ней должны быть вопросы, относящиеся к характеристикам респондента, т.е. количественные, направленные на то, чтобы определить, кто отвечал на вопросы, и содержательные, т.е. качественные, направленные на то, чтобы узнать набор мнений и характеристик, который затем можно типологизировать и тоже обработать количественно. Анкета позволяет собрать информацию о пользовании рекой и береговой зоной, узнать оценку ее состояния со стороны жителей, выявить заинтересованность в реставрации. Нами предполагалось и учитывалось воздействие анкеты на респондента, т.е. вопросы были составлены так, чтобы человек, отвечающий на них, задумался о состоянии реки Шограш и ее проблемах, заинтересовался проектом и получил о нем информацию от интервьера.

Мы распечатали 1500 анкет, по 3 анкеты на одном листе. Там же была приложена краткая инструкция (см. ниже анкету и инструкцию). У нас получилось 500 листов, которые мы раздали в школьные экогруппы и экоклуб, которые находились недалеко от реки на ее водосборе. Несколько педагогов – лидеров экогрупп из этих школ и клуба участвовали в нашем проекте как добровольцы. Они раздали желающим детям по 1 листу с 3 анкетами в классах, рассказали о проекте. Дети в классе заполнили по 1 анкете, отрезали и отдали педагогам. После этого учителя рассказали, как проанкетировать взрослых. Таким образом, каждый учащийся, заполнивший анкету, стал добровольцем, анкетирующим взрослых. Оптимально учащийся должен был проанкетировать 1 взрослого работающего и 1 пенсионера. Так как большинство детей живут в микрорайонах своих школ, то они анкетировали, в основном, жителей водосбора. Результат сбора анкет был очень высоким – 948. Первичная обработка анкет делалась учителями вместе с ребятами-волонтерами, а окончательная сотрудниками проекта, экосоциологами.


АНКЕТА

1. Пол (подчеркнуть: Ж М)

2. Возраст (вписать ______)

3. Социальный статус (подчеркнуть: учащийся, работающий, пенсионер, др. вписать ____________________________________________________________)

4. В каких случаях Вы видите р. Шограш (подчеркнуть: смотрите в выходящие на реку окна, ходите рядом с рекой, ходите по мосту через реку, др. вписать __)

5. Ваша оценка того, что видите на реке и прилегающей территории (вписать _)

6. Как Вы используете реку и прилегающую территорию (подчеркнуть: моете машину, полощете белье, купаетесь, берете воду для поливки огорода, гуляете по берегу, отдыхаете на берегу, выносите туда мусор, используете мусор с реки для своих хозяйственных нужд, др. вписать ______________________________)

7. Ваша оценка того, как др. люди используют реку и прилегающую территорию (вписать ____________________________________________________________)

8. Вы заинтересованы в очистке, благоустройстве и сохранении реки и прилегающей территории (подчеркнуть: ДА НЕТ)

9. Готовы ли Вы принять участие в очистке, благоустройстве и сохранении реки и прилегающей территории, если это будет организовано (если ДА, то подчеркнуть: школьными экологическими группами, общественными организациями, предприятий, ЖКХ, МСУ, МЧС, др. вписать _______________)


ИНСТРУКЦИЯ

Учителя помогают заполнить школьникам Анкету 1. Далее школьники помогают одному из своих родителей заполнить Анкету 2. Далее школьник и родитель помогают пенсионеру (родственнику или соседу) заполнить Анкету 3. Если кто-то скажет, что уже заполнял такую анкету, то повторно не заполнять. Подчеркивать можно несколько значений. Вписывать оценку желательно одним словом.

Такой метод анкетирования дает возможность провести достаточно массовый опрос. Массовость опроса обеспечивает достаточно репрезентативные результаты. Сами результаты служат для легитимации проекта, а также для дальнейшего информирования и подтверждения перед потенциальными спонсорами и администрацией значимости проекта.
Праздник реки как инструмент информирования и вовлечения населения

Интересным и действенным способом информирования и вовлечения добровольцев в проект является праздник реки. Этот способ очень активно используется общественными организациями в США и почти не известен в России. Праздник обязательно должен проходить недалеко от реки и места реставрации. Это прекрасный информационный повод для СМИ. Он сочетает в себе и презентацию проекта, плана реставрации, исследовательских работ по реке и водосбору, и художественную самодеятельность, игры. Праздник интересен и детям, и взрослым. Это абсолютно открытое мероприятие для всех желающих. На нем также можно записывать желающих в добровольцы, приглашать их на конкретные акции.

7 июня 2005 г. рядом с участком реставрации на площадке у школы-интерната №2 г. Вологды был проведен Праздник реки Шограш. На Праздник пришли дети из близлежащих школ, их родители и другие местные жители. К Празднику были подготовлено 7 информационных щитов. 4 из них оформили школы №7, №37, №29, школа-интернат №2. В информации, размещенной на щитах, было рассказано о результатах многолетних исследований и акциях по сохранению реки Шограш экологическими группами этих школ. 3 информационных щита было оформлено ЦНСИ и НКО «Лидер», там была дана информация о проекте, плане реставрации. Один большой стенд был оформлен в виде выставки рисунков детей «Река Шограш – 21 век».

Все люди, пришедшие на Праздник, могли побеседовать с участниками проекта и организаторами Праздника, представлявшими информационные щиты, и друг с другом. На месте реставрации были вывешено 3 аншлага, рассказывающие о проекте. Во время праздника участники проекта рассказали о нем всем присутствующим.

Школьники подготовили небольшой концерт, где прозвучали экологические песни и были показаны композиции, подготовленные танцевальным ансамблем школы №7. Чтобы участники Праздника не чувствовали себя зрителями, проводились подвижные игры. Кроме того, во время Праздника грамотами были награждены победители конкурса рисунков, также наградили наиболее активных волонтеров – участников проекта.

Работа по реке Шограш и Праздник реки Шограш, как ее кульминация, не остались незамеченными Вологодскими СМИ. Эти события вызвали интерес съемочных групп 3-х телеканалов г. Вологды (РенТВ, ТВ 7, Вологодского областного телевидения), газеты «Вологодские новости», радио «Премьер». Вечером 7 июня на телеканалах были показаны сюжеты о реке Шограш, Празднике, проекте.



Реставрация


Вначале необходимо составить план реставрации. Он может состоять из рисунка, плана-схемы, а также перечня необходимых материалов для реставрации – их объема, цены или где их возможно взять безвозмездно. Кроме того, план должен включать график работ. Еще раз подчеркнем, что заранее необходимо получить в администрации разрешение на реставрацию участка. При этом необходимо доказать, что во время реставрации никаких новых сооружений сделано не будет, русло не изменится. Это важно, так как в противном случае вам необходимо будет делать уже профессиональный проект, который будет отправлен на экологическую экспертизу. После составления проекта его план хорошо обсудить с заинтересованными лицами, например, на межсекторальном круглом столе.

Сама реставрация может проходить в несколько этапов.



  1. Уборка береговой зоны и реки от мусора и его вывоз.

  2. Укрепление берега – накладывание льняной сетки, посадка деревьев, кустов, посев покрывных культур. Остановимся на этом более подробно, так как такой метод мало известен. Для укрепления берега берется любая сетка из натуральных волокон. Мы использовали льняную, она крепится на обрушивающемся участке берега или на участке с нарушенным травяным покровом. По краям сетка укрепляется деревянными штырями. Если берег сильно обрушивается, то кусты и деревья можно сажать в эту сетку, а ее накладывать в несколько слоев. Сверху сетка обязательно присыпается землей. Если необходимо восстановить травяной покров, то сеются семена трав и сетка присыпается землей. Таким образом, корни растений укрепляются.

  3. Подсыпка имеющихся дорожек песком и гравием, создание небольших клумб и альпийских горок.

Во время и после окончания основных работ обязательно устанавливаются аншлаги с рассказом о том, что и кем было сделано и как себя вести на водосборе. В некоторых случаях необходимо несколько раз косить траву на участке реставрации. Конечно, речь идет не идет об участках, где накладывалась сетка. Этот момент может быть важен для местных жителей. Они должны видеть, что за участком ухаживаю, это заставляет их изменить отношение к отреставрированному участку.

Нам пришлось косить большую часть участок. Во-первых, на нем оказалось много борщевика Сосновского. Это большая проблема на всем водосборе, так как это ядовитое растение ранит людей. Заросшие им участки теряют свое рекреационное значение. Во-вторых, чем чище участок, тем меньше людей хочет кинуть туда мусор. Это удивительный эффект, который мы обнаружили. Наш участок после уборки и ухода остался чистым в течение нескольких месяцев, в то время как соседние участки продолжали замусориваться. На нашем участке стало больше гулять родителей с маленькими детьми.



Создание экологических групп и Координационного совета


Для развития проекта и поддержания участков необходимо формирование постоянных экогрупп из школьников и взрослых. Возможно также сформировать Координационный совет по управлению водосбором реки, в который могут войти наиболее активные участники пилотного проекта по реставрации участка реки, а также специалисты и «зеленые» депутаты.

По окончанию проекта были сформированы 4 экогруппы, состоящие из учеников школ и их родителей, численностью около 200 человек. Они ставили своей целью довести реставрацию водосбора малой реки Шограш до конца, и для координации своих действий делегировали 18 человек на круглый стол. Кулясова А.А, руководитель проекта, отчиталась по выполненныым мероприятиям и финансовым расходам. Затем выступили руководители экогрупп, созданных в 5-ом и 6-ом микрорайонах г. Вологды на базе средней школы №37, в районе Льнокомбината на базе средней школы №7, в завокзальном микрорайоне на базе школы-интерната №2. Они рассказали об их участии в проекте, планах на будущее, выразили благодарность ЦНСИ за проведение проекта и привлечение внимание многих горожан, городских служб, депутатов, городской и областной администраций к проблемам р. Шограш.

Оценку проекту дали Самодурова Г.И., Барболина О.М., Оленичева А.И., Журавкова Т.В. (представитель жителей-добровольцев, участвующих в проекте и проживающих на водосборе р. Шограш), Симонова Л.А. (координатор проекта по Вологде). Все отметили, что проект был выполнен полностью, на высоком уровне. Его результаты соответствуют заявленным. Благодаря проекту дети и взрослые поняли значимость реки Шограш для г. Вологды, экогруппы в школах сплотились, их участники из разных школ познакомились между собой и стали сотрудничать в конкретном деле, к работе по реставрации р. Шограш подключились взрослые добровольцы из местного населения, в том числе родители, родственники и соседи. Было подчеркнуто, что проблемы р. Шограш стали известны местной администрации благодаря работе ЦНСИ – организации из Санкт-Петербурга, а также публикациям в СМИ. Было отмечено, проект имеет большое воспитательное значение для молодежи и является, по сути, частью патриотического воспитания. Взрослыми добровольцами-жителями водосбора р. Шограш было отмечено, что в годы их юности участок, где была проведена реставрация, был любимым местом отдыха, там гуляли мамы с маленькими детьми и колясками, потом река и ее берега стали превращаться в свалку и место сбора бомжей. Но после проведения реставрационных работ по проекту снова стало чисто и красиво, и мамы с маленькими детьми снова стали гулять. После того, как мусор был убран, проведены работы по укреплению берега, посажены кусты и деревья, местные жители практически перестали сбрасывать мусор на этот участок, уже несколько месяцев он остается чистым.

Был выбран Координационный совет р. Шограш из 12 человек, в который вошли руководители экогрупп - педагоги школ и школы-интерната, руководитель проекта и координатор его по Вологде, несколько наиболее активных добровольцев из взрослых местных жителей, местных школьников, студентов, депутат Законодательного собрания Вологодской области. Координационным советом р. Шограш решено продолжить работу по восстановлению и сохранению водосбора р. Шограш. Ближайшими задачами ставятся формирования партнерства по управлению водосбором реки Шограш и поиск финансирования и спонсорской помощи для дальнейшей реставрации.


*Методические рекомендации написаны в рамках проекта «Отработка модели взаимодействия «НКО – население» через реставрацию водосбора малой реки Шограш в г. Вологде» (04-10.2005). Проект реализуется при поддержке Европейского Сообщества через АНО «Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)». Мнение авторов не должны трактоваться как официальное мнение Европейского Сообщества.




Методические рекомендации* по реставрации участков водосбора реки силами нко и местного населения

Кулясова А. А., Кулясов И. П. Методические рекомендации по реставрации участков водосбора реки силами нко и местного населения // Отработка модели взаимодействия «нко – население»

209.14kb.

17 12 2014
1 стр.


Проект отработка модели взаимодействия «нко – население» через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде (03-10. 2005) Реализуется при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества через ано «Российский региональный экологический центр

Кулясов И. П. Буклет // Отработка модели взаимодействия «нко – население» через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде. Вологда. 2005. 2 с ил

56.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по проведению местного референдума

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

118.81kb.

07 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по заполнению форм донесений по эвакуации населения

Форма №1/эвак чс основные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории (наименование административно т

159.85kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации Ставрополь,2003 Реактивные артриты. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма,2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

390.37kb.

06 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

533.3kb.

27 09 2014
3 стр.


Методические рекомендации по контролю и оценке вирусного загрязнения объектов окружающей среды

Методические рекомендации предназначены для республиканских, краевых, областных

445.67kb.

25 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации принципы диагностики и лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения

Методические рекомендации подготовлены группой высококвалифицированных специалистов

444.52kb.

27 09 2014
1 стр.