Перейти на главную страницу
Проблема загрязнения малых рек актуальна по всей России. Именно малые реки, составляющие части водосборов крупных рек, вносят в них большую часть загрязнения. Вода из малых рек часто используется населением в различных целях, несмотря на свое плохое качество, в том числе и для питья, стирки, поливки огородов. Это несет множество рисков для здоровья. Засоренная и не обустроенная береговая зона не может выполнять рекреационных целей для жителей населенных пунктов. Таким образом, не выполняется конституционное право российских граждан на благоприятную окружающую среду.
Данные взаимосвязанные проблемы является типичными для большинства населенных пунктов России, где протекают малые реки. Население, проживающее на водосборах таких малых реках, как правило, является одним из значимых загрязнителей и не активно при попытках решения проблемы со стороны администраций, природоохранных государственных структур или НКО. Даже, если этими структурами предпринимаются попытки реставрации водосбора и очистки реки, население мало участвует в этом, следовательно, не помогает в поддержании их состояния после реставрации. Именно поэтому в нашей работе мы сконцентрировались на работе с населением и на тех мероприятиях, которые можно решить его силами.
Причины успеха
Для успешной реставрации участка малой реки нужно иметь определенные знания:
Для решения проблем водосбора малой реки лучше всего начать формировать партнерство. Все партнеры должны знать, для достижения каких целей они работают, и что ожидается от каждого из них. Все партнеры должны выбираться по принципу их необходимости для партнерства, а не по персональному принципу. Они должны уметь общаться, понимать друг друга, иметь представление о решении проблем. При создании партнерства важно не ставить поначалу сложнодостижимых целей, не вызывать слишком большого скептицизма. Сразу необходимо создать некоторые правила, которые касаются проведения встреч, дискуссий, ожидаемого вклада, конструктивных следствий, конфиденциальности.
Призвать людей на участие в партнерстве могут следующие факторы: их непосредственная работа тесно связана с деятельностью партнерства; некоторым людям нравится встречаться друг с другом и ставить перед собой новые задачи, развивать потенциал профессионального и личностного роста. Первые задачи должны быть решены успешно, их надо ставить легкими и реалистичными, тогда люди поверят, что партнерство жизнеспособно. Необходимо постоянно обновлять информацию о том, что происходит по проекту и у партнеров. Далее необходимо провести идентификацию социально-экономических групп на водосборе малой реки:
Общее заявление о намерениях должно звучать достаточно широко, чтобы получить широкую поддержку, но достаточно специфично, чтобы можно было четко идентифицировать цели, задачи, конкретный предполагаемый результат. Нужно создать из краткосрочных и долгосрочных целей и задач дерево целей. Дерево целей это развернутая схема, похожая на дерево, на которой отражены все цели и задачи в своей взаимосвязи и последовательности.
Для развития партнерства нужно довольно длительное время. С самого начала необходимо поддерживать глубокую заинтересованность и энтузиазм людей, так как позитивные результаты могут проявиться не сразу. Все реальные группы людей, проживающие и работающие на территории водосбора или имеющие на его территории собственность, а также заинтересованные в развитии этой территории пользователи должны поверить, что их усилия необходимы для создания партнерства. Это приведет к восстановлению и сохранению природы. В общем, начинать надо с пилотного проекта по вовлечению населения в реставрацию участка водосбора малой реки, пример которого мы опишем ниже.
Проект реставрации реки целесообразен в том случае, если на водосборе уже работают экоНКО или экологические группы и собрана обширная информация о водосборе. Хорошо если на водосборе уже проводится общественный экологический мониторинг, который включает:
В качестве иллюстрации приведем пример предыстории нашего проекта. Ежегодно с 1996 г. экогруппами средних школ №37 и №7 г. Вологды проводилась визуальная оценка экологического состояния р. Шограш и ее притока р. Евковки и составлялся протокол. Благодаря довольно большому периоду наблюдений можно охватить и значительный период развития реки, во время которого произошло прекращение деятельности одного из крупных загрязнителей – сельхозпредприятия «Осаново», распашка полей на берегу, окончание строительства жилых домов подходящей к берегу ул. Воркутинской.
После начала сотрудничества с Детско-юношеским центром «Лидер» в 2003-2004 гг. работа вышла на другой качественный уровень благодаря предоставлению переданной ЦНСИ полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р. Это позволило проводить более качественные и разнообразные гидрохимические исследования. Для полноты картины были выбраны 3 точки через 500 метров друг от друга, в которых забирали пробы воды. В 2004 г. было дано полное описание р. Шограш, то есть её экологический паспорт. Этот паспорт был составлен по единой методике организации и поведения общественного экологического мониторинга, разработанной экосоциологами ЦНСИ Кулясовой А.А и Кулясовым И.П., специалистами Института озероведения РАН Скворцовым В.В. и Станиславской Е.В. при участии региональных научных консультантов из ВГПУ Коробейниковой Л.А. и Болотовой Н.Л.
Гидрохимические исследования проводились 2 раза в год: в начале лета и осенью. Всего выявлено 20 реально загрязняющих стоков, в которых преобладают бытовые (60%) и промышленные (30%) стоки, остальное это – ливневые канализации. Большинство бытовых стоков расположены в среднем течении реки, промышленные – в нижнем. Один из стоков располагается выше уровня воды, что приводит, помимо прочего, к разрушению берега. Из 14 мостов, перекинутых через реку, 7 – автомобильные. Сильно воздействие на реку и 2-х железнодорожных мостов, которые производят, в том числе, и шумовое загрязнение, которое, конечно же, отрицательно влияет на флору и фауну реки, не говоря уже о местных жителях. Среди прочих загрязнителей отдельно выделены гаражные кооперативы, подходящие к берегу. Владельцы гаражей используют реку, как свалку для мусора. Также дождями оттуда смываются смазочные материалы и другие нефтепродукты.
Конечно, проект по реставрации можно сделать и не имея столь длительных и разнообразных наблюдений, но, в любом случае, перед созданием проекта реставрации должна быть проведена исследовательская работа.
Итак, были:
Участок реставрации может быть выбран по следующим критериям:
Место проведения круглого стола было выбрано в связи с его близостью к намеченному участку реставрации. Участники вышли на берег реки Шограш и ознакомились с участком, планируемом для реставрации. Прямо на берегу был задан ряд конкретных вопросов, которые потом были вновь подняты и решены в ходе дискуссии. Дети отмечали, что они озабочены постоянным ухудшением экологического состояния реки Шограш и ее притоков и готовы на добровольной основе ее реставрировать и охранять. Были представлены рисунки детей, представленные на конкурс «Будущее реки Шограш». Эти рисунки были учтены при составлении плана реставрации.
В ходе дискуссии все участники выразили мнение, что проект очень нужный и своевременный, что он заслуживает большого внимания со стороны городских властей. Было высказано мнение, что необходимо его дальнейшее развитие на базе финансирования со стороны городской и областной администрации и добровольного труда населения, которое бы в таком случае стало бы охранять результаты своего труда как свое достояние. В результате между участниками (заинтересованными лицами) межсекторального круглого стола была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве по проекту.
Мы распечатали 1500 анкет, по 3 анкеты на одном листе. Там же была приложена краткая инструкция (см. ниже анкету и инструкцию). У нас получилось 500 листов, которые мы раздали в школьные экогруппы и экоклуб, которые находились недалеко от реки на ее водосборе. Несколько педагогов – лидеров экогрупп из этих школ и клуба участвовали в нашем проекте как добровольцы. Они раздали желающим детям по 1 листу с 3 анкетами в классах, рассказали о проекте. Дети в классе заполнили по 1 анкете, отрезали и отдали педагогам. После этого учителя рассказали, как проанкетировать взрослых. Таким образом, каждый учащийся, заполнивший анкету, стал добровольцем, анкетирующим взрослых. Оптимально учащийся должен был проанкетировать 1 взрослого работающего и 1 пенсионера. Так как большинство детей живут в микрорайонах своих школ, то они анкетировали, в основном, жителей водосбора. Результат сбора анкет был очень высоким – 948. Первичная обработка анкет делалась учителями вместе с ребятами-волонтерами, а окончательная сотрудниками проекта, экосоциологами.
1. Пол (подчеркнуть: Ж М)
2. Возраст (вписать ______)
3. Социальный статус (подчеркнуть: учащийся, работающий, пенсионер, др. вписать ____________________________________________________________)
4. В каких случаях Вы видите р. Шограш (подчеркнуть: смотрите в выходящие на реку окна, ходите рядом с рекой, ходите по мосту через реку, др. вписать __)
5. Ваша оценка того, что видите на реке и прилегающей территории (вписать _)
6. Как Вы используете реку и прилегающую территорию (подчеркнуть: моете машину, полощете белье, купаетесь, берете воду для поливки огорода, гуляете по берегу, отдыхаете на берегу, выносите туда мусор, используете мусор с реки для своих хозяйственных нужд, др. вписать ______________________________)
7. Ваша оценка того, как др. люди используют реку и прилегающую территорию (вписать ____________________________________________________________)
8. Вы заинтересованы в очистке, благоустройстве и сохранении реки и прилегающей территории (подчеркнуть: ДА НЕТ)
9. Готовы ли Вы принять участие в очистке, благоустройстве и сохранении реки и прилегающей территории, если это будет организовано (если ДА, то подчеркнуть: школьными экологическими группами, общественными организациями, предприятий, ЖКХ, МСУ, МЧС, др. вписать _______________)
Учителя помогают заполнить школьникам Анкету 1. Далее школьники помогают одному из своих родителей заполнить Анкету 2. Далее школьник и родитель помогают пенсионеру (родственнику или соседу) заполнить Анкету 3. Если кто-то скажет, что уже заполнял такую анкету, то повторно не заполнять. Подчеркивать можно несколько значений. Вписывать оценку желательно одним словом.
Такой метод анкетирования дает возможность провести достаточно массовый опрос. Массовость опроса обеспечивает достаточно репрезентативные результаты. Сами результаты служат для легитимации проекта, а также для дальнейшего информирования и подтверждения перед потенциальными спонсорами и администрацией значимости проекта.
Праздник реки как инструмент информирования и вовлечения населения
Интересным и действенным способом информирования и вовлечения добровольцев в проект является праздник реки. Этот способ очень активно используется общественными организациями в США и почти не известен в России. Праздник обязательно должен проходить недалеко от реки и места реставрации. Это прекрасный информационный повод для СМИ. Он сочетает в себе и презентацию проекта, плана реставрации, исследовательских работ по реке и водосбору, и художественную самодеятельность, игры. Праздник интересен и детям, и взрослым. Это абсолютно открытое мероприятие для всех желающих. На нем также можно записывать желающих в добровольцы, приглашать их на конкретные акции.
7 июня 2005 г. рядом с участком реставрации на площадке у школы-интерната №2 г. Вологды был проведен Праздник реки Шограш. На Праздник пришли дети из близлежащих школ, их родители и другие местные жители. К Празднику были подготовлено 7 информационных щитов. 4 из них оформили школы №7, №37, №29, школа-интернат №2. В информации, размещенной на щитах, было рассказано о результатах многолетних исследований и акциях по сохранению реки Шограш экологическими группами этих школ. 3 информационных щита было оформлено ЦНСИ и НКО «Лидер», там была дана информация о проекте, плане реставрации. Один большой стенд был оформлен в виде выставки рисунков детей «Река Шограш – 21 век».
Все люди, пришедшие на Праздник, могли побеседовать с участниками проекта и организаторами Праздника, представлявшими информационные щиты, и друг с другом. На месте реставрации были вывешено 3 аншлага, рассказывающие о проекте. Во время праздника участники проекта рассказали о нем всем присутствующим.
Школьники подготовили небольшой концерт, где прозвучали экологические песни и были показаны композиции, подготовленные танцевальным ансамблем школы №7. Чтобы участники Праздника не чувствовали себя зрителями, проводились подвижные игры. Кроме того, во время Праздника грамотами были награждены победители конкурса рисунков, также наградили наиболее активных волонтеров – участников проекта.
Работа по реке Шограш и Праздник реки Шограш, как ее кульминация, не остались незамеченными Вологодскими СМИ. Эти события вызвали интерес съемочных групп 3-х телеканалов г. Вологды (РенТВ, ТВ 7, Вологодского областного телевидения), газеты «Вологодские новости», радио «Премьер». Вечером 7 июня на телеканалах были показаны сюжеты о реке Шограш, Празднике, проекте.
Сама реставрация может проходить в несколько этапов.
Нам пришлось косить большую часть участок. Во-первых, на нем оказалось много борщевика Сосновского. Это большая проблема на всем водосборе, так как это ядовитое растение ранит людей. Заросшие им участки теряют свое рекреационное значение. Во-вторых, чем чище участок, тем меньше людей хочет кинуть туда мусор. Это удивительный эффект, который мы обнаружили. Наш участок после уборки и ухода остался чистым в течение нескольких месяцев, в то время как соседние участки продолжали замусориваться. На нашем участке стало больше гулять родителей с маленькими детьми.
По окончанию проекта были сформированы 4 экогруппы, состоящие из учеников школ и их родителей, численностью около 200 человек. Они ставили своей целью довести реставрацию водосбора малой реки Шограш до конца, и для координации своих действий делегировали 18 человек на круглый стол. Кулясова А.А, руководитель проекта, отчиталась по выполненныым мероприятиям и финансовым расходам. Затем выступили руководители экогрупп, созданных в 5-ом и 6-ом микрорайонах г. Вологды на базе средней школы №37, в районе Льнокомбината на базе средней школы №7, в завокзальном микрорайоне на базе школы-интерната №2. Они рассказали об их участии в проекте, планах на будущее, выразили благодарность ЦНСИ за проведение проекта и привлечение внимание многих горожан, городских служб, депутатов, городской и областной администраций к проблемам р. Шограш.
Оценку проекту дали Самодурова Г.И., Барболина О.М., Оленичева А.И., Журавкова Т.В. (представитель жителей-добровольцев, участвующих в проекте и проживающих на водосборе р. Шограш), Симонова Л.А. (координатор проекта по Вологде). Все отметили, что проект был выполнен полностью, на высоком уровне. Его результаты соответствуют заявленным. Благодаря проекту дети и взрослые поняли значимость реки Шограш для г. Вологды, экогруппы в школах сплотились, их участники из разных школ познакомились между собой и стали сотрудничать в конкретном деле, к работе по реставрации р. Шограш подключились взрослые добровольцы из местного населения, в том числе родители, родственники и соседи. Было подчеркнуто, что проблемы р. Шограш стали известны местной администрации благодаря работе ЦНСИ – организации из Санкт-Петербурга, а также публикациям в СМИ. Было отмечено, проект имеет большое воспитательное значение для молодежи и является, по сути, частью патриотического воспитания. Взрослыми добровольцами-жителями водосбора р. Шограш было отмечено, что в годы их юности участок, где была проведена реставрация, был любимым местом отдыха, там гуляли мамы с маленькими детьми и колясками, потом река и ее берега стали превращаться в свалку и место сбора бомжей. Но после проведения реставрационных работ по проекту снова стало чисто и красиво, и мамы с маленькими детьми снова стали гулять. После того, как мусор был убран, проведены работы по укреплению берега, посажены кусты и деревья, местные жители практически перестали сбрасывать мусор на этот участок, уже несколько месяцев он остается чистым.
Был выбран Координационный совет р. Шограш из 12 человек, в который вошли руководители экогрупп - педагоги школ и школы-интерната, руководитель проекта и координатор его по Вологде, несколько наиболее активных добровольцев из взрослых местных жителей, местных школьников, студентов, депутат Законодательного собрания Вологодской области. Координационным советом р. Шограш решено продолжить работу по восстановлению и сохранению водосбора р. Шограш. Ближайшими задачами ставятся формирования партнерства по управлению водосбором реки Шограш и поиск финансирования и спонсорской помощи для дальнейшей реставрации.
Кулясова А. А., Кулясов И. П. Методические рекомендации по реставрации участков водосбора реки силами нко и местного населения // Отработка модели взаимодействия «нко – население»
17 12 2014
1 стр.
Кулясов И. П. Буклет // Отработка модели взаимодействия «нко – население» через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде. Вологда. 2005. 2 с ил
17 12 2014
1 стр.
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
07 10 2014
1 стр.
Форма №1/эвак чс основные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории (наименование административно т
17 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
06 10 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
27 09 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для республиканских, краевых, областных
25 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации подготовлены группой высококвалифицированных специалистов
27 09 2014
1 стр.