Перейти на главную страницу
2. Савельев И.В. Курс обшей физики, т. 2. - М.: Наука, 1988.
3. Батыгин В.В., Топтыгин И.М. Сборник задач по электродинамике.
- М.:Наука,1970.
4. Борисенко А.И., Тарапов И.Е. Векторный анализ и начала тензорного
исчисления. Харьков: Вища школа, 1986.
5. Р.Фейнман, Р.Лейтон, М.Сэндс. Фейнмановские лекции по физике.
т.1,5,7. –М.: Мир, 1967.
6. Г.Джеффрис, Б.Свирлс. Методы математической физики (Выпуск 1).
–М.:Мир, 1969.
7. Дж. Мэтьюз, Р. Уокер. Математические методы физики.
–М.:Атомиздат,1972.
8. П.К. Рашевский. Риманова геометрия и тензорный анализ.
–М.: Наука, 1967.
9. Ведринский Р.В., Мачавариани В.Ш., А.А.Новакович, Ф.В. Демехин.
Методические указания “Основы векторного и тензорного анализа”
Часть 2. Ростов-на-Дону. Ростовский государственный университет,
1998.
2. Контрольная работа: мин. 5, макс.10.
3. Коллоквиум мин. 30 макс. 50
Сумма баллов за модуль: мин. 60, макс.120.
Соответствие баллов промежуточного рейтинга оценке
_____________________________________________________________________
Оценка Отлично Хорошо Удовлетво- Неудовлетво-
рительно рительно
__________________________________________________________
Баллы 100-120 80-99 60-79 0-59
__________________________________________________________
К сдаче экзамена по дисциплине допускаются студенты, аттестованные
по 1-му, 2-му, 3-му и 4-му модулю.
Тема 1.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.1, 4.3.2, 4.3.5/.
Поток векторного поля. Дивергенция векторного поля. Теорема Гаусса и ее применение в физике.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.1, 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5/. Следует также повторить материал курса «Математический анализ», раздел «Кратные интегралы». Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 3.
Циркуляция векторного поля. Ротор векторного поля. Теорема Стокса и ее применение в физике.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.1, 4.3.2, 4.3.4, 4.3.5/. Следует также повторить материал курса «Математический анализ», раздел «Кратные интегралы». Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 4.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.2, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Преобразование выражений векторного анализа. Метод оператора «набла» и примеры его применения в физике.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.2, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.7/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 6.
Операции векторного анализа в криволинейных системах координат.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.2, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.8/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 7.
Векторы и тензоры. Преобразование векторов и тензоров при поворотах системы координат.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.5, 4.3.7. 4.3.8/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 8.
Операции над тензорами.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.5, 4.3.7. 4.3.8/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 9.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.5, 4.3.7. 4.3.10/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Символ Леви-Чивита.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.6, 4.3.7. 4.3.8/. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 11.
Преобразование тензоров при инверсии системы координат. Псевдотензоры.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.6, 4.3.7. 4.3.8/. Следует также повторить материал седьмой темы. Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
Тема 12.
Элементы тензорного анализа. Обобщенная теорема Остроградского- Гаусса для тензорных полей.
Методические рекомендации: наиболее полно этот вопрос освещен в литературе /4.3.4, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8/. Следует также повторить материал курса «Математический анализ», раздел «Кратные интегралы». Самостоятельная работа состоит также в подготовке к практическому занятию по данной теме и решению задач, заданных на дом.
4.2 Перечень вопросов и задач, выносимых на письменный экзамен.
1. Написать уравнение прямой, проходящей через точку А(3, 2, 1) в направлении наискорейшего роста функции exp (-r2), r=|r|.
2. Написать уравнение плоскости, касательной к поверхности постоянного значения функции (x2+y2-3z) в точке А(-1, 2, -1).
3. Найти угол между направлениями наискорейшего роста функций
(x2+2y2-z2) и r=|r| в точке А(-1, 1, 1).
где . Результаты записать компактно по возможности в векторном виде.
a) , б) , в) , г) ,
д) , е) , где - постоянный вектор.
18. Вычислить rot rot для следующих векторных полей:
a) , б) , в)
г) , где -постоянные векторы.
а) ,
б)
22. Найти плотность электрического заряда в вакууме , если задана напряженность электрического поля ,
а)
б)
23. Зная вид функций , записать квадрат расстояния между двумя бесконечно-близкими точками, и найти коэффициенты Ламе для сферической и цилиндрической систем координат.
(Для сферической системе координат: , , . Для цилиндрической системы координат , , .)
а) , б) , в)
а) Убедится, что матрица поворота на угол совпадает с произведением матриц и , которые являются матрицами поворота на углы и соответственно.
б) Убедиться, что матрица поворота на угол совпадает с матрицей , где - матрица поворота на угол .
30. Найти матрицу поворота системы координат в трехмерном пространстве на угол .
а) Вокруг оси Ox. б) Вокруг оси Oy. в) Вокруг оси Oz
а) . б) .
в) . г)
32. В случае двумерного пространства вычислить компоненты тензора второго ранга в системе координат, повернутой на угол по сравнению с исходной. Компоненты тензора и угол следующие:
а)
б)
в)
г)
33. В трехмерном пространстве заданы компоненты вектора. Найти компоненты вектора в системе координат, повернутой на угол вокруг оси Ox по сравнению с исходной. Компоненты вектора и угол следующие:
а)
б)
34. Даны векторы и . Доказать, что множество величин образует тензор второго ранга. Такой тензор иногда называют диадой.
35. Даны: вектор и тензор второго ранга . Доказать, что множество величин образует тензор третьего ранга.
36. Дан тензор третьего ранга . Доказать, что множество величин образует тензор третьего ранга.
37. Даны тензоры второго ранга и . Доказать, что множество величин образует тензор четвертого ранга.
38. Найти тензор , где и являются тензорами в двумерном пространстве и их компоненты равны:
а) ,
б) ,
в) ,
а) б) в) г) д)
е) ж) з) и) к)
л) м) н) о) п)
Векторы и и тензоры и равны:
40. Разложить тензор второго ранга на сумму симметричного и антисимметричного тензоров, где равны:
а) б)
Произвести вычисления для тензоров с компонентами:
а)
б)
в)
г)
Произвести вычисления для тензоров с компонентами:
a) б)
в) г)
а) б)
в) г)
д) е)
ж) з)
44. Получить формулу преобразования двойного векторного произведения , используя символ Леви-Чивита.
45. Преобразовать выражения, используя символ Леви-Чивита.
а) б)
в) г)
д) е)
а) , где и - постоянные векторы.
б) , где - постоянный вектор.
в) , где - постоянный вектор.
г)
д) , где и - постоянные векторы.
Доказать, что .
Указание: Умножим левую и правую части равенства на произвольный постоянный тензор ранга (N-1) и выполним свертку по индексам .
1. Савельев И.В. Основы теоретической физики, т. 1. - М.: Наука, 1975.
2. Савельев И.В. Курс обшей физики, т. 2. - М.: Наука, 1988.
3. Батыгин В.В., Топтыгин И.М. Сборник задач по электродинамике.
- М.:Наука,1970.
4. Борисенко А.И., Тарапов И.Е. Векторный анализ и начала тензорного
исчисления. Харьков: Вища школа, 1986.
5. Р.Фейнман, Р.Лейтон, М.Сэндс. Фейнмановские лекции по физике.
т.1,5,7. –М.: Мир, 1967.
6. Г.Джеффрис, Б.Свирлс. Методы математической физики (Выпуск 1).
–М.:Мир, 1969.
7. Дж. Мэтьюз, Р. Уокер. Математические методы физики.
–М.:Атомиздат,1972.
8. П.К. Рашевский. Риманова геометрия и тензорный анализ.
–М.: Наука, 1967.
9. Ведринский Р.В., Мачавариани В.Ш. Методические указания “Основы
векторного и тензорного анализа” Часть 1. Ростов-на-Дону. Ростовский
государственный университет, 1995.
10. Ведринский Р.В., Мачавариани В.Ш., А.А.Новакович, Ф.В. Демехин.
Методические указания “Основы векторного и тензорного анализа”
Часть 2. Ростов-на-Дону. Ростовский государственный университет,
1998.
- закрепления знаний, полученных при изучении теоретического материала по дисциплине «Векторный и тензорный анализ»;
- получения практических навыков аналитических вычислений с использованием аппарата векторного и тензорного анализа.
Перечень практических занятий
Тема 1.
Скалярные и векторные величины в физике. Скалярные и векторные поля. Градиент скалярного поля. Применение понятия градиента в математике и в физике.
Номера задач по теме: 1.3.1, 1.5.1, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.6, 2.2.10, 2.3.2, 2.3.4.
Поток векторного поля. Дивергенция векторного поля. Теорема Гаусса и ее применение в физике.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.9/.
Номера задач по теме: 3.1.1, 3.1.3, 3.1.6, 3.1.12, 3.2.1, 3.3.1, 3.3.2, 3.4.1, 3.4.2.
Тема 3.
Циркуляция векторного поля. Ротор векторного поля. Теорема Стокса и ее применение в физике.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.9/.
Номера задач по теме: 4.1.1, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.12, 4.3.1, 4.3.3, 4.3.6, 4.5.1, 4.7.
Тема 4.
Дифференциальные операторы второго порядка в векторном анализе и примеры их применения в физике.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.9/.
Номера задач по теме: 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3.
Тема 5.
Преобразование выражений векторного анализа. Метод оператора «набла» и примеры его применения в физике.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.9/.
Номера задач по теме: 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3.
Тема 6.
Операции векторного анализа в криволинейных системах координат.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8, 1.10.(a), 1.11.(a).
Тема 7.
Векторы и тензоры. Преобразование векторов и тензоров при поворотах системы координат.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 2.1.3, 2.2.3, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.7.2.
Тема 8.
Операции над тензорами.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 3.1, 3.4, 3.5, 3.11.1, 3.11.2, 3.11.3, 3.12.1, 3.12.2, 3.12.3.
Тема 9.
Свойства тензоров второго ранга. Собственные значения и собственные векторы симметричных тензоров второго ранга.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3.
Тема 10.
Символ Леви-Чивита.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3.
Тема 11.
Преобразование тензоров при инверсии системы координат. Псевдотензоры.
Цель работы: получение практических навыков вычислений матриц несобственных ортогональных преобразований декартовой системы координат и компонент аксиальных векторов и псевдотензоров при суперпозиции поворота и инверсии координатной системы.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
Номера задач по теме: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7.
Тема 12.
Решить задачи из сборника методических указаний /4.4.10/.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы
14 10 2014
6 стр.
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, руководителей дерматовенерологических и других лечебно-профилактических учреждений, практических врачей,
11 09 2014
3 стр.
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценност
12 10 2014
4 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
06 10 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе коммунальными энергоснабжающими предприятиями, а также организациями, осуществляющими энергетические
13 10 2014
5 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов
27 09 2014
3 стр.
Методические рекомендации предназначены для врачей-реаниматологов, анестезиологов
16 12 2014
1 стр.